Особенности сенсомоторного развития ребенка с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Савченко Марина Анатольевна

Актуальность проблемы развития сенсомоторики у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.  Особенности нарушения сенсомоторного развития детей с интеллектуальными нарушениями.  Слагаемые формирования сенсомоторной сферы. Виды деятельности, способствующие формированию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ. Формы работы по сенсорному воспитанию детей. Игры и оборудование, направленные на коррекцию нарушений сенсомоторного восприятия детей с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Значение сенсомоторного развития детей трудно переоценить.

Дошкольный возраст – наиболее чувствителен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов(цвет, форма, величина, положение в пространстве), развитие крупной и мелкой моторики.

        Формирование умственных способностей ребенка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия детей.

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с живого созерцания, с ощущения и восприятия в целом предметов и явлений.

Сенсомоторное развитие-фундамент умственного развития.

Сенсомоторное развитие (от лат.sensus –чувство, ощущение, motor –двигатель) – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы.

        Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств:

Зрения

Слуха

Осязания

Обоняния

Вкуса.

Чтобы познакомиться с каким-то предметом, его нужно потрогать, погладить, сжать, бросить, понюхать. Получая информацию зрительную, тактильную, слуховую обонятельную, вкусовую, ребенок формирует представление о предмете, что способствует развитию мышления.

        Сенсорные нарушения ограничивают восприятие сенсорной информации.

        Являясь важным компонентом интеллектуального развития, приоритетное место среди проблем развития детей с ОВЗ занимает сенсомоторное развитие дошкольников.

У детей с интеллектуальными нарушениями отмечается:

- недостаточность зрительного, слухового восприятия

-трудности осязательного восприятия

-нарушения временной и пространственной ориентации

Трудности зрительного восприятия:

- слабость обозрения предмета (то, что видит сразу обычный ребенок, дети с ОВЗ видят последовательно, значит, воспринимают медленно информацию и больше деталей «теряют»

- отсутствует стремление рассмотреть предмет во всех деталях

- позднее различение цвета предметов

Трудности тактильного восприятия:

- движения осуществляются не в полном объеме

- недоразвитие мелкой моторики

- нарушение зрительно-двигательной координации

Развитие сенсомоторной сферы складывается из:

  • Развития моторики, графомоторных навыков
  • Развития тактильно-двигательного восприятия
  • Кинетического и кинестетического развития
  • Восприятия цвета, формы, величины
  • Зрительного восприятия
  • Развития слухового восприятия
  • Развитие ориентировки  в пространстве.

Виды деятельности, реализующих формирование сенсомоторных навыков:

  1. изобразительная
  2. игровая
  3. конструктивная
  4. учебная
  5. трудовая


Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием сенсорных процессов, и наиболее ярко это проявляется в игре. Хочу представить вашему вниманию несколько наиболее интересных игр и упражнений, направленных на развитие сенсорной сферы и мелкой моторики для детей со стойкими нарушением речи, которые вы можете использовать на своих уроках и занятиях.

Игра. “Что звучит?” 

Цель: формирование умения различать звучание простейших музыкальных инструментов, развитие слуховой памяти. Взрослый воспроизводит звучание инструментов (дудочка, барабан,  колокольчик и др.). Ребёнок прослушав воспроизводит звучание,

“Поиграй, как я”.

Игра. Определи, где звучит?”

Цель: определение места звучащего предмета, развитие направленности слухового внимания. Ребёнок закрывает глаза. Взрослый тихо встаёт в стороне (сзади, спереди, слева, справа) и звенит в колокольчик. Ребёнок не открывая глаза, рукой указывают, откуда доносился звук.

Игра.“Найди пару”

Цель: развитие слухового внимания, дифференциация шумов. У взрослого звучащие баночки (яйца из-под киндер-сюрпризов, внутри яиц горох, песок, греча и др.)  Воспитатель совместно с ребенком  прослушивает все звуки, которые услышат при потряхивании. Затем ребёнку предлагается выбрать баночки со звуком, который он услышал от воспитателя,  т.е. одинаково звучащую.


Игра «Кто услышит больше звуков»

Предложите ребёнку посидеть тихо-тихо и послушать окружающие вас звуки (часы тикают, за окном птицы поют, машины едут, люди разговаривают и т. д.)

Игра «Кто как кричит?»

Цель. Учить прислушиваться к речевым звукам, соотносить их с предметами; учить звукоподражанию. Оборудование. Картинки домашних  животных

Ход игры. Взрослый произносит звукоподражания одного из животных: «Мяу», «ав-ав», «и-го-го», «ква-ква», «хрю-хрю». Ребенок  внимательно послушает, а затем показывает пальчиком на картинку -кто так кричит.

Игра «Слушай и выполняй!»

Цель: развитие речевого слуха – умение правильно воспринимать словесную инструкцию. Ход игры: Перед ребенком лежат предметы (ложка, чашка, вилка, ножик).

Взрослый: – Сейчас я буду просить тебя дать мне предметы, а ты внимательно слушай и выполняй!

«Дай вилку и чашку», «Дай ложку и вилку»,

Можно давать команды на движение: «Покружись и хлопни в ладоши».

Игра «Будь внимательным!»

Цель: развитие речевого слуха – умения внимательно слушать слова. Ход игры: Ребенок (или дети) становятся напротив взрослого. Сначала взрослый предлагает ребенку потопать и похлопать.        – Давайте потопаем ножками – вот так! А теперь похлопаем в ладоши! Топаем! Хлопаем! Топаем! Хлопаем!       Во время объяснения взрослый сначала топает и хлопает вместе с детьми, затем просто произносит команды, а дети выполняют движения. Затем взрослый предлагает новые правила.        – А теперь я вас запутаю: буду называть одни движения, а показывать другие. А вы слушайте внимательно и выполняйте то, что я говорю, а не то, что я показываю.       

Очень важно создавать для ребенка среду, в которой он сможет получать как можно больше самых разных ощущений, в которой его пальчики будут активно работать. В этом деле сенсорная коробка – незаменимый помощник. Здесь ребенок может трогать, пересыпать, переливать, складывать и перекладывать, мять, прятать и отыскивать предметы – в общем, исследовать без каких-либо ограничений. Игры в сенсорной коробке развивают мелкую моторику, внимание, усидчивость, координацию движений.

Сенсорные коробки с мелкими предметами.

 Добавьте в крупу камушки, фасоль, фигурки домашних животных, мелкие модели обуви (по лексическим темам). Дети любят выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется щипковый захват пальчиками. Также можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме. В такой коробке можно пересыпать крупу ложками, совочками, чашками.

Сенсорные коробки по цветам

Чтобы ребёнок лучше запомнил цвета, можно устраивать «цветные дни»: например, в один из дней можно отыскивать вместе с ребенком все предметы и игрушки красного цвета, надевать красную одежду, на другой день то же самое с желтым цветом и т.д. Эту идею можно применить и для сенсорных коробок, заранее подбирая для ребенка предметы то одного, то другого цвета. В процессе игры с такой коробкой он очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

С помощью таких простых материалов как кубики, мозаика, счетные палочки можно решать первые задачи, а именно: Выкладывать длинные и короткие дорожки, сравнивать их, считать, сколько деталей в каждой из них. Выкладывать широкие и узкие дорожки, сравнивать их. Выкладывать дорожки заданных цветов. Эта задача становится гораздо интереснее с кубиками Никитина «Сложи узор». Дело в том, что при игре с мозаикой или обычными кубиками ребенку достаточно просто выбрать красный или синий элемент из кучи. А если же он имеет дело с кубиками Никитина, у которых каждая грань окрашена в свой цвет, то ему нужно будет сначала найти соответствующую грань на кубике, а затем поставить кубик нужной стороной вверх.

Игры-шнуровки: развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, развивают пространственное ориентирование, способствует усвоению понятий «верх», «низ», «право», «лево», способствует развитию речи. Развивается глазомер, внимание, слуховая память, тренируется усидчивость.

Кинетический песок

Игры с прищепками. Можно изучать цвета, развивать мышление, мелкую моторику рук. С помощью прищепок мы прикрепляем солнышку лучики, дождик тучке, сажаем травку на грядке.

Разноцветный круг.

Вырезать из картона круг, разделить его на 4 части (основные цвета). Ребенок прикрепляет прищепки соответствующего цвета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что нужно знать родителям об особенностях поведения ребенка

Что нужно знать родителям об особенностях поведения ребенка...

Возрастные особенности развития ребенка от 5 до 6 лет

Дана краткая характеристика особенностей данного возраста. В материале представлены варианты игр, которые желательно проводить с детьми. Информация для родителей....

консультация "Особенности питания ребенка - аллергика"

Меню ребенка - аллергика должно быть составлено с особой тщательностью и осторожностью. Придумывая;рецепты для детей аллергиков, нужно учитывать, что даже способ приготовления пищи имеет свои особенно...

Родительское собрание "Эмоциональные особенности развития ребенка среднего возраста"

Цель: создание условий для  партнерских отношений между родителями и детьми.Задачи:Привлечь родителей к участию в образовательном процессеСоздать условия для обмена семейным опытомОбсудить наибол...