Методическая разработка "Как научить дошкольников перессказывать литературный текст"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Сеземина Наталья Николаевна

Данная публикация подскажет как правильно и быстро научить дошкольника перессказу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kons_dlya_ped_pro_mnemotehniku_s_nishchevoy_i_teremkovoy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное   учреждение

Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени 21 армии Вооруженных сил СССР п.г.т. Стройкерамика

муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка

 «Как научить дошкольника пересказывать литературный текст»

Составила: Сеземина Наталья Николаевна,

воспитатель высшей квалификационной категории.

П.г.т. Стройкерамика, 2024 год.

«Как научить дошкольника пересказывать литературный текст»

Общение – важная составляющая жизни человека, ведь с самого рождения маленький человечек испытывает потребность в общении: сначала это необходимость в эмоциональном контакте, затем в совместной деятельности и, наконец, в сотрудничестве. В современных условиях развитая связная речь, коммуникабельность, как характерная особенность личности, просто необходимы.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем:

• трудности в построении монолога: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами;

• бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ;

• отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов;

• односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение;

• отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д

• недостаточный словарный запас;

• плохая дикция.

Развитие связной речи и коммуникативных навыков у дошкольников — одна из важнейших задач детского сада. К семи годам нормально развивающийся ребенок должен овладеть основными формами устной речи — внешней устной и внутренней, диалогической и монологической.

      Обучению дошкольников рассказыванию в детском саду отводится особое место, потому что именно рассказывание является одним из действенных средств развития связной речи.

       В методической литературе принято выделять рассказывание по восприятию (рассказы-описания о предметах и объектах, рассказы по сериям картинок и по картинкам, пересказ текста), рассказывание по памяти (из личного или коллективного опыта детей) и творческое рассказывание (рассказывание по воображению).

        Как уже говорилось ранее, развитие связной речи просто необходимо для полноценного формирования личности ребёнка. Одним из типов монологической речи является пересказ. Обучение ребёнка пересказу очень важная задача развития речи. .Это очень важно для дальнейшего обучения в школе, т.к. в школе очень большой объём информации, который дети усваивают благодаря пересказыванию. Если ребёнок не умеет пересказывать текст, то его ожидают серьёзные проблемы по разным школьным предметам.

      Пересказ – это связное выразительное воспроизведение, прослушанного рассказа или другого художественного произведения.

      Пересказ считается сравнительно лёгкой речевой деятельностью, т.к. ребёнок излагает уже готовое содержание и пользуется уже готовой формой. Но эта лёгкость относительна, потому что Вы даже не представляете себе, как трудно ребёнку воспроизвести готовое произведение не потеряв смысла. Иногда даже придумать какую-нибудь историю или рассказать что-нибудь из личного опыта бывает даже легче, чем воспроизвести готовую форму.

      Обучение ребёнка пересказу очень важно для развития ребёнка, т.к. именно в этой деятельности ребёнок приобщается к подлинной художественной речи, запоминает эмоциональные образные слова и словосочетания. Можно сказать, что ребёнок приобщается к культуре речи, учится владеть родным языком. Высокая ценность художественных произведений учить ребёнка последовательно строить рассказ, т.е. развивает его речевые умения. При пересказе решается ещё одна задача речевого развития – ребёнок учится грамматически правильной и точной речи. Умение рассказывать учит ребёнка быть общительным, преодолевать застенчивость, развивает уверенность в своих силах. Во время обучения пересказу происходит эстетическое воспитание ребёнка, т.к. он запоминает образные слова и выражения, а затем использует их в своей речи.

Выделяются виды пересказов:

1.     Подробный пересказ (или он ещё называется пересказ близко к тексту). В этом виде пересказа ребёнок ничего не изменяет, рассказывает от того лица, от чьего было написано произведение, пытается воспроизвести мельчайшие детали произведения.

2.     Пересказ по частям или одной части (фрагмента). Этот вид пересказа часто используется с группой детей, например, в детском саду или школе. Здесь произведение делится на логические части и каждый ребёнок по очереди пересказывает один какой-то фрагмент произведения. Как правило, используется этот вид с детьми старшего дошкольного возраста, т.к. при таком пересказе необходима хорошая сосредоточенность внимания.

3.     Пересказ с изменением лица. Если художественное произведение написано от первого лица, то, как правило, при таком виде пересказа меняют его на третье лицо. Например, если в произведении автор пишет «Я пошёл…», то при таком пересказе ребёнок должен сказать «Автор пошёл…»

4.     Пересказ по аналогии. Это творческий пересказ, в котором изменяется герой или события. Например, известную сказку про Колобка, который от дедушки ушёл и от бабушки убежал можно пересказать так, что он никуда не убегал, а лиса, допустим, сама к нему прибежала и т.д. Или все те же события случились не с Колобком, а с другим персонажем.

5.     Пересказ – инсценирование. Это пересказ, который разыгрывается с помощью игрушек или настольного театра. Очень хорошо подходит как для младших дошкольников, так и для старших.

Для пересказа произведения ребёнком подойдут не любые художественные произведения, а лишь те, которые отвечают ряду требований:

      -  Произведение должно быть доступным ребёнку по содержанию (ребёнок должен понимать смысл произведения, которое ему предстоит пересказывать — для детей младшего дошкольного возраста подбирают, как правило сказки, а для старших дошкольников – короткие рассказы).

      -  Произведение должно быть высокохудожественным (т.е. должно учить чему-то полезному и развивать нравственные черты личности).

      -  Язык произведения должен быть доступен ребёнку (т.е. произведение должно содержать в себе короткие чёткие фразы, обилие образных выражений и прямой речи).

    -    В произведении должны присутствовать известные ребёнку персонажи с ярко выраженным характером.

    -     Произведения должны быть сюжетные с чёткой композицией.

Если придерживаться всему этому, то ребёнок без труда справится с пересказом предложенного ему произведения. Но к пересказам ребёнка так же предъявляется ряд требований, которые нельзя игнорировать и которые необходимо учитывать при обучении ребёнка пересказу.

   -     Осмысленность, т.е. ребёнок должен понимать, о чём произведение, а не просто повторять услышанные словосочетания. К этому легко прийти, задавая ребёнку вопросы по содержанию.

    -    Полнота передачи произведения, т.е. ребёнок должен как можно ближе к тексту пересказывать услышанное содержание и постараться не упустить из вида даже малейшие детали.

   -     Последовательность. К сожалению, у современных детей хромает именно этот пункт. Если они пересказывают текст, то «прыгают» от одного к другому, а в результате теряется смысл произведения.

    -    Использование словаря и оборотов авторского текста, удачная замена слов синонимами. Говоря просто, ребенок должен придерживаться авторского стиля и не отступать от него.

    -    Правильный ритм, отсутствие длительных пауз, т.е. ребёнок должен говорить в умеренном ритме, не спешить, проглатывая слова, или наоборот, не говорить слишком медленно, останавливаясь и задумываясь.

     -   Придерживаться культуры устного рассказа: правильная, спокойная поза (многие дети начинают крутить на себе одежду, ковырять в носу и т.д., а взрослые при этом делают вид, что этого не замечают – «рассказывает и ладно!» — этого делать нельзя! Нужно делать ребёнку корректные замечания), обращение к слушателям, интонационная выразительность, грамотность, отчётливость произношения.

      Между тем образовательная практика показывает, что даже опытные педагоги нередко испытывают затруднения в организации занятий по пересказу. Ситуация усложняется еще и тем, что педагоги не всегда знают, как правильно должна строиться работа по обучению пересказу, какими приемами лучше воспользоваться.

МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Дети дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным  навыком построения связного высказывания. Одним из способов планирования  связанного высказывания служит метод наглядного моделирования.           

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Мнемотехника– это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

В основе Метода лежит принцип замещения: реальный предмет замещается другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. 

Мнемотехника – помогает развивать:

 -ассоциативное  мышление

 -зрительную и слуховую память

 -зрительное и слуховое внимание

 -воображение

 -связную речь

 -мелкую моторику рук

 Моделирование при обучении связной речи представляет применение знаковой символики при заучивании стихотворения, пересказе текстов, описании  одежды, обуви, овощей и фруктов, сочинении сказок,  составление  рассказов по картине (серии картин).  При использовании наглядного моделирования дети знакомятся с графической моделью.

 Элементы модели — условные заместители — символы разнообразного   характера: 

— геометрические фигуры; 

— символические изображения предметов (контуры, силуэты, пиктограммы); 

—планы и условные обозначения.          

Для младших дошкольников в качестве символов-заместителей можно использовать геометрические фигуры, формой и цветом напоминающие замещаемый предмет (оранжевый треугольник — лиса, белый круг — заяц, серый круг — мышонок, зеленый треугольник — елочка).   Важно, чтобы дети усвоили внешний признак, выделяемый как основной (цвет, размер), служащий отправной точкой для построения логики рассказа (сказки) с помощью заместителей.         

На последующих этапах дети выбирают заместители без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики: злой, добрый, трусливый, смелый и т.д.

Положительный образ, как правило, замещается светлыми тонами, отрицательный — темными. 

Для успешного закрепления материала можно использовать дидактические игры: «Назови предмет», «На что похоже?», Подбери пару», «домики свойств», «Путаница».         

 Этапы работы при обучении пересказу 

  • Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • Этап 2. Осуществляется перекодирование информации – преобразование из абстрактных символов в образы.
  • Этап 3. Пересказ сказки с опорой на символы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
  • Этап 4. Делается графическая зарисовка -мнемотаблица.
  • Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему.

Моделирование сказок  Работу целесообразно начать с повторения хорошо знакомых детям сказок: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Три медведя».        

   Предварительная работа: 

—вспомнить и назвать героев сказки, уточнить их количество, детали одежды; 

—рассмотреть картинки из сказки; 

—обыграть сказку;

  —нарисовать или вылепить героев сказки.

После проведения предварительной работы можно предложить детям условные заместители персонажей сказки: круги, полоски, квадраты, треугольники.

  В следующий раз можно использовать геометрические фигуры одинакового размера, но разного цвета и предложить детям выбрать нужные из них.  С помощью условных заместителей дети быстро составляют модель сказки и без труда пересказывают ее.(сказки «Дюймовочка», «Красная шапочка» и т. д.)

 При обучении детей приемам запоминания используются схемы,  мнемотаблицы, которые служат опорой для запоминания словесного материала. При этом включаются в работу не только слуховые, но и зрительные анализаторы. 

Работа над составлением описательных рассказов          

Начать составлять описательные рассказы можно с подбора трех-четырех признаков (название предмета, цвет, форма, размер), постепенно увеличивая количество пунктов плана рассказа. Это можно использовать для рассказа по темам:  «Овощи», «Фрукты», «Времена года», »Игрушки», «Домашние и дикие животные», «Птицы», «Транспорт», «Человек». 

Например, схемы для составления рассказов об овощах (фруктах) сначала состояли из четырех признаков: 

—что это? (лук, горох, баклажан...); 

—цвет (зеленый, красный...); 

—форма (овальный, круглый...); 

— величина.        

По мере овладения детьми навыка составления описательного рассказа количество признаков постепенно увеличивается до 12.        

Использование технологий моделирования при заучивании стихотворений:

  • Чтение стихотворения воспитателем. 

• Беседа о прочитанном.

  • Рассказывание стихотворения воспитателем с параллельным выставлением моделей. 

• Рассказывание стихотворения детьми с опорой на модели (по цепочке). 

• Рассказывание стихотворения одним ребенком с одновременным подбором и выставлением моделей. 

 Похожая работа проводится по описательным рассказам.

Необходимое условие работы с использованием технологии моделирования быть последовательным и терпеливым. Главное заинтересовать ребенка!

 

Мнемотехнику в специальной дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко - предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов - блоками-квадратами, Т. В Большева - коллажем, Л. Н Ефименкова - схемой составления рассказа.

Основные цели использования мнемотехники:

- развитие умения устанавливать причинно-следственные связи в событиях, пересказах, рассказах;

- освоение методов и приёмов запоминания, их осознанное применение;

- развитие основных психических процессов: памяти, внимания, образного мышления;

- развитие творческих способностей: фантазии, воображения;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Особенности мнемотехники - использование не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы - схемы, в которых заложена определённая информация.

Мнемотаблица - это средство, орудие, которое помогает детям выделить в предметах или их отношениях те существенные признаки, которые должны войти в содержание пересказа, рассказа. Она учит фиксировать полученный результат в доступной детям схематичной форме.

Суть данных таблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение (символ), и таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эту схему - ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Символы и их количество в схеме могут изменяться в зависимости от содержания пересказа или рассказа.

Опорные схемы - это попытка задействовать для решения познавательных задач, зрительную, двигательную, ассоциативную память. Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными учебными задачами.

На занятиях по развитию связной речи на этапе обучение составлению пересказа, необходимо учить не только, рассказывать по картинному плану, но учить и его обозначать графически. Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Взрослый на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность составить рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определенных символов, обозначающих различные признаки предметов.

Пересказу принадлежит особая роль в формировании связной речи. На первых этапах его формирования, можно использовать иллюстрированные панно и опорные картинки, условные схемы, которые помогают детям учиться составлять план пересказа. На более поздних этапах можно использовать простые рисунки-схемы, которые составляют сами дети.

При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определить объект. На начальных этапах обучения педагог подробно комментирует каждый рисунок. На следующем этапе детям предлагается рассмотреть зашифрованные письма, догадаться, какой предмет там спрятан, и объяснить, как они угадали объект самостоятельно. Позднее дети составляют свои «мнемозагадки» и загадывают их другим детям.

Приемы мнемотехники облегчают процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных и повествовательных текстов, их связностью.

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

 Работая с детьми при обучении пересказу нужно использовать наглядность, яркость изображений основного текста (в младшем возрасте), составлять план пересказа, используя зарисовки, схемы последовательного изображения текста на бумаге в виде символов (в старшем возрасте), отнести двукратное чтение и работу над содержанием текста на занятие по художественной литературе, а занятие по развитию речи использовать как работу по пересказу, увеличивая речевую активность,  то ребенок быстрее научится пересказывать, и на занятии по развитию речи можно спросить пересказ большее количество ребят. Не нужно опасаться, что использование символико – моделирующих средств делает мыслительные процессы ребенка «ленивыми», а речь заученной, «заштампованной». Напротив, это будет способствовать усвоению ребенком разных структур языка.   Дошкольный возраст  - формирование образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (модели, схемы, таблицы). Мнемотехника или мнемоника в переводе с греческого  - «искусство запоминания». Мнемотехника  - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится все более актуальным. Особое место в работе занимает дидактический материал в форме таблиц и схем-моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью. Кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает сказки четкими, связными и последовательными. Наблюдение за детьми среднего возраста, занятия по развитию речи показали, что дети не могут пересказывать небольшие сказки, у них маленький словарный запас, предложения простые, часто в них выпускаются различные части речи, наблюдается неправильное произношение гласных и согласных звуков, шипящих. Дети только начинают участвовать в беседах и делиться элементарными впечатлениями, основанными на ярких образах. В среднем возрасте память ребенка непроизвольна. Он не ставит перед собой цели запомнить и воспроизвести и не прилагает усилия для запоминания. В его памяти остаются только интересные красочные события и образы. Поэтому необходимо использовать яркие цветные таблицы, которые представляют собой последовательное изображение сказки в виде образов, отраженных на бумаге. Наглядное изображение облегчает рассказ ребенка об услышанном. Рассказав по первому сюжету, он переходит к другому, сохраняя последовательность сказки. Вне занятий детям предлагается кукольный театр по этой сказке, где каждый ребенок может попробовать себя в разных ролях. Работа по применению метода мнемотаблиц продолжается в старшей группе. В старшем возрасте работа по развитию связной речи связана с дальнейшим развитием всех компонентов устной речи и практически овладением нормами речи. Педагоги должны сформировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки. Начинает формироваться произвольная память. Однако запоминание и припоминание остаются эпизодическими. Дошкольный возраст  - возраст формирования образных форм сознания. Исходя из этого, становится понятным, что графическое изображение сказки помогает пересказать ее последовательно, связно. Дети к старшему возрасту уже приобрели навык рисования и владения карандашом. А замена образа героя сказки на определенный символ интересно им. Им легче нарисовать в таблице символ (О), чем изобразить медведя. Да и сказки в этом возрасте более сложны по сюжету, длиннее, больше героев. Метод использования готовых таблиц в этом возрасте уже недостаточен. Дети могут больше. Они с удовольствием совмещают зарисовывание сказки с пересказом. Это – своеобразная игра. В рисунках-схемах дети упрощают рисование героев, замещая их символами отдельных частей (хвост – у лисы, зубы – у волка, длинные уши – у зайца). В таблице изображают также природные явления: снег, дождь, тучи, солнце. Речь становится более яркой.   Использование метода мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, настольно-печатные игры, кукольный и настольный театры, драматизации изучаемых сказок. Все это помогает детям развивать связную речь, зрительное восприятие, образное и логическое

Таким образом, мнемотехника, система различных приемов, облегчающая запоминание и увеличивающая объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, является эффективным средством развития связной речи у дошкольников.

Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка целенаправленной работы по театрализации литературного произведения русской народной сказки «Заюшкина избушка»

В методической разработке представлена схема перспективного планирования работы по театрализованной деятельности во второй младшей группе по русской народной сказке «Заюшкина избушка» (работа расчитан...

Методическая разработка Как научить ребенка одеваться

Приобретение новых навыков — основная потребность развития ребёнка. А поскольку одевание — ежедневный ритуал, то это самый доступный способ дать малышу ощущение, что он может делать что-то...

Методическая разработка "Как научить ребёнка делиться", 2019 г.

Методическая разработка на тему: "Как научить ребёнка делиться"...

Методическая разработка по обучению дошкольников пересказу с приемами инсценирования текста.

Инсценирование текста - это по сути обучение пересказу в игре. А что, как не игра может создать  эмоциональный фон для лучшего запоминания текста?...

Методическая разработка ООД «Научим Клёпу правилам дорожного движения»

      Методическая разработка конспекта занятия подготовлена для воспитателей ГБДОУ, с целью активизировать работу педагогов по пропаганде правил дорожного движения и безопасного...

Методическая разработка "Как научить читать детей"

Родителей в подготовительный год перед школой волнует вопрос: «А надо ли учить детей читать до поступления в школу или пусть учитель научит?»...

Методическая разработка "Как научить дошкольника искусству оригами" (консультация для родителей)

Данная публикация познакомит родителей с чего начать обучать ребенка технике оригами....