Использование дидактического пособия " Волшебные камешки" в коррекции нарушений звукопроизношения
методическая разработка по логопедии
методическое пособие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_posobiya_volshebnye_kameshki_v_korrektsii_narusheniy_zvukoproiznosheniya.odt | 25.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 6 г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: Использование дидактического пособия «Волшебные камешки»
в коррекции нарушений звукопроизношения
Возрастная группа: 4- 7 лет
Выполнил: учитель-логопед Абрамова Е.А.
Квалификационная категория: высшая
Стаж работы в данной должности: 17 лет
2018 г.
Направленность: коррекция нарушений звукопроизношения.
Предпосылки: обогащение материально- технической базы и развивающей среды кабинета логопеда.
Вид: дидактическое пособие.
Предназначение: для детей 4- 7 лет с общим недоразвитием речи,
фонетио- фонематическим недоразвитием речи, фонетическими нарушениями.
Продолжительность: сентябрь — ноябрь 2018 г.
Актуальность:
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников с общим недоразвитием речи, фонетико- фонематическим недоразвитием речи, фонетическими нарушениями. У данной категориии детей в структуре нарушения выделяется несформированность звукопроизношения. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи. Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы и пособий, появившихся в последнее время на рынке, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Возникает необходимость создания практического материала, интересного по содержанию, доступного в использовании, отвечающего современным требованиям. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений. Для оптимизации коррекционной работы используются такие формы и приемы работы, которые помогают осуществить плавный переход от игры к коррекции речевых нарушений. ФГОС предъявляют особые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основное из них – это: создание содержательно – насыщенной, вариативной, доступной среды. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить содержание учебно-воспитательного материала, с тем, чтобы он отвечал современным требованиям, отыскать такие его варианты и комбинации, которые способствовали бы возникновению у детей стойкой мотивации к познанию и творчеству.
Применение камешков «марблс» — это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Это универсальное пособие представляет собой готовые наборы стеклянных камешков разного цвета.
В наше время камешки Марблс изготавливаются из стекла и служат декоративными украшениями. Они красивые, гладкие, прозрачные, разных форм и расцветок, очень приятны на ощупь.
Главная цель использования камешков «Марблс» на логопедических занятиях — это развитие мелкой моторики рук в сочетании с речевыми задачами. На мой взгляд, камешки марблс являются настоящей находкой для использования в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи. Этот материал универсален в работе с детьми разной возрастной категории, создает максимум возможностей для проявления творчества.
Цель: создание условий, способствующих совершенствованию работы по преодолению нарушений звукопроизношения (постановке, автоматизации и дифференциации звуков), обеспечение разнообразия предъявления речевого материала в процессе данной работы.
Задачи:
Коррекционно- образовательные:
- автоматизировать поставленные звуки изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи; дифференцировать оппозиционные звуки.
- совершенствовать фонематические представления: упражнять в в определении позиции звука в слове ( начало, середина, конец), в умении давать характеристику изучаемому звуку, в звуко- слоговом анализе и синтезе слов.
Коррекционно- развивающие:
- развивать артикуляционную, мелкую моторику;
- развивать память, внимание, словесно-логическое мышление, воображение, интонационную выразительность.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно;
- воспитывать нравственные качества
Развивать умение сосредотачиваться, способность доводить начатое дело до конца
Ожидаемый результат:
Создание условий для игровой деятельности в процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи, положительная динамика в формировании правильного звукопроизношения, совершенствование фонематических процессов, мелкой моторики, познавательной сферы.
Возможные формы работы: ООД, игры и игровые ситуации, задания и упражнения.
Возможные вариации : по используемому материалу, количеству составляющих частей.
Описание пособия:
Пособие представляет собой шкатулку с камнями марблс различной формы ( ракушки , звезды, цветы, яблоки и листочки, изображения животных, камешки кристаллической формы, плоские камешки и т. д.) с полями для выкладывания камней ( фоны с сюжетными и предметными картинками, контурные изображения предметов, шаблоны для пальчикового рисования, лабиринты, карточки для звукового анализа, звуковые дорожки , карточки по автоматизации и дифференциации звуков и т. д.) и картинного материала различных игр по закреплению правильного звукопроизношения (Д/и « Клумба», Д/и « Футбол», Д/и «Помоги пчелке», Д/и « Божья хоровка» и т. д.)
Этапы работы:
1. Подготовительный: выявление актуальной проблемы, подбор и изучение методической литературы, выбор материала, изготовление учебного пособия (сентябрь 2018 г.)
2. Основной: знакомство детей с пособием, использование пособия в коррекционной работе, создание игровых ситуаций (октябрь- ноябрь 2018 г.)
- Заключительный: обобщение материалов и результатов работы в ДОУ (ноябрь 2018 г.). Презентация пособия для педагогов ДОУ.
Составляющие элементы:
- внесение пособия на подгрупповой ООД ( части ООД);
- внесение пособия на индивидуальной ООД ( часть ООД);
- создание игровой мотивации в совместной образовательной деятельности;
- самостоятельная деятельность детей.
Организация логокорекционной работы с использованием дидактического пособия
Организация, структура коррекционной образовательной деятельности, использование методических приемов зависят от речевого заключения, от уровня нарушенных психомоторных функций ребенка.
Основной принцип работы по формированию речевых навыков у детей — принцип индивидуального подхода. При этом не исключается и подгрупповая форма организации образовательной деятельности.
Второй важный принцип — использование компенсаторных возможностей ребенка, опора на сохранные звенья (подключение зрительного, слухового и тактильного анализаторов).
Третий принцип — рациональный подбор материала. Коррекционная логопедическая работа с ребенком должна носить эмоциональный, развивающий и по возможности воспитывающий характер, быть оптимально интенсивной. Развиваться должна не только речь, но и интеллект.
Логопедическое занятие с использованием пособия направлено на развитие речевых и психомоторных функций.
Пособие «Волшебные камешки» используется на одной ( или нескольких ) частях индивидуальной или индивидуально- подгрупповой коррекционной образовательной деятельности.
Основные достоинства:
- повышение активности посредством включения ребенка в игровую ситуацию, формирование игровой мотивации, способствующей развитию самоконтроля, обеспечивают оптимальность коррекционного процесса и, как следствие, его сокращение;
- многофункциональность. Работа направлена не только на коррекцию звукопроизношения , но и на развитие фонематических представлений, лексико-грамматического строя, связной речи, психических процессов ( восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения), пространственной ориентировки, мелкой моторики.
- возможность смены и пополнения используемого наглядного материала;
- пособие безопасно, удобно в хранении, переносе.
Использование пособия « Волшебные камешки»
в процессе индивидуальной и индивидуально-
подгрупповой работы по коррекции нарушений звукопроизношения.
Я предлагаю использовать камешки марблс для проведения следующих игр в зависимости от этапа коррекционной работы:
Этапы работы | Задачи | Игры и упражнения |
Подготовительный | Развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия | «Волшебная поляна », «Шагаем по ступенькам», «Четвертый - лишний», «Отгадай загадки», « Звуковые бусы », «Гусеничка - модница », «Жираф»
|
Развитие артикуляционной моторики | Артикуляционные ходилки « Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков», « Артикуляционная гимнастика для шипящих звуков» и т.д. | |
Формирование произносительных умений и навыков | Постановка звука, автоматизация изолированного звучания. | « Шагаем по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики», « Заполняй- ка» |
Автоматизация в слогах | « Скажи столько раз, сколько…» « Шагаем по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики», « Заполняй- ка» | |
Автоматизация в словах | « Четвертый – лишний», « Сухой бассейн», « Божья коровка», « Шагаем по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики», « Заполняй- ка» | |
Автоматизация в словосочетаниях и предложениях | « Сухой бассейн» « Шагаем по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики», « Заполняй- ка» | |
Автоматизация в связной речи | « Шагаем по ступенькам», «Бродилки и лабиринты», « Заполни картинку», « Выложи по контуру», « Украсим картинку», « Сыщики», « Заполняй- ка» | |
Дифференциация смешиваемых звуков | Аналогичные игры и упражнения с подбором речевого материала на дифференцируемые звуки |
Заключение. Перспективы и возможности использования методической разработки в массовой педагогической практике.
Разработку можно рекомендовать логопедам, работающим с дошкольниками с различными речевыми проблемами, имеющими в структуре речевого дефекта нарушение звукопроизношения. Систематизация речевого материала позволяет незатруднительно выбирать материал, соответствующий речевым возможностям ребенка. Наглядный материал можно варьировать в соответствии с задачами конкретного занятия. Варианты использования пособия могут пополняться за счет собственных наработок педагогов. Воспитателями пособие может быть использовано с целью закрепления полученных на логопедическом занятии умений и навыков.
Перечень источников
1. Баскакина И.В., Лынская М.И. Логопедические игры. – М.: Айрис- пресс, 2008.
2. Глухов В.П. Использование игровых приемов в логопедической работе по коррекции звукопроизношения у дошкольников. / Дефектология N 4, 1993.
3. Зуева Л. Н. , Костылева Н.Ю., Солошенко О.П. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. – М.: Астрель. АСТ, 2003.
4. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда в 2-х частях. М., «ВЛАДОС», 2003.
5. Комарова Л .А. Автоматизация звука в игровых упражнениях. – М.: ГНОМ, 2013.
6. Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. – М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
7. Лукьянова Л. Слоговые тучки / Обруч, № 1, 2011.
8. Невская В.П. Речевые игры и упражнения. Пособие для учителей- логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Сфера, 2013.
9. Новиковская О.А. Веселая зарядка для язычка. Игры и упражнения для развития речи и дикции. – СПб.: Сова, 2010.
10. Османова Г.А., Поздякова Л.А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков ( 5-6 лет). – СПб.: КАРО, 2007.
11. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика. – СПб.: КАРО, 2006.
12. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М.: ВЛАДОС, 1999.
13.Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология N 3, 1995г.
14. Пожиленоко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [л], [р] : пособие для логопедов. – СПБ.: КАРО, 2006.
15. Савицкая Н.М. Логопедические игры и упражнения на каждый день. – СПб.: Литера, 2010.
www.logorina.ru
http://logopeddoma.ru/publ/stati/shariki_marbls_moi_malenkie_pomoshhniki/2-1-0-115
https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2018/01/05/kameshki-marbls
http://logo-raduga.ru/all-room-list/volshebnyj-mir-marbls
https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-kameshkov-marbls-v-logopedicheskoi-rabote-po-postanovke-i-avtomatizaci-postavlenyh-zvukov.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие "Волшебные камешки"
Дидактическое пособие "Волшебные камешки"...
Конспект непосредственно-образовательной области "Страна счастья" с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют". Образовательная область "Физическая культура".
Конспект НОД для старшей группы....
Конспект НОД по физической культуре с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют" на тему: "Страна счастья"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием дидактического пособия «Волшебный парашют» на тему: «Страна счастья». Старшая группа...
"Страна Счастья"- интегрированное,инновационное,игровое физкультурное занятие в старшей группе с использованием дидактического пособия "Волшебный парашют"
. Парашют – это множество разноцветных тканевых секторов с петлями-держателями. По глади парашюта можно пустить бурные волны или тихую гладь, все зависит от навыков моторного восприятия и чувства ритм...
Конспект интегрированного, инновационного, игрового физкультурного занятия в подготовительной группе. "Дружба крепкая" с использованием дидактического пособия «Волшебный парашют»
Программное содержание: - развивать слуховое и зрительное внимание; формировать умение ориентироваться в пространстве; - развивать ловкость, быстроту реакции, координацию движений, внимание, настойчив...
«Использование коррекционно-развивающих игр в коррекции нарушений звукопроизношения»
laquo;Использование коррекционно-развивающих игр в коррекции нарушений звукопроизношения»Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает ...
"Литотерапия" в логопедической работе с детьми, имеющими нарушения речи. Авторское наглядно-дидактическое пособие "Волшебные камешки"
Коррекция речевых нарушений при общем недоразвитии речи требует системного комплексного подхода. К традиционным методам воздействия, все больше добавляются нетрадиционные формы работы с целью достижен...