Сенсомоторное развитие ребенка
статья по логопедии

Проблема сенсомоторного развитя детей с ОВЗ на современном этапе очень актуальна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсомоторное развитие детей32.45 КБ

Предварительный просмотр:

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА КАК ОСНОВА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

 Проблема сенсомоторного развития детей с ОВЗ на современном этапе очень значима и актуальна. И перед нами, логопедами и дефектологами встает необходимость поиска новых способов и форм ее решения. Бесспорен тот факт, что сенсомоторное развитие ребенка - это фундамент его общего умственного развития, так как с восприятия предметов и явлений начинается познание окружающего мира. А соединение сенсорного опыта со словом является первой ступенью познания. Нормальное становление сенсомоторных функций является основой психического развития ребенка, поэтому формирование ВПФ и речи рассматривается нами всегда в тесной взаимосвязи с сенсомоторикой. Подчеркну, что сенсомоторика - это взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности ребенка.  У детей с ОВЗ взаимокоординация страдает на всех этапах: от получения сенсорной информации, в момент запуска тех или иных движений и на стадии регуляции и контроля самой сенсорной информации.

«Золотым временем» для развития ВПФ и речи ребенка, как известно, считают возраст от младенчества до трех лет. А к трем годам, когда дети начинают посещать ДОУ, мы, педагоги, к большому сожалению, уже отмечаем выраженные различные проблемы сенсомоторного и речевого развития детей в 60-80 % случаев (по данным Парамоновой Л.Г., Гончаровой В.Г., Логиновой Е.А). Причинами такой ситуации является, конечно, разнообразная перинатальная патология. Но в последнее время возросла роль и социальных факторов риска. Это неправильные условия формирования речи в семье, неблагоприятные социальные условия жизни. Следует отметить также как немаловажный фактор риска и недостаточность эмоционального и речевого общения ребенка со взрослыми в семье, т. е. психологическая депривация. К фактору риска необходимо отнести и инфантильность, педагогическую некомпетентность некоторых родителей. Бесконтрольное использование детьми электронных средств при полном попустительстве родителей также оказывает негативное влияние на сенсомоторное развитие детей.

Мы понимаем, что нарушение сенсомоторного, а как следствие, и речевого развития происходит еще на стадии «закладки фундамента». Когда ребенок недополучает эмоционального общения с мамой, когда вместо так необходимой погремушки и яркой пирамидки в ручку вкладывается гаджет, когда живое общение, мамина колыбельная заменяется компьютером и телевизором.

Мы с вами можем долго удивляться современным реалиям, но так или иначе наша коррекционная работа по преодолению речевых нарушений у детей с ОВЗ должна базироваться на основах сенсомоторного воспитания, что, в дальнейшем обеспечит правильное сенсомоторное поведение ребенка, формирование ВПФ, расширит возможности обучения и будет, несомненно, способствовать коррекции нарушенных функций. Сенсомоторное воспитание- целенаправленное, последовательное и планомерное педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование у ребенка чувственного познания, развития у него процесса ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

 И, совершенно сознательно, хочется акцентировать внимание на развитии сенсомоторных функций у ребенка в онтогенезе, так как еще раз подчеркиваем, что те самые «кирпичики», не нашедшие места в фундаменте раннего детства являются причиной комплекса проблем, с которыми педагоги сталкиваются, работая с дошкольниками с ОВЗ. Итак, младенчество: зрение и слух опережают развитие руки, формируются постепенно основные двигательные навыки, устанавливается зрительно-двигательная координация, устанавливается связь между зрительным восприятием предмета, действием с ним и называнием этого предмета взрослым.

 Младенец конечно же может развиваться автономно, без участия взрослого, но… ребенок на раннем этапе не получивший опыта практического сотрудничества со взрослым, конечно же, научится манипулировать игрушкой, но в совместную деятельность со взрослым осознанно вступать не будет. В предложенной ситуации будет воспринимать либо игрушку, либо взрослого, отдавая предпочтение последнему, совместной деятельности фиксироваться не будет. Становится понятно, что этот факт осложнит в дальнейшем весь процесс педагогического воздействия.

Затем, ранний возраст: продолжают совершенствоваться восприятие и двигательные действия, появляются функциональные действия с предметами. Значительно улучшается зрительно-моторная координация, возникают представления о свойствах предметов через практическую деятельность, появляются ориентировочные действия, такие как, примеривание, соотнесение. В раннем возрасте происходит переход от пробы через примеривание к умению. Задача взрослого (родителя,педагога) организовать по возрасту предметно-пространственную среду, научить воздействовать одним предметом на другой.

И, наконец, дошкольный возраст: зрительное восприятие становится ведущим, формируются постепенно сенсорные эталоны, преобладает целенаправленное опробование при обследовании предмета, восприятие интеллектуализируется, т.е. осуществляется взаимокоординация восприятия, речи и мышления. Уже к 4-5 годам значимой становится сенсорная интеграция-дифференцирование движений под контролем системы восприятия. К 5-6 годам ведущим считается уже психосенсомоторное развитие-функция восприятия обогащается психосоциальным опытом и эмоциями.

Таким образом, следует отметить, что сенсомоторные способности у ребенка не являются врожденными, а развиваются в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием. А задача компетентного и внимательного взрослого и педагога создать необходимые условия развития, поддерживая детский интерес.

Нарушенные сенсомоторные функции у детей с ТНР влекут за собой специфические нарушения речи, которые мы с вами наблюдаем у наших воспитанников. Так недостаточность базового слухового восприятия определяет выраженное недоразвитие фонематического слуха, объясняет причины снижения слуховой памяти, продуктивного запоминания, трудности выполнения многоступенчатых инструкций. И наконец, обусловливает недоразвитие регулирующей функции речи.  По причине нарушенного зрительного восприятия у детей с ТНР    отмечается недифференцированность зрительных представлений, нестойкость зрительных следов. Диспропорции ВПФ определяют снижение темпа любой деятельности ребенка, объясняют трудности при ориентировке в пространстве, в собственном теле, приводят к нарушениям слухоречевой памяти. Дискоординация в двигательной сфере обусловливает снижение скорости и качества всех движений (общей и мелкой моторики), затрудняет движения по словесной инструкции. По причине несформированности мотивационных компонентов деятельности мы имеем у детей с ТНР недостаточный самоконтроль во всех видах деятельности, невозможность организовывать последовательность действий и т.д.

Таким образом, для нас логопедов-практиков, становится очень значимым и актуальным поиск различных форм и приемов, повышающих эффективность коррекционной работы и возможности реализации комплексного подхода в педагогическом процессе, предполагающим слаженную деятельность как всех педагогов, так и родителей воспитанников. В данном контексте основной задачей хочу выделить следующую: развивать речь детей, максимально используя сенсомоторную деятельность. Основными направлениями работы, исходя из нарушенных функций можно определить: развитие общей и мелкой моторики; развитие лицевой мускулатуры и артикуляционных мышц; развитие дыхания; развитие фонематического слуха; развитие психической сферы в целом.

Поиск новых форм работы, необходимость использования фрагментов психологических практик в логопедической работе продиктованы характером и проявлениями нарушений речевых и неречевых функций у детей с ТНР. Нами были изучены и адаптированы для использования в логопедической работе Программа сенсомоторной коррекции детей с проблемами в развитии   «ДВИЖЕНИЕ К ЖИЗНИ» ( Горячева Т.Г. Султанова А.С.) и кинезиологическая развивающая программа А.Л. Сиротюк.     Обе эти программы были разработаны отечественными нейропсихологами для психологической коррекции детей с ОВЗ. В своей практике, адаптировав программы для решения своих коррекционных задач, используем материалы парциально, фрагментарно, но планомерно и систематически. Таким образом, включаем в специально организованную коррекционную работу наряду с традиционными дыхательными упражнениями, самомассажем и пальчиковой гимнастикой, так называемые телесные упражнения общемоторного характера, растяжки, специально организованные игры на развитие тактильного восприятия, упражнения на формирование межполушарных взаимодействий, практикую работу на глазо-двигательном тренажере, включаем упражнения на релаксацию, различные коммуникативные игры и упражнения когнитивного характера.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чувство» и «движение» или сенсомоторное развитие ребенка.

  Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется  мот...

Консультация для воспитателей по теме «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализато...

Особенности сенсомоторного развития ребенка с ОВЗ

Актуальность проблемы развития сенсомоторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.  Особенности нарушения сенсомоторного развития детей с интеллектуальными нарушениями.  Сла...

Родителям на заметку: «Основы сенсомоторного развития ребенка»

Родителям на заметку: «Основы сенсомоторного  развития ребенка».   Все чаще родители задают вопрос: «Правильно ли мы развиваем своего ребенка?»; «Что мы уп...

Сенсомоторное развитие ребенка

Консультация для родителей...

Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения, в последние годы увеличилось, но зачастую отсутствуют необходимые условия в учреждениях общеобразовательного вида для реализации образовательных по...

Разработка конспекта родительского собрания на тему: "Сенсомоторное развитие ребенка 3 года жизни"

Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: 1.Ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 2-3 лет.2.Дать необхо...