Конспект занятия "Семья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ОНР (второй год обучения)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_semya.docx21.18 КБ

Предварительный просмотр:

     Цели занятия:

Образовательные:

  • Закрепить у детей навыки словообразования, словоизменения
  • Совершенствовать у воспитанников навыки построения сложных предложений, их распространения.
  • Развивать способность составления связного рассказа по опорным предметным картинкам.
  • Закрепить навыки звукобуквенного анализа и синтеза, выполнения схемы предложения.

Коррекционно-развивающие:

  • Активизировать процессы мышления.
  • Развивать  фантазию детей.
  • Тренировать умение распознавать эмоциональное состояние человека и объяснять его.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство сплоченности, положительного отношения к себе и другим.
  • Воспитывать мотивацию к обучению путем введения занимательных ситуаций.

Оборудование: письмо от Карлсона, видеокамера, предметные картинки со стрелками: мама, папа, сын, дочь, бабушка, дедушка; сюжетные картинки серии «Семья»; предметные картинки наборов «Настроение мамы», «Ребята с нашего двора»; предметные картинки серии «Одежда», «Обувь».

                             

                             

Ход занятия.

  1. Вводная часть.

«Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет.

То внезапно вдруг уйдет,

То обратно возвратится.

Грусть-печаль ее боится.»

-Что это? (Улыбка)

-Постарайтесь подарить друг другу искреннюю, добрую улыбку!

II. Постановка цели занятия.

-Ребята,  сегодня нам прислали посылку. Кто ее прислал? (Карлсон)

-А вот и письмо от него:

«Здравствуйте,  ребята!

Сегодня Малыш пригласил меня в гости. Он хочет рассказать о своей семье, А что это такое – семья? Может, вы мне расскажете?!»

- Расскажем, ребята? (Да!)

-Да только как? Дочитаем письмо.

 «Посылаю вам видеокамеру, которая передает изображение происходящего в вашей группе на мой компьютер. Заранее благодарен. Карлсон.»

III. Беседа по теме

 – А что такое семья?

(О: «Семья – это родственники, которые живут вместе, любят и уважают друг друга»)

- Что еще вы знаете о семье? (О: «В семье никого никогда не бросают»; «Семья – это драгоценная дружба»; «Семья- это любовь»)

IV. Игра «Семья». (построение сложных предложений со знанием родственных отношений)

-А вот и семья Малыша. Следуя по стрелкам, объясните Карлсону, кто кому кем является.

(О: «Эта женщина этому мальчику мама, а этот мальчик этой женщине сын», «Этот мужчина этому мальчику папа, а этот мальчик этому мужчине сын» и т.п.)

V. Игра «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

- Всех членов семьи можно назвать ласково.

- Как можно назвать маму? (О: «Маму можно назвать мамочкой»)

- Папу? Дедушку? Бабушку? Брата? Сестру? Маленького ребенка?

(О: «Маленького ребенка можно назвать крошкой, малюткой, малышом»)

VI. Письмо Карлсону – выполненные на листочках схемы слова «мамуля» (закрепление навыков звукобуквенного анализа и синтеза)

VII. Игра «Подбери слово-признак» (подбор прилагательных к существительным)

- Мама какая? (О: «Мама нежная» и т. п.)

- Папа? Дедушка? Бабушка?

VIII. Игра «Какое? Чье? Что?» (образование притяжательных прилагательных)

- Возьмите картинку из красного конверта. Подумайте, чье это и подберите слово-признак к этому предмету. Не забывайте, что речь идет о членах семьи. Отвечать нужно по плану:

«Какое? Чье? Что?»

(О: «Это красивое мамино платье», «Это серые папины брюки» и т. п.)

IX. «Семейные мудрости» (чтение пословиц и поговорок о семье, объяснение их)

*«На свете все сыщешь, кроме отца с матерью»

(О: «Папа и мама - самое святое, что у нас есть. Они дали

нам жизнь, делают все, чтобы мы были довольны и счастливы. Второй матери с отцом не найдешь. Поэтому и говорят: «На свете все сыщешь, кроме отца с матерью»)

*«Дети не в тягость, а в радость»

(О: «Когда детей нет, грустно и тоскливо. Дети приносят радость, счастье и улыбки»)

* «При солнышке тепло, а при матери добро»

(О: «Когда солнышко светит, становится тепло. А мама – она, как солнышко – нежная, добрая, ласковая»)

* «Отец наказывает, отец и хвалит»

X.Выполнение схемы предложения («Отец наказывает, отец и хвалит»)

XI. Динамическая пауза. «Дружная семья»

*«Дружная семья» (Дети стоят в кругу, взявшись за руки)

-Мы с вами тоже большая дружная семья. А семья – это единое целое.

-Ровно и спокойно стучит наше большое доброе сердце.

( «Стук» – шаг вперед; «Стук» - шаг назад)

-Дыхание наше ровное и спокойное. (Вдох носом, выдох ртом(3 раза); вдох ртом, выдох носом(3 раза))

* «Комплименты»

-Очень важно в семье говорить друг другу теплые добрые слова. Не забывайте, что нужно улыбнуться, и коснуться того человека, которому вы их говорите. (Дети говорят друг другу по цепочке комплименты/ «Артем, ты никогда не вредничаешь» и т.п./)

XII. «Друзья Малыша» (совершенствование умения распознавать эмоциональное состояние человека и объяснять его)

XIII. Игра «Сначала, а потом» (составление сложных предложений)

-Возьмите картинку из оранжевого конверта. Составьте

по ней предложение со словами «сначала, а потом»

( «Сначала мама с дочкой вымыли посуду, а потом вытерли ее»; «Сначала дедушка налил молоко в стакан, а потом выпил его» и т.п.)

XIV. Игра «Клубочек» (распространение предложений)

«Бабушка сидит.» (Каждый ребенок добавляет по одному слову. Получается: «Заботливая бабушка сидит в большом кресле и вяжет внучке шерстяной шарф»

Аналогично:

«Дедушка лежит.» - «Старенький дедушка лежит на мягком диване и читает интересную газету.»

XV. «Настроение мамы» (составление рассказа по картинкам/выражение лица – огорчение, слезы, радость, гордость и удовольствие/)

-Посмотрите, как менялось настроение мамы. Составьте рассказ о том, что произошло.

Рассказ двоих детей типа:

* «В одном городе жила семья – мама, папа и сын. Сын не хотел учиться читать. Мама очень огорчилась. Она так расстроилась, что даже заплакала. И сын решил научиться читать. И читал лучше всех в группе. Мама осталась очень довольной и гордилась своим сыном.»

* «Мама заболела. Ей было очень плохо. Она посмотрела в раковину – там гора грязной посуды. Мама заплакала. Но тут подошел к ней сын и сказал: «Не плачь мамочка, я вымою всю посуду. Мама очень обрадовалась. Она осталась довольна тем, что у нее такой внимательный и заботливый сын.»

 XVI. Итог занятия.

-Понравилось вам рассказывать Карлсону о семье?

-Что понравилось?

-Молодцы, ребята, вы очень помогли ему!

Жужжание моторчика.

-Карлсон, оказывается, за всем наблюдал, заглядывая в окно. Он благодарен вам. Банка варенья и веселые раскраски – благодарность сладкоежки с крыши.                                                                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....