Рабочая программа для детей старшего дошкольного возраста по развитию мелкой моторики "Умелые пальчики"
рабочая программа по логопедии

Ирина Петровна Ильичова

Рабочая программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

D:\Desktop\аттестация ильичова\\2\Умелые пальчики.jpg

Оглавление

#1055;ояснительная записка……………………………………………………..2

#1040;ктуальность Программы………………………………………………..2

#1062;ели и задачи программы………………………………………………..4

#1055;ланируемые результаты………………………………………………..5

#1055;ринципы реализации Программы……………………………………..5

#1050;алендарно-тематическое планирование…………………………………………………………………6

#1051;итература………………………………………………………………….15

  1. Пояснительная записка

Актуальность

Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.

Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей старшего возраста 5-6 лет. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 25-30 минут. Диагностика проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).

Содержание данной рабочей Программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.

Рабочая Программа составлена в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образовательного учреждения и парциальной Программой художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А.Лыковой.

  1. Цели и задачи

Целью Программы является создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством продуктивных видов деятельности.

Задачи:

Обучающие:

  1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
  2. Формировать практические умения и навыки.
  3. Знакомить с различными методами продуктивной деятельности.

Развивающие:

1. Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.

4. Развивать речь детей.

Воспитательные:

  1. Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
  2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность.
  3. Воспитывать и развивать художественный вкус.

  1. Планируемые результаты

#1056;азвитие мелкой моторики и координации пальцев

рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

#1054;владение разными видами ручной умелости.

#1054;владение приемами работы с разными инструментами.

#1058;ворческое применение знакомых техник, приемов и материалов в

художественной деятельности.

#1059;мение работать коллективно.

Итоги реализации программы подводятся в форме выставок детских работ, участие в творческих конкурсах различного уровня. Срок реализации Программы -1 год.

  1. Принципы реализации Программы

  • принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной и соответствующей его возрасту форме;
  • принцип дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку с учетом его психофизических и возрастных особенностей. Данный принцип обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и индивидуальными возможностями, особенностями его развития;
  • принцип оздоровительной направленности;
  • принцип коммуникативности – создание атмосферы доброжелательного общения детей.

  1. Календарно-тематическое планирование

В календарно-тематическом планировании по данной теме использованы следующие формы работы:

  • массаж пальцев кистей рук;
  • пальчиковая гимнастика;
  • игры с предметами;
  • упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
  • аппликация;
  • лепка из пластилина;
  • нетрадиционные способы рисования;
  • рисование по трафаретам, штриховка, дорисовка;
  • работа с ножницами;
  • развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Тема занятий

Цель и задачи занятий

Содержание

Диагностика

Сентябрь

Выявить состояние способности воспроизводить простые действия с реальным и воображаемым предметом.

Выявить способность воспроизводить по подражанию непредметные кистевые и пальцевые позы.

Автор методики

Т.Г. Визель

;Наш дом».

Октябрь.

Формирование графических умений и навыков;

#1056;азвивать мелкую моторику пальцев,

тактильную чувствительность. #1042;оспитывать положительное отношение к дому, в котором живешь.

#1055;альчиковая гимнастика

«Дружат пальчики».

#1050;атание ребристого

карандаша между ладонями

(массаж)

#1056;аскрашивание силуэтов домиков.

2. «Игрушки».

Развитие мелкой моторики пальцев;

#1059;чить примазывать кусочки пластилина, заполняя пространство

внутри контура.

#1042;оспитывать аккуратность при работе с пластилином.

#1055;альчиковая гимнастика

«Дружат пальчики»,

#1048;гра «Что это?». Определить игрушки на ощупь:

кубик, мяч, пирамидка.

#1055;ластилинография:

«Мой веселый, звонкий мяч».

3. «Осень».

Развитие уровня мелкой моторики и тактильной чувствительности.

#1047;накомить детей с нетрадиционным способом аппликации.

#1055;альчиковая гимнастика

«Осенние листья».

2. «Листопад»-

лист желтой и оранжевой бумаги порвать на

мелкие кусочки.

#1040;ппликация крупой «Осеннее дерево».

;Огород.

Овощи».

Развитие координации движений пальцев рук.

#1059;чить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур.

2. Воспитывать интерес к рисованию.

#1055;альчиковая гимнастика

«Капуста».

;Д/и «Чудесный

мешочек».

Выбрать только овощи.

#1056;абота с трафаретом

Обвести и раскрасить овощи.

;Сад. Фрукты».

Ноябрь.

Цель: Формирование умения нанизывать бусины на шнурок.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность с помощью круглых предметов.

#1042;оспитывать интерес к работе с трафаретами.

#1055;альчиковая гимнастика

«Мы делили апельсин».

#1044;/и «Сушка фруктов».

Нанизывание на шнурок кружков из толстого картона с дырочкой посередине.

#1056;абота с трафаретами

«Обведи и раскрась фрукты».

6. «Ягоды»

Цель: Совершенствование умений создавать силуэт ежа из пластилина.

1.Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности.

#1047;акрепить умение придавливать семечки, добиваясь изображения.

#1042;оспитывать умение работать аккуратно.

#1055;альчиковая игра «По

ягоды».

2. Выложить семечками по

нарисованному контуру

(ягоды)

#1055;ластилинография.

«Ежевика»

7. «Дом. Семья»

Формирование умений ориентироваться на плоскости.

#1055;родолжать формировать

графические навыки.

2. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.

1. Пальчиковая гимнастика

«Как у нас семья большая»

2. «Мой дом» Выкладывание

из геометрических фигур

домов различной высоты.

3. «Семья». Обвести фигуру человека и раскрасить.

8. «Мебель».

Развитие мелких движений

пальцев рук, их двигательной активности.

#1055;родолжать развивать ориентировку на плоскости. Совершенствовать

зрительную память.

#1042;оспитывать интерес к рисованию нетрадиционным методом.

#1052;ассаж ребристым

карандашом между ладонями.

2. «Мебель для гостиной».

Выкладывание из палочек

шкафа, дивана.

3. «Продолжи узор на мебели».

Рисование ватной палочкой.

9. «Зима».

Декабрь.

Использование техники -рисование мятой бумагой .

#1056;азвитие мелкой моторики ладоней;

#1059;чить преобразовывать лист бумаги в «снежный ком».

#1042;оспитывать интерес к работе в коллективе.

#1044;/и «Что лишнее и

почему?»

;Построим горку для

зверушек из снежных

комочков. 3. Рисование снеговиков(пальцами).

10. «Зимние

забавы»

Развитие мелкой моторики.

#1059;пражнять в координации

движений с речью.

#1055;родолжать учить складывать из бумаги.

3. Воспитывать интерес к оригами.

1.Хороводная игра «Снежная баба»

#1048;гра с пробками «Лыжи».

3. «Санки» ( оригами).

11. «Новый год»

Совершенствование умения конструировать спичками.

#1056;азвитие мелкой моторики пальцев.

#1042;оспитывать желание создавать праздничное настроение.

#1044;/игра «Наведем порядок».

(группировка предметов по признаку).

2. «Бусы на елку»

Выкладывание

геометрических фигур в

определенной

последовательности.

;Снежинка».

12.

1. Знакомство с техникой «Айрис-фолдинг»

#1052;ассаж грецкими орехами

2. Аппликация «Дед Мороз», «Ёлочка», «Новогодние игрушки»

13. «Зимующие

птицы».

Январь

#1056;азвитие мелкой моторики пальцев.

#1042;оспитывать интерес к созданию поделок из ниток.

#1051;огоритмика «Снегири».

#1059;гощение для птиц.

Сортировка семян.

;Снегири». (поделка из ниток)

14. «Домашние

животные»

#1060;ормирование навыка работы в технике пластилинография.

#1042;оспитывать любовь к домашним животным.

#1055;альчиковая игра «На

ладошку села кошка».

2. Маленький конструктор -

выкладывание из

геометрических фигур

животных.

3. «Котенок»

Рисование пластилином

15. «Птицы»

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

1. Учить штриховать мелкими петельками.

#1042;оспитывать желание помочь тем, кто просит о помощи.

#1048;гра с грецким орехом

#1044;/и «Птицы хотят пить»

(игры с пипеткой).

3. «Пингвин» (штриховка мелкими петельками).

16. «Профессии»

Использование нетрадиционных материалов в создании поделок.

#1055;родолжить работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

#1048;гровые упражнения с мячом массажером

#1044;/и «Отгадай профессию».

3. Раскрась по образцу

17. «Транспорт»

Февраль

Развитие зрительно –двигательной

координации и моторики пальцев рук.

#1047;акрепить назначение транспорта.

#1055;родолжать учить выполнять объемную аппликацию.

3. Воспитывать желание выполнять аппликацию при помощи взрослого.

#1051;огоритмика «Едем на машине, нажимаем на педаль».

2. Рисование машины пластилином.

#1044;ень

Святого

Валентина.

Использование нетрадиционных материалов в создании Валентинок.

#1059;чить действовать по

словесной инструкции.

#1055;родолжать работать над развитием мелкой моторики.

#1042;оспитывать хорошее отношение к празднику.

1. Массаж ладошек карандашом.

#1044;/и «Солнышко».

#1048;зготовление Валентинок из цветного картона.

19. «Наша

Армия».

Развитие зрительно моторных функций.

#1059;чить штриховать в разных направлениях.

#1042;оспитывать чувства гордости за Российскую Армию.

#1048;гры с мелким конструктором и военной техникой для обыгрывания построек.

#1048;з риса выложить салют по нарисованному контуру.

3.Штриховка

«Танк».

.

20. «Весна»

Продолжение работать над развитием мелкой моторики, координацией движений.

#1059;чить работать с крупой.

#1042;оспитывать желание работать аккуратно и приводить в порядок свое рабочее место.

1. «Потекли ручейки»

рисование пальцами на крупе.

#1053;анизывание пуговиц называние (чередование:

маленькая, большая и т.д.)

#1040;ппликация из пшена

«Солнышко».

21 .«Мамин

праздник»

Март

Развитие мелкой моторики.

#1059;чить действовать по словесной инструкции, складывая горшочек из бумаги.

#1042;оспитывать уважение и любовь к женскому полу.

#1047;авязываем бантик на

подарке

#1048;гра «Смотай клубок»

#1055;раздничная открытка

(горшочек с цветами)

22.

«Весна»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Учить создавать несложную композицию с

помощью прищепок.

3. Стимулирование тактильных ощущений.

4. Тренировать навык завязывания узелков и

бантиков.

1. Пальчиковая гимнастика «Весенний дождик», «Встреча птиц».

2. Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок

выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья.

3. Упражнение «Веселые ладошки» - завязывание узелков,

бантиков.

4. Игры с пуговицами – рассортировать пуговицы по цвету

в разные коробочки (желтый, красный, синий, зеленый).

23.(продолжение)

5. Учить детей работать с бумагой в технике

оригами.

6. Развивать творческую фантазию, чувство

формы и цвета.

7. Вызвать интерес к созданию красивой композиции .

#1050;оллективная работа «Встреча»

24.

«Деревья».

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Учить изображать простейшие предметы с

помощью ладони и пальцев.

3. Научить детей завязывать узелки, бантики.

4. Формировать умение координировать речь и движения.

5. Стимулировать тактильные ощущения.

6. Воспитывать любознательность, интерес к природе.

  1. Пальчиковая гимнастика «Я по веточке шагаю».
  2. Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики.

3. Игра с прищепками «Наряжаем деревце».

4. Упражнение «Найди пару» - найти парную подушечку с

таким же наполнением (рис, фасоль).

5. Упражнение «Похлопаем» -хлопаем в ладоши тихо и

громко, в разном темпе.

6. Весенняя веточка (творчество)

25. «Весенние

цветы»

Апрель.

Развитие умения выполнять зашумленные картинки.

#1059;чить работать с трафаретами и

шаблонами.

#1055;родолжать учить работать с бумагой.

#1042;оспитывать желание делать красивые цветы.

#1059;пражнение «Мотылек».

#1056;абота с трафаретами (в

парах), изготовление

зашумленных картинок.

#1050;оллективная

аппликация «Весенний луг».

26. (продолжение темы)

4. Развивать чувство формы и цвета.

5. Воспитывать любовь к природе, чувство

прекрасного.

4. Д/игра «Собери букет».

#1055;альчиковая игра «Букет цветов».

#1057;амомассаж мячиками (ежиками).

27. «Дождь»

1. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

2. Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением.

3. Тренировать навык ритмично наносить штрихи.

5. Стимулирование тактильных ощущений.

#1056;азвивать усидчивость, целенаправленность.

#1042;оспитывать желание доводить начатое дело до конца.

  1. Пальчиковая гимнастика «Пчела», «Паучок», «Червячки».
  2. Упражнение «Накорми мишку» - переложи фасоль

пинцетом из одной емкости в другую.

3. Упражнение «Кто больше соберет фасоли?» - из сухого

бассейна выбрать фасоль.

4. Заштрихуй тучку по образцу.

6. Самомассаж гранеными карандашами.

28. «Лягушки и стрекозы».

Развитие зрительного внимания , памяти.

#1055;родолжать работать над

развитием мелкой моторики.

Продолжать учить работать с пластилином, аккуратно выкладывать мозаику из разрезных трубочек.

#1042;оспитывать аккуратность в работе.

#1055;альчиковая игра «Рыбка»

2. Упражнение «Чего не

хватает»

#1040;ппликация из коктельных трубочек

Коллективная работа.

29.

«Насекомые»

Май

Совершенствование графических навыков.

#1055;родолжать работать над

развитием зрительно моторных функций.

#1042;оспитывать интерес к технике.

#1055;альчиковая игра

«Сороконожка»

;Нес однажды мура

вей» -перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог.

#1040;йрис -фолдинг

«Насекомые»

30. «Бабочки»

Закрепление умений работать в технике

оригами.

#1055;родолжать работать над

развитием мелкой моторики, координации движений.

#1042;оспитывать желание красиво раскрашивать бабочку.

#1055;альчиковая

игра «Бабочка»

#1047;ашумленные картинки.

3. «Бабочка» (оригами)

31. «Юные художники».

Цель: Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования – цветными мыльными пузырями.

1. Развивать способности находить красивое композиционное решение в рисунке, умение дорисовывать отпечатки цветных мыльных пузырей, получая изображения законченности и сходства с реальными образами

#1042;оспитывать интерес к рисованию мыльными пузырями.

;Быстрые ножки»

-«ходьба» указательным и

средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

#1055;альчиковая игра «Пчелы»

#1050;оллективное рисование мыльными пузырями :«Лето».

32. Диагностика

Обследование мелкой моторики.

#1051;итература.

1. Арцишевская И.Л. Занятия психолога с детьми в педагогической песочнице. - М.: Национальный книжный центр, 2017

#1041;езруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика, М: Просвещение, 2004

#1041;езруких М.М, Филиппова Т.А. Тренируем пальчики, М.: Дрофа, 2008;

#1043;орбатова Е. В. Готовим руку к письму: графические игры и упражнения

для детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений,обеспечивающих получение дошкольного образования / В. В. Горбатова. —Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2006;

#1058;каченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. – М.: Эксмо, 2010;

11 Фомичева Л.В. Зрительное восприятие. Диагностика и развитие. Учебно-

методическое пособие. - Литагент «МЦНИП», 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рабочая программа дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»

Рабочая программа в рамках дополнительного образования по познавательно – речевому направлению «Следопыты»  формирует деловые качества ребёнка, умение ориентироваться в происходящем, выявлять про...

Методическая разработка рабочей программы для младшей группы ДОУ

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС.Содержит следующие разделы:1.  1. Целевой раздел...

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Методическая разработка Рабочая программа по ритмопластике (средний и старший возраст)

Методическая разрботка.В рабочей программе отображены:1) принципы отбора содержания и реализации программы;2) Принципы  и формы организации обучения;3) Критерии оценивания знаний и умений в музык...

Методическая разработка "Рабочая программа в контексте ФГОС". Подготовительная группа.

Рабочая программа в свете новых требовний ФГОС. Возрастная группа : подготовительнаяк школе....

Методическая разработка Рабочая программа по физическому развитию для детей старшей группы(от 5 до 6 лет)

В данной разработке представлены цели и задачи по реализации программы, принрципы и подходы к формированию программы. Формы работы с детьми и родителями. Перспективное планирование. Также представлены...