СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО Ребёнка дошкольника
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)
Основной целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и его семье.
Специальная индивидуальная программа развития, составлена специалистами нашего центра для ребенка инвалида 4,5 лет с нарушением слуха, по рекомендации ЦПМПДиК.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает наличие особых образовательных потребностей слабослышащих детей. Он послужил основой для разработки данной программы, в которой предусмотрена реализация пяти предметных областей и коррекционно-развивающей области.
При разработке индивидуальной программы авторы ориентировались на требования ФГОС ДО для слабослышащих детей, и рекомендации ЦПМПДиК, а так же на предметное содержание определённое ООП и адаптированных программ разработанных для слабослышащих детей авторами: - Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А.
Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка, на основе изучения возрастных возможностей и приобщения ребёнка ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них.
Также в программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития в организации коррекционно-педагогического процесса.
Программа рассчитана на один год обучения, и в течение учебного года может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ki-programma.docx | 86.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка детский сад - "Возрождение"
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Ребёнка дошкольника
Составитель: учитель-дефектолог
Паршина Е.Б.
2019 -2020 учебный год
Содержание: | стр: |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | |
1.1. Пояснительная записка | |
1.1.2. Общие сведения о ребёнке | |
1.1.3. Цели и задачи программы | |
1.1.4. Особенности развития детей с кохлеарной имплантацией (КИ) | |
1.1.5. Особые образовательные потребности слабослышащих детей | |
1.1.6. Целевые ориентиры | |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Содержание образовательной деятельности. | |
2.2.1. Социально-коммуникативное развитие | |
2.2.2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи | |
2.2.3. Развитие речи | |
2.2.4. Развитие ЭМП | |
2.2.5. Изобразительная деятельность | |
2.2.6. Музыкальное развитие | |
2.2.7. Физическая культура | |
2.2.8. Взаимодействие педагогического коллектива с семьёй дошкольника с ЗПР | |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Режим пребывания ребёнка в ДОО | |
3.2. Примерный план организованной непосредственной образовательной деятельности | |
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ | |
4.1. Лексические темы |
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и его семье.
Специальная индивидуальная программа развития, составлена специалистами нашего центра для ребенка инвалида 4,5 лет с нарушением слуха, по рекомендации ЦПМПДиК.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает наличие особых образовательных потребностей слабослышащих детей. Он послужил основой для разработки данной программы, в которой предусмотрена реализация пяти предметных областей и коррекционно-развивающей области.
При разработке индивидуальной программы авторы ориентировались на требования ФГОС ДО для слабослышащих детей, и рекомендации ЦПМПДиК, а так же на предметное содержание определённое ООП и адаптированных программ разработанных для слабослышащих детей авторами: - Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А.
Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка, на основе изучения возрастных возможностей и приобщения ребёнка ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них.
Также в программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития в организации коррекционно-педагогического процесса.
Программа рассчитана на один год обучения, и в течение учебного года может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Срок реализации программы 1 год.
- Общие сведения о ребёнке.
ФИО ребенка: ХХХХХ
Дата рождения: 21.25.2015г. (3 года 5 месяц)
Мать: ХХХХХ
Отец: ХХХХХ
Посещает ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад - «Возрождение», с 01.09.2018.
Заключение: Психическое развитие в пределах возрастной нормы. Двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации справа.
Рекомендации ЦПМПК по созданию специальных условий
для получения образования:
Образовательная программа: Осуществление и организация образовательной деятельности ребёнка с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребёнок).
Проведение индивидуальных и групповых занятий с учителем-логопедом, педагогом психологом, учителем-дефектологом, сурдопедагогом.
1.1.3. Цель СИПР – создание образовательной среды, обеспечивающей слабослышащему ребёнку личностный рост с актуализацией и реализацией им компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
1) формировать общую культуру личности слабослышащего ребёнка с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;
2) обеспечивать компенсацию нарушений слуха, коррекцию вторичных нарушений, с освоением ребенком умений и навыков познания окружающего, формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия мира, с их реализацией в разных видах деятельности;
3) обеспечивать освоение слабослышащим ребёнком целостной картины мира с расширением знаний и формированием предметных причинно-следственных, родовых, логических связей;
4) формировать у слабослышащего ребёнка образ Я с развитием знаний и представлений о себе и окружающем мире, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;
5) обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слабослышащего и позднооглохшего ребёнка с учетом и удовлетворением им особых образовательных потребностей;
7) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слабослышащего и позднооглохшего ребёнка.
1.1.4.
В последние десятилетия в категории лиц с нарушениями слуха выделена новая особая группа - дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации (КИ). Исследования О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, А.И. Сатаевой и др. свидетельствуют о том, что дошкольник с КИ «может быть переведен на путь естественного развития при определенных условиях - если специально выделяется «запускающий» этап реабилитации и воспроизводится теперь уже на полноценной сенсорной основе логика нормального развития ребенка первого года жизни. Принципиально важно, что слуховой и речевой онтогенез рассматриваются не изолированно, а в контексте становления и развития эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, что отвечает современным представлениям о содержании и психологических закономерностях ранних этапов психического развития ребенка в норме. В контексте этих представлений слуховое сосредоточение, протекающее по типу безусловных реакций, не является само по себе точкой запуска развития слухового восприятия, и не приводит автоматически к переходу ребенка на следующий этап – локализации звуков в пространстве. Условием становления и развития слухового восприятия является становление и усложнение эмоционального диалога ребенка первого года жизни с близкими людьми, так как потребность и возможность полноценно использовать слух возникает у слышащего малыша в ходе и благодаря развивающемуся эмоциональному взаимодействию с ближайшим окружением».
При работе с детьми с КИ дошкольным образовательным организациям необходимо использовать особый подход и особые организационные формы.
Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.
Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С. Выготский). Тем не менее, психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром.
В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия изменяются:
– ассоциативные связи инертны, в результате возникает их патологическая фиксация (у детей с нарушенным слухом образы предметов и объектов зачастую представлены инертными стереотипами);
– иерархические связи оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс.
Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:
– недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);
– изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми и т.д.
В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка с нарушением слуха, что обусловлено развитием различных сторон познания - восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, формированием произвольности психических процессов. В дошкольном возрасте большое влияние на развитие ребенка с нарушением слуха оказывает формирование разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой. Особое внимание следует формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.
1.1.5. Особые образовательные потребности слабослышащих детей
К особым образовательным потребностям слабослышащих детей относятся:
- специальные образовательные условия, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в слабослышащем и позднооглохшем ребенке уверенности в том, что в детском саду и группе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений. При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать эту установку сверстникам ребенка, не подчеркивая его особость, а показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие;
- специальное обучение «переносу» сформированных целевых установок в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе специальной коррекционной работы в ходе фронтальных и малогрупповых и индивидуальных занятий;
- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;
- создание условий для развития у детей инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;
- учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;
- активное использование в образовательном (воспитательном) процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по ее формированию и коррекции;
- специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;
- специальная работа по формированию и развитию восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;
- специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи (речевое дыхание, голос, звуки и их сочетания, слово и фраза; интонационное оформление речи); развитие устной речи для целей коммуникации: сила и высота голоса, темп речи, логическое ударение, интонационная окрашенность высказывания, использование невербальных средств (естественные жесты, позы и т.п.), чтобы дополнить и уточнить смысл, умение вести диалог и групповой разговор;
- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;
- специальная помощь в умении вступать в коммуникацию для разрешения возникающих трудностей;
- расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;
- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации;
- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы дошкольной образовательной организации.
Для слабослышащих и позднооглохших детей, уровень общего и речевого развития которых приближен к возрастной норме, и которые, как правило, воспитываются вместе со слышащими сверстниками, важно, помимо отмеченных выше, реализовывать и такие образовательные потребности, как:
– развитие способности воспринимать звучащую речь в разных акустических условиях;
– развитие способности понимать речь и правильно оценивать действия собеседника в различных коммуникативных ситуациях;
– развитие способности составлять продуктивные речевые высказывания, соответствующие теме и общей ситуации общения;
– развитие способности накапливать собственный жизненный опыт в процессе взаимодействия с окружающим миром и активно использовать его в общении и обучении;
– развитие способности выстраивать товарищеские и дружеские взаимоотношения со слышащими сверстниками.
Л.А. Головчиц определяет образовательные потребности дошкольников с нарушениями слуха, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) следующим образом:
- организация раннего специального обучения, которое должно начинаться сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития;
- высокая степень индивидуализации воспитания и обучения ребенка;
- использование специфических методов и средств обучения, необходимых для ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей;
- изменение темпов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка с нарушением слуха, имеющего умственную отсталость;
- формирование потребности в общении, овладение средствами вербальной и невербальной коммуникации с детьми и взрослыми;
- коррекция поведенческих проблем и нарушений эмоциональной сферы;
- развитие познавательных интересов, коррекция познавательных процессов, формирование мыслительных операций;
- развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной);
- формирование навыков самообслуживания и других видов труда;
- специальная работа по использованию сформированных умений и навыков в новых практических ситуациях.
1.1.6. Целевые ориентиры
Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет (слабослышащий ребенок с высоким уровнем общего развития, приближенный к возрастной норме).
В соответствии с требованиями Стандарта специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений слабослышащего ребёнка 4-5 лет.
Социально-коммуникативное развитие
Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.
Речевое развитие
Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; может пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; изменяет силу голоса в сопряженной и отраженной речи (на материале слогосочетаний и слов).
Познавательное развитие
Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.
Физическое развитие
Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В содержательном разделе представлены:
- Описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями слабослышащего ребёнка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
Данная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) реализуется:
В группе общеразвивающей направленности. Обучение слабослышащего ребёнка с КИ, сочетается с основной образовательной программой, и с индивидуальным сопровождением на совместных занятиях с нормально развивающимися детьми и на индивидуальных занятиях с логопедом, дефектологом и другими специалистами.
2.1. Содержание образовательной деятельности.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим пребывания ребёнка в ДОУ
Режимные моменты | Средняя. |
Прием детей на улице (взаимодействие с родителями, социально-коммуникативная деятельность, наблюдения в природе, игры) | 700 - 8 00 |
Утренняя гимнастика | 815 - 825 |
Подготовка к завтраку, завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативная деятельность) | 825 - 855 |
Подготовка и проведение ООД 1 согласно расписанию | 855 - 1020 |
Второй завтрак проводится в перерыве между занятиями | 10 минут (в период с 10.05-10.15) |
Свободная деятельность, игры, экспериментирование, проектная деятельность | 1020 - 1040 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 1040 - 1215 |
Подготовка к обеду, обед (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативная деятельность) | 1215- 1250 |
Подготовка ко сну, дневной сон (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, воздушные ванны, чтение художественной литературы) | 1250- 1500 |
Подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры, воздушные ванны (физическое развитие, труд, социально-коммуникативная деятельность) | 1500 - 1510 |
Свободная деятельность, игры, беседы, педагогические ситуации, художественная литературы, продуктивная деятельность, ООД по расписанию | 1510 - 1525 |
Подготовка к полднику, полдник (корректировка индивидуально, в зависимости от расписания ООД) | 1535 - 1550 |
Свободная деятельность, игры, самостоятельная игровая деятельность, экспериментирование, проектная деятельность | 1550 - 1700 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 1700 - 1815- |
Возвращение с прогулки, подготовка к ужину | 18.15 - 1830- |
Ужин | 1830-1845 |
Игры, уход домой | 1845- 1900 |
3.2. План организованной непосредственной образовательной деятельности
Организация образовательной деятельности в течение учебного года:
с 01.09 – 15.09 – адаптационный, диагностический период;
с 01.10 – 31.10 – учебный период;
с 02.11 – 06.11 – «Неделя игры и игрушки»;
с 09.11 – 31.01 – учебный период;
с 01.02 – 05.02 – «Неделя зимних игр и забав»;
с 08.02 – 31.05 – учебный период;
с 01.06 – 30.06 – летний оздоровительный период.
№ | Вид занятия | Средн. группа |
1 | Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | 1 (Д) |
2 | Развитие мышления и ФЭМП | 1 (Д) |
3 | Подготовка к обучению грамоте | - |
4 | Развитие речи | 1(Д) |
5 | Индивидуальное занятие с логопедом | 2 (Л) |
Специалисты всего: | 5 | |
6 | Рисование | 1/2 (В) |
7 | Лепка | 1/2 (В) |
8 | Аппликация | 1/2 (В) |
9 | Ручной труд | 1/2 (В) |
10 | Социальное развитие | 1 (П) |
11 | Чтение художественной литературы | 1 (В) |
12 | Физическая культура | 3 (ИФ) |
Воспитатели всего: | 6 | |
13 | Музыкальное воспитание | 2 (М.р.) |
Условные обозначения:
(Д) – учитель-дефектолог;
(Л) – учитель-логопед;
(П) - психолог
(В) – воспитатель;
М.р.) – музыкальный руководитель;
(ИФ) - инструктор по ФИЗО.
3.3. Физкультурно-оздоровительная работа (режим двигательной активности)
Содержание | Периодичность | Ответственные | Время |
Оптимизация режима | |||
Организация жизни детей в адаптационные период, создание комфортного режима | Ежедневно | Воспитатели, педагог-психолог, медсестра | В течение года |
Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей | Педагог-психолог, врач | В течение года | |
Организация двигательного режима | |||
Физкультурные занятия | 3 раза в неделю | Инструктор по ФИЗО | В течение года |
Корригирующая гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели, контроль медсестра | В течение года |
Прогулки с включением подвижных игровых упражнений | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
Музыкальные занятия | 2 раза в неделю | Музыкальный руководитель | В течение года |
Спортивный досуг | По плану | Инструктор по ФИЗО | В течение года |
Утренняя гимнастика | Ежедневно перед завтраком | Воспитатели | В течение года |
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно 1 раз в день | Воспитатели, специалисты | В течение года |
Гимнастика с элементами нейропсихологической коррекции | 2 раза в неделю | Воспитатели, специалисты | В течение года |
Артикуляционная гимнастика | 3 раза в неделю | Учитель-логопед | В течение года |
Динамические паузы | Ежедневно на ООД | Воспитатели, специалисты | В течение года |
Охрана психического здоровья | |||
Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы | Ежедневно несколько раз в день | Учителя-логопеды, психолог | В течение года |
Профилактика заболеваемости | |||
Дыхательная гимнастика в игровой форме | 3 раза в день во время утренней зарядки, после сна | Учителя-логопеды, контроль медработника | В течение года |
Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка | |||
Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года) | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
Прогулки на воздухе | Ежедневно | Воспитатели | В течение года |
Хождение босиком по «дорожке здоровья» | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года |
Обширное умывание | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года |
Игры с водой | Экспериментально-исследовательская деятельность | Воспитатели | Июнь – август |
Гимнастика пробуждения | После сна в группе каждый день | Воспитатели | В течение года |
Полоскание зева кипяченой охлажденной водой | После каждого приема пищи | Воспитатели, помощники воспитателей | В течение года |
Лечебно-оздоровительная работа | |||
Витаминизация третьего блюда | Ежедневно | Специалист по питанию | В течение года |
Организация питания | |||
Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами | Ежедневно | Специалист по питанию | В течение года |
3.7. Перечень литературных источников
1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. Пособие с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.] ; под ред. Е,А, Стребелевой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 182 с. + Прил. (248 с. : ил.).
2. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуматитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008, - 143 с.
3. Зонтова О.А. «Занимаемся с ушариком», 2 этап – различение часто используемых слов и простых фраз / Санкт-Петербург. 2017.
4. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика / - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 – 123 с.: ил. – (Библиотека логопеда).
6. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. Пособие для студ. Высш учеб. Заведений / - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 344 с.
7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.
8. Петерсон Л,Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – Изд. 4 –е, доп. И перераб. / Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2014, 224 с.:ил.
9. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.
IV. ПРИЛОЖЕНИЕ
Лексические Темы
Первый период.
Сентябрь
Тема 1. Осень (неречевые звуки)
Тема 2. Деревья (речевые звуки)
Октябрь
Тема 3. Овощи (речевые и неречевые звуки)
Тема 4. Овощи (звук [а] и буква А)
Тема 5. Фрукты (звук [а])
Тема 6. Фрукты (звук [а])
Ноябрь
Тема 7. Овощи—фрукты (звук [у])
Тема 8. Игрушки (звук [у])
Тема 9. Посуда (звук [у])
Тема 10. Мебель (звуки [а], [у])
Второй период. Декабрь
Тема 11. Домашние птицы (звуки [о], [у])
Тема 12. Домашние животные (звук [и])
Тема 13. Дикие животные (звуки [а], [у], [и])
Тема 14. Дикие и домашние животные (звуки [о], [у], [и]
Тема 15 Новый год (звук [о])
Январь
Тема 16. Зимние забавы (звук [о])
Тема 17. Обувь (звук [о])
Тема 18. Одежда (звуки [а], [у], [и], [о])
Тема 19. Зимующие птицы (звуки [а], [у], [и], [о])
Февраль
Тема 20. Профессии (звуки [а], [у], [и], [о])
Тема 21. Транспорт (звук [т])
Тема 22. 23 февраля—День Защитника Отечества (звук [т])
Тема 23. Последний месяц зимы (звук [п])
Третий период. Март
Тема 24. 8 Марта—Мамин праздник (звуки [п], [т])
Тема 25. Весна (звук [н])
Тема 26. Перелетные птицы (звуки [н], [т])
Тема 27. Семья (звук [м])
Апрель
Тема 28. Весенние цветы (звуки [т], [м]
Тема 29. Насекомые (звуки [п], [м])
Тема 30. Дом, улица, город (звуки [н], [м])
Тема 31. Правила дорожного движения (звук [к])
Тема 32. День Победы (звуки [т], [к])
Май
Тема 33. Аквариумные рыбки (звуки [п], [к])
Тема 34. Комнатные растения (звуки [н], [к])
Тема 35. Лето (звуки [м], [к])
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие личности ребёнка – дошкольника в процессе проведения сюжетно – ролевой игры»
Материал для родителей и воспитателей...
развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании
Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...
Консультация учителя-логопеда. Причины развития речи ребёнка дошкольника.
Почему ребенок ненаучился не научился говорить правильно!Почему язык бывает недостаточно подвижным?Что необходимо для правильного звукопроизношения....
Роль дидактических игр в развитии речи ребёнка-дошкольника
Консультация для родителей...
Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".
Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффекти...
Игры для успешного развития личности ребёнка дошкольника.
Игры,которые представлены в материале станут хорошими помощниками воспитателям и родителям....
Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"
Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...