Консультация для воспитателей по теме «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»
консультация по коррекционной педагогике

Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx33.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Тема: «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

               С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями, развивается система оказания им квалифицированной помощи в различных типах образовательных учреждений, в том числе реализующих инклюзивную практику. Одним из наиболее значимых направлений в работе с детьми ОВЗ, является развитие сенсомоторики, поскольку она влияет на процесс обучения и воспитания ребенка, а именно развитие и коррекцию межанализаторных связей, и успешный синтез зрительной, слуховой и кинестетической информации. Развитие двигательной функции активизирует развитие центров памяти и речи, чем лучше ребенок двигается, тем лучше он говорит. Успешность сенсомоторного развития детей с ОВЗ зависит от чёткого определения основных направлений работы, содержания, условий реализации задач, а также систематического мониторинга результатов. Реализации инклюзивной практики требует внесения изменений в образовательный процесс. Осуществление таких изменений возможно при знании педагогами особенностей обучения и воспитания этой категории дошкольников. Для всех детей с ОВЗ имеются некоторые общие требования к обеспечению специальных условий.

      Принимая в группу такого ребенка, специалисты ДОУ должны учитывать следующее:

 практически у всех детей, в отличие от нормально развивающихся сверстников, часто снижен темп речи, мыслительной деятельности, для них характерна повышенная утомляемость;

 у большинства детей нарушены коммуникативные навыки; у многих наблюдаются такие особенности моторного развития, как: нарушения тонких движений (им трудно завязывать шнурки, пользоваться ножницами, раскрашивать, у них с трудом формируются графические навыки);

• у детей с  проблемами  зрительно-пространственной  координации  затруднительно  участие  в спортивных играх, особенно с мячом.

         Таким образом, при включении в группу         ребенка с ОВЗ  необходимо создать такие условия , при которых обеспечиваются:

 привлекательность  развивающей  предметно-пространственной  среды  для  детей  разного возраста (насыщение игрушками) как в группе, так и на прогулке.

 присутствие второго взрослого на занятиях и в основных режимных моментах. Это помогает снять напряженность ситуаций, в которых ребенку требуются повышенные внимание и помощь;

 использование в образовательной деятельности заданий разноуровневого содержания.

       Такая подача материала позволяет всем детям участвовать в образовательной деятельности. Упор в обучении и воспитании на сильные стороны ребенка. Когда педагог обращает внимание на прогресс, демонстрирует достижения детей, то у них появляется настойчивость в овладении новыми навыками, исчезает чувство беспомощности, появляется вера в себя;

 недопустимость сравнения и соревнования детей друг с другом;

 включение детей в помощь друг другу - общеизвестен факт, что большая часть наших знаний создается в обществе, т. е. мы учимся у своего непосредственного и ближайшего окружения, и дети могут многому научиться, помогая друг другу;

 включение  в  структуру  образовательного  процесса  специально  организованных  видов деятельности, направленных на развитие коммуникации;

 создание безопасной предметной среды, в т. ч. на прогулке - это важно для обеспечения свободы движений дошкольника;

 обеспечение  спокойного  засыпания  и  возможности  уединения  для  ребенка.  Уголки уединения -то, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может заняться тем, что ему больше всего нравится, или просто отдохнуть.

      Помимо  общих  условий,  распространяющихся  на  всех  детей  с  ОВЗ, создаются условия в зависимости от характера нарушений здоровья.

        Создание специальных образовательных условия для дошкольников с нарушением восприятия.

       К данной категории относятся дети с нарушениями слуха и зрения.

       Для детей с нарушениями слуха характерно недоразвитие всех компонентов речи. Они замедленно реагируют на обращенную речь, имеют трудности формирования логического мышления. Большое внимание в коррекционной работе с такими детьми должно быть уделено формированию и развитию речевой деятельности и подготовке к усвоению основных языковых

закономерностей.

     Специальные образовательные условия для детей с нарушением слуха:

 полисенсорного восприятия;

 зрительного восприятия (формирование понятий «цвет», «форма», «величина», пространственных отношений и целостного восприятия предметов);

 слухового восприятия (восприятие речевых и неречевых звуков, слов - звукоподражаний и слов в лепетной форме, звучания различных музыкальных инструментов);

 тактильно-двигательного восприятия (определение формы, величины, материала и других

свойств предметов на ощупь и по обводящему движению); вибрационного восприятия (реакции на вибрационные раздражители);

 двигательной активности;

 мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического; понимания устной речи, элементов жестовой речи, внеситуативного понимания речи; игровой деятельности (поэтапное формирование).

      Для этого доступная развивающая предметно-пространственная среда должна содержать игры и игрушки для развития полисенсорного восприятия:

• зрительного - игры, в которых необходимо подбирать цвет и форму к изображениям реальных предметов, строить из цветного конструктора по предложенным схемам, игры с блоками Дьенеша, парные карточки, картинки, разрезанные на несколько частей и др.;

• слухового - музыкальные инструменты, звучащие игрушки, шумовые коробочки и т. п.;

• тактильно-двигательного - тактильные лото, тканевые мешочки с различными наполнителями, мешочки с парными предметами, сенсорные дорожки, «Твистер» и др.

       Для развития детей с нарушениями зрения характерны ограниченность знаний и представлений об окружающем  мире,  с  преобладанием  общих,  неконкретных  знаний;  недостаточная  предметная соотнесенность слов, нарушение понимания смысловой стороны речи, вербализм, эхолалии. Как правило, такие дети медлительны, обладают малой психической активностью и повышенной истощаемостью.

     Специальные образовательные условия для детей с нарушением зрения :

 расширение знаний и представлений об окружающем мире;

 развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия: зрительного, слухового, осязательного, с использованием и стимулированием остаточного зрения;

 развитие смысловой стороны речи, предупреждение развития речи, когда ребенок повторяет за окружающими, не понимая смысла сказанного; формирование пространственных представлений.

        Как и для детей с нарушением слуха, развивающая предметно-пространственная среда для детей с нарушением зрения способствует развитию полисенсорного восприятия и включает следующее:

 дидактический материал с четким цветовым решением, крупного размера и объема;

 рельефные картинки с изображением зверей, фруктов, ягод, посуды, и др. предметов, окружающих ребенка, букв, цифр;

 специальные наборы предметов для тактильного опознавания: овощи, фрукты, посуда, мебель,

одежда, разные виды транспорта, инструменты и др.

     Педагоги должны обеспечить безопасность перемещения ребенка по детскому саду и его территории и предоставить возможность довольно близкого его расположения к наглядному материалу во время занятий.

         Создание специальных образовательных условий для дошкольников с моторными нарушениями.

дефекта их условно подразделяют на три группы:

1. Дети,  страдающие  остаточными  проявлениями  периферических  параличей  и  парезов, изолированными  дефектами  стопы или  кисти,  легкими  проявлениями  сколиоза  (искривлениями позвоночника) и т. п. Подобные нарушения, как правило, не являются препятствием к освоению ребенком образовательной программы.

2. Дети, страдающие различными ортопедическими заболеваниями, вызванными главным образом первичными  поражениями костно-мышечной  системы  (при  сохранности  двигательных  механизмов центральной  нервной  и  периферической  нервной  системы),  а  также  дети,  страдающие  тяжелыми формами сколиоза. Хотя потенциальные возможности усвоения программы у таких детей сохранены, однако расстройства движений затрудняют обучение.

3. Дети с последствиями полиомиелита и церебральными параличами, у которых нарушения опорно-двигательного аппарата связаны с патологией развития или повреждением двигательных механизмов центральной нервной системы. Последствия заболевания в некоторых случаях могут отразиться на психическом развитии ребенка и проявиться в замкнутости характера, эмоциональной неустойчивости, неуверенности в своих силах, в недоразвитии волевой сферы. При детском церебральном параличе (поражении незрелого головного мозга) наблюдается сочетание нарушений функций со своеобразной аномалией психического развития, часто отмечаются речевые нарушения  и  задержка  формирования познавательных  функций,  пространственно-временных представлений, практических навыков и др.

          У  детей  с  нарушениями  опорно-двигательного  аппарата  часто наблюдаются  различные  формы дизартрии. Специфика в том , что ребенок слабо ощущает как положение своих конечностей, так и органов артикуляции.

        Специальные образовательные условия для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

 развитие  двигательных  функций - метод  торможения  и  облегчения  (торможение

нежелательных  движений,  сопровождаемых  повышением  мышечного  тонуса,  облегчает произвольную сенсомоторную активность);

 формирование захвата- отпускания  предмета,  дифференцированные  движения  пальцев, под готовка и развитие самостоятельной ходьбы;

 стимуляцию начальных голосовых реакций, звукоподражаний;

 формирование первичных коммуникативных произносительных навыков.

     Развивающая  предметно-пространственная  среда должна содержать  игрушки  с  опорой  на  реальный уровень развития ребенка: игрушки для разных видов детской деятельности, в т. ч.  для предметно-манипулятивной.

      В  отличие  от предметной деятельности,  содержанием  которой являются  истинно предметные действия, здесь речь идет не о культурно обусловленных способах употребления предметов, а лишь о приспособлении к их физическим свойствам.  И хотя предметно-манипулятивная деятельность характерна для младенческого возраста, она наблюдается и у более старших детей:

 сенсорные лото, включающие предметы разного цвета, формы, вкуса, температуры, размера, текстуры, с различными звуками;

 массажные игрушки-различной формы, жесткости и размера мячики, щеточки, колечки и т. д.;

 игры для развития мелкой моторики -прищепки, шнуровки, бусы и др.

      Создание специальных образовательных условий для дошкольников с нарушением интеллекта.

      Интеллект  в психологической науке рассматривается как «относительно  устойчивая структура умственных способностей индивида». В рамках культурно-исторической теории формирования высших психических функций интеллектуальное развитие связано с формированием в сознании ребенка системы понятий (Л.С. Выготский). Ведущим при интеллектуальных нарушениях является недоразвитие познавательной деятельности и, прежде  всего,  высших абстрактных  форм  мышления.  Поэтому, развивающая  предметно-пространственная среда для детей с нарушением интеллекта обеспечивает:

 привитие ребенку элементарных навыков самообслуживания;

 формирование познавательной деятельности (развитие предметно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления);

 формирование тесной связи между практическим опытом ребенка и наглядно-абстрактными представлениями; включение речи в мыслительную деятельность - знакомство с предметом и названием,  действий  с  группой однородных  предметов;  отбор  предметов  по  словесной инструкции, использование их в игровых ситуациях;

 знакомство  со  свойствами  предметов (обследование,  определение  свойств,  выделение признаков);

 расширение сенсорного  опыта  в  предметно-практической  деятельности  и  в  игровых ситуациях.

      Специальные образовательные условия для детей с нарушением интеллекта:

     Для этого в развивающей предметно-пространственной среде необходимо  содержать атрибуты, которые смогут обеспечить приобретение предметно-практического и чувственного опыта и перенос его в игровые и практические ситуации; формирование познавательного ориентирования в окружающем пространстве. Сюда относятся:

 картинки  с  изображением  последовательности  действий - для формирования элементарных гигиенических навыков и навыков самообслуживания;

 дидактические игры для стимуляции ориентировочно-исследовательской и речевой деятельности - с  их  помощью  расширяется  круг  предметов,  предъявляемых  ребенку, формируются способы ориентировки в окружающем мире. Ребенок обучается действиям обследования предметов и определению их свойств; учится называть выделенные качества и свойства предметов;

 игры на установление причинно-следственных связей между изображаемы ми предметами и явлениями, временной последовательности, содержащие сюжеты со скрытым смыслом.

     Ребенок учится целостно воспринимать ситуацию, изображенную на картинке, устанавливать причинно-следственные связи между изображаемыми предметами и явлениями;

 игрушки,  отражающие  реальные  предметы  окружающего  мира  и помогающие моделировать жизненные ситуации -железная дорога, парковка,автозаправка, больница, кухня, магазин, купание, одевание, чаепитие, прогулка и др.

    Создание специальных образовательных условий для дошкольников с эмоционально-волевыми нарушениями. 

     Эмоционально-волевые нарушения у дошкольников наиболее ярко проявляются при взаимодействии со взрослыми и детьми. Как правило, у таких детей ведущим является нарушение коммуникации, которое характерно и для большинства детей с расстройствами аутистического спектра.

    Первостепенная задача в этом случае - установление эмоционального контакта с ребенком и развитие его взаимодействия с  окружающим  миром.  Чтобы  установление  эмоционального  контакта  было  успешным, необходимо создать для ребенка комфортную ситуацию общения, которая подкреплялась бы  приятными впечатлениями и не требовала недоступных для него форм взаимодействия. Сначала ребенок получает опыт комфортного  общения, и  только  потом,  добившись  привязанности,  создав  некоторый кредит  доверия, постепенно развивает более сложные формы взаимодействия. Предупреждению негативных реакций способствует организация целенаправленного поведения ребенка -четкий распорядок дня и формирование стереотипного поведения в определенных, часто повторяющихся ситуациях.

        Создание специальных образовательных условий для детей с эмоционально-волевыми расстройствами обеспечивает:

 преодоление негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;

 преодоление отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);

 установление контакта с ребенком.

      Развивающая предметно-пространственная среда включает:

 последовательные  картинки,  структурирующие  деятельность  ребенка  в течение  дня  и обеспечивающие предсказуемость событий - это зрительные опорные сигналы, которые помогают детям сосредоточиться на актуальной в  данный момент  информации  (режим  дня,  календарь, последовательность заданий и др.);

 картинки, отражающие различные эмоциональные состояния ребенка, игры с «азбукой эмоций» помогают:

-замечать эмоциональные состояния других людей (вначале по лицу взрослого, затем по лицам, изображенным на картинке);

-декодировать (расшифровывать) их выразительные проявления;

-анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

-воспроизводить эмоции, учиться анализировать собственные эмоции;

-управлять своим эмоциональным состоянием;

 книги разной степени сложности;

 кукольный  театр - прекрасное  средство  для  развития  взаимодействия между  детьми,

развития воображения и творческих способностей. От имени кукол ребенку значительно легче

вступать в общение;

 музыкальный центр с наушниками и набором музыкальных и литературных произведений

- его использование даст ребенку возможность уединиться и отдохнуть в течение дня.

      Создание  развивающей  предметно-пространственной среды,  учитывающей  особенности  и характер нарушений здоровья детей с ОВЗ, способствует их включению в социальную жизнь, позволяет им быть успешными, ощущать собственную без опасность и сопричастность к общей жизни. У ребенка с ОВЗ появляется возможность естественного перехода к более сложным отношениям с социумом.         Кроме того, для остальных детей это возможность учиться понимать и ценить многообразие общества, лучше относиться друг к другу, осознать, что такое социальная справедливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Работа с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования"

Трудности, возникающие у детей с ОВЗ: Связь речевого нарушения с другими сторонами психического развития обуславливает наличие вторичных дефектов. Так. Обладая полноценными предпосылками дл...

Презентация к статье на тему "Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования"

Какие требования должны предъявляться к профессиональной деятельности педагога? Что может и должно измениться в его профессиональном и личностном развитии?...

Консультация родителям на тему «Социально-коммуникативное развитие ребенка»

Рекомендации родителям на тему «Социально-коммуникативное развитие ребенка»1) Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного...

Консультация для педагогов ДОУ «Актуальность самообразования педагогов в современных условиях ФГОС ДО»

В современных условиях перехода к ФГОС ДО меняется статус педагога, его образовательные функции, соответственно меняются требования к его профессионально-педагогической компетенции. Сегодня востребова...

Консультация для родителей. Тема: «Художественно-эстетическое развитие ребенка дошкольника».

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставлена консультация на тему: "Художестенно-эстетическое развитие ребенка".Цель консультации: повышение педагогической компетенции родителей.&qu...

Консультация для педагогов «Актуальность сенсомоторного развития ребенка в условиях инклюзивной практики»

Количество детей с ОВЗ, имеющих различные нарушения, в последние годы увеличилось, но зачастую отсутствуют необходимые условия в учреждениях общеобразовательного вида для реализации образовательных по...

Разработка конспекта родительского собрания на тему: "Сенсомоторное развитие ребенка 3 года жизни"

Цель: Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.Задачи: 1.Ознакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей 2-3 лет.2.Дать необхо...