«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
К детям с НОДА относятся дети с:
- с детскими церебральными параличами с последствиями полиомиелита.
- с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями
- с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отсутствует уверенная координация движений пальцев рук. Как правило, у них отличается общая моторная неловкость, неточность движений, трудности при воспроизведении синхронных движений, проблемы в усвоении двигательной программы и переключения, синкинезии .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 422.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13»
«Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
Автор-составитель:
ЛогопедМБДОУ
«Детский сад № 13»
Шабунова Елена Владимировна
Осинниковский ГО,2021
Тема: «Игры-упражнения на развитие речедвигательных навыков у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ТНР».
К детям с НОДА относятся дети с:
- с детскими церебральными параличами . с последствиями полиомиелита.
- с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями
- с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, отсутствует уверенная координация движений пальцев рук. Как правило, у них отличается общая моторная неловкость, неточность движений, трудности при воспроизведении синхронных движений, проблемы в усвоении двигательной программы и переключения, синкинезии .
Основными целями коррекционной работы являются: Оказание детям медицинской, педагогической, психологической, логопедической и социальной помощи.
Коррекционно-оздоровительные задачи:
- Коррекция речевых нарушений
- Укрепление костно-мышечного аппарата
- Развитие дыхания, моторных функций
- Формирование правильной осанки, походки, грации движения
- Формирование двигательных умений и навыков
- Развитие пространственных представлений и способности произвольно передвигаться в пространстве
- Развитие ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей
Игра «СКАЛОЛАЗ»
Цели:
- Дифференцировать звуки Л Р в слогах
- Автоматизировать звуки в стихах и чистоговорках.
- Формировать правильную осанку
- Растяжка мышц
- Развивать координацию движений
- Профилактика плоскостопия
Инвентарь: шведская стенка.
Ход.
Вариан №1
Ребёнок поднимаясь по шведской стенке вверх произносит слог ЛА. Спускаясь вниз, произносит слог РА. Затем поднимаясь и спускаясь произносит ЛА-РА.
Вариант №2.
Поднимаясь вверх и спускаясь вниз ребёнок проговаривает чистоговорку или стихотворение на любой заданный звук.
Игра «КТО БЫСТРЕЕ»
Цели:
- Автоматизировать звук Р
- Развивать мелкую моторику кисти
- Быстроту и точность движений
- Закрепить лексическую тему Одежда.
Инвентарь: 6 метров верёвки, две деревянные палочки, цветная лента.
Ход.
Вариант № 1
К двум палочкам привязывают верёвку в середине прикрепляют ленту. Одну палочку держит первый ребёнок, другую-второй. По сигналу оба ребёнка начинают наматывать верёвку на свою палочку и произносят звук РРР (заводят моторчик). Кто быстрее доберётся до ленты, тот победитель.
Вариант№2.
Дети по очереди называют предметы одежды .На каждое слово 3-4 поворота палочкой. Кто быстрее доберётся до ленты ,тот победитель.
Игра «СОБЕРИ КЛОУНА»
Цели:
- Расширять словарный запас
- Развивать лексико-грамматический строй речи
- Закреплять лексическую тему: «Части тела человека»
- Развивать точность движений пальцев рук
Инвентарь: детали из которых нужно собрать клоуна.
Ход.
Предложить ребёнку собрать из деталей клоуна. Прикрепляя деталь, проговаривать её название.
Игра « ПРОЙДИ по ЛАБИРИНТу ОТ БУКВЫ К БУКВЕ»
Цели:
- Учиться соединять буквы и читать слоги
- Развивать мелкую моторику, точность движений, внимание
Инвентарь: игра лабиринт карточки с буквами.
Ход.
Предложить ребёнку двигаясь по лабиринту соединить буквы и прочитать слоги.
Игра «Заяц и коробка». Цели: - Упражнять в правильном употреблении предлогов НА, ЗА,В, У, К, ОТ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ, ВОКРУГ, ОКОЛО. - Развивать лексико-грамматический строй речи. - Развивать точность движений, умение соотносить слова и действие, внимание. Инвентарь: игрушка заяц, цветная картонная коробка.
Ход.
Предложить ребёнку посадить зайца на коробку, в коробку и т. д. проговаривая свои действия. (заяц перепрыгивает через коробку, заяц спрятался за коробку и т.д.)
Игра «Сделай вместе». Цели: - Автоматизировать звуки « Ч» «Л» или другие заданные звуки в чистоговорках.
-Развивать равновесие, координацию движений.
Инвентарь: фитбол.
Ход. Дети сидят на фитболах парами, напротив друг друга. По команде педагога то одновременно то попеременно соприкасаются с ладонями партнера произнося чистоговорку .
Звук «Ч» Ой,качи, качи-качи мы грачата, мы грачи мы грачата мы грачи ой, качи, качи-качи. Звук «Л» В зимний холод всякий молод. Всякий молод в зимний холод.
Игра «Прищепки» Цели: - Закреплять лексические темы «животные севера и животные жарких стран». - Развивать мелкую моторику, точность движений пальцев рук , внимание. - Развивать умение соотносить слово с движением.
Инвентарь: картинки животных севера и картинки животных жарких стран, прищепки синего и жёлтого цвета.
Ход. Предложить ребёнку взять правой рукой синюю прищепку и собрать картинки с животными которые живут на севере. Проговаривая свои действия. Левой рукой взять жёлтую прищепку и собрать картинки с животными которые живут в жарких странах. Проговаривая свои действия.
Игра «Назови словечко» Цели: - Автоматизировать любой заданный звук изолированно, в слогах, в словах. - Дифференцировать любые заданные звуки . - Развивать мелкую моторику, умение соотносить слово и действие. - Массаж подушечек пальцев рук. Инвентарь: шар с отверстием из которого выходит верёвочка с узелками.
Ход. Вариант№1. Предложить ребёнку вытягивать верёвочку из шара. На каждом узелке произносить звук «С».
Вариант№2. На каждом узелке произносить слоги «СА» «СО» «СУ» «СЫ» «СЭ». Вариант№3. На каждом узелке произносить слова на звук «С». Вариант№4. На каждом узелке произносить поочерёдно слоги «СА-ША» или слово на звук «С» затем на звук «Ш». и т.д.
Игра «Построим дом». Цели: - Развивать связную речь. - Развивать мелкую моторику, точность движений ,внимание, умение соотносить слово с действием. Инвентарь: деревянный цветной конструктор.
Ход. Предложить ребёнку построить дом ,сопровождая каждое действие словами. (я взял красный кирпич, я положил жёлтый цилиндр на красный кирпич и т.д.)
Игра «Алфавит». Цели: - Запомнить образ буквы. - Развивать зрительную память. - Развивать двигательную память. - Развивать равновесие ,координацию движений, внимание. Инвентарь: плакаты с буквами, музыкальное сопровождение.
Ход. Предложить ребёнку рассмотреть букву «А». и попробовать изобразить букву телом под музыку. Задействовать руки, ноги, голову, туловище, Затем убрать плакат с буквой и предложить изобразить букву по памяти проговаривая как выполняется элемент буквы. Буква «А». Я расставила ноги ,наклонилась, положила правую руку на колени. и т.д.
- Лечебно-коррекционная работа должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя.
- Эффективность лечебно-коррекционных мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязанностью, непрерывностью, преемственностью в работе различных звеньев.
- Способствует позитивному отношению к жизни, обществу, семье, обучению и труду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития речи у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста
СодержаниеПояснительная запискаРаздел I. ЗвукопроизношениеРаздел II. Развитие словаряРаздел III. Грамматический строй речиРаздел IV. Уровень развития связной речиЗаключениеСписок литературы...
Советы родителям: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития изобразительной деятельности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата"
Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Поэтому дети не утомляются и у них сохраняется высокая активность, работоспособность, развивается не тлько мелкая мотор...
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии
Развитие системы помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата в Россиии.Авторы статьи Арланова В. М., Кожанова Т. М, Иванова Е. П.В статье рассмотрены особенности психолого-педагогического...
Тема самообразования: «Развитие конструктивной деятельности детей с нарушением опорно - двигательного аппарата через игровую деятельность»
laquo; Индивидуальный план воспитателя группы № 5 компенсирующей направленности»Хайруллина Гулия Шамилевна, воспитатель 1 кв.кат.Тема самообразования:«Развитие конструктивной деятельности...
Конспект интегрированного занятия по развитию речи для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата во второй младшей группе на тему «Русская народная сказка «Репка»
Образовательная область: речевое развитие, физическое развитие.Вид: интегрированное занятие.Цель: Формирование связной устной речи по средствам пересказа сказки «Репка». Гармонизация физич...
Мультстудия как средство развития творческих способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
Все мы знaем, что дети очень любят смотреть мультфильмы.Мультфильмы - любимое и сaмое доступное развлечение для детворы.Современные дети перенасыщены разнообразной информацией. С ранних пор их привлек...
"Развитие моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через различные виды игр"
1 слайдТема: «Развитие моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата через различные виды игр».Здравствуйте, меня зовут Донченко Ольга Сергеевна, я воспитатель группы комбин...