Использование дидактического пособия " Волшебные камешки" в коррекции нарушений звукопроизношения
методическая разработка по логопедии

Абрамова Елена Анатольевна

методическое пособие

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Методическая разработка

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: Использование дидактического пособия  «Волшебные камешки»

в коррекции нарушений звукопроизношения

Возрастная группа: 4- 7 лет

                                    Выполнил: учитель-логопед Абрамова Е.А.

                            Квалификационная категория: высшая

                                Стаж работы в данной должности: 17 лет

 2018 г.

Направленность: коррекция нарушений звукопроизношения.

Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды кабинета логопеда.

Вид:  дидактическое пособие.

Предназначение: для детей  4- 7 лет  с общим недоразвитием речи,

фонетио- фонематическим недоразвитием речи, фонетическими нарушениями.

Продолжительность: сентябрь — ноябрь 2018 г.

Актуальность:

     

 В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с общим недоразвитием речи, фонетико- фонематическим недоразвитием речи, фонетическими нарушениями. У данной категориии детей в структуре нарушения выделяется  несформированность звукопроизношения. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.  Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы и пособий, появившихся  в последнее время на  рынке, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Возникает необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, отвечающего современным требованиям. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Для оптимизации коррекционной работы  используются такие формы и приемы работы, которые  помогают осуществить плавный переход от игры к коррекции речевых нарушений. ФГОС предъявляют  особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основное из них – это: создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступной среды. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.

 Применение камешков «марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета.

В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат    декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.

Главная цель  использования камешков  «Марблс» на логопедических занятиях — это развитие  мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами. На мой взгляд, камешки марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества.

Цель: создание условий, способствующих совершенствованию работы по преодолению нарушений звукопроизношения (постановке, автоматизации и дифференциации звуков), обеспечение разнообразия  предъявления речевого материала в процессе данной работы.

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-  автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи; дифференцировать оппозиционные звуки.

-  совершенствовать фонематические представления: упражнять в в определении позиции звука в слове ( начало, середина, конец), в умении давать характеристику изучаемому звуку,  в звуко- слоговом  анализе и синтезе слов.

Коррекционно- развивающие:

-    развивать  артикуляционную, мелкую моторику;

-    развивать память, внимание,  словесно-логическое мышление, воображение, интонационную  выразительность.

Коррекционно-воспитательные:

 -   воспитывать желание говорить правильно;

-   воспитывать нравственные качества

Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца

Ожидаемый результат:

Создание условий для игровой деятельности в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи, положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения, совершенствование фонематических процессов, мелкой моторики, познавательной сферы.

Возможные формы работы: ООД, игры  и  игровые ситуации, задания и упражнения.

Возможные вариации : по используемому материалу,  количеству составляющих частей.

          Описание пособия:

          Пособие представляет собой шкатулку с камнями марблс различной формы ( ракушки , звезды, цветы,  яблоки и листочки, изображения животных,  камешки кристаллической формы, плоские камешки и т. д.) с  полями  для выкладывания камней ( фоны с  сюжетными  и предметными картинками, контурные изображения предметов, шаблоны для пальчикового рисования,  лабиринты, карточки для звукового анализа, звуковые дорожки , карточки по автоматизации и дифференциации звуков и т. д.) и картинного материала различных игр по  закреплению правильного звукопроизношения (Д/и « Клумба», Д/и « Футбол», Д/и «Помоги пчелке», Д/и « Божья хоровка» и т. д.)

 

Этапы работы:

1. Подготовительный:  выявление актуальной проблемы, подбор и изучение методической литературы, выбор материала, изготовление учебного пособия (сентябрь  2018 г.)      

                               

2. Основной: знакомство детей с пособием, использование пособия в коррекционной работе, создание игровых ситуаций (октябрь- ноябрь 2018 г.)

  1. Заключительный: обобщение материалов и результатов работы в ДОУ  (ноябрь 2018 г.). Презентация пособия для педагогов ДОУ.

Составляющие элементы:

 - внесение пособия на подгрупповой  ООД  ( части ООД);

 - внесение пособия на индивидуальной  ООД ( часть  ООД);

 - создание игровой мотивации в совместной образовательной деятельности;

- самостоятельная деятельность детей.

Организация логокорекционной работы с использованием  дидактического  пособия

  Организация, структура коррекционной образовательной деятельности,  использование методических приемов зависят от речевого заключения,  от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка.

    Основной принцип работы по формированию речевых навыков у детей — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации образовательной деятельности.

    Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).

 Третий принцип — рациональный подбор материала. Коррекционная логопедическая работа с ребенком  должна носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивной. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.

  Логопедическое занятие с использованием пособия  направлено на развитие речевых и психомоторных функций.

  Пособие  «Волшебные камешки»  используется  на одной  ( или нескольких ) частях индивидуальной  или индивидуально- подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.

 Основные достоинства:

- повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, его сокращение;

- многофункциональность. Работа направлена  не только на коррекцию звукопроизношения , но и на развитие фонематических представлений,   лексико-грамматического строя, связной речи,  психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), пространственной ориентировки, мелкой моторики.

-    возможность смены и пополнения используемого наглядного материала;

 -   пособие безопасно, удобно в хранении, переносе.

                      Использование пособия « Волшебные камешки»

                        в процессе индивидуальной и индивидуально-

     подгрупповой работы по коррекции  нарушений звукопроизношения.

Я предлагаю использовать камешки  марблс для проведения  следующих игр в зависимости от этапа коррекционной работы:

Этапы работы

Задачи

Игры и упражнения

Подготовительный

Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия

«Волшебная поляна »,  «Шагаем по ступенькам»,

 «Четвертый - лишний»,  «Отгадай загадки», « Звуковые бусы »,

«Гусеничка - модница »,  «Жираф»

   

Развитие артикуляционной моторики

Артикуляционные ходилки

« Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков»,  

« Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков» и т.д.

Формирование произносительных умений и навыков

Постановка звука, автоматизация изолированного звучания.

« Шагаем  по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики»,

« Заполняй- ка»

Автоматизация в слогах

« Скажи столько раз, сколько…»

  « Шагаем  по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики»,

« Заполняй- ка»

Автоматизация в словах

« Четвертый – лишний», « Сухой бассейн», « Божья коровка»,

« Шагаем  по ступенькам», «Бродилки и лабиринты»,

 « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку»,

 « Сыщики», « Заполняй- ка»

Автоматизация  в словосочетаниях и предложениях

« Сухой бассейн»

« Шагаем  по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики»,

« Заполняй- ка»

Автоматизация в связной речи

« Шагаем  по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики»,

« Заполняй- ка»

Дифференциация смешиваемых звуков

Аналогичные игры и упражнения  с подбором речевого материала на дифференцируемые звуки

Заключение. Перспективы и возможности использования методической разработки в массовой педагогической практике.

Разработку  можно рекомендовать  логопедам, работающим с дошкольниками с различными речевыми проблемами, имеющими в структуре речевого дефекта нарушение звукопроизношения. Систематизация речевого материала позволяет незатруднительно выбирать материал, соответствующий речевым возможностям ребенка. Наглядный материал можно варьировать  в соответствии с задачами конкретного занятия. Варианты использования пособия могут пополняться за счет собственных наработок педагогов. Воспитателями   пособие может быть использовано  с целью закрепления полученных на логопедическом занятии умений  и навыков.

            Перечень источников

1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – М.: Айрис- пресс, 2008.

2.  Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников. / Дефектология N 4, 1993.

3. Зуева Л. Н. , Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения  по развитию речи. Логопедия для  дошкольников. – М.: Астрель. АСТ, 2003.

4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.

5. Комарова Л .А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М.: ГНОМ,    2013.

6. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.:  Эксмо: ОЛИСС, 2011.

7. Лукьянова Л. Слоговые тучки /  Обруч,  № 1, 2011.

8. Невская  В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей- логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Сфера, 2013.

9. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – СПб.: Сова, 2010.

10. Османова Г.А., Поздякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих  речевых навыков ( 5-6 лет). – СПб.: КАРО, 2007.

11. Пожиленко Е.А.     Артикуляционная гимнастика. – СПб.: КАРО, 2006.

12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 1999.

13.Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология N 3, 1995г.

14. Пожиленоко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [л], [р] : пособие для логопедов. – СПБ.: КАРО, 2006.

15.  Савицкая Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день.  – СПб.: Литера, 2010.

www.logorina.ru

http://logopeddoma.ru/publ/stati/shariki_marbls_moi_malenkie_pomoshhniki/2-1-0-115

https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/01/05/kameshki-marbls

http://logo-raduga.ru/all-room-list/volshebnyj-mir-marbls

https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-kameshkov-marbls-v-logopedicheskoi-rabote-po-postanovke-i-avtomatizaci-postavlenyh-zvukov.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "Волшебные камешки"

Дидактическое пособие "Волшебные камешки"...

Конспект НОД по физической культуре с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют" на тему: "Страна счастья"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием дидактического пособия «Волшебный парашют» на тему: «Страна счастья». Старшая группа...

"Страна Счастья"- интегрированное,инновационное,игровое физкультурное занятие в старшей группе с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют"

. Парашют – это множество разноцветных тканевых секторов с петлями-держателями. По глади парашюта можно пустить бурные волны или тихую гладь, все зависит от навыков моторного восприятия и чувства ритм...

Конспект интегрированного, инновационного, игрового физкультурного занятия в подготовительной группе. "Дружба крепкая" с использованием дидактического пособия «Волшебный парашют»

Программное содержание: - развивать слуховое и зрительное внимание; формировать умение ориентироваться в пространстве; - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчив...

«Использование коррекционно-развивающих игр в коррекции нарушений звукопроизношения»

laquo;Использование  коррекционно-развивающих игр в коррекции нарушений звукопроизношения»Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает ...

"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"

Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижен...