Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице
методическая разработка по логопедии

Таблица помогает развитию ритмичности и артикуляции ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_po_zvuko-artikulyatsionnoy_tablitse.docx147.49 КБ

Предварительный просмотр:

        ЛОГОРИТМИКА

ПО ЗВУКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТАБЛИЦЕ

 

В звуко-артикуляционной таблице все звуки сгруппированы по артикуляторным признакам.

Каждая цветная группа отличается от прочих по способу и месту образования звука. Звуки заднеязычные, губно-зубные, губные, альвеолярные, переднеязычные, свистящие, шипящие - каждые в отдельной группе.

Этот прием позволяет сконцентрировать внимание ребенка на работе речевого аппарата. Целью учебного процесса становится не заучивание графических знаков, а развитие ритмичности и артикуляции ребенка.  

 http://rebus-metod.net/images/TablicaAJA.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaGKH.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaVF.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaBPM.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaDTN.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaLR.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaZSC.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaJTSH.png

Таблица читается в строчку слева направо, в столбик сверху вниз или "лесенкой". Прочитайте ребенку вслух любую часть таблицы и при этом показывайте на соответствующие буквы. Читайте быстро, ритмично, с четкой артикуляцией. При знакомстве с таблицей Вы должны буквально вести ребенка. Возьмите его за вытянутый пальчик и, называя звук, тыкайте этот пальчик в буквы. Очень скоро ребенок будет в состоянии произносить отдельные части таблицы вместе с Вами "хором" - не потому, что он уже выучил буквы, а потому что запомнил ритмическую закономерность и последовательность звуков. Именно эта последовательность поможет ребенку в столбике, например ГЬ-ГЯ-ГE-ГЮ-ГИ-ГЕ, найти заданный Вами звук, например ГЮ.


Не ждите, что ребенок с первого же занятия станет повторять звуки безошибочно. С самого начала ребенок неуверен, он делает ошибки, и Вы не должны поправлять каждую неправильность. Если Вы проговариваете таблицу “хором” вместе с ребенком, то он сам замечает свои ошибки и в следующее прочтение попробует их исправить. 

Для одного занятия достаточно 4-5 минут работы с таблицей, не больше. Не надо работать сразу со всей таблицей - она слишком большая, и маленькие дети не способны сразу запомнить такое количество объектов. Выберите для начала какую-нибудь одну цветную группу - можете даже спросить малыша, какой цвет лично ему больше всего нравится.

Не стремитесь к срочному результату. Учитывайте, что основной задачей таблицы является не заучивание букв, а артикуляторный и ритмический тренинг. Заучивание букв окажется лишь "побочным продуктом", к которому ребенок непроизвольно придет в результате регулярных повторов.

 

Включение в занятия с таблицей элементов ритмики дают преподавателю возможность, если он способен на это, превратить урок чтения в подвижные упражнения, соединить их с программой элементарного музицирования.
Как это может выглядеть на практике? Например, вот так:

Первый этап:
Показывая на таблицу, заучиваем с детьми наизусть звукосочетания

га-ка-ХА
гя-кя-ХЯ
го-ко-ХО
гё-кё-ХЁ
гу-ку-ХУ ...
(большими буквами отмечены ударные слоги)

Не важно, знают дети буквы или не знают. В процессе ритмических упражнений буквы постепенно заучиваются.

 

Второй этап 
(усложнение - две цветные группы на таблице):

А -- га-ка-ХА --
Я -- гя-кя-ХЯ --
О -- го-ко-ХО --
Ё -- гё-кё-ХЁ --
У -- гу-ку-ХУ -- ...
(большими буквами отмечены ударные слоги, двойными дефисами отмечены паузы)

 

Третий этап 
(усложнение - хлопок в ладоши):

А -- га-ка-ХА - (хлоп!)
Я -- гя-кя-ХЯ - (хлоп!)
О -- го-ко-ХО - (хлоп!)
Ё -- гё-кё-ХЁ - (хлоп!)
У -- гу-ку-ХУ - (хлоп!) ...

 

Четвертый этап 
(усложнение - другой ритмический рисунок):

А -(хлоп!) га-КА-ха - (хлоп!)
Я -(хлоп!) гя-КЯ-хя - (хлоп!)
О -(хлоп!) го-КО-хо - (хлоп!)
Ё -(хлоп!) гё-КЁ-хё - (хлоп!)
У -(хлоп!) гу-КУ-ху - (хлоп!) ... 

а-ГА-ка-ха - (хлоп-хлоп!)
я-ГЯ-кя-хя - (хлоп-хлоп!)
о-ГО-ко-хо - (хлоп-хлоп!)
ё-ГЁ-кё-хё - (хлоп-хлоп!)
у-ГУ-ку-ху - (хлоп-хлоп!)...

 

Пятый этап 
(усложнение - топ ногой):

А -(хлоп!) га-КА-ха - (топ!)
Я -(хлоп!) гя-КЯ-хя - (топ!)
О -(хлоп!) го-КО-хо - (топ!)
Ё -(хлоп!) гё-КЁ-хё - (топ!)
У -(хлоп!) гу-КУ-ху - (топ!) ...

а-ГА-ка-ха - (топ-хлоп!)
я-ГЯ-кя-хя - (топ-хлоп!)
о-ГО-ко-хо - (топ-хлоп!)
ё-ГЁ-кё-хё - (топ-хлоп!)
у-ГУ-ку-ху - (топ-хлоп!)...

Точно так же можно работать с любыми цветными группами таблицы, постепенно усложняя ритмику и движения.

 

На более поздних этапах работы с таблицей прекрасным творческим упражнением становится прием "иностранная речь". Этот прием учит детей словесные тексты опирать на невербальные выразительные средства - интонации, жесты. Практически, эти упражнения являются простой формой актерского тренинга и выразительного чтения, адаптированных к уровню дошкольников.

Представьте себе, что в таблице записаны целые слова, словосочетания, предложения, произнесенные на каком-то чужом языке. Смысл этих слов нужно придумать самостоятельно, вложив в них какую-то интонацию, ритмику. Это могут быть повествования, восклицания, вопросы.
Например:

 http://rebus-metod.net/images/TablicaAJA.pnghttp://rebus-metod.net/images/TablicaGKH.png

- А, ГАКАХА! - восклицаем мы, приветствуя кого-то.
- Я, ГЯКЯХЯ... - грустно отвечает он нам.
- О! ГОКОХО? - спрашиваем мы.
- Ё. ГЁКЁХЁ. - жалуется он.
- У, ГУКУХУ?! - удивляемся мы.
- Ю, ГЮКЮХЮ - объясняет он.
- Ы, ГЫКЫХЫ - утешаем мы
- И, ГИКИХИ - возражает он.
- Э! ГЭКЭХЭ! - подбадриваем мы его. 
- Е, ГЕКЕХЕ! - радостно соглашается он.

На подобном "Иностранном" языке можно произнести любую фразу, рассказать любую историю. Попробуйте произнести строчку АГАКАХА ВАФА БАПАМА так, словно рассказываетесказку про репку. Постарайтесь соблюдать все интонации и ударения так, как они заданы в сказке.

ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ. -- АГАКАХА ВАФА БАПАМА.
ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ! -- ДАТАНА ЛАРА ЗАСАЦА-ЖАША!

Слова из таблицы можно по-разному склонять и спрягать, и даже добавлять к ним различные суффиксы и окончания. Например, предложение "ГАКАХА ВАФА БАПАМА ДАТАНА" способно превратиться в "ГАКАХАЯ ВАФА БАПАМАЛА ДАТАНА", или даже в "ГАКАХОНЬКАЯ ВАФОЧКА БАПАМАКНУЛА ДАТАНЁНКА" - смелая фантазия преподавателя может очень повеселить детей в работе с таблицей, и дать при этом возможность поиграть с разными грамматическими конструкциями. Дело лишь за малым: за смелостью и за фантазией учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.

Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...

Артикуляция звуков, артикуляционная гимнастика

При постановке нового звука, перед логопедом стоит задача научить не только ребенка произносить этот звук, но и дать знания родителям о правильной артикуляции этого звука. В индивидуальных тетрадях де...

Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"

Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....

Программные задачи музыкальной деятельности в таблице . Формы музыкальной деятельности в таблице

Программные задачи  музыкальной деятельности в таблице.Формы музыкальной деятельности в таблице....

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ? АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ?  АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...

Особенности коррекционной работы при постановке заднеязычных звуков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.

Артикуляционная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.«Накажем непослушный язычок». Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, произнося звукосочетания «п...