"Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ"
презентация по коррекционной педагогике

Черепанова Елена Александровна

Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития  обучающихся с ОВЗ.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"Особенности структуры и содержания специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ" Подготовила: педагог дополнительного образования МБДОУ Новоспасский д /с №8 Черепанова Елена Александровна

Слайд 2

СИПР- Специальная индивидуальная программа развития, разработанная на основе адаптированной основной образовательной программы и нацелена на образование детей с учетом их уровня психофизического развития и индивидуальных образовательных потребностей.

Слайд 3

Цель реализации СИПР: включение детей в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов, достижение ребенком самостоятельности в доступных для него пределах в решении повседневных жизненных задач.

Слайд 4

Требования к разработке :СИПР программа составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ПМПк образовательного учреждения. в разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, при участии его родителей.

Слайд 5

Положения разработки СИПР: учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития; их особых образовательных потребностей; обеспечение образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения; создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся; введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в АООП для обучающихся;

Слайд 6

Положения разработки СИПР: необходимость использование специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; адекватность программы возможностям обучающегося с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), другими тяжелыми первичными нарушениями, ее соответствие запросам семьи и рекомендациям специалистов; неоднородность состава данной группы детей; широкий диапазон возможностей освоения детьми АООП образовательных программ в различных условиях обучения; иное соотношение «академического» и компонента «жизненной компетенции» в АООП для обучающихся;

Слайд 7

Положения разработки СИПР: направленность процесса обучения на формирование практических умений и навыков, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни; учет потенциальных возможностей обучающихся и «зоны ближайшего развития»; использование сетевых форм взаимодействия специалистов общего и специального образования; включение родителей как участников образовательного процесса.

Слайд 8

СИПР разрабатывается для:

Слайд 9

Структура СИПР включает: общие сведения о ребёнке; характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка; индивидуальный учебный план; содержание образования в условиях организации и семьи ; условия реализации потребности в уходе и присмотре ; перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР; перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося; перечень необходимых технических средств и дидактических материалов ; средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Слайд 10

Шаг 1: Создание экспертной группы. Состав экспертной группы, участвующей в разработке и реализации СИПР: учитель класса, учитель-дефектолог, учитель-логопед, учитель физкультуры, учитель музыки, воспитатель / ассистент / тьютор , педагог-психолог, другие специалисты, родители или законные представители.

Слайд 11

Шаг 1: Создание экспертной группы.

Слайд 12

Шаг 2: Сбор общих сведений о ребенке. Осуществляется классным руководителем 1. Персональные данные о ребенке и членах его семьи (лицах ее заменяющих). фамилия, имя, отчество ребенка, дата рождения, фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка, место жительства (адрес), контактные данные (дом. и моб . телефон, адрес эл.почты ), год (класс / ступень) обучения ребенка в образовательной организации 2. Заключение ПМПК.

Слайд 13

Шаг 3. Оценка развития обучающегося на момент составления программы. Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года. 1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.); 2. данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка; 3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация: особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления; поведенческих и эмоциональных реакций ребенка; речевых и коммуникативных возможностей;

Слайд 14

Шаг 3. Оценка развития обучающегося на момент составления программы. игровой деятельности, базовых учебных действий, предметно-практических действий, навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании) , навыков бытовой и трудовой деятельности, академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.); 4. Оценка потребности в уходе и присмотре; 5. Выводы по итогам оценки: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.

Слайд 15

Шаг 4. Определение содержания образования и составление индивидуального плана. С учетом выводов по результатам оценки (шаг 3) и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана. 1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП); 2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям; 3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате); 4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности; 5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП.

Слайд 16

Шаг 5. Интеграция результатов по программе нравственного развития и программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 1. Выбор возможных результатов из соответствующих программ, включенных в АООП образовательной организации. 2. Наполнение СИПР выбранными результатами в разделы по предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности.

Слайд 17

Шаг 6. Разработка плана реализации потребности обучающегося в уходе и присмотре. 1. Создание плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре. 2. Перечень действий по уходу (во время приема пищи, одевания/раздевания, осуществления гигиенических процедур, при перемещении и др.), которые ребенок не может выполнить сам. 3. Перечень действий по присмотру, которые необходимы для обеспечения безопасности ребенка и окружающих. 4. Список необходимых материалов для обеспечения ухода.

Слайд 18

Шаг 7. Разработка программы сотрудничества с семьей. 1. Выявление запроса семьи на: консультирование; психологическую помощь; участие в семинарах, тренингах и др. 2. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения; 3. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях; 4. Заключение договора о сотрудничестве,

Слайд 19

Шаг 8. Разработка перечня необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов. 1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (кресла-коляски, вертикализаторы , коммуникаторы, приспособления для управления электронными средствами, тренажеры, приспособления для фиксации и позиционирования и др.). 2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР.

Слайд 20

Шаг 9. Мониторинг и оценка динамики обучения. Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. 1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям; 2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики; 3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения

Слайд 21

Вывод: Разработка индивидуальной специальной образовательной программы рассматривается как необходимое условие получения образования обучающимися с тяжелыми нарушениями развития.

Слайд 22

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития (конкурс)

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и ...

"Опыт создания индивидуальной программы развития ребенка с задержкой психического развития"

Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ....

Индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная программа развития ребенка с ОВЗ.

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ воспитанника с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития срок реализации: 1 год

Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с воспитанником с тяжёлой  степенью интеллектуальной недостаточнос...

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта

Разработка специальной индивидуальной программы развития для детей со сложной структурой дефекта>>Посмотреть презентацию<<...

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Индивидуальная программа развития ребёнка (адаптированная основная образовательная программа дошкольного образованияобучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата)...