Специальная индивидуальная программа развития ребёнка с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике на тему
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gavrilova_a.s._spetsialnaya_individualnaya_programma_razvitiya._ovz.doc | 257.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление Администрации по образованию и делам молодежи
Благовещенского района Алтайского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Благовещенская средняя общеобразовательная школа №2»
Благовещенского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДАЮ | |
Родители (законные представители) | Директор школы | |
__________А. И. Петренко | ||
_________ (Евдокимова Е. ) | Приказ № ____________ | |
«____»________2018г. | от «___» __________2018 г. | |
Специальная индивидуальная программа развития
обучающегося 4 класса
Евдокимова Владислава Максимовича
Составила Гаврилова Анастасия Сергеевна,
учитель начальных классов
р.п. Благовещенка
2018
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разработана на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями (вариант 2) в соответствии с ФГОС.
1. Общие сведения об учащейся:
Фамилия, имя ребёнка: Евдокимов Владислав
Возраст ребёнка: 11 лет
Класс: 4
Год рождения: 01.09.2007 г.
Место проживания: р.п. Благовещенка, ул. Партизанская, дом 12 (ул. Урицкого, дом 57 - фактически)
Обследование ребёнка было проведено Благовещенской территориальной психолого-медико-педагогической комиссией 14.12.2015 года. На основании заключения №254 ТПМПК р.п. Благовещенки от 14.12.2015, согласно протоколу обследования ребенка, имеются нарушения когнитивной сферы, речи, поведения. Ребёнок нуждается в создании специальных условий для получения образования.
Рекомендации ТПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребёнка:
- рекомендуемая программа дальнейшего обучения: адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с глубокой умственной отсталостью с 10.12.2015 г.;
- составление специальной индивидуальной программы развития (СИПР);
- форма обучения: определить через ВК ЦРБ;
- режим реализации образовательной программы: определить через ВК ЦРБ;
- получение услуг узких специалистов, ассистента: занятия с психологом, логопедом.
Заключение ВКК Благовещенской ЦБ от 05.09. 2018 г.:
- форма обучения: надомное обучение по адаптированной образовательной программе для детей с умственной отсталостью;
- класс – 4.
- Нормативные документы:
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
- Конституция РФ,
- Конвенция ООН о правах ребенка,
- Закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ (часть 1 статья 75), приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 29 августа 2013 года №1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»,
- Распоряжение Правительства РФ от 04 сентября 2014 года № 1726-р,
- Концепция развития дополнительного образования детей, план мероприятий на 2015-2020 гг., утвержденным распоряжением Правительства РФ 24 апреля 2015 г. № 729-р;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41, далее – СанПиНа 2.4.4.3172-14);
- Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития (вариант 2) в соответствии с ФГОС ОВЗ;
- Рабочая программа на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1—4 классы / под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой. М.: «Просвещение», 7-е издание.
2. Общая характеристика развития обучающейся
У ребенка сложная структура нарушения развития, обусловленная интеллектуальным и психофизическим недоразвитием в тяжелой степени, которое сочетается с системным недоразвитием речи, со значительными нарушениями поведения, движения.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями точности, темпа движений. Наблюдается рассогласованность, неловкость движений, трудности в овладении навыками, требующими тонких точных дифференцированных движений: удержание позы, захвата карандаша. Мышечный тонус снижен, мелкая и артикуляционная моторика развита недостаточно.
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
Отмечаются трудности переключения на другие виды деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность восприятия, снижение объема механической памяти, низкая познавательная активность, что проявляется в пониженном интересе к заданиям, плохой сосредоточенности, медлительности и пониженной переключаемости психических процессов. Владислав при своём заболевании имеет конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно, внимание с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости. Внимание на предмете удерживает непродолжительное время. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации, его продолжительность может быть увеличена. Характерна повышенная утомляемость. Работоспособность (10 мин) быстро истощается. Ребёнок с трудом сосредотачивается на задании, в результате утомления возникает двигательное беспокойство: начинает суетиться, махать руками, проявляет плаксивость. Нарушено переключение внимания. Требуется неоднократная стимуляция внимания. Удается привлечь внимание к некоторым ярким и звучащим предметам или к постоянно меняющемуся зрительному ряду (в тетради, на листе бумаги, рисунке).
Наблюдается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Память кратковременная, неустойчивая, ситуативная. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно-педагогической работе, у обучающегося формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях затруднены.
Языковые средства несформированные, ребенок не владеет речью. Отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. Затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи, т. к. у ребенка системное недоразвитие речи в тяжелой степени выраженности. Ребёнок понимает названия некоторых реальных предметов, реагирует и знает свое имя, узнает взрослых окружающих его. Привлекает внимание взрослых с помощью двигательного беспокойства. Слабо понимает обращенную речь, связанную с изучением нового материала.
Наблюдается несформированность эмоционально-волевой сферы. В связи со спецификой эмоциональной сферы, неразвитостью волевых процессов. Преобладают
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
положительные и отрицательные эмоции. Выражает положительные эмоции, услышав свое имя. Узнает по голосу учителя, маму, папу, брата.
Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно-потребностной сферы. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер. Ребёнок отказывается от выполнения трудных заданий. Ребёнок проявляет эмоциональную реакцию на знакомых, проявляет реакцию на интонацию, на похвалу, на тактильный контакт.
Ребенок испытывает потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полный, постоянный. Навыки самообслуживания не сформированы. Не соблюдается режим дня. Реагирует на сигнальные слова типа «не бросай», «дай мне в руки», «положи на стол». Показывает с трудом и при помощи учителя части тела: руку, ногу, голову и др. Не использует поисковые способы ориентировки, действует без учета свойств предмета, не переносит знания и опыт на новые предметы, в новую ситуацию.
Тактильное обследование материала (крупа, вата, фасоль, горох, пластилин, целлофановый пакет, бумажные салфетки, бумага) не вызывает негативной реакции, прислушивается к ощущениям, улыбается, игры с материалом вызывают эмоциональную активность.
Поэтому в процессе обучения необходимо использовать специальные приемы и методы:
- Большой акцент на наглядные и практические методы обучения;
- Использование игровой формы предъявления нового материала;
- Наблюдение за особенностями развития ребёнка в динамике;
- Демонстрация реальных объектов, изучаемых по программе;
- Схематизированная форма подачи изучаемого материала;
- Метод «малых порций», предполагающий дробление учебного материала на несколько смысловых частей, изучение каждых в отдельности и последующее закрепление;
- Метод стимулирования учения (использование дидактических игр и занимательных упражнений);
- Приёмы развития мыслительной активности;
- Приём комментирования;
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
- Приёмы удержания внимания в процессе деятельности: частое обращение к ребёнку по имени, прикосновение к ребёнку (поглаживание по спине, по голове, по плечу), поручение ребёнку заданий, предполагающих движение, смена видов деятельности;
- Приём дублирования словесной инструкции.
3. Условия реализации специальной индивидуальной программы развития обучающейся с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Технологии, используемые в обучении ребенка:
- индивидуализация обучения
- игровые технологии
- создание адаптированной коррекционно-развивающей среды под ребенка
- «пошаговое» обучение в процессе совместных действий с педагогом, повторение изученного материала
Особые образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловливают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала (преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы для стимуляции тактильного, зрительного слухового восприятия – это яркие, необычные, интересные пособия, изготовленные своими руками, или заводские игрушки (резиновые, шероховатые, мягкие, с «колючками»; с деталями, которые возможно снять и рассмотреть, звенящие, заводные и многие другие; наборы предметных картинок, наборы сюжетных картинок, настольные развивающие игры; нитки (разные виды, ткани разных сортов, природные материалы (засушенные листья, шишки, желуди, скорлупа грецкого ореха и т.д.).
Используется оборудование для проведения предметно-практических упражнений (ножницы, бумага и картон цветные, клей, краски, кисточки, пластилин или масса для лепки и т.п.).
Модели и натуральный ряд: муляжи фруктов, ягод, грибов и овощей; гербарии; модели фигур человека, животных, растений, посуды, бытовых приборов, мебели и пр.
Конструкторы: квартира, дом, город, ферма, водоем и т.д.
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
Используются доступные ребенку музыкальные инструменты (трещотки, колокольчик, треугольник, барабан, бубен, маракасы, металлофоны, свистульки, деревянные ложки и др.).
В качестве средств для выполнения заданий подобраны материалы, которые развивают сенсорную сферу ребенка: массажный аппликатор для пальчиковой гимнастики, кисточка с перьями, ворсовая щеточка для расслабления мелких мышц пальцев, ручной массажер для расслабления мышечной мускулатуры тела, гелевая игрушка для развития кистей рук, шарик с жесткой, шероховатой поверхностью и колючками для развития тактильных ощущений, ткани, меховые шарики, лоскутки и т. д.
Применяется полифункциональное игровое оборудование - мягкие модули, мячи, кубики, пирамидки, пазлы, мозаики, и др.
Особая организация рабочего места: ребёнку не требуется особая организация рабочего места. Обстановка, созданная в комнате, нормализует эмоциональный фон ребенка, способствует эмоциональному благополучию. Поэтому использованы мягкие, пастельные цвета в окраске стен и дверей. В комнате достаточно места для передвижения, мебель закреплена, углы и кромки мебели закруглены. Во время занятия, отсутствуют посторонние раздражители, соблюдается посильная, дозированная нагрузка, смена видов деятельности в ходе занятия.
Используется методика интегрированных занятий, что способствует развитию сосредоточения, закреплению приобретенных навыков на каждом последующем занятии. Инструкции на уроке краткие, четкие, повторяются 2-3 раза и более.
Используется определенная структура занятия:
- Подготовительный этап. Организационный момент (приветствие, беседа с ребенком для создания положительного настроя на работу, выбор удобной позы, создание мотивации на занятие и проведение занятия на положительном эмоциональном фоне, подбор индивидуальных стимулов для ребёнка).
- Основной этап. Создание проблемной ситуации. Например, в практических жизненных ситуациях (повторение погоды за окном и др.).
- Дыхательная, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
- Повторение изученного, подача нового материала.
- Двигательная гимнастика.
- Итог занятия.
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
В ходе обучения все этапы занятия направлены на формирование базовых учебных действий.
В ходе проведения занятий регулярно проводится сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность: показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы), дыхательная и пальчиковая гимнастика, логоритмические упражнения.
Основой занятий являются упражнения, направленные на различные стороны сенсорного развития:
- задания для развития слухового внимания на неречевом и доступном речевом материале (речевые звуки, вокализации, звукоподражательные слова и т.д.)
- задания на развитие зрительного восприятия и формирование представлений о доступных сенсорных эталонах (величина, цвет, форма)
- задания на развитие тактильно - осязательного восприятия
- задания на развитие сенсомоторных реакций и перцептивных действий.
Соблюдается охранительный режим. Продолжительность учебных занятий не превышает 20 – 25 минут. Обучение ребёнка проходит на дому.
Учитель оценивает уровень сформированности представлений, действий, операций, внесенных в СИПР, динамику обучения по следующим критериям (1 раз в полугодие, т. е. 2 раза в год):
«выполняет действие самостоятельно» (с),
«выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной) (и),
«выполняет действие по образцу» (о),
«выполняет действие с частичной физической помощью» (п),
«выполняет действие со значительной физической помощью» (пп),
«действие не выполняет» (!),
«узнает объект» (у),
«не всегда узнает объект» (нву),
«не узнает объект» (н).
Оценка отражает степень самостоятельности обучающегося: выполняет ли он учебную задачу, включенную в СИПР, самостоятельно, либо со значительной или частичной физической помощью, по образцу, подражанию или по инструкции.
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
- Индивидуальный учебный план
№ | Предметная область | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
1 | Язык и речевая практика | Речь и альтернативная коммуникация | 2 | 68 |
2 | Математика | Математические представления | 1 | 34 |
3 | Окружающий мир | Окружающий природный мир | 1 | 34 |
5 | Коррекционно – развивающие занятия | 2 | 68 | |
Часть, формируемая МБОУ БСОШ №2 | ||||
1 | Сенсорное развитие | 2 | 68 | |
Итого | 8 |
Евдокимов Владислав в силу дефектов речи, особенностей физического и психического развития не сможет освоить предметы основной части АООП, учебная нагрузка СИПР может быть пересмотрена и сформирована следующим образом: увеличено количество часов коррекционных курсов.
5. Особенности психофизического развития детей определяют нарушения в освоении базовых учебных действий (БУД). Программа формирования базовых учебных действий направлена на развитие способности овладевать содержанием адаптированной основной общеобразовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2 и включает следующие задачи:
1. Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на лице говорящего взрослого, на задание);
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
2. Формирование умения выполнять задание:
- в течение определенного периода времени;
- от начала до конца;
- с заданными качественными параметрами.
3. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
Для выявления возможной результативности обучения мы учитываем ряд факторов:
- особенности текущего психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося;
- в процессе предъявления заданий используем все доступные обучающемуся средства альтернативной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы) и речевые средства - сопровождающая речь взрослого при выполнении действий;
- в процессе предъявления и выполнения заданий обучающемуся оказывается прямая и постоянная помощь со стороны педагога;
- при оценке результативности достижений учитываем уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе со взрослым).
На основании полученных результатов делаются выводы о динамике усвоения программного материала, при необходимости вносятся коррективы в СИПР обучающегося.
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предполагаемые результаты обучения — наличие у ребёнка на фоне положительных эмоциональных реакций на действия с игрушками и изображениями, выполняемыми в контексте математического содержания, следующих умений:
- осуществлять действия с множествами на дочисловом уровне (совместно с учителем, по подражанию, по образцу);
- понимать названия используемых игрушек и словесного обозначения выполняемых действий с ними;
- выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
- осуществлять выбор геометрических фигур (шар) по подражанию действиям педагога, по образцу и по словесной инструкции;
- перемещаться в пространстве комнаты с помощью взрослого, по словесной инструкции и самостоятельно;
- показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, нос, уши и т. п.);
- перемещать различные предметы вперед и назад по полу, по поверхности стола по подражанию действиям взрослого, по образцу и по словесной инструкции;
- узнавать и называть на основе наиболее характерных признаков (по наблюдениям в природе, по изображениям на картинках) время года (зима).
Личностные
- освоение доступной социальной роли обучающейся, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми в разных социальных ситуациях;
- основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определённому полу, осознание себя как «Я»;
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Предметные
- Умение различать и сравнивать предметы по форме, величине.
- Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости.
- Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много).
- Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.
- Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.
- Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах, сформированность базовых учебных действий (Программа формирования базовых УД у обучающихся направлена на развитие способности у детей овладевать
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
содержанием адаптированной основной образовательной программой общего образования для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
6.Средства мониторинга и оценки динамики обучения
№ | Уровни освоения действий | Начало учебного года | Конец учебного года |
1 | Пассивное участие
| ||
2. | Активное участие
- со значительной помощью взрослого - с частичной помощью взрослого - по последовательной инструкции - по подражанию или по образцу - самостоятельно с ошибками - самостоятельно | ||
Сформированность представлений | |||
1 | Представление отсутствует | ||
2 | Не выявить наличие представлений | ||
3 | Представление на уровне: - использования по прямой подсказке - использование с косвенной подсказкой (изображение) - самостоятельное использование | ||
Действия | |||
1 | Когнитивные: - сенсорно – перцептивные - графомоторные навыки - навыки невербальной коммуникации - общение и речь | ||
2 | Хозяйственно – бытовые: - навыки самообслуживания - знание назначения предметов обихода | ||
3 | Социальные: - ориентация на улице |
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
- Программа сотрудничества с семьей Евдокимова Владислава
Задачи | Мероприятия | Отчет |
Изучение семьи Евдокимова В. | Беседа – опрос. Оформление личного дела ребенка. Наблюдения. | |
Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка | Консультация индивидуальная по теме «Реализация СИПР в домашних условиях». Постоянное посещение уроков и присутствие на уроках родителей, выбор единых подходов и приемов работы | |
Совместная работа семьи с социальным педагогом, с работником социальной защиты | Постоянный контроль | |
Организация обмена информацией о ребенке и ходе реализации СИПР | Личные встречи, беседы, консультации |
8. Содержание образования специальной индивидуальной программы развития
Содержание образования СИПР включает конкретные задачи, отобранные из содержания учебных предметов, коррекционных занятий, которые актуальны для образования Евдокимова Владислава в силу его психофизических способностей.
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
Предметные области (учебные предметы):
Язык и речевая практика
Речь и альтернативная коммуникация:
Цель: формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1) Коммуникация с использованием вербальных средств. | |||
2. | Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | I четверть | установление зрительного контакта с собеседником; установление контакта с собеседником |
3. | Формирование умения реагировать на собственное имя | реагирование на собственное имя | |
4. | Формирование умения приветствовать собеседника звуком, словом | приветствие собеседника звуком, словом | |
5. | Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом, словом | прощание с собеседником звуком, жестом, словом | |
2) Коммуникация с использованием невербальных средств. | |||
6. | Формирование умения использовать мимику как средство коммуникации | II четверть | выражение приветствия, прощания с использованием мимики |
7. | Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | выражение жестом приветствие, прощание | |
3)Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации. | |||
Импрессивная речь. | |||
8. | Формирование умения реагировать на собственное имя | III четверть | реагирование на собственное имя |
9. | Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | понимание слов, обозначающих действия (сидеть, стоять) | |
Экспрессивная речь. | |||
10. | Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки, звукоподражания, звуковые комплексы | IV четверть | называние (употребление) отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов |
Гаврилова Анастасия Сергеевна, учитель начальных классов
МБОУ БСОШ №2 Благовещенского района
Математика
Математические представления:
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Количественные представления. | |||
2. | Формирование умения находить одинаковые предметы без учета их признаков (из 2-х) | I четверть | нахождение одинаковых предметов |
2)Представления о форме. | |||
3. | Формирование представления о геометрических телах: шар | II четверть | узнавание (различение) геометрических тел: «шар», |
3)Пространственные представления. | |||
4. | Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела | III четверть | ориентация в пространственном расположении частей тела на себе |
5. | «верх» (вверху) | отрабатываются на упражнениях с движениями поднять руки вверх | |
6. | «низ» (внизу) | опустить руки вниз | |
4)Временные представления | |||
7. | Формирование представления о неделе | IV четверть | неделя |
8. | Знание последовательности дней недели | знание последовательности дней недели | |
9. | Формирование представления о временах года | различение времен года (весна, лето, осень, зима) |
«Окружающий мир»
Окружающий природный мир:
Цель: формирование представлений о живой и неживой природе, взаимодействии человека с природой, бережном отношении к ней.
№ | тема | период | планируемый результат |
1. | Диагностический период | 4 часа | |
1)Временные представления. | |||
2. | Формирование представления о явлениях природы: | I четверть | узнавание (различение) явлений природы дождь; снег |
3. | дождь | ||
4. | снег | ||
2)Животный мир. | |||
5. | Формирование представления о домашних животных: | II четверть | узнавание (различение) домашних животных собака; кошка |
6. | собака | ||
7. | кошка | ||
3) Объекты природы. | |||
8. | Формирование представления о воде | III четверть | узнавание воды |
4) Растительный мир. | |||
9. | Формирование представления о фруктах: | IV четверть | узнавание (различение) фруктов по внешнему виду и вкусу |
10. | яблоко | ||
11. | банан | ||
12. | Формирование представления об овощах: | узнавание (различение) овощей по внешнему виду и вкусу | |
13. | картофель | ||
14. | морковь |
Индивидуальная программа развития
Образовательные области (возможные (ожидаемые) результаты обучения и воспитания ребенка на определенный учебный период (полгода)). | Оценка результативности освоения СИПР | |
I | II | |
Предметные области и предметы | ||
Речь и альтернативная коммуникация | ||
Формирование умения устанавливать контакт с собеседником | ||
Формирование умения приветствовать собеседника звуком. | ||
Формирование умения прощаться с собеседником звуком, жестом. | ||
Формирование умения использовать жест как средство коммуникации | ||
Формирование умения понимать слова, обозначающие действия | ||
- сидеть | ||
- стоять | ||
Формирование умения называть (употреблять) отдельные звуки «А» | ||
Навыки невербального общения: | ||
Установление визуального контакта с собеседником | ||
Ориентация на лицо взрослого | ||
Удерживание позы во время диалога (сидя, стоя) | ||
Реакция на учителя, воспитателя | ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | ||
Математические представления | ||
Выбрать названный предмет из двух | ||
Принести названный предмет, выбрав из ряда объектов | ||
Указать названную часть тела | ||
Ориентировка в пространстве класса | ||
Знание и реагирование на понятия «рядом», «около» | ||
Перемещение «косточек» по проволочной рамке | ||
Окружающий природный мир | ||
Формирование представления о домашних животных | ||
- собака |
| |
- кошка | ||
Умение показать себя (реакция на «я», свое имя) | ||
Реакция на учителя, воспитателя | ||
Умение следовать несложной словесной инструкции учителя | ||
Умение пользоваться невербальными средствами общения | ||
Коррекционно-развивающие занятия | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
| |
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ОВЗ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯРЕБЁНКА С ОВЗ...
Специальная индивидуальная программа развития
Пример составления СИПР ребёнка в условиях логопункта...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой степенью интеллектуальной недостаточнос...
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта
Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта>>Посмотреть презентацию<<...
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО Ребёнка дошкольника
Основной целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на п...
"Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ"
Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития обучающихся с ОВЗ....