Главные вкладки
Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики"
рабочая программа по логопедии
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_ruk_u_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 261.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Оглавление
#1055;ояснительная записка……………………………………………………..2
#1040;ктуальность Программы………………………………………………..2
#1062;ели и задачи программы………………………………………………..4
#1055;ланируемые результаты………………………………………………..5
#1055;ринципы реализации Программы……………………………………..5
#1050;алендарно-тематическое планирование…………………………………………………………………6
#1051;итература………………………………………………………………….15
- Пояснительная записка
Актуальность
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей старшего возраста 5-6 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
Содержание данной рабочей Программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Рабочая Программа составлена в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения и парциальной Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.
- Цели и задачи
Целью Программы является создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
- Формировать практические умения и навыки.
- Знакомить с различными методами продуктивной деятельности.
Развивающие:
1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
4. Развивать речь детей.
Воспитательные:
- Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность.
- Воспитывать и развивать художественный вкус.
- Планируемые результаты
#1056;азвитие мелкой моторики и координации пальцев
рук до уровня, соответствующего данному возрасту.
#1054;владение разными видами ручной умелости.
#1054;владение приемами работы с разными инструментами.
#1058;ворческое применение знакомых техник, приемов и материалов в
художественной деятельности.
#1059;мение работать коллективно.
Итоги реализации программы подводятся в форме выставок детских работ, участие в творческих конкурсах различного уровня. Срок реализации Программы -1 год.
- Принципы реализации Программы
- принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
- принцип оздоровительной направленности;
- принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения детей.
- Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по данной теме использованы следующие формы работы:
- массаж пальцев кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
- игры с предметами;
- упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
- аппликация;
- лепка из пластилина;
- нетрадиционные способы рисования;
- рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка;
- работа с ножницами;
- развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Тема занятий | Цель и задачи занятий | Содержание |
Диагностика Сентябрь | Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом. Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы. | Автор методики Т.Г. Визель |
;Наш дом». Октябрь. | Формирование графических умений и навыков; #1056;азвивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. #1042;оспитывать положительное отношение к дому, в котором живешь. | #1055;альчиковая гимнастика «Дружат пальчики». #1050;атание ребристого карандаша между ладонями (массаж) #1056;аскрашивание силуэтов домиков. |
2. «Игрушки». | Развитие мелкой моторики пальцев; #1059;чить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство внутри контура. #1042;оспитывать аккуратность при работе с пластилином. | #1055;альчиковая гимнастика «Дружат пальчики», #1048;гра «Что это?». Определить игрушки на ощупь: кубик, мяч, пирамидка. #1055;ластилинография: «Мой веселый, звонкий мяч». |
3. «Осень». | Развитие уровня мелкой моторики и тактильной чувствительности. #1047;накомить детей с нетрадиционным способом аппликации. | #1055;альчиковая гимнастика «Осенние листья». 2. «Листопад»- лист желтой и оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. #1040;ппликация крупой «Осеннее дерево». |
;Огород. Овощи». | Развитие координации движений пальцев рук. #1059;чить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 2. Воспитывать интерес к рисованию. | #1055;альчиковая гимнастика «Капуста». ;Д/и «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. #1056;абота с трафаретом Обвести и раскрасить овощи. |
;Сад. Фрукты». Ноябрь. | Цель: Формирование умения нанизывать бусины на шнурок. Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов. #1042;оспитывать интерес к работе с трафаретами. | #1055;альчиковая гимнастика «Мы делили апельсин». #1044;/и «Сушка фруктов». Нанизывание на шнурок кружков из толстого картона с дырочкой посередине. #1056;абота с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты». |
6. «Ягоды» | Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина. 1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. #1047;акрепить умение придавливать семечки, добиваясь изображения. #1042;оспитывать умение работать аккуратно. | #1055;альчиковая игра «По ягоды». 2. Выложить семечками по нарисованному контуру (ягоды) #1055;ластилинография. «Ежевика» |
7. «Дом. Семья» | Формирование умений ориентироваться на плоскости. #1055;родолжать формировать графические навыки. 2. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца. | 1. Пальчиковая гимнастика «Как у нас семья большая» 2. «Мой дом» Выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. 3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить. |
8. «Мебель». | Развитие мелких движений пальцев рук, их двигательной активности. #1055;родолжать развивать ориентировку на плоскости. Совершенствовать зрительную память. #1042;оспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом. | #1052;ассаж ребристым карандашом между ладонями. 2. «Мебель для гостиной». Выкладывание из палочек шкафа, дивана. 3. «Продолжи узор на мебели». Рисование ватной палочкой. |
9. «Зима». Декабрь. | Использование техники -рисование мятой бумагой . #1056;азвитие мелкой моторики ладоней; #1059;чить преобразовывать лист бумаги в «снежный ком». #1042;оспитывать интерес к работе в коллективе. | #1044;/и «Что лишнее и почему?» ;Построим горку для зверушек из снежных комочков. 3. Рисование снеговиков(пальцами). |
10. «Зимние забавы» | Развитие мелкой моторики. #1059;пражнять в координации движений с речью. #1055;родолжать учить складывать из бумаги. 3. Воспитывать интерес к оригами. | 1.Хороводная игра «Снежная баба» #1048;гра с пробками «Лыжи». 3. «Санки» ( оригами). |
11. «Новый год» | Совершенствование умения конструировать спичками. #1056;азвитие мелкой моторики пальцев. #1042;оспитывать желание создавать праздничное настроение. | #1044;/игра «Наведем порядок». (группировка предметов по признаку). 2. «Бусы на елку» Выкладывание геометрических фигур в определенной последовательности. ;Снежинка». |
12. | 1. Знакомство с техникой «Айрис-фолдинг» | #1052;ассаж грецкими орехами 2. Аппликация «Дед Мороз», «Ёлочка», «Новогодние игрушки» |
13. «Зимующие птицы». Январь |
#1056;азвитие мелкой моторики пальцев. #1042;оспитывать интерес к созданию поделок из ниток. | #1051;огоритмика «Снегири». #1059;гощение для птиц. Сортировка семян. ;Снегири». (поделка из ниток) |
14. «Домашние животные» | #1060;ормирование навыка работы в технике пластилинография. #1042;оспитывать любовь к домашним животным. | #1055;альчиковая игра «На ладошку села кошка». 2. Маленький конструктор - выкладывание из геометрических фигур животных. 3. «Котенок» Рисование пластилином |
15. «Птицы» | Развитие мелкой моторики пальцев рук. 1. Учить штриховать мелкими петельками. #1042;оспитывать желание помочь тем, кто просит о помощи. | #1048;гра с грецким орехом #1044;/и «Птицы хотят пить» (игры с пипеткой). 3. «Пингвин» (штриховка мелкими петельками). |
16. «Профессии» | Использование нетрадиционных материалов в создании поделок. #1055;родолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. | #1048;гровые упражнения с мячом массажером #1044;/и «Отгадай профессию». 3. Раскрась по образцу |
17. «Транспорт» Февраль | Развитие зрительно –двигательной координации и моторики пальцев рук. #1047;акрепить назначение транспорта. #1055;родолжать учить выполнять объемную аппликацию. 3. Воспитывать желание выполнять аппликацию при помощи взрослого. | #1051;огоритмика «Едем на машине, нажимаем на педаль». 2. Рисование машины пластилином. |
#1044;ень Святого Валентина. | Использование нетрадиционных материалов в создании Валентинок. #1059;чить действовать по словесной инструкции. #1055;родолжать работать над развитием мелкой моторики. #1042;оспитывать хорошее отношение к празднику. | 1. Массаж ладошек карандашом. #1044;/и «Солнышко». #1048;зготовление Валентинок из цветного картона. |
19. «Наша Армия». | Развитие зрительно моторных функций. #1059;чить штриховать в разных направлениях. #1042;оспитывать чувства гордости за Российскую Армию. | #1048;гры с мелким конструктором и военной техникой для обыгрывания построек. #1048;з риса выложить салют по нарисованному контуру. 3.Штриховка «Танк». . |
20. «Весна» | Продолжение работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. #1059;чить работать с крупой. #1042;оспитывать желание работать аккуратно и приводить в порядок свое рабочее место. | 1. «Потекли ручейки» рисование пальцами на крупе. #1053;анизывание пуговиц называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) #1040;ппликация из пшена «Солнышко». |
21 .«Мамин праздник» Март | Развитие мелкой моторики. #1059;чить действовать по словесной инструкции, складывая горшочек из бумаги. #1042;оспитывать уважение и любовь к женскому полу. | #1047;авязываем бантик на подарке #1048;гра «Смотай клубок» #1055;раздничная открытка (горшочек с цветами) |
22. «Весна» | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок. 3. Стимулирование тактильных ощущений. 4. Тренировать навык завязывания узелков и бантиков. | 1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц». 2. Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья. 3. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков, бантиков. 4. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый). |
23.(продолжение) | 5. Учить детей работать с бумагой в технике оригами. 6. Развивать творческую фантазию, чувство формы и цвета. 7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции .
| #1050;оллективная работа «Встреча» |
24. «Деревья». |
помощью ладони и пальцев. 3. Научить детей завязывать узелки, бантики. 4. Формировать умение координировать речь и движения. 5. Стимулировать тактильные ощущения. 6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.
|
3. Игра с прищепками «Наряжаем деревце». 4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с таким же наполнением (рис, фасоль). 5. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и громко, в разном темпе. 6. Весенняя веточка (творчество) |
25. «Весенние цветы» Апрель. | Развитие умения выполнять зашумленные картинки. #1059;чить работать с трафаретами и шаблонами. #1055;родолжать учить работать с бумагой. #1042;оспитывать желание делать красивые цветы. | #1059;пражнение «Мотылек». #1056;абота с трафаретами (в парах), изготовление зашумленных картинок. #1050;оллективная аппликация «Весенний луг». |
26. (продолжение темы) | 4. Развивать чувство формы и цвета. 5. Воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного. | 4. Д/игра «Собери букет». #1055;альчиковая игра «Букет цветов». #1057;амомассаж мячиками (ежиками). |
27. «Дождь» | 1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений. 2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением. 3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи. 5. Стимулирование тактильных ощущений. #1056;азвивать усидчивость, целенаправленность. #1042;оспитывать желание доводить начатое дело до конца. |
пинцетом из одной емкости в другую. 3. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого бассейна выбрать фасоль. 4. Заштрихуй тучку по образцу. 6. Самомассаж гранеными карандашами. |
28. «Лягушки и стрекозы». | Развитие зрительного внимания , памяти. #1055;родолжать работать над развитием мелкой моторики. Продолжать учить работать с пластилином, аккуратно выкладывать мозаику из разрезных трубочек. #1042;оспитывать аккуратность в работе. | #1055;альчиковая игра «Рыбка» 2. Упражнение «Чего не хватает» #1040;ппликация из коктельных трубочек Коллективная работа. |
29. «Насекомые» Май | Совершенствование графических навыков. #1055;родолжать работать над развитием зрительно моторных функций. #1042;оспитывать интерес к технике. | #1055;альчиковая игра «Сороконожка» ;Нес однажды мура вей» -перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. #1040;йрис -фолдинг «Насекомые» |
30. «Бабочки» | Закрепление умений работать в технике оригами. #1055;родолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. #1042;оспитывать желание красиво раскрашивать бабочку. | #1055;альчиковая игра «Бабочка» #1047;ашумленные картинки. 3. «Бабочка» (оригами) |
31. «Юные художники». | Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями. 1. Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами #1042;оспитывать интерес к рисованию мыльными пузырями. | ;Быстрые ножки» -«ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки. #1055;альчиковая игра «Пчелы» #1050;оллективное рисование мыльными пузырями :«Лето». |
32. Диагностика | Обследование мелкой моторики. |
#1051;итература.
1. Арцишевская И.Л. Занятия психолога с детьми в педагогической песочнице. - М.: Национальный книжный центр, 2017
#1041;езруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 2004
#1041;езруких М.М, Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, М.: Дрофа, 2008;
#1043;орбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения
для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений,обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. —Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006;
#1058;каченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;
11 Фомичева Л.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-
методическое пособие. - Литагент «МЦНИП», 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»
Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты» формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...
Методическая разработка рабочей программы для младшей группы ДОУ
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Содержит следующие разделы:1. 1. Целевой раздел...
Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)
Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...
Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)
Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...
Методическая разработка "Рабочая программа в контексте ФГОС". Подготовительная группа.
Рабочая программа в свете новых требовний ФГОС. Возрастная группа : подготовительнаяк школе....
Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)
В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...