Использование элементов логоритмики для совершенствования речедвигательной деятельности у детей с нарушением опорно – двигательного аппарата
статья по коррекционной педагогике
Логоритмика - как элемент коррекционно- логопедической работы учителя логопеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika.docx | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОРИТМИКИ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром.
Овладение ребенком возрастными двигательными навыками является функциональной основой для формирования речевых функций. Отсутствие двигательной активности и предметных действий, недоразвитие мелкой моторики и, вообще руки как познавательного органа, неполноценное доречевое общение к концу первого года жизни оказываются тесно связанными с чрезвычайной скудностью начальных речевых проявлений [1: 5].
Особо стоит отметить, что нарушения координации движений являются основным признаком затруднения в обучении речевому процессу. И дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, несомненно, преодолевают эти затруднения в процессе развития и обучения в детском саду. Наиболее эффективным средством развития психической и речедвигательной сферы этих детей являются занятия с элементами логопедической ритмики [1: 6].
Логоритмика – система музыкально-двигательных, речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений. Отечественные ученые (В. А. Гиляровский, Ю. А. Фефенская, В. А. Гринер и другие) занимались проблемами использования логоритмики в дошкольных учреждениях, исследовали теоретические, методические и практические аспекты этого вопроса [2 : 10].
Занятия с элементами логоритмики способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, двигательная сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей. В основе занятий лежит комплексно - игровой метод. Занятия построены на сказочных сюжетах, в соответствии с лексическими темами [2 : 23].
Примеры логоритмических элементов, составляющих логопедическое занятие: артикуляционная гимнастика, чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков, пальчиковые гимнастики для развития мелкой моторики рук; упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующей возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга; вокально-артикуляционные упражнения, для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него; фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания.
Песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами развивающие чувство ритма. Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве. Упражнения на развитие мимических мышц для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативного образа и мышления. Коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения.
Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Структура занятия не может включать все перечисленные элементы. Их последовательность и наполняемость варьируется в зависимости от поставленных коррекционных задач и индивидуального развития детей.
К проведению логопедического занятия с элементами логоритмики, как и к любому другому, предъявляются определенные требования:
Занятия составляются с опорой на лексические темы. Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков. Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность. В сюжете занятий используются рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираются в соответствии с возрастом детей и позволяют решать коррекционные задачи в игровой форме [2 : 18].
На таких занятиях реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции – положение губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука; развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
расширение лексического запаса; развитие слухового внимания и зрительной памяти; совершенствование общей и мелкой моторики; выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения [1 : 21].
Использование логоритмических игр и упражнений активно используется нами при проведении комплексных интегрированных занятий с другими специалистами и воспитателями. Предлагаем вашему вниманию конспект такого занятия по обобщающей лексической теме «Весна».
Цель: систематизация знаний детей на тему «Весна в лесу» в процессе двигательной и речевой деятельности.
Задачи: Коррекционно-образовательные: активизировать словарь по лексической теме “Дикие животные”; закреплять знания детей о признаках весны; автоматизировать поставленные звуки в самостоятельной речи; закреплять умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму у существительных;
Коррекционно-развивающие: продолжать совершенствовать двигательные навыки и умения детей; продолжать развивать мелкую моторику рук; укреплять мышцы спины и живота, коррегировать диафрагмальное дыхание; продолжать развивать слуховое и зрительное внимание; продолжать развивать координацию речи с движением (под счет, заданный ритм);
Воспитательные: воспитывать любовь ко всему живому; воспитывать положительное отношение между детьми в процессе игровой деятельности.
Оборудование:
мягкие игрушки (дикие животные), шишки и грибы (муляжи), галстуки лесных спасателей, аудиозаписи лесных звуков, карточки с изображением признаков весны, спортивный инвентарь : обручи, мяч, утяжелители, мягкие модули, тоннель, ребристая дорожка, гимнастические коврики.
Ход занятия: Инструктор ЛФК:
– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, а волшебное. Но сначала скажите, какое время года наступило? Правильно. А теперь отгадайте, кто к нам пришёл?
Зеленоглаза, весела, | волшебство – чтоб все цвело. Вслед ей прилетели птицы – |
Входит Весна (логопед):
– Слышу-слышу, это я! Здравствуйте, мои друзья! | Дети, а по каким приметам мы узнаем весну? Работа с картинками. |
Ребята, а я же к вам за помощью пришла! Инструктор ЛФК: - Весна, что случилось?
Весна: «Верная слуга зимы Снежная Королева заколдовала лесных жителей! Медведь голодный все спит в своей берлоге, а зайка никак не поменяет свою шубку, так и бегает в белой… И ёж спит… А ведь давно пора всем проснуться и радоваться весне! На дворе уже апрель! Ребята, помогите мне прогнать Снежную Королеву и зверей разбудить!»
Инструктор ЛФК:
- Поможем весне? Но чтобы в лес попасть, надо силушки набраться! Путь нам предстоит нелегкий и долгий!
Весна (Логопедическое упражнение на развитие мелкой моторики и артикуляторных движений):
Ольга Сергеевна Демиденко. Учитель-логопед. МДОУ «ЦРР д/с №102»
Сот.: 89127933833
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие чувста ритма и координации речи и движений у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата через элементы логоритмики"
Доклад на практическом семинаре педагогических работников...
Методическая разработка «Использование Рамок Монтессори в развитии зрительного восприятия и памяти у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»
В материале даны конкретные методические рекомендации для работы с рамками Монтессори в развитии зрительного восприятия и памати у детей, которые могут использовать в своей работе дефектологи, п...
Конспект Игровой деятельности с элементами экспериментирования в разновозрастной группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата 3 – 5 лет Тема: «Волшебник – воздух».
формировать умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;-развивать мышление, речевое дыхание, мелкую моторику;-формировать представления детей о воздухе и его свойствах; - п...
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.
Конспект занятия по физической культуре на скамье для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и нарушением речи старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих ...
ТЕХНОЛОГИЯ КВЕСТ ИГРЫ С ЭЛЕМЕНТАМИ ДОПОЛНЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО – ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Указом Президента РФ от 07.05.2018 № 204 определены национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года, которые направлены на обеспечение доступности общего, дошкольного обра...
Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами РЭМП. Тема «Зоопарк». Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Конспект сюжетно-ролевой игры с элементами РЭМП «Зоопарк» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата поможет уточнять и расширять представления детей о диких животных, активизир...
«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».К детям с НОДА относятся дети с:с детскими церебральными паралич...