Статья о развитии речи детей в играх с мячами и шариками.
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Самая доступная игрушка в жизни детей - мяч. Известно огромное количество подвижных игр с этим предметом. И сам мяч, и подвижные игры с ним можно активно использовать в самых разных направлениях развития речи. Это не только создаст благоприятный эмоциональный фон для усвоения любого материала, но и может являться самостоятельным коррекционным приемом в решении той или иной поставленной коррекционной задаче.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myachiki_i_shariki.docx | 159.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи в играх с мячиками и шариками.
Несомненно игры с мячом приносят большое удовольствие любому ребенку: его можно бросать, толкать, катать, ловить. И конечно, игры с мячом развивают двигательную активность малыша, ловкость, координацию движений, быстроту реакции, способность переключаться.
Но только ли навыки физической активности можно развивать с помощью мяча?
Есть много приемов, где можно использовать мячи для развития речи ребенка и на занятиях, и в домашних условиях. Мячи и мячики бывают самые разнообразные: резиновые, пластмассовые, мягкие, надувные. Кроме того, бывают еще мячики массажные и из литой резины. Часто можно найти и шарики пластмассовые, пенопластовые.
Когда родители беспокоятся о развитии речи, то в первую очередь предполагают четкое звукопроизношение, достаточный словарный запас, грамматически правильное оформление речи. Но для развития этих составляющих необходимо развивать так же слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук. Всё это можно делать с использованием мячей, мячиков и шариков.
Если ребенок занимается уже с логопедом, то, возможно, упражнения будет предлагать специалист. Если малыш не нуждается в помощи логопеда, то заинтересованные родители могут в игровой форме развивать речь ребенка самостоятельно. Обычно взрослые помнят много игр из собственного детства, которыми они могут поделиться со своим малышом. Но игры можно придумывать и самостоятельно. Важно понимать, что при этом действия с мячом должны быть с речевым сопровождением.
Как же можно организовать игры по разным направлениям?
Четкость произношения звуков формируется при правильном многократном повторении слов и фраз с заданным звуком при условии, что ребенок умеет произносить нужный звук правильно, но не всегда помнит об этом.
Достаточно бросать ребенку мячик и называть слово с нужным звуком, а малыш будет «возвращать» вам это слово вместе с мячиком. Можно поставить задачу возвращать «двойное слово» (повторенное дважды). Позже можно посылать с мячом два (или даже три!) разных слова с заданным звуком (СОК, СОСНА, КОСА) и слушать, как ребенок повторяет эти слова в ответ.
Так же можно поиграть в игру «Добавь словечко»: взрослый называет предложение, а ребенок добавляет подходящее по смыслу слово, чтобы закончить предложение: Высоко в небе летит… САМОЛЁТ.
Увеличивать словарный запас помогут
- игры на называние слов на заданную тему (фрукты, деревья, транспорт) с перебрасыванием мяча или перекатыванием, передачей его по кругу, если играет несколько человек.
- Загадывание загадок-описаний: круглое, румяное, сочное, растёт на дереве.
- Игра «Съедобное – несъедобное».
- Игра с отбиванием мяча: «Я знаю 5 девочек…», когда с каждым ударом нужно назвать 5 женских имен, далее по 5 слов на разные темы, пока мяч не укатится. Выигрывает тот, кто дольше продержит мяч и назовет больше слов.
- Игра «Скажи наоборот»: называние антонимов (большой – маленький, быстрый – медленный, высокий – низкий, …).
Так же можно организовывать игры «Кто где живет?» (с называнием, жилища животного), «Кто чем питается?», Времена года», «Дни недели» и тому подобное.
Грамматический строй речи будет развиваться, если предложить ребенку игры:
- «Большой – маленький» (употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме):
дом – домик
кукла – куколка
одеяло – одеяльце
и т.п.
Или так: у кота – голова, а у котенка - … головка, у кота – хвост, а у котёнка - … хвостик.
- «Назови детенышей»: у кошки – котенок (котята), у лисы – лисенок (лисята), у белки - …, у лося - …).
- «Два и пять» (согласование существительных с числительными 2 и 5 – контроль за окончаниями слов):
2 мяча – 5 мячей
2 кота – 5 котов
2 рыбы – 5 рыб
и т.п.
- «Из чего какой»: мяч из резины – резиновый, стол из дерева - …, машинка из пластмассы - ….
- «Чей хвост, чья лапа?»:
лапа медведя, значит лапа чья? (медвежья);
хвост зайца, значит хвост чей? (заячий);
…
- «Чего у Вани нет в кармане?»:
конфета – нет конфеты у Вани в кармане;
пуговица – нет пуговицы у Вани в кармане;
….
Очень интересные игры можно придумать на зрительное внимание.
Можно взять картонную трубку (сделать самостоятельно или использовать основу от бумажных полотенец) и несколько цветных шариков или каучуковых мячиков разного цвета. Опускать их в трубку, затем называть по памяти, в каком порядке шарики будут появляться из трубки.
На крышку от коробки насыпать манную крупу и положить 4-6 фигурок или мелких предметов в любом порядке. Катить шарик (мелкий мячик) от фигурки к фигурке. Затем накрыть коробку листом бумаги и назвать по памяти, какие предметы встречались мячику на пути. Какие предметы мячик пропустил?
А как хороши мячи для развития общей и мелкой моторики!
Это
- перебрасывание мяча друг-другу
- подбрасывание и ловля мяча
- отбивание мяча от земли
- прыжки через мяч
- ловля мяча с хлопками.
Для развития мелкой моторики хороши и массажные мячики, крупные и мелкие. С ними можно осуществлять
- катание массажного мячика по манке между разложенными предметами
- катание массажного мячика в ладонях, по пальчикам и вдоль руки.
- надевание разноцветных резинок на мелкие шарики или те же шарики : получатся «Радужные шары».
Все представленные примеры игр с мячом могут быть модифицированы. Придумать игру несложно, главное, чтобы было желание. Играйте с малышом и развивайте его речь и те навыки, которые способствуют ее развитию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по развитию речи детей среднего возраста
Образовательные технологии в развитии речи детей среднего возраста...
Статья "ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ-БИЛИНГВОВ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТЫВА) "
в статье рассмотрены теоретические аспекты изучения двуязычия, анализируются его типовые различия и проблемы. Приводятся наиболее распространенные речевые трудности детей-билингвов на примере Республи...
Статья: «Особенности развития речи детей младшего дошкольного возраста»
quot;Если ребенок молчит, покожите ему картинку, и он заговорит." Ушинский К. Б....
Конспект занятия по развитию речи детей ясельной группы «Домик для щенка Шарика".
Дети младшего дошкольного возраста очень активны и отзывчивы. Им интересна конечная цель - помочь нашему герою. НОД "Домик для щенка Шарика" развивает речь ребёнка, обогащает словарный запас...
Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....
Развитие речи детей через упражнения с мячами.
Развитие речи детей через упражнения...