Специальная индивидуальная программа развития
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
1. Общие сведения о ребёнке.
ID программы: № 1
ФИО ребенка:
Возраст ребенка: 5,9 лет
Место жительства:
Мать:
Отец: Год обучения: 2
Заключение ТПМПК № от Ребёнок с ограниченными возможностями здоровья. Образовательная программа: АООП для детей с ТНР в ДОО.
Заключение ПМПк № от Тяжелое нарушение речи. Общее недоразвитие речи 2 уровень речевого развития, запинки в речи.
2. Психолого-педагогическая характеристика обучающегося на начало учебного года.
Единственный ребёнок в семье. Родители заинтересованы в помощи ребёнка. Принимают активное участие в образовательном процессе. Двуязычия в семье нет. Нарушений речи у ближайших родственников нет. Социальные условия: материально обеспечены. С 6 мес. до 1,5 лет ребёнок воспитывался у бабушки.
Заключения специалистов: педиатр, невролог, оториноларинголог, офтальмолог, хирург, ортопед - здоров.
В анамнезе выявлены вредоносные факторы биологического характера. В 2017г. установлен диагноз артроз тазобедренного сустава (со слов матери), длительный болезненный синдром, стационарное лечение с мамой.
Моторная сфера. Отмечается моторная напряжённость, повышенный тонус верхней части тела, неловкость, медленное переключение с одной позы на другую в общей и мелкой моторике.
Состояние речевого аппарата без особенностей.
Голосовая функция не нарушена. С сентября 2018г. стал говорить шёпотом при ответах.
Дыхательная функция - отмечаются непостоянные запинки при стремлении к быстрому высказыванию, эмоциональном возбуждении.
Двигательные функции мимической мускулатуры не нарушены.
Двигательные функции артикуляционной мускулатуры - не нарушены.
Нарушений слуха, зрения нет.
Кирилл в контакт вступает не сразу, первое время молчит, не выполняет инструкции. Знает своё имя и фамилию, понимает родственные связи.
Настроение ребёнка устойчивое, хорошее. Волевые особенности - нерешительность. Долго присматривается, выполняет задания не сразу.
Позже включается в работу. Работоспособность устойчивая, работает с интересом.
Реакции на замечания и одобрения адекватные.
Ситуации, способствующие изменению эмоционального состояния - новые условия, участники групп, педагоги.
Общая характеристика речи.
Понимание речи. Не нарушено.
Состояние фразовой речи. Может построить собственное высказывание, отмечаются частые запинки в речи (в начале слова с согласного звука). Весной отмечается ухудшение.
Грамматический строй речи. Словообразовательные словоизменительные навыки соответствуют возрасту. Отмечаются редкие ошибки в согласовании существительных с числительными ( 5 стулов, куклов), редкие аграмматизмы типа «продавает», при уточнении Кирилл может исправить ошибки.
Лексический запас. Достаточный для осуществление полноценной коммуникации. Фонематический слух развит. Фонематическое восприятие соответствует возрасту. Навыки звукового анализа и синтеза активно формируются. Доступно определение начального и конечного звука в слове, места звука в слове в позиции начало – конец – середина слова.
Слоговая структура грубо не нарушена. Отмечается несформированность навыков слогового анализа и синтеза.
Звукопроизношение нарушено: свистящий сигматизм шипящих – замена Щ=Сь; параротацизм Р=Л, Рь=Ль.
3. Индивидуальный образовательный план.
Предмет | Групповые занятия | Подгрупповые занятия | Индивидуальные занятия | Педагог |
Развитие речи | 1 | Воспитатель, учитель-логопед | ||
ФЭМП | 1 | Воспитатель | ||
Познавательное | 1 | Воспитатель | ||
Физкультура | 3 | Инструктор по физической культуре | ||
Музыка | 2 | Музыкальный руководитель | ||
Рисование, лепка, аппликация | 3 | Воспитатель | ||
Коррекционно-развивающие занятия | 2 | 2 2 | Учитель-логопед, педагог-психолог | |
Всего | 11 | 2 | 4 |
4. Основные направления работы.
4.1. Перспективный индивидуальный план коррекционной работы логопеда с ребёнком.
1) Развитие моторики, дыхательной деятельности:
- тонкой моторики рук;
- артикуляционной моторики;
- вырабатывать речевое дыхание, сильный длительный выдох и направленную воздушную струю.
2) Формирование лексико-грамматических средств языка.
- учить согласовывать существительные с числительными;
3) Развитие фонематического восприятия.
- Учить узнавать и различать:
- звукокомплексы по высоте, силе, тембру,
- фонемы, слоги, слова, близкие по звуковому составу;
- формировать навыки слогового, звукового анализа.
4) Формирование правильного произношения.
- Постановка звуков Щ, Р, Рь;
- Автоматизация поставленных звуков в речи.
- Дифференциация звуков: Щ и Сь.
5) Время занятий: Индивидуальные занятия – 2 раза в неделю, подгрупповые занятия – 2 раза в неделю.
4.2. Поэтапное содержание психокорекционной работы.
I ЭТАП
Подготовительный (3 занятия)
Задачи:
- установление эмоционально-позитивного контакта с ребёнком;
- формирование умения произвольно направлять своё внимание на собственные эмоциональные ощущения.
Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка с логоневрозом интерес к взаимодействию с игрушкой, преодолеть робость и неуверенность.
II ЭТАП
Отреагирование детских страхов и тревожности (8 занятий).
Задачи:
- обогащения эмоционального опыта положительными переживаниями;
- снятие эмоционального напряжения;
- формирование умения различать и сравнивать различные эмоциональные состояния, определять их характер (приятно – не приятно, страшно, радостно, удивительно, печально);
- формирование умения понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства, распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения и интонации;
- отреагирование чувств и переживаний, связанных с прошлым негативным эмоциональным опытом.
Ожидаемый результат: помочь ребёнку с логоневрозом научиться различать базовые эмоции с помощью цвета, мимики, интонации, игрушки, а также отреагировать тревожность, связанную с боязнью самостоятельных действий.
III ЭТАП
Формирующий (8 занятий).
Задачи:
- формирование адекватных способов эмоционального реагирования и поведения в психотравмирующих и потенциально опасных ситуациях;
- фиксация положительных переживаний успеха и победы в ситуации преодоления тревоги;
- повышение чувства уверенности в себе;
- расширение поведенческого репертуара и навыков общения.
Ожидаемый результат: сформировать у ребёнка способы уверенного поведения в опасных (темнота0 или незнакомых (новый детский коллектив) ситуациях; научить с помощью мимики, жестов, позы, походки и реплик передавать различные настроения.
IV ЭТАП
Заключительный (6 занятий).
Задачи:
- обобщение сформированных адекватных способов эмоционального реагирования в психотравмирующих ситуациях;
- формирование предпосылок эмоционального контроля и сдерживания негативных эмоций;
- перенос нового позитивного эмоционального опыта в реальную жизнь.
Ожидаемый результат:
- закрепить способы уверенного поведения ребёнка с логоневрозом в дошкольном учреждении при взаимодействии со сверстниками.
5. Специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР.
ФИО | Должность |
учитель-логопед | |
педагог-психолог |
6. Задачи, мероприятия и формы сотрудничества организации и семьи обучающегося.
Задачи | Мероприятия | Отчет о проведении |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка |
| Фиксация в тетрадях консультаций специалистов |
7. Технические средства и дидактические материалы, необходимые для реализации СИПР
От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-2016г.
Рабочая программа учителя-логопеда.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия», 1998.
Устранение заикания у дошкольников в игре: Кн. для логопеда.-М.: Просвещение, 1984.
Коррекционные, развивающие игры и пособия специалистов .
8. Средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга.
Обследование в начале, середине, конце учебного года.
Учитель – логопед ____________ /
Педагог-психолог ____________ /
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...
Специальная индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отст...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯРЕБЁНКА С ОВЗ...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта>>Посмотреть презентацию<<...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО Ребёнка дошкольника
Основной целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на п...
"Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ"
Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития обучающихся с ОВЗ....