Логоритмика по звуко-артикуляционной таблице
методическая разработка по логопедии
Таблица помогает развитию ритмичности и артикуляции ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_po_zvuko-artikulyatsionnoy_tablitse.docx | 147.49 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА
ПО ЗВУКО-АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ТАБЛИЦЕ
В звуко-артикуляционной таблице все звуки сгруппированы по артикуляторным признакам.
Каждая цветная группа отличается от прочих по способу и месту образования звука. Звуки заднеязычные, губно-зубные, губные, альвеолярные, переднеязычные, свистящие, шипящие - каждые в отдельной группе.
Этот прием позволяет сконцентрировать внимание ребенка на работе речевого аппарата. Целью учебного процесса становится не заучивание графических знаков, а развитие ритмичности и артикуляции ребенка.
Таблица читается в строчку слева направо, в столбик сверху вниз или "лесенкой". Прочитайте ребенку вслух любую часть таблицы и при этом показывайте на соответствующие буквы. Читайте быстро, ритмично, с четкой артикуляцией. При знакомстве с таблицей Вы должны буквально вести ребенка. Возьмите его за вытянутый пальчик и, называя звук, тыкайте этот пальчик в буквы. Очень скоро ребенок будет в состоянии произносить отдельные части таблицы вместе с Вами "хором" - не потому, что он уже выучил буквы, а потому что запомнил ритмическую закономерность и последовательность звуков. Именно эта последовательность поможет ребенку в столбике, например ГЬ-ГЯ-ГE-ГЮ-ГИ-ГЕ, найти заданный Вами звук, например ГЮ.
Не ждите, что ребенок с первого же занятия станет повторять звуки безошибочно. С самого начала ребенок неуверен, он делает ошибки, и Вы не должны поправлять каждую неправильность. Если Вы проговариваете таблицу “хором” вместе с ребенком, то он сам замечает свои ошибки и в следующее прочтение попробует их исправить.
Для одного занятия достаточно 4-5 минут работы с таблицей, не больше. Не надо работать сразу со всей таблицей - она слишком большая, и маленькие дети не способны сразу запомнить такое количество объектов. Выберите для начала какую-нибудь одну цветную группу - можете даже спросить малыша, какой цвет лично ему больше всего нравится.
Не стремитесь к срочному результату. Учитывайте, что основной задачей таблицы является не заучивание букв, а артикуляторный и ритмический тренинг. Заучивание букв окажется лишь "побочным продуктом", к которому ребенок непроизвольно придет в результате регулярных повторов.
Включение в занятия с таблицей элементов ритмики дают преподавателю возможность, если он способен на это, превратить урок чтения в подвижные упражнения, соединить их с программой элементарного музицирования.
Как это может выглядеть на практике? Например, вот так:
Первый этап:
Показывая на таблицу, заучиваем с детьми наизусть звукосочетания
га-ка-ХА
гя-кя-ХЯ
го-ко-ХО
гё-кё-ХЁ
гу-ку-ХУ ...
(большими буквами отмечены ударные слоги)
Не важно, знают дети буквы или не знают. В процессе ритмических упражнений буквы постепенно заучиваются.
Второй этап
(усложнение - две цветные группы на таблице):
А -- га-ка-ХА --
Я -- гя-кя-ХЯ --
О -- го-ко-ХО --
Ё -- гё-кё-ХЁ --
У -- гу-ку-ХУ -- ...
(большими буквами отмечены ударные слоги, двойными дефисами отмечены паузы)
Третий этап
(усложнение - хлопок в ладоши):
А -- га-ка-ХА - (хлоп!)
Я -- гя-кя-ХЯ - (хлоп!)
О -- го-ко-ХО - (хлоп!)
Ё -- гё-кё-ХЁ - (хлоп!)
У -- гу-ку-ХУ - (хлоп!) ...
Четвертый этап
(усложнение - другой ритмический рисунок):
А -(хлоп!) га-КА-ха - (хлоп!)
Я -(хлоп!) гя-КЯ-хя - (хлоп!)
О -(хлоп!) го-КО-хо - (хлоп!)
Ё -(хлоп!) гё-КЁ-хё - (хлоп!)
У -(хлоп!) гу-КУ-ху - (хлоп!) ...
а-ГА-ка-ха - (хлоп-хлоп!)
я-ГЯ-кя-хя - (хлоп-хлоп!)
о-ГО-ко-хо - (хлоп-хлоп!)
ё-ГЁ-кё-хё - (хлоп-хлоп!)
у-ГУ-ку-ху - (хлоп-хлоп!)...
Пятый этап
(усложнение - топ ногой):
А -(хлоп!) га-КА-ха - (топ!)
Я -(хлоп!) гя-КЯ-хя - (топ!)
О -(хлоп!) го-КО-хо - (топ!)
Ё -(хлоп!) гё-КЁ-хё - (топ!)
У -(хлоп!) гу-КУ-ху - (топ!) ...
а-ГА-ка-ха - (топ-хлоп!)
я-ГЯ-кя-хя - (топ-хлоп!)
о-ГО-ко-хо - (топ-хлоп!)
ё-ГЁ-кё-хё - (топ-хлоп!)
у-ГУ-ку-ху - (топ-хлоп!)...
Точно так же можно работать с любыми цветными группами таблицы, постепенно усложняя ритмику и движения.
На более поздних этапах работы с таблицей прекрасным творческим упражнением становится прием "иностранная речь". Этот прием учит детей словесные тексты опирать на невербальные выразительные средства - интонации, жесты. Практически, эти упражнения являются простой формой актерского тренинга и выразительного чтения, адаптированных к уровню дошкольников.
Представьте себе, что в таблице записаны целые слова, словосочетания, предложения, произнесенные на каком-то чужом языке. Смысл этих слов нужно придумать самостоятельно, вложив в них какую-то интонацию, ритмику. Это могут быть повествования, восклицания, вопросы.
Например:
- А, ГАКАХА! - восклицаем мы, приветствуя кого-то.
- Я, ГЯКЯХЯ... - грустно отвечает он нам.
- О! ГОКОХО? - спрашиваем мы.
- Ё. ГЁКЁХЁ. - жалуется он.
- У, ГУКУХУ?! - удивляемся мы.
- Ю, ГЮКЮХЮ - объясняет он.
- Ы, ГЫКЫХЫ - утешаем мы
- И, ГИКИХИ - возражает он.
- Э! ГЭКЭХЭ! - подбадриваем мы его.
- Е, ГЕКЕХЕ! - радостно соглашается он.
На подобном "Иностранном" языке можно произнести любую фразу, рассказать любую историю. Попробуйте произнести строчку АГАКАХА ВАФА БАПАМА так, словно рассказываетесказку про репку. Постарайтесь соблюдать все интонации и ударения так, как они заданы в сказке.
ПОСАДИЛ ДЕД РЕПКУ. -- АГАКАХА ВАФА БАПАМА.
ВЫРОСЛА РЕПКА БОЛЬШАЯ-ПРЕБОЛЬШАЯ! -- ДАТАНА ЛАРА ЗАСАЦА-ЖАША!
Слова из таблицы можно по-разному склонять и спрягать, и даже добавлять к ним различные суффиксы и окончания. Например, предложение "ГАКАХА ВАФА БАПАМА ДАТАНА" способно превратиться в "ГАКАХАЯ ВАФА БАПАМАЛА ДАТАНА", или даже в "ГАКАХОНЬКАЯ ВАФОЧКА БАПАМАКНУЛА ДАТАНЁНКА" - смелая фантазия преподавателя может очень повеселить детей в работе с таблицей, и дать при этом возможность поиграть с разными грамматическими конструкциями. Дело лишь за малым: за смелостью и за фантазией учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие для дошкольников по логоритмике. Логоритмика- один из методов преодоления речевых нарушений.
Логоритмика -это такая форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.Работая с детьми, имеющими...
Артикуляция звуков, артикуляционная гимнастика
При постановке нового звука, перед логопедом стоит задача научить не только ребенка произносить этот звук, но и дать знания родителям о правильной артикуляции этого звука. В индивидуальных тетрадях де...
Методическое пособие по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи"
Методическое пособие для родителей по логоритмике: "Логоритмика - праздник красивой речи".Пособие предназначено для родителей, воспитывающих детей с нарушениями речи....
Программные задачи музыкальной деятельности в таблице . Формы музыкальной деятельности в таблице
Программные задачи музыкальной деятельности в таблице.Формы музыкальной деятельности в таблице....
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ? АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ПРОИЗНОСИТЬ СВИСТЯЩИЕ ЗВУКИ? АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА...
Использование игровых методов в процессе автоматизации и дифференциации звуков - "Артикуляционное ассорти"
Мастер-класс....
Особенности коррекционной работы при постановке заднеязычных звуков. Артикуляционная и дыхательная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.
Артикуляционная гимнастика для правильного произношения заднеязычных звуков.«Накажем непослушный язычок». Кладём язык на нижнюю губу и шлёпаем его губами, произнося звукосочетания «п...