СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СЛАБОСЛЫШАЩЕГО Ребёнка дошкольника
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя группа)

Паршина Екатерина Борисовна

Основной  целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и его семье.

Специальная индивидуальная программа развития, составлена специалистами нашего центра для ребенка инвалида 4,5 лет с нарушением слуха, по рекомендации ЦПМПДиК.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает наличие особых образовательных потребностей слабослышащих детей. Он послужил основой для разработки данной программы, в которой предусмотрена реализация пяти предметных областей и коррекционно-развивающей области.

При разработке индивидуальной программы авторы ориентировались на требования  ФГОС ДО для слабослышащих детей, и рекомендации ЦПМПДиК, а так же на предметное содержание определённое ООП и адаптированных программ разработанных для слабослышащих детей авторами: - Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка, на основе изучения возрастных возможностей и приобщения ребёнка ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них.

Также в программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития в организации коррекционно-педагогического процесса.

Программа рассчитана на один год обучения, и в течение учебного года может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ki-programma.docx86.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тамбовское областное государственное автономное дошкольное образовательное учреждение

   "Центр  развития ребенка детский сад - "Возрождение"

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Ребёнка дошкольника

Составитель: учитель-дефектолог

Паршина Е.Б.

2019 -2020 учебный год

Содержание:

стр:

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.1.2. Общие сведения о ребёнке

1.1.3. Цели и задачи программы

1.1.4. Особенности развития детей с кохлеарной имплантацией (КИ)

1.1.5. Особые образовательные потребности слабослышащих детей

1.1.6. Целевые ориентиры

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Содержание образовательной деятельности.

2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

2.2.2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

2.2.3. Развитие речи

2.2.4. Развитие ЭМП

2.2.5. Изобразительная деятельность

2.2.6. Музыкальное развитие

2.2.7. Физическая культура

2.2.8. Взаимодействие педагогического коллектива с семьёй дошкольника с ЗПР

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим пребывания ребёнка в  ДОО

3.2. Примерный план организованной непосредственной образовательной деятельности

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

4.1. Лексические темы

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной  целью ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад -"Возрождение"" является создание условий для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного дошкольного образования и оказание комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи ребенку и его семье.

Специальная индивидуальная программа развития, составлена специалистами нашего центра для ребенка инвалида 4,5 лет с нарушением слуха, по рекомендации ЦПМПДиК.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) учитывает наличие особых образовательных потребностей слабослышащих детей. Он послужил основой для разработки данной программы, в которой предусмотрена реализация пяти предметных областей и коррекционно-развивающей области.

При разработке индивидуальной программы авторы ориентировались на требования  ФГОС ДО для слабослышащих детей, и рекомендации ЦПМПДиК, а так же на предметное содержание определённое ООП и адаптированных программ разработанных для слабослышащих детей авторами: - Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А.

Программа построена с учетом общих закономерностей развития детей дошкольного возраста и направлена на обеспечение разностороннего развития слабослышащего ребёнка, на основе изучения возрастных возможностей и приобщения ребёнка ко всему, что доступно его слышащим сверстникам. В программе представлены организация и содержание коррекционно-воспитательной работы с учетом уровня психического развития слабослышащего ребенка, структуры дефекта, индивидуальных особенностей. Здесь также нашли отражение основные виды детской деятельности и развивающие факторы, заложенные в каждом из них.

Также в программе реализуются принципы развивающего обучения, учета зоны ближайшего развития в организации коррекционно-педагогического процесса.

Программа рассчитана на один год обучения, и в течение учебного года может включать в себя целесообразные дополнения и изменения.

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Срок реализации программы 1 год.

  1. Общие сведения о ребёнке.

ФИО ребенка: ХХХХХ

Дата рождения: 21.25.2015г. (3 года 5 месяц)

Мать: ХХХХХ

Отец: ХХХХХ

Посещает ТОГАДОУ "Центр развития ребёнка детский сад - «Возрождение», с 01.09.2018.

Заключение: Психическое развитие в пределах возрастной нормы. Двусторонняя сенсоневральная глухота, состояние после кохлеарной имплантации справа.

Рекомендации ЦПМПК по созданию специальных условий

для получения образования:

Образовательная программа: Осуществление и организация образовательной деятельности ребёнка с ОВЗ по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с нарушением слуха (слабослышащий ребёнок).

Проведение индивидуальных и групповых занятий с учителем-логопедом, педагогом психологом, учителем-дефектологом, сурдопедагогом.

1.1.3. Цель СИПР – создание образовательной среды, обеспечивающей слабослышащему ребёнку личностный рост с актуализацией и реализацией им компенсаторного потенциала в рамках возрастных и индивидуальных возможностей через удовлетворение особых образовательных потребностей, формирование социокультурной среды, обеспечивающей психоэмоциональное благополучие в условиях осуществления жизнедеятельности в грубо суженной сенсорной системе.

Цели Программы достигаются через решение следующих задач:

1) формировать общую культуру личности слабослышащего ребёнка с развитием им социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, активности, инициативности, доступной самостоятельности и ответственности, преодолением пассивности, безынициативности, иждивенчества в жизнедеятельности;

2) обеспечивать компенсацию нарушений слуха, коррекцию вторичных нарушений, с освоением ребенком умений и навыков познания окружающего, формирования адекватных, точных, полных, дифференцированных, целостных и детализированных образов восприятия мира, с их реализацией в разных видах деятельности;

3) обеспечивать освоение слабослышащим ребёнком целостной картины мира с расширением знаний и формированием предметных причинно-следственных, родовых, логических связей;

4) формировать у слабослышащего ребёнка образ Я с развитием знаний и представлений о себе и окружающем мире, их широты, с освоением опыта самореализации и самопрезентации;

5) обеспечивать преемственность целей и задач дошкольного и начального общего образования слабослышащего и позднооглохшего ребёнка с учетом и удовлетворением им особых образовательных потребностей;

7) обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи с повышением компетентности родителей в вопросах особенностей развития и воспитания, образования слабослышащего и позднооглохшего ребёнка.

1.1.4.

В последние десятилетия в категории лиц с нарушениями слуха выделена новая особая группа - дети, перенесшие операцию кохлеарной имплантации (КИ).  Исследования О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой, А.И. Сатаевой и др. свидетельствуют о том, что дошкольник с КИ «может быть переведен на путь естественного развития при определенных условиях - если специально выделяется «запускающий» этап реабилитации и воспроизводится теперь уже на полноценной сенсорной основе логика нормального развития ребенка первого года жизни. Принципиально важно, что слуховой и речевой онтогенез рассматриваются не изолированно, а в контексте становления и развития эмоционального взаимодействия ребенка с близкими взрослыми, что отвечает современным представлениям о содержании и психологических закономерностях ранних этапов психического развития ребенка в норме. В контексте этих представлений слуховое сосредоточение, протекающее по типу безусловных реакций, не является само по себе точкой запуска развития слухового восприятия, и не приводит автоматически к переходу ребенка на следующий этап – локализации звуков в пространстве. Условием становления и развития слухового восприятия является становление и усложнение эмоционального диалога ребенка первого года жизни с близкими людьми, так как потребность и возможность полноценно использовать слух возникает у слышащего малыша в ходе и благодаря развивающемуся эмоциональному взаимодействию с ближайшим окружением».

При работе с детьми с КИ дошкольным образовательным организациям необходимо использовать особый подход и особые организационные формы.

Нарушение слуха (первичный дефект) приводит к недоразвитию речи (вторичный дефект) и к замедлению или специфичному развитию других функций, связанных с пострадавшей опосредованно (зрительное восприятие, мышление, внимание, память), что и тормозит психическое развитие в целом.

Психическое развитие детей, имеющих нарушения слуха, подчиняется тем же закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормально слышащих детей (Л.С. Выготский). Тем не менее, психическое развитие ребенка с нарушенным слухом происходит в особых условиях ограничения внешних воздействий и контактов с окружающим миром.

В результате этого психическая деятельность такого ребенка упрощается, реакции на внешние воздействия становятся менее сложными и разнообразными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия изменяются:

– ассоциативные связи инертны, в результате возникает их патологическая фиксация (у детей с нарушенным слухом образы предметов и объектов зачастую представлены инертными стереотипами);

– иерархические связи оказываются недоразвитыми, нестойкими, при малейших затруднениях отмечается их регресс.

Компоненты психики у детей с нарушениями слуха развиваются в иных по сравнению со слышащими детьми пропорциях:

– недоразвитие одних перцептивных систем при относительной сохранности других (сохранна кожная чувствительность, при правильном обучении и воспитании развивается зрительное восприятие и формируется слуховое);

– изменения в темпах психического развития по сравнению с нормально слышащими детьми и т.д.

В дошкольном возрасте происходят значительные сдвиги в психическом развитии ребенка с нарушением слуха, что обусловлено развитием различных сторон познания - восприятия, мышления, внимания, воображения, памяти, формированием произвольности психических процессов. В дошкольном возрасте большое влияние на развитие ребенка с нарушением слуха оказывает формирование разных видов детской деятельности: игровой, изобразительной, конструктивной, элементарной трудовой. Особое внимание следует формированию взаимоотношений между мышлением и речью, а также развитию движений. Выявление нарушений в данных областях необходимо для организации адекватной коррекционной работы.

1.1.5. Особые образовательные потребности слабослышащих детей

К особым образовательным потребностям слабослышащих детей относятся:

- специальные образовательные условия, обеспечивающие обстановку эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего, установка педагога на поддержание в слабослышащем и позднооглохшем ребенке уверенности в том, что в детском саду и группе его принимают, ему симпатизируют, придут на помощь в случае затруднений. При обучении совместно со слышащими сверстниками необходимо транслировать эту установку сверстникам ребенка, не подчеркивая его особость, а показывая сильные стороны, вызывая к нему симпатию личным отношением, вовлекать слышащих детей в доступное взаимодействие;

- специальное обучение «переносу» сформированных целевых установок в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

- обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе специальной коррекционной работы в ходе фронтальных и малогрупповых и индивидуальных занятий;

- специальная помощь в осмыслении, упорядочивании, дифференциации и речевом опосредовании индивидуального жизненного опыта ребенка, «проработке» его впечатлений, наблюдений, действий, воспоминаний, представлений о будущем;

- создание условий для развития у детей инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

- учёт специфики восприятия и переработки информации при организации обучения и оценке достижений;

- активное использование в образовательном (воспитательном) процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по ее формированию и коррекции;

- специальная работа по обучению словесной речи (в устной и письменной формах) в условиях специально педагогически созданной слухоречевой среды;

- специальная работа по формированию и развитию восприятия звучащего мира – слухового восприятия неречевых звучаний и речи, слухо-зрительного восприятия устной речи, формированию умения использовать свои слуховые возможности в повседневной жизни, правильно пользоваться звукоусиливающей аппаратурой, следить за ее состоянием, оперативно обращаться за помощью в случае появления дискомфорта;

- специальная работа по формированию и коррекции произносительной стороны речи (речевое дыхание, голос, звуки и их сочетания, слово и фраза; интонационное оформление речи); развитие устной речи для целей коммуникации: сила и высота голоса, темп речи, логическое ударение, интонационная окрашенность высказывания, использование невербальных средств (естественные жесты, позы и т.п.), чтобы дополнить и уточнить смысл, умение вести диалог и групповой разговор;

- специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

- специальная помощь в умении вступать в коммуникацию для разрешения возникающих трудностей;

- расширение социального опыта ребенка, его контактов со слышащими сверстниками;

- психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации;

- постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за пределы дошкольной образовательной организации.

Для слабослышащих и позднооглохших детей, уровень общего и речевого развития которых приближен к возрастной норме, и которые, как правило, воспитываются вместе со слышащими сверстниками, важно, помимо отмеченных выше, реализовывать и такие образовательные потребности, как:

– развитие способности воспринимать звучащую речь в разных акустических условиях;

– развитие способности понимать речь и правильно оценивать действия собеседника в различных коммуникативных ситуациях;

– развитие способности составлять продуктивные речевые высказывания, соответствующие теме и общей ситуации общения;

– развитие способности накапливать собственный жизненный опыт в процессе взаимодействия с окружающим миром и активно использовать его в общении и обучении;

– развитие способности выстраивать товарищеские и дружеские взаимоотношения со слышащими сверстниками.

Л.А. Головчиц определяет образовательные потребности дошкольников с нарушениями слуха, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) следующим образом:

- организация раннего специального обучения, которое должно начинаться сразу же после выявления сочетанных первичных нарушений развития;

- высокая степень индивидуализации воспитания и обучения ребенка;

- использование специфических методов и средств обучения, необходимых для ребенка, с учетом его индивидуальных особенностей;

- изменение темпов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка с нарушением слуха, имеющего умственную отсталость;

- формирование потребности в общении, овладение средствами вербальной и невербальной коммуникации с детьми и взрослыми;

- коррекция поведенческих проблем и нарушений эмоциональной сферы;

- развитие познавательных интересов, коррекция познавательных процессов, формирование мыслительных операций;

- развитие всех видов детской деятельности (предметной, игровой, изобразительной);

- формирование навыков самообслуживания и других видов труда;

- специальная работа по использованию сформированных умений и навыков в новых практических ситуациях.

1.1.6. Целевые ориентиры

Средний дошкольный возраст с 4 до 5 лет (слабослышащий ребенок с высоким уровнем общего развития, приближенный к возрастной норме).

В соответствии с требованиями Стандарта специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений слабослышащего ребёнка 4-5 лет.

Социально-коммуникативное развитие

Ребенок принимает активное участие в коллективных играх, проявляет потребность в общении со сверстниками, знает элементарные нормы и правила поведения, регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил, проявляет волевые усилия в сложных ситуациях, проявляет симпатию к окружающим, испытывает потребность в самостоятельности, осознает свою гендерную принадлежность, владеет навыками самообслуживания, выполняет просьбы взрослого, аккуратно убирает свои игрушки, одежду, обувь.

Речевое развитие

Ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность; понимание обращенной речи приближается к норме; в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы; ребенок понимает различные формы словоизменения; может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения; может составить описательный рассказ по вопросам; повторяет вслед за взрослым простые четверостишья; различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа; может пользоваться голосом нормальной высоты, силы, без грубых нарушений тембра; изменяет силу голоса в сопряженной и отраженной речи (на материале слогосочетаний и слов).

Познавательное развитие

Ребенок знает, различает, соотносит основные цвета, геометрические формы и фигуры; хорошо ориентируется в пространстве и схеме собственного тела; складывает картинку из трех-четырех частей, фигуру из четырех-пяти элементов по образцу и словесной инструкции; может сравнить ряд предметов по величине и расположить их в порядке возрастания или убывания; может соорудить элементарные постройки из деталей строительного конструктора по образцу и описанию; может сложить простые предметные картинки из четырех частей; владеет навыками счета в пределах трех; обобщающими понятиями (овощи, фрукты, животные, игрушки, одежда, мебель, посуда, обувь) и классифицирует предметы и объекты по определенным признакам; может установить связь между явлениями природы и знает правила поведения в природной среде. 

Художественно-эстетическое развитие

Ребенок любит слушать чтение художественных текстов и умеет эмоционально реагировать на них, может сосредоточиться на слушании литературных произведений на 15—20 минут; умеет импровизировать на основе литературных произведений; запоминает и рассказывает небольшие стихи, потешки, сказки; умеет правильно держать карандаш и кисточку; может создавать в рисовании образы знакомых предметов и многофигурные композиции; владеет приемами лепки из пластилина; может создавать изображения из готовых форм в аппликации; имеет представления о произведениях народного прикладного искусства; проявляет интерес к музыкальным произведениям, любит слушать музыкальные произведения, умеет петь несложные песенки, красиво двигаться под музыку; при дифференциации контрастного звучания нескольких игрушек не допускает ошибок, не ошибается при определении направления звука и воспроизведении ритма.

Физическое развитие

Ребенок может совершать прыжки на месте на двух ногах и прыжки в длину с места на 50 см; может лазать по гимнастической стенке вверх и вниз приставным и чередующимся шагом; может ходить по доске и гимнастической скамейке, удерживая равновесие; ходит и бегает с преодолением препятствий; может бросать мяч от груди, из-за головы и ловить его; активно участвует в организованной взрослым двигательной деятельности; выполняет перестроения, делает упражнения с музыкальным и речевым сопровождением; проявляет активность во время бодрствования; ребенок умеет аккуратно мыть и вытирать руки, пользоваться салфеткой, носовым платком, причесываться; у ребенка сформированы представления об опасности.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В содержательном разделе представлены:

- Описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития и психофизическими особенностями слабослышащего ребёнка в пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития, с учетом используемых вариативных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

Данная специальная индивидуальная программа развития (СИПР) реализуется:

В группе общеразвивающей направленности. Обучение слабослышащего ребёнка с КИ, сочетается с основной образовательной программой, и с индивидуальным сопровождением на совместных занятиях с нормально развивающимися детьми и на индивидуальных занятиях с логопедом, дефектологом и другими специалистами.

2.1. Содержание образовательной деятельности.

2.2.1. Социально-коммуникативное развитие

(психолог – воспитатели)

Формирование общепринятых норм поведения

- Совершенствовать навыки адекватного поведения в различных ситуациях.

- Воспитывать вежливость, отзывчивость, скромность, смелость, желание быть справедливой.

- Учить оценивать свои поступки и поступки других людей.

- Развивать умение играть и действовать сообща с другими детьми, уступая друг другу.

- Формировать навык бережного отношения к вещам.

Формирование гендерных и гражданских чувств

- Продолжать поло-ролевое воспитание. Воспитывать уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола.

- Развивать представления ребенка о его прошлом, настоящем и будущем.

- Углублять представления ребенка о своей семье, ее членах и ее истории.

- Расширять представления о правах и обязанностях детей.

- Привлекать ребёнка к активному участию в жизни группы и детского сада, в оформлении помещений.

- Воспитывать любовь к родному городу, знакомить с его достопримечательностями, названиями улиц.

- Привлекать внимание к труду взрослых, его общественному значению.

- Формировать представления о некоторых профессиях, трудовых действиях их представителей.

- Формировать первичные представления о государственных праздниках (Новый год, День защитника Отечества, 8 марта, 9 мая) .

2.2.2. Ознакомление с окружающим миром.

(дефектолог, логопед)

- Формировать представление о мире предметов, необходимых человеку, их назначении; частях, из которых они состоят; материалах, из которых они сделаны. Воспитывать бережное отношение к вещам.

- Формировать представления о смене времен года, их очередности. Научить узнавать и различать времена года по существенным признакам сезона. Формировать представления о многообразии природных явлений, о сезонных изменениях в природе.

- Формировать представления о том, что растения — это живые существа. Знакомить с жизнью растений, с первыми весенними цветами, полевыми и луговыми цветами.

- Учить узнавать деревья по листьям, плодам, семенам, характерным особенностям стволов.

- Расширять представления об овощах, фруктах, грибах, ягодах, местах их произрастания, цвете, форме, размере; о блюдах, которые можно из них приготовить.

- Формировать представления о комнатных растениях и уходе за ними. Конкретизировать представления о диких и домашних животных, об особенностях их внешнего вида и образе жизни, о труде людей по уходу за домашними животными.

- Формировать представления о разнообразии птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.

- Формировать представления об аквариумных рыбках, их внешнем виде, образе жизни, уходе за ними.

- Формировать представления о насекомых, их особенностях, образе жизни.

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Первый квартал – сентябрь, октябрь, ноябрь

Темы: «Осень (неречевые звуки)», «Деревья (речевые звуки)», «Овощи (речевые и неречевые звуки), «Овощи (звук [а] и буква А)», «Фрукты (звук [а])», «Фрукты (звук [а])», «Овощи—фрукты (звук [у])», «Игрушки (звук [у])», «Посуда (звук [у])», «Мебель (звуки [а], [у])».

Второй квартал: декабрь, январь, февраль

Темы: «Домашние птицы (звуки [о], [у])», «Домашние животные (звук [и])», «Дикие животные (звуки [а], [у], [и])», «Дикие и домашние животные (звуки [о], [у], [и]»,

«Новый год (звук [о])», «Зимние забавы (звук [о])», «Обувь (звук [о])», «Одежда (звуки [а], [у], [и], [о])», «Зимующие птицы (звуки [а], [у], [и], [о])», «Профессии (звуки [а], [у], [и], [о])», «Транспорт (звук [т])», «23 февраля—День Защитника Отечества (звук [т])»,

«Последний месяц зимы (звук [п])».

Третий квартал: март, апрель, май

Темы: «8 Марта—Мамин праздник (звуки [п], [т])», «Весна (звук [н])»,

«Перелетные птицы (звуки [н], [т])», «Семья (звук [м])», «Весенние цветы (звуки [т], [м]»,

«Насекомые (звуки [п], [м])», «Дом, улица, город (звуки [н], [м])», «Правила дорожного движения (звук [к])», «День Победы (звуки [т], [к])», «Аквариумные рыбки (звуки [п], [к])», «Комнатные растения (звуки [н], [к])», «Лето (звуки [м], [к])».

2.2.3. Развитие речи

(логопед, дефектолог)

Развитие слухового восприятия

- Работать над умением различать и определять источник звука: маракас, бубен, гармоника, дудка, свисток, пианино, голос.

- Развивать умение реагировать на неречевые и речевые сигналы при постоянно увеличивающемся (индивидуально) расстоянии от источника звука источник звука: бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, пианино, голос.

- Учить различать слогосочетания типа папапапа, пупупу, пипипипипипипи, произносимые голосом разговорной громкости и шепотом.

- Развивать умение различать на слух звучание игрушек при выборе из 3-4; источник звука: барабан, бубен, гармоника, дудка, свисток, пианино, металлофон; способ воспроизведения ребёнком: соответствующие движения под звучание игрушки с произнесением слогосочетаний.

- Учить различать на слух и воспроизводить длительность звучания; источник звука: дудка, свисток, гармоника, пианино, голос (слоги типа па па, ту ту); способ воспроизведения ребёнком: движения соответствующей длительности с игрушкой и без нее с одновременным произнесением звука или слога, произнесением звука или слога соответствующей длительности без движений.

- Развивать умение различать на слух и воспроизводить темп звучания; источник звука: бубен, металлофон, гармоника, пианино, дудка, свисток, голос (слогосочетания типа папапа и па па па_);способ воспроизведения ребёнком: движения с игрушкой и без нее соответствующего темпа с одновременным произнесением слогов, быстрые и медленные произнесения слогосочетаний без движений; игра на звучащих игрушках с произнесением слогов.

- Работать над умением различать на слух и воспроизводить громкость звучания; источник звука: бубен, маракас, пианино, дудка, свисток, голос (слоги типа па и ПА, тутуту и ТУТУТУ), слова и фразы, произносимые громко и тихо; способ воспроизведения ребёнком: движения с игрушкой и без нее большой и малой амплитуды с одновременным произнесением слогосочетаний, тихое и громкое произнесение слогов, слов и фраз без движений.

- Учить различать и опознавать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова.

Развитие словаря

- Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего кружения, явлениях общественной жизни и природы.

- Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия.

- Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.

- Сформировать понимание простых предлогов.

- Сформировать понятие слово и умение оперировать им.

Формирование грамматического строя речи

- Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

- Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять

существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.

- Учить образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

- Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.

- Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков.

- Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода.

- Формировать умение согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

- Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

- Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.

Развитие фонетико-фонематической системы языка

Развитие просодической стороны речи

- Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох.

- Формировать навык мягкого голосоведения.

- Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию

голоса.

Коррекция произносительной стороны речи

- Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности.

- Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.

- Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова

- Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.

- Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.

- Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой.

- Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием.

Совершенствование фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза

- Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.

- Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.

- Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.

- Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.

- Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по

артикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов. Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха).

- Научить подбирать слова с заданным звуком.

- Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями.

Развитие связной речи и навыков речевого общения

- Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание. Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации. Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики,

жестов — выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

-  Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию.

- Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

- Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 23 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.

2.2.4. Развитие ЭМП

(дефектолог, воспитатели)

- Формировать навыки счета в пределах пяти с участием слухового,

зрительного и двигательного анализаторов. Обучать отсчитыванию предметов из большего количества. Ввести в активный словарь количественные и порядковые числительные (в пределах пяти). Учить отвечать на вопросы: Сколько всего? Который по счету?

- Обучать сравнивать две группы предметов и уравнивать две неравных группы двумя способами: добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Совершенствовать умение сравнивать численности множеств в условиях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, отличаются по размерам.

- Обучать сравнивать предметы по длине, ширине, высоте (путем наложения и приложения). Формировать навык сравнения предметов сразу по двум признакам. Формировать умение сравнивать до пяти предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке.

- Формировать умение узнавать, различать и называть геометрические формы, соотносить формы предметов с геометрическими фигурами. Обучать группировке геометрических фигур по цвету, форме, размеру.

- Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

- Обучать различению контрастных и смежных частей суток, определению их последовательности.

- Формировать представления о смене времен года и их очередности.

Сенсорное развитие

- Обогащать чувственный опыт за счет освоения разных способов обследования предметов. Совершенствовать все виды восприятия и сенсорную интеграцию (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние)

- Осуществлять освоение сенсорных эталонов (цвета, формы, размера) на основе развития образной категоризации.

- Обеспечить успешное овладение рациональными приемами осязательного обследования предметов.

- Развивать слуховое восприятие в упражнениях на узнавание и различение голосов природы, бытовых шумов, контрастного звучания нескольких игрушек или предметов-заместителей.

- Развивать зрительное восприятие в упражнениях на узнавание и различение больших и маленьких предметов; предметов разных форм; предметов, окрашенных в разные цвета.

Развитие психических функций

- Развивать слуховое внимание при восприятии тихих и громких, высоких и низких звуков.

- Развивать зрительное внимание и память в работе с парными и разрезными картинками, кубиками и пазлами.

- Развивать мышление в упражнениях на группировку и классификацию предметов.

2.2.5. Изобразительная деятельность (воспитатели)

Рисование

Закрепить умение правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок, правильно использовать их при создании изображения; правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения, формировать умение располагать узор в полосе, сочетать краски с фоном, создавать несложные сюжетные композиции, передавать в рисунке расположение частей, соотнеся их по величине; изображать круглую, овальную, четырехугольную, треугольную формы.

Формировать умение рисовать отельные предметы и несложные сюжетные композиции, правильно располагая их на листе. Закреплять и обогащать представления о цветах и оттенках, развивать умение использовать их в рисовании. Знакомить с декоративными композициями по мотивам дымковских и филимоновских узоров. Учить созданию узоров в стиле этих росписей.

Аппликация

Развивать интерес к аппликации. Формировать умение правильно держать ножницы и пользоваться ими, совершать разные виды прямых разрезов, вырезать круглые формы из квадрата, навыки аккуратного наклеивания деталей. Совершенствовать технику вырезывания силуэтным симметричным способом, умения производить на глаз криволинейные разрезы.

Лепка

Развивать интерес к лепке и совершенствовать умение лепить из пластилина, глины, соленого теста, используя разные приемы, освоенные в предыдущих группах. Формировать умение получать требуемую форму, оттягивая части от заготовки, сглаживать поверхность формы, присоединять части, приглаживая и примазывая их. Формировать умение украшать вылепленные изделия узором при помощи стеки.

2.2.6. Музыкальное развитие (музыкальный руководитель)

Заложить основы гармоничного развития: способствовать развитию музыкально-сенсорных и творческих способностей.

Воспитывать у детей желание заниматься различной музыкальной деятельностью. Развивать активное отношение к музыке на основе различных видов музыкальной

деятельности, обогащать музыкальные впечатления и двигательный опыт.

Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Формировать начала музыкальной культуры.

Слушание

Знакомить с многообразием музыкальных форм и жанров. Совершенствовать навыки культурного слушания музыки, умение дослушивать произведение до конца, узнавать и запоминать его, рассказывать с помощью педагога, о чем это произведение. Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, звучание детских музыкальных инструментов. Помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них тембровый и динамический слух, чувство ритма.

Пение

Учить детей получать радость от занятия пением. Развивать умение петь выразительно, без напряжения в голосе, протяжно, согласованно, чисто интонируя

мелодию, в едином темпе, четко произнося слова. Практиковать коллективное и индивидуальное пение, с аккомпанементом и без него.

Песенное творчество

Учить детей самостоятельно отвечать на музыкальные вопросы: «Как тебя зовут?», «Кто как поет?» (кошка, петушок, корова, щенок).

Музыкально-ритмические движения

          Формировать умение передавать характер музыки в движениях, отражать в движении развитие музыкального образа. Учить детей двигаться ритмично, в умеренном

  •  быстром темпе, менять движения в соответствии с двухчастной и трехчастной формой музыкального произведения. Учить освоению танцевальных движений: прямой галоп, поскоки, пружинка, притопы; выставление ноги на носок, на пятку; кружение по одному, в парах. Учить хлопать в ладоши, перестраиваться из круга врассыпную и обратно; двигаться в и хороводах и парами по кругу в танцах; выполнять различные плавные движения руками. Учить выполнять действия с предметами (флажками, шарами, ложками, кубиками, ленточками, султанчиками, платочками, погремушками, куклами) в соответствии с музыкальным сопровождением. Учить детей инсценировать песни, выполнять образные движения в музыкальных играх и спектаклях.

Игра на детских музыкальных инструментах

Обучать детей правильным приемам игры на детских музыкальных инструментах (ложках, погремушках, треугольнике, колокольчиках, барабане, бубне, металлофоне).

2.2.7. Физическая культура (инструктор по ФИЗО)

Укреплять здоровье, закаливать организм, совершенствовать его адаптационные способности и функции. Способствовать развитию опорно-двигательного аппарата. Формировать умение сохранять правильную осанку. Содействовать профилактике плоскостопия. Создавать условия для целесообразной двигательной активности.

Развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности, ориентировку в пространстве, точность выполнения движений.

Основные движения

Ходьба и бег. Обучать ходьбе и бегу с согласованными движениями рук и ног, ходьбе и бегу с ускорением и замедлением темпа, ходьбе и бегу на носках, на пятках, на наружных сторонах стоп, с высоким подниманием колена, мелким и широким шагом, приставным шагом в сторону, в колонне по одному, по двое, по прямой, по кругу, врассыпную, с изменением направления, с перешагиванием через различные предметы, между предметами, по линии, по шнуру, по доске, по гимнастической скамейке, по наклонной доске вверх и вниз. Формировать умение выполнять ходьбу с выполнением заданий. Учить сочетать ходьбу с бегом.

Ползание и лазание. Обучать ползанию на четвереньках с опорой на колени и ладони, с опорой на колени и предплечья по прямой, между предметами, змейкой; по

горизонтальной доске, гимнастической скамейке на животе; подлезанию под веревку, дугу (h=50 cм); пролезанию в обруч, перелезанию через бревно, гимнастическую скамейку; лазанию по гимнастической стенке, не пропуская реек; переходу по гимнастической стенке с пролета на пролет, вправо и влево приставным шагом.

Прыжки. Обучать выполнению прыжков на месте на двух ногах в чередовании с ходьбой, с продвижением вперед, с поворотом кругом; прыжков «ноги вместе — ноги врозь», прыжков на одной ноге, прыжков через линию, через предмет высотой 20 см, в длину, с короткой скакалкой; спрыгиванию с высоты 20—30 см; прыжкам в длину с места.

Катание, ловля, бросание. Обучать бросанию мяча друг другу снизу и ловле его, бросанию от груди, в горизонтальную цель, через веревку, из-за головы, подбрасыванию мяча вверх и ловле его, отбиванию мяча о землю правой и левой рукой.

Обучать прокатыванию мячей и обручей друг другу, в ворота, между предметами, по узкой дорожке (ширина 20 см), выложенной шнуром, обозначенной линиями и др.

Обучать метанию предметов на дальность в горизонтальную и вертикальную цель правой и левой рукой.

Ритмическая гимнастика

Формировать умение выполнять упражнения под музыку. Способствовать развитию выразительности движений, умения передавать двигательный характер образа (котенок, лошадка, зайчик и т. п.).

Общеразвивающие упражнения

Совершенствовать умение выполнять движения для рук и плечевого пояса (поднимать руки вверх, вперед, в стороны, ставить на пояс, отводить руки за спину, закладывать руки за голову, сжимать и разжимать кисти рук, вращать кисти рук из исходного положения руки вперед, в стороны), для туловища (поворачиваться в стороны, наклоняться вперед, вправо и влево), для ног (подниматься на носки, выставлять ногу вперед на пятку, на носок, выполнять притопы, полуприседания, приседания, поочередно поднимать ноги, согнутые в коленях). При выполнении общеразвивающих упражнений использовать различные исходные положения (стоя, ступни параллельно, ноги врозь, пятки вместе — носки врозь, ноги вместе; стоя в упоре на коленях; сидя в упоре сзади; лежа на животе; лежа на спине); использовать различные предметы (мячи большого и среднего размера, обручи малого диаметра; гимнастические палки; флажки; кубики; гимнастические скамейки).

Спортивные упражнения

Обучать езде на трехколесном и двухколесном велосипеде по прямой и по кругу. Обучать скатыванию на санках с горки, подъему с санками на горку, торможению

при спуске с горки; скольжению по ледяной дорожке с поддержкой взрослого.

             Подвижные игры

Воспитывать интерес к активной двигательной активности, развивать самостоятельность, инициативность, пространственную ориентировку, творческие способности.

2.2.8. Взаимодействие педагогического коллектива с семьёй дошкольника с ЗПР

Сентябрь

Индивидуальные беседы с родителями. (сбор анамнестических данных)

Анкетирование родителей, консультирование родителей.

Октябрь

Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования.

Декабрь

Новогодний утренник, проводимый совместно с родителями.

Январь

Беседа с родителями по результатам психолого-педагогического обследования (динамика в развитии)

Советы, рекомендации по проведению  коррекционно-развивающих  занятий дома.

Февраль – май

Беды с родителями о выборе школы.

Рекомендации для родителей:

Речь должна быть:

  • внятной;
  • двусторонней (родитель  ребенок  родитель);
  • связной, а не отрывочной;
  • ситуативной;
  • естественной.

Большое значение приобретает умение правильно дозировать нагрузку

во время занятий. Анализ наблюдений показывает, что неумеренная нагрузка, методическая неграмотность приводят к отрицательному со стороны ребенка отношению к занятиям. Возникающие порой перегрузки являются причиной недостаточного усвоения ребенком требуемого объема знаний, а отнюдь не его упрямство или лень, как иногда считают.

  • жизни детей большое и важное место занимает игра, являющаяся естественной потребностью ребенка. Игра, как форма деятельности детей, заслуживает самого пристального внимания со стороны педагогов и родителей с точки зрения развития устной речи ребенка и формирования у него необходимых житейских понятий. Например, нигде, как в игре, нельзя так сформировать и закрепить у слабослышащего ребенка пространственные понятия,

такие, как: сверху, снизу, справа, слева, сбоку, вперед, назад, далеко, близко, в середине

При специальном построении игра позволяет четко разграничить значения предлогов в, на, под, за, из-за, из-под, с и т.д., которые довольно сложно дифференцируются в речевой практике слабослышащих детей. Развитие в речи в процессе и в форме игры имеет и другое положительное значение – через игру познаются окружающий мир, его закономерности, формируются представления о логической последовательности и взаимосвязи некоторых явлений и событий, игра помогает закреплению полученных понятий.

Игра может принести большую пользу развитию речи ребенка в том случае, если она выбрана правильно, с учетом определенных воспитательных задач, в связи с учебным материалом по развитию речи и, конечно, только в том случае, когда родитель является активным участником игры, умеет провести ее занимательно , часто меняется с ребенком ролями в игре. Только таким образом можно узнать, понял ли ребенок игру, осознаны ли им те или иные ситуации. Работа по развитию устной речи ребенка в семье должна закреплять и дополнять знания, полученные в детском саду, быть органически связанной с программой.

Не менее важной сферой формирования речи слабослышащего ребенка

  • семье является его деятельность дома, начиная от режимных моментов (подъем, завтрак, обед, ужин, прогулка) и кончая элементарной помощью по дому. Все перечисленные моменты создают большие возможности для развития словесной речи в семье.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим пребывания ребёнка в  ДОУ

Режимные моменты

Средняя.

Прием детей на улице

(взаимодействие с родителями, социально-коммуникативная деятельность, наблюдения в природе, игры)

700 - 8 00

Утренняя гимнастика

815 - 825

Подготовка к завтраку, завтрак (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативная деятельность)

825 - 855

Подготовка и проведение ООД 1 согласно расписанию

855 - 1020

Второй завтрак проводится в перерыве между занятиями

10 минут (в период с 10.05-10.15)

Свободная деятельность, игры, экспериментирование, проектная деятельность

1020 - 1040

Подготовка к прогулке, прогулка

1040 - 1215

Подготовка к обеду, обед (самообслуживание, культурно-гигиенические навыки, социально-коммуникативная деятельность)

1215- 1250

Подготовка ко сну, дневной сон (самообслуживание, безопасность, культурно-гигиенические навыки, воздушные ванны, чтение художественной литературы)

1250- 1500

Подъем, гимнастика пробуждения, гигиенические процедуры, воздушные ванны (физическое развитие, труд, социально-коммуникативная деятельность)

1500 - 1510

Свободная деятельность, игры, беседы, педагогические ситуации, художественная литературы, продуктивная деятельность, ООД по расписанию

1510 - 1525

Подготовка к полднику, полдник (корректировка индивидуально, в зависимости от расписания ООД)

1535 - 1550

Свободная деятельность, игры, самостоятельная игровая деятельность, экспериментирование, проектная деятельность

1550 - 1700

Подготовка к прогулке, прогулка

1700 - 1815-

Возвращение с прогулки, подготовка к ужину

18.15 - 1830-

Ужин

1830-1845

Игры, уход домой

1845- 1900

3.2. План организованной непосредственной образовательной деятельности

Организация образовательной деятельности в течение учебного года:

с 01.09 – 15.09 – адаптационный, диагностический период;

с 01.10 – 31.10 – учебный период;

с 02.11 – 06.11 – «Неделя игры и игрушки»;

с 09.11 – 31.01 – учебный период;

с 01.02 – 05.02 – «Неделя зимних игр и забав»;

с 08.02 – 31.05 – учебный период;

с 01.06 – 30.06 – летний оздоровительный период.

Вид занятия

Средн.

группа

1

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

1 (Д)

2

Развитие мышления и ФЭМП

1 (Д)

3

Подготовка к обучению грамоте

-

4

Развитие речи

1(Д)

5

Индивидуальное занятие с логопедом

2 (Л)

Специалисты всего:

5

6

Рисование

1/2 (В)

7

Лепка

1/2 (В)

8

Аппликация

1/2 (В)

9

Ручной труд

1/2 (В)

10

Социальное развитие

1 (П)

11

Чтение художественной литературы

1 (В)

12

Физическая культура

3 (ИФ)

Воспитатели всего:

6

13

Музыкальное воспитание

2 (М.р.)

Условные обозначения:

(Д) – учитель-дефектолог;

(Л) – учитель-логопед;

(П) - психолог

(В) – воспитатель;

М.р.)  музыкальный руководитель;

(ИФ) - инструктор по ФИЗО.

3.3. Физкультурно-оздоровительная работа (режим двигательной активности)

Содержание

Периодичность

Ответственные

Время

Оптимизация режима

Организация жизни детей в адаптационные период, создание комфортного режима

Ежедневно

Воспитатели, педагог-психолог, медсестра

В течение года

Определение оптимальной нагрузки на ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей

Педагог-психолог, врач

В течение года

Организация двигательного режима

Физкультурные занятия

3 раза в неделю

Инструктор по ФИЗО

В течение года

Корригирующая гимнастика после дневного сна

Ежедневно

Воспитатели, контроль медсестра

В течение года

Прогулки с включением подвижных игровых упражнений

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

Музыкальный руководитель

В течение года

Спортивный досуг

По плану

Инструктор по ФИЗО

В течение года

Утренняя гимнастика

Ежедневно перед завтраком

Воспитатели

В течение года

Пальчиковая гимнастика

Ежедневно 1 раз в день

Воспитатели, специалисты

В течение года

Гимнастика с элементами нейропсихологической коррекции

2 раза в неделю

Воспитатели, специалисты

В течение года

Артикуляционная гимнастика

3 раза в неделю

Учитель-логопед

В течение года

Динамические паузы

Ежедневно на ООД

Воспитатели, специалисты

В течение года

Охрана психического здоровья

Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы

Ежедневно несколько раз в день

Учителя-логопеды, психолог

В течение года

Профилактика заболеваемости

Дыхательная гимнастика в игровой форме

3 раза в день во время утренней зарядки, после сна

Учителя-логопеды, контроль медработника

В течение года

Закаливание, с учетом состояния здоровья ребенка

Воздушные ванны (облегченная одежда, одежда соответствует сезону года)

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Прогулки на воздухе

Ежедневно

Воспитатели

В течение года

Хождение босиком по «дорожке здоровья»

Ежедневно, после дневного сна

Воспитатели

В течение года

Обширное умывание

Ежедневно, после дневного сна

Воспитатели

В течение года

Игры с водой

Экспериментально-исследовательская деятельность

Воспитатели

Июнь – август

Гимнастика пробуждения

После сна в группе каждый день

Воспитатели

В течение года

Полоскание зева кипяченой охлажденной водой

После каждого приема пищи

Воспитатели, помощники воспитателей

В течение года

Лечебно-оздоровительная работа

Витаминизация третьего блюда

Ежедневно

Специалист по питанию

В течение года

Организация питания

 Сбалансированное питание в соответствии с действующими нормами

Ежедневно

Специалист по питанию

В течение года

3.7. Перечень литературных источников

1. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста : метод. Пособие с прил. Альбома «Наглядный материал для обследования детей» / [Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина, Ю.А. Разенкова и др.] ; под ред. Е,А, Стребелевой. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 182 с. + Прил. (248 с. : ил.).

2. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста : пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуматитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008, - 143 с.

3. Зонтова О.А. «Занимаемся с ушариком», 2 этап – различение часто используемых слов и простых фраз / Санкт-Петербург. 2017.

4. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 224 с.: ил. – (Коррекционная педагогика).

5. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика / - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009 – 123 с.: ил. – (Библиотека логопеда).

6. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха : учеб. Пособие для студ. Высш учеб. Заведений / - М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 344 с.

7. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с.

8. Петерсон Л,Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Части 1 и 2. – Изд. 4 –е, доп. И перераб. / Л. Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова. – М.: Издательство «Ювента», 2014, 224 с.:ил.

9. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. / Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2019.

IV. ПРИЛОЖЕНИЕ

Лексические Темы

Первый период.

Сентябрь

Тема 1. Осень (неречевые звуки)

Тема 2. Деревья (речевые звуки)

Октябрь

Тема 3. Овощи (речевые и неречевые звуки)

Тема 4. Овощи (звук [а] и буква А)

Тема 5. Фрукты (звук [а])

Тема 6. Фрукты (звук [а])

Ноябрь

Тема 7. Овощи—фрукты (звук [у])

Тема 8. Игрушки (звук [у])

Тема 9. Посуда (звук [у])

Тема 10. Мебель (звуки [а], [у])

Второй период.  Декабрь

Тема 11. Домашние птицы (звуки [о], [у])

Тема 12. Домашние животные (звук [и])

Тема 13. Дикие животные (звуки [а], [у], [и])

Тема 14. Дикие и домашние животные (звуки [о], [у], [и]

Тема 15 Новый год (звук [о])

Январь

Тема 16. Зимние забавы (звук [о])

Тема 17. Обувь (звук [о])

Тема 18. Одежда (звуки [а], [у], [и], [о])

Тема 19. Зимующие птицы (звуки [а], [у], [и], [о])

Февраль

Тема 20. Профессии (звуки [а], [у], [и], [о])

Тема 21. Транспорт (звук [т])

Тема 22.  23 февраля—День Защитника Отечества (звук [т])

Тема 23. Последний месяц зимы (звук [п])        

Третий период.  Март

Тема 24. 8 Марта—Мамин праздник (звуки [п], [т])

Тема 25. Весна (звук [н])

Тема 26. Перелетные птицы (звуки [н], [т])

Тема 27. Семья (звук [м])

Апрель

Тема 28. Весенние цветы (звуки [т], [м]

Тема 29. Насекомые (звуки [п], [м])

Тема 30. Дом, улица, город (звуки [н], [м])

Тема 31. Правила дорожного движения (звук [к])

Тема 32. День Победы (звуки [т], [к])

Май

Тема 33. Аквариумные рыбки (звуки [п], [к])

Тема 34. Комнатные растения (звуки [н], [к])

Тема 35. Лето (звуки [м], [к])


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие личности ребёнка дошкольника на основе генднрного подхода в воспитании

Общеизвестно, что в возрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойч...

Консультация учителя-логопеда. Причины развития речи ребёнка дошкольника.

Почему ребенок ненаучился не научился говорить правильно!Почему язык бывает недостаточно подвижным?Что необходимо для правильного звукопроизношения....

Методический семинар "Развитие личности ребёнка – дошкольника через использование технологии исследовательской деятельности".

Специально организованная исследовательская деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффекти...

Игры для успешного развития личности ребёнка дошкольника.

Игры,которые представлены в материале станут хорошими  помощниками воспитателям и родителям....

Проект "Народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребёнка-дошкольникал"

Дошкольный возраста - фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить доброе и светлое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их бо...