Развитие речи детей через упражнения с мячами.
материал по физкультуре
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей через упражнения с мячами.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание постоянным и систематическим действиям с мячом, ведь именно они помогают развивать речь дошкольников. Это даёт возможность активизировать не только мелкую, но и общую моторику детей. Работа в этом направлении показала, что у дошкольников наблюдается некоординированность, скованность, а так же многочисленные ошибки как при бросании, так и при ловле мяча. Ребёнок производит ритмичные движения пальцами, у него усиливается согласованность деятельности лобных и височных отделов мозга. При разгибе и сгибе пальцев правой руки в левом полушарии мозга ребёнка возникают согласованные электрические колебания именно в лобных и височных зонах, то есть двигательно – речевом отделе мозга.
Дети действуют в медленном темпе, что приводит к потере мяча, затрудняются в ведении мяча в определённом ритме.
Поэтому очень важно обращать внимание на ошибки при выполнении упражнений с мячом. Дети ловят мяч, прижимая его к телу, поэтому необходимо обратить внимание на то, чтобы ребёнок стоял, слегка расставив ноги, и ловил мяч кистями рук, не включая в это движение туловище. При подбрасывании дошкольники не придают полёту мяча вертикальное положение, а подбрасывают его часто за голову или вперёд. Поэтому очень важно на первоначальном этапе обучения исправлять имеющиеся ошибки у ребёнка. Таким образом, в процессе двигательной деятельности упражнения постепенно усложняются как по форме, так и по содержанию. Только при исправлении ошибок можно обеспечить формирование правильного навыка владения мячом. В результате специальных приёмов обучения количество ошибок уменьшается.
Среди многих форм работы по физическому воспитанию сами дети отдают предпочтение подвижным играм. И наши воспитанники не исключение. Играя, дети не устают выполнять упражнения, доводя его до автоматизма, тем самым развивая мелкую моторику рук. «Спортсмены – баскетболисты» (отбивание мяча с продвижением вперёд и забрасыванием в баскетбольную корзину). «Жонглёры» (перебрасывание мяча друг другу с отскоком от пола). «Кто больше подбросит» (подбрасывание мяча с дополнительным заданием). «Вышибалы», «Перестрелка», «Ловишка с мячом» и многие другие. В играх реализуются следующие образовательные области: безопасность – формирование навыков безопасного поведения в спортивном зале при играх с мячом; музыка – часть игр проводятся под музыкальное сопровождение; труд – дети убирают физкультурный инвентарь и оборудование после игры.
- доступность – по структуре движений, физиологической нагрузке, по достижению координации движений, взаимосвязи основных элементов по способности управления работой мышечных групп;
- индивидуально – дифференцированный подход в выборе заданий осуществляется с учётом результатов обследования;
- гуманизация – обеспечение интересов ребёнка на выбор мяча и способа действия (20% времени двигательной деятельности в группах ТНР выделяется на самостоятельную двигательную деятельность);
- сознательности и активности – создании двигательных зон «Школы мяча» в сочетании с вербальными приёмами.
Этапы развития двигательной сенсорики (перебрасывания мяча друг другу).
- Дети многократно перебрасывают мяч друг другу любым способом, без изменения положения в пространстве. Здесь большое внимание уделяется двигательной памяти детей, это помогает ребёнку запомнить движение и выполнить его автоматически. Эффективным является приём словесного указания: «Запомни, как выполнил и сделай так же».
- Изменение временных характеристик выполнения движения. На втором этапе развивается чувство скорости, т.е. изменение времени выполнения движения. Детям предлагают перебрасывать мяч быстро.
- Выполнение упражнения с дополнительным заданием. Например: подбросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши, а затем перебросить сверстнику. На этом этапе у детей обостряются мышечные чувства и усложняется анализ движения.
- Выполнение движения с закрытыми глазами. Перед перебрасыванием нужно закрыть глаза, открыть и перебросить.
- Изменение пространственных условий. Дети сами выбирают расстояние, при котором удобно перебросить мяч или перебрасывают его в движении.
- Этап развития двигательного творчества. Он заключается в конструировании, создании новых движений, при максимальном использовании ребёнком своих знаний, опыта и на основе освоенных движений.
Таким образом, поэтапное развитие двигательной сенсорики способствует развитию речи дошкольников в непосредственно – образовательной деятельности по физической культуре.
Результаты работы позволяют сделать выводы:
- Целенаправленное обучение детей действиям с мячом укрепляет не только мелкую моторику и помогает в развитие речи воспитанников, но и улучшает показатели физической подготовленности (увеличение двигательной активности детей, улучшение показателей физических качеств: гибкости, ловкости).
- Упражнения с мячами разного размера последовательно прорабатывают кинетическую связь верхних конечностей от плеча к кисти.
- Широкое использование действий с мячом на прогулках усиливает эффективность воспитательного процесса по физической культуру.
- Приобретённый опыт позволяет детям самостоятельно объединяться в игре со сверстниками и снять организованность педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности
При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы; синтаксис...
Развитие речи детей через развитие мелкой моторики
“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...
Выступление из опыта работы на тему: «Развитие речи детей через упражнение в правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»
Выступление из опыта работына тему:«Развитие речи детей через упражнениев правильном использовании грамматических форм в разных видах деятельности»...
Статья о развитии речи детей в играх с мячами и шариками.
Самая доступная игрушка в жизни детей - мяч. Известно огромное количество подвижных игр с этим предметом. И сам мяч, и подвижные игры с ним можно активно использовать в самых разных направлениях разви...
Презентация по развитию речи на тему "Развитие речи детей ,через театрализованную деятельность"
Театрализованная деятельность позволяет решать одну из важных задач – развитие речи, поэтому в группе создали «Центр речевой активности», в который поместили: художественную литературу, альбомы с иллю...
Консультация для родителей. Развитие речи детей через игры детей с мячом.
Игры с мячом, как и все игры и упражнения на развитие детской речи, способствуют усвоению детьми правильных грамматических форм слов и вырабатывают ориентирование в звуковой модели слова....