Выступление на ГМО учителей - логопедов «Использование элементов информационно – гуманитарно - образовательной среды для детей 6-7 лет в работе учителя-логопеда ДОУ»
статья (подготовительная группа)
Информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_rabote_logopeda.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементов информационно – гуманитарно - образовательной среды для детей 6-7 лет в работе учителя-логопеда ДОУ»
В последние годы наблюдается увеличение числа детей со сложными речевыми нарушениями, проявляющимися как в недостатке звукопроизношения, недостаточно сформированном грамматическом строе, недостаточном словарном запасе - всё это в дальнейшем влечет за собой трудности при обучении в школе.
В системе коррекционного дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с введением ФГОС ДО: обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Современная действительность добавила нам еще одно средство для успешной работы – это информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.
В настоящее время использование компьютеров в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья доказывает свою перспективность и эффективность. Компьютер в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметно-пространственной среды.
Одной из основных задач логопеда является поиск и разработка новых, более эффективных методов и приемов работы с детьми. Проведение на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях специально подобранных игр создает максимально благоприятные условия для развития детей и позволяет решить педагогические и коррекционные задачи в естественных для ребенка условиях — игровой деятельности.
В процессе использования компьютерных технологий в работе учителя-логопеда для коррекции речи решается ряд специальных задач.
1. Группа задач ознакомительно-адаптационного цикла: (слайд 2)
- ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;
- знакомство детей с компьютерными программами;
- преодоление психологического барьера между ребенком и компьютером с помощью создания ситуации успеха;
- формирование у детей начальных навыков работы на компьютере в процессе проведения коррекционных занятий.
2. Группа задач коррекционно-образовательного и воспитательного цикла: (слайд 3)
- формирование и развитие речевых и языковых средств: звукопроизношения, просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексики - грамматических компонентов языка;
- формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели, самостоятельное решение поставленных задач, оценка результатов деятельности;
- развитие психических процессов (знаковой функции сознания, словесно–логического мышления, зрительного и слухового восприятия, вербальной и зрительной памяти; внимания, мотивационной сферы, эмоционально–волевой сферы детей).
3. Группа задач творческого цикла: (слайд 4)
- развитие воображения;
- развитие познавательной активности.
В компьютерных программах реализованы следующие принципы: (Слайд 5)
- Принцип полисенсорного подхода при коррекции речевых нарушений. Работа со всеми упражнениями программы проводится с опорой на зрительный контроль над результатами деятельности ребёнка. Их визуализация происходит на экране монитора в виде мультипликационных образов и символов.
- Принцип комплексного подхода коррекции речевых нарушений. Структура и содержание программы направлены коррекцию основных речевых нарушений в рамках стертой формы дизартрии:
- звукопроизношение
- фонематического слуха;
- формирование фонематического восприятия;
- развитие лексики и грамматического строя;
- способствует развитию мелкой моторикой пальцев рук; (работа с манипулятором-мышью)
- слухового и зрительного восприятия;
- внимания;
- памяти;
- словесно образного и словесно логического мышления.
- Принцип дифференцированного подхода к обучению детей с речевыми нарушениями. Программа предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих уровню развития ребенка и зоне ближайшего развития.
- Принцип игровой стратегии обучения и введение ребенка в проблемную ситуацию. В процессе работы над упражнениями ребенок, играя, помогает компьютерному герою выполнить задания и вместе достичь необходимого результата.
- Принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка. Объективная оценка деятельности осуществляется в устной форме – если задание выполнено, верно, компьютерный герой хвалит ребенка или указывает на неправильное выполнение задания.
- Принцип интерактивности обучающих программ – ребенок и компьютер вместе решают поставленные задачи, и осуществляется обратная связь – оценка результатов деятельности является немедленной. Со стороны компьютера выступает не обезличенная программа, а веселый забавный компьютерный герой Тигрёнок, который объясняет ребенку цель и правило выполнения предлагаемого задания.
Возможности ИКТ в коррекционной работе с детьми:
-повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);
- автоматизация речевых навыков с коррекцией звукопроизношения;
- развитие уверенного речевого поведения с устранением тревожных состояний, общеневротических и логоневротических проявлений;
- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;
- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);
- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);
- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;
- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;
- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;
- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);
- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);
- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);
- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.
Для реализации коррекционных задач используем информационно-коммуникационные технологии, такие как компьютер, мультимедийный проектор, мимио студия, ноутбук, с соблюдением всех технических и санитарно-гигиенических требований. ФОТО
Мною созданы презентации.
На занятия по постановке и автоматизации звуков детям очень нравится делать артикуляционную гимнастику и выполнять задания вместе с человечком из « Сказки о веселом язычке», когда упражнения появляются на мониторе в ярком виде. (Слайд7)
Задания на дифференциацию звуков.(слайд 8) На экране изображен ряд предметов, в названии которых есть дифференцируемые звуки. Ребенку необходимо выбрать изображение только тех предметов, где имеется заданный звук.
Занятия детей на компьютере имеют большое значение не только для развития интеллекта, но и для развития мелкой моторики. В любых играх самых простых и сложных детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши на мониторе, что развивает мелкую мускулатуру рук. Не зря бытует такое выражение «наша речь на кончиках наших пальцев» (слайд 9)
Использую в своей работе специально разработанную систему игр на ноутбуке, такие как: «Развитие речи. Учимся говорить правильно», "Баба-Яга учится читать [для детей 4-6 лет]", Домашний логопед. Практический курс. (слайд 10,11)
Применение информационных технологий при фронтальной работе позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность. Создание мотивации, повышение эмоционального настроя – одна из главных составляющих залога успеха в предупреждении и коррекции нарушений чтения и письма. Активно на фронтальных занятиях использую такие виды игровых презентаций (слайд 12,13,14) «Четвертый лишний», «Чего не стало?». «Что с чем поменяли местами?», «Подбери схему к слову», презентации по всем лексическим темам календарно-тематического планирования с использованием интерактивной доски, проектора. слайды Визуализация учебного материала с помощью мультимедиа технологий помогает задействовать у детей с речевой патологией максимальное количество сохранных анализаторов. Это помогает создавать обходные пути и активизировать компенсаторные возможности детского организма. Кроме того, использование презентации повышает мотивацию и сокращает сроки формирования навыков.
В сочетании с традиционными методами использую в своей работе активные методы обучения с применением ИКТ.
Вашему вниманию предоставляются методы активного обучения, применимых для детей 5-6 лет с использованием икт при знакомстве детей со звуком «С» и буквой «С»:
«Начало образовательного мероприятия»-целеполагание или погружение в тему – (видеопослание от Деда Мороз) – (слайд 16); проработка содержания темы - презентация с заданиями для знакомства со звуком «С» и буквой «С» (слайды 17,18,19)
После занятия с использованием компьютера с детьми проводят гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз)
Только дополняя друг друга, педагог и техника могут добиться высоких результатов в оптимальные сроки. Новые технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ не воспринимается как “панацея”, а является составной частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов.
Таким образом, информационно-коммуникационные технологии являются эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно обогатить коррекционно-развивающий процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, расширить кругозор ребенка, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование телесно-ориентированных практик (элементов образовательной кинезиологии, мозжечковой стимуляции, сенсомоторной коррекции) в коррекционной работе учителя-логопеда в условиях логопе-дического пункта дошкольной организации
В данной работе представлен опыт учителя-логопеда по использованию телесно-ориентированных практик, таких методов, как сенсомоторная коррекция, мозжечковая стимуляция, образовательная кинезиология кот...
Использование образовательного пространства мини-музея Русская изба в коррекционной работе учителя-логопеда
Как в корркционной работе учителя-логопеда можно использовать музейное пространство....
презентация "Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда по развитию сенсомоторных навыков у не говорящих детей."
в презентации представлены основные этапы работы в проекте по использованию песочной терапии для развития сенсомоторных навыков у неговорящих детей. Данный м атериал будет полезен логопедам, психолога...
Статья из опыта работы: «Использование родительского чата Whats App, YouTube-канала и сайта детского сада в работе учителя-логопеда с родителями детей с ОВЗ».
В статье рассмотрены современные приемы и методы работы с семьями воспитанников с ОВЗ: родительский чат Whats App, YouTube-канал и сайт детского сада....
Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда по формированию и совершенствованию диалогической речи у детей с ОНР
В последние годы увеличивается количество детей с различными речевыми нарушениями. На фоне общего недоразвития речи у детей не формируются навыки диалогической речи.Использование театрализованной деят...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ - ЛОГОПЕДОВ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Консультация для учителей - логопедов ДОУ. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Основной э...
Инновационные технологии в работе учителя-логопеда "Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя - логопеда"
Использование элементов мозжечковой стимуляции в работе учителя-логопеда...