План самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори».
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори».
Анализ затруднений, постановка проблемы: Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное развитие детей 3-4 лет происходит в разных видах деятельности:
1. Предметная деятельность и игры.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
4. Использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.) Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
В дошкольной образовательной организации ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и ихразновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорно-моторные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. На основе этих задач мною разработан план по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. Монтессори считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом будет оборудована наша группа. Это оборудование будет привлекать детей своей красочностью, будет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даст возможность развивать у ребёнка все его органы чувств. Актуальность также заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что и составляет основу сенсорного воспитания. Таким образом, сенсорное развитие – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Цель самообразования: создать условия для усвоения сенсорного развития детей 3-4 лет по методике М. Монтессори; обогатить чувственный опыт детей; формировать предпосылки для дальнейшего умственного развития, а также повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.; упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч и т. д.); формировать умение называть свойства предметов.
Задачи самообразования:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу по исследуемой теме.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе различных видов деятельности, опираясь на методику М. Монтессори.
3. Спроектировать и организовать развивающую предметно-пространственную среду второй младшей группы на основе рекомендаций и подходов М. Монтессори.
4. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
5. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
6. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
7. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
8. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
9. Развивать моторику рук; координацию движений.
10. Развивать осязание и обоняние; слуховую память; вкусовые ощущения;
11. Развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) и творческие способности.
12. Формировать сенсорные представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
13. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
14. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства.
15. Воспитывать познавательный интерес, любознательность, настойчивость, волю, целеустремленность.
№ | Срок | Повышение теоретического и научно – методического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, …) | Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий, посещение семинаров по теме…) | Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками) | Отчетные материалы (Подведение итогов, оформление результатов) |
1. | Сентябрь | Постановка проблемы, формулирование целей и задач. Подбор методической литературы по проблематике исследования. Проведение первичной диагностики для выявления уровня сенсорного развития воспитанников второй младшей группы №10. Оповещение родителей воспитанников о начале работы по теме самообразования. | Подбор диагностических методик для выявления уровня сенсорного развития у детей 3-4 лет. Обогащение РППС группы необходимыми пособиями и оборудованием, в частности пособием – «Сортер - стаканчики» и деревянным сортером с цифрами и фигурами. | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цветов, формы, величины посредством диагностических методик на начало года, определить ключевые направления работы по теме самообразования, определить необходимость проведения индивидуальной работы с воспитанниками группы. | Консультация для родителей на тему: «Особенности сенсорного развития ребёнка 3-4 лет» |
2. | Октябрь | Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, интернетресурсы, опубликованный практический опыт дошкольных педагогов). | Работа с сайтами: maam, Инфоурок, elibrary. Просмотр вебинаров по использованию методики М. Монтессори в работе с детьми 3-4 лет. | Проектирование и оформление в группе «Центра сенсорного развития», подготовка игр и развивающего материала по методике М. Монтессори. Цель: формирование у воспитанников второй младшей группы представления о цвете и величине. | Оформление папки передвижку на тему: «Методика М. Монтессори: использование в детском саду и дома» |
3. | Ноябрь | Изучение практического опыта педагогов по сенсорному развитию детей 3-4 лет. | Просмотр презентаций, практикующих специалистов-педагогов. Обогащение библиотеки по проблеме самообразования методическими пособиями. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «В сад за ягодами» Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный, средний), развитие координации движений, аккуратности, развитие способности концентрировать внимание, развитие умений сортировать предметы по цвету. «Игры с крупой» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, обогащение тактильных ощущений. | Подготовка консультации для родителей «Игры с элементами пособий М. Монтессори дома» |
4. | Декабрь | Работа с методической литературой: Монтессори М. «Полный курс лекций». – М.: АСТ, 2019. – 580 с. Дмитриева В. Г. «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет». – М.: Эксмо-Пресс, 2022. – 224 с. | Посещение и участие в профессиональных тренингах и семинарах по теме самообразования (при наличии возможности) | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Рисование на манке» Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка. «Рамки-вкладыши» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие навыков пользования предметами быта, совершенствовать работу обеих рук, развитие соотносящих действий. | Проведение анкетирования родителей на тему – «Развиваете ли Вы сенсорику ребенка?» |
5. | Январь | Работа с методической литературой: Мальцева И. В. «Воспитание по системе Монтессори: 80 лучших упражнений и идей». – М.: Clever, 2018. – 224 с. | Просмотр онлайн мастеров-классов по изготовлению пособий по методике М. Монтессори. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Крышечки» Цель: развитие слухового восприятия. «Липучка» Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки, учить ориентироваться в пространстве, развивать целостный образ предметов окружающего мира. «Лоскутки ткани» Цель: развитие тактильной чувствительности, знакомить с различными фактурами ткани, развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам. | Проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей. |
6. | Февраль | Пополнение личной библиотеки пособиями по теме исследования. | Работа с сайтами: maam, Инфоурок, elibrary. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: Волшебный мешочек Цель: умение ориентироваться на плоскости, развитие силы пальцев рук, развитие зрительно-моторной координации. «Прищепки» Цель: развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки, создавать целостный образ предметов окружающего. | Подготовка картотеки игр с элементами пособий Монтессори для родителей воспитанников группы. |
7. | Март | Работа над оформлением и обогащением «Центра сенсорного развития» в группе. | Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации по проблеме сенсорного развития детей 3-4 лет (при наличии возможности). | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Доски для ощупывания поверхности» Цель: развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. «Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки» Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие у ребенка наблюдательности и воспитание бережного отношения к одежде. | Индивидуальные консультации по запросам родителей. |
8. | Апрель | Разработка собственных методических пособий на основе подхода М. Монтессори. | Просмотр вебинаров по использованию методики М. Монтессори в работе с детьми 3-4 лет. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Игры с водой. Пипетка» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, развитие движений рук. какие предметы плавают, а какие лежат на дне. «Платье испачкалось» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, активизация тактильных ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое. | Консультация для родителей «Как обогащать сенсорный опыт ребенка 3-4 лет». |
9. | Май | Подготовка публикации по итогам реализации работы в рамках работы над темой по самообразованию. | Подготовка аналитического отчета по итогам работы над темой самообразования. Формулирование ключевых выводов и подведение итогов работы. | Проведение повторной диагностики уровня сенсорного развития воспитанников группы, определение годовой динамики, оценка эффективности проведенной работы. | Отчёт по теме самообразования за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Педагогическая система Марии Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Презентация: "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори".
В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательны...
Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"
В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...
план самообразования «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ....
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....