Конспект логопедического занятия по лексической теме "Игрушки"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Феклистова Виктория Владимировна

 

Конспект НОД

по лексической теме: «Игрушки»

 

            Цель: Закрепление знаний детей по теме «Игрушки».

 

Задачи:

 

Коррекционно-образовательные задачи.

-Учить образовывать относительные прилагательные.

-Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану и вопросам.

-Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.

 

Коррекционно-развивающие задачи.

-Развивать словарь детей по теме игрушки.

-Развивать мышление, внимание, память.

-Развивать мелкую моторику пальцев рук.

 

Коррекционно-воспитательные задачи.

-Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.

 

Оборудование: игрушки из различных материалов (резина, дерево, пластмасса, мех и т.д.), картинно-графический план описательного рассказа.

 Ход НОД

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент

Л.: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

 

Дети стоят, взявшись за руки.

 

2.Основная часть

1 Игра «Отгадай-ка» (по мере отгадывания загадок выставляются соответствующие игрушки)

- Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет — вскачь пойдет немножко,
Захочет — ляжет на бочок. Что это?

- Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.  Что это?

- Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.  Кто это?

- Упадет — поскачет,
Ударишь — не плачет. Что это?

- Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Что это?

- Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай! Кто это?

- Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Кто это?

-Большое колечко. колечко поменьше.

Потом еще меньше. Вверху колпачок. Что это?

-Что это все вместе?

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

- Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

- Ребята, мы с вами будем рассказывать, из каких разных материалов сделаны ваши любимые игрушки. (вопрос и определение акцентируются)

- Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.

- Зайка сделан из плюша. Он какой?

- Матрешка сделана из дерева. Она какая?

- Юла сделана из железа. Она какая?

- Кубики сделаны из пластмассы. Они какие?

- Мишка сделан из плюша. Он какой?

- Лисичка сделана из меха. Она какая?

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик.

Раз, два и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

5. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

6. Развитие речевого слуха

- Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка?

Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

7. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану и вопросам. (о мяче, пирамидке,кукле)

- Что это?

-Это какой мяч?

- Как можно играть с мячом?

- Что такое мяч?

Повторить рассказ хором и индивидуально.

Аналогично составить рассказ о пирамиде, кукле.

 

 

8. Упражнение «Умелый карандаш»

Л.:У вас на листочках нарисована пирамидка. Представьте, что она сделана из пластмассы. Раскрасьте пирамидку цветными карандашами.

- Расскажите, какая у вас получилась пирамидка?

 

 

 

 

 

 

- Юла

 

 

 

- Матрешка

 

 

- Кукла

 

- Мяч

 

 

 

- Кубики

 

 

 

- Зайка

 

 

 

- Медведь

 

- Пирамидка

 

- Игрушки

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Плюшевый

- Деревянная

- Железная

- Пластмассовые

- Плюшевый

- Меховая

 

 

 

Выполняют упражнения

 

 

 

 

Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

 

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Загибают поочередно все пальчики.

 

 

Разгибают поочередно пальчики.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

 

Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.

 

 

 

 

 

 

- Шесть

Ответы детей: (мартышка, мишка...).

 

 

- Это мяч

- Это резиновый, круглый, зеленый мяч

- Мяч можно катать, бросать, подбрасывать, ловить

- Мяч - это игрушка

Повторяют рассказ хором и индивидуально.(1-2 ребенка)

 

 

 

Раскрашивают пирамидку.

 

Разноцветная, маленькая, треугольная, пластмассовая

Заключительный этап.

- Мы сегодня учились составлять рассказы. О чем составляли рассказы? Похвалить детей.

 

Ответы детей

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_igrushki_e.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по лексической теме: «Игрушки»

            Цель: Закрепление знаний детей по теме «Игрушки».

Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи.

-Учить образовывать относительные прилагательные.

-Формировать навык составления описательного рассказа по картинно-графическому плану и вопросам.

-Закрепить и уточнить знания детей об игрушках.

Коррекционно-развивающие задачи.

-Развивать словарь детей по теме игрушки.

-Развивать мышление, внимание, память.

-Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Коррекционно-воспитательные задачи.

-Воспитывать культуру общения и поведения на занятиях.

Оборудование: игрушки из различных материалов (резина, дерево, пластмасса, мех и т.д.), картинно-графический план описательного рассказа.

 Ход НОД

Деятельность логопеда

Деятельность детей

1.Организационный момент

Л.: вдохнули через носик хорошее настроение, красоту, доброту, а через ротик выдохнули все наши обиды и огорчения.

Дети стоят, взявшись за руки.

2.Основная часть

1 Игра «Отгадай-ка» (по мере отгадывания загадок выставляются соответствующие игрушки)

- Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто-бы жучок,
Захочет — вскачь пойдет немножко,
Захочет — ляжет на бочок. Что это?

- Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.  Что это?

- Глазки голубые,
Кудри золотые,
Губки розовые.  Кто это?

- Упадет — поскачет,
Ударишь — не плачет. Что это?

- Эти чудо-кирпичи
Я в подарок получил.
Что сложу из них – сломаю,
Все сначала начинаю. Что это?

- Серый байковый зверюшка,
Косолапый длинноушка.
Ну-ка, кто он, угадай.
И морковку ему дай! Кто это?

- Зверь забавный сшит из плюша,
Есть и лапы, есть и уши.
Меду зверю дай немного.
И устрой ему берлогу. Кто это?

-Большое колечко. колечко поменьше.

Потом еще меньше. Вверху колпачок. Что это?

-Что это все вместе?

Вы все любите игрушки, играете с ними. А вы знаете, где делают игрушки?

- Игрушки делают на фабрике игрушек взрослые люди. На фабрике есть различные цеха и в каждом изготавливаются разные игрушки из многих материалов. Вот мяч, например, делают из резины, пирамидку – из дерева, лото – из бумаги, мишку – из ткани, машинку – из железа, или пластмассы (логопед достаёт игрушки из корзинки). Вот сколько разных материалов надо, чтобы сделать для вас игрушки. А потом художник специальными красками раскрашивает их, и они становятся яркими.

2. Упражнение «Из чего сделана игрушка?»

- Ребята, мы с вами будем рассказывать, из каких разных материалов сделаны ваши любимые игрушки. (вопрос и определение акцентируются)

- Мяч сделан из резины. Мяч резиновый.

- Зайка сделан из плюша. Он какой?

- Матрешка сделана из дерева. Она какая?

- Юла сделана из железа. Она какая?

- Кубики сделаны из пластмассы. Они какие?

- Мишка сделан из плюша. Он какой?

- Лисичка сделана из меха. Она какая?

3. Упражнение «Что изменилось?»

Логопед выставляет 4 игрушки в определённой последовательности и предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить, как они стоят. Дети закрывают глаза, логопед меняет игрушки местами.

4. Физкультурная минутка «Мячик»

Раз, два прыгай мячик.

Раз, два и мы поскачем.

Девочки и мальчики

Прыгают, как мячики.

5. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять,

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

6. Развитие речевого слуха

- Послушайте стихотворение, постарайтесь представить и запомнить, сколько игрушек было у Андрюшки.

Расставил Андрюшка в два рядка игрушки.

Рядом с мартышкой - плюшевый мишка.

Вместе с лисой – зайка косой.

Следом за ними – ёж и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка?

Назовите все игрушки мальчика Андрюшки.

7. Составление описательных рассказов об игрушках по картинно-графическому плану и вопросам. (о мяче, пирамидке,кукле)

- Что это?

-Это какой мяч?

- Как можно играть с мячом?

- Что такое мяч?

Повторить рассказ хором и индивидуально.

Аналогично составить рассказ о пирамиде, кукле.

8. Упражнение «Умелый карандаш»

Л.:У вас на листочках нарисована пирамидка. Представьте, что она сделана из пластмассы. Раскрасьте пирамидку цветными карандашами.

- Расскажите, какая у вас получилась пирамидка?

- Юла

- Матрешка

- Кукла

- Мяч

- Кубики

- Зайка

- Медведь

- Пирамидка

- Игрушки

Ответы детей.

- Плюшевый

- Деревянная

- Железная

- Пластмассовые

- Плюшевый

- Меховая

Выполняют упражнения

Взмахи правой ладонью, как бы удары по мячу.

Ритмичные прыжки на носочках, руки на поясе.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Загибают поочередно все пальчики.

Разгибают поочередно пальчики.

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.

Дети ложатся на ковёр, закрывают глаза.

- Шесть

Ответы детей: (мартышка, мишка...).

- Это мяч

- Это резиновый, круглый, зеленый мяч

- Мяч можно катать, бросать, подбрасывать, ловить

- Мяч - это игрушка

Повторяют рассказ хором и индивидуально.(1-2 ребенка)

Раскрашивают пирамидку.

Разноцветная, маленькая, треугольная, пластмассовая

Заключительный этап.

- Мы сегодня учились составлять рассказы. О чем составляли рассказы? Похвалить детей.

Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад"

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Детский сад" в младшей логогруппе...

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Лес. Грибы. Ягоды»

Образовательная область: речевое развитие;Вид деятельности: непосредственно-образовательная деятельность;Возрастная группа: старшая;Тема: Цель: Совершенствование лексико-грамматического строя речиПрог...

Конспект логопедического занятия по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"

Конспект логопедического занятия по формирования лексико-грамматических категорий и связной речи по лексической теме "Моя Родина. День народного единства"...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Зима»Задачи:активизация и расширение словаря по теме «Зима»;формирование и активизация знаний о признаках зимы;формирование умение подбирать родс...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»

Конспект логопедического занятия по лексической теме: «Животные севера»Задачи:Систематизировать знания детей о животных Севера: их место обитания, повадки, питание. Активизировать словарь детей сущест...

Конспект логопедического занятия по лексической теме: "Человек и части его тела"

Цель: расширять представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных его частей.Задачи.Коррекционно-образовательные:обогащать, активизировать и расширять словарь по теме «Части тел...

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам

Конспекты логопедических занятий по лексическим темам.30 тем, 1 на каждую неделю в течении учебного года....