План самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори».
материал (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори».
Анализ затруднений, постановка проблемы: Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах, вкус и так далее. Познание ребенка окружающего мира начинается с его восприятия. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития, имеет самостоятельное значение, т. к. полноценное восприятие необходимо для успешного обучения.
Сенсорное развитие детей 3-4 лет происходит в разных видах деятельности:
1. Предметная деятельность и игры.
2. Экспериментирование с материалами и веществами (вода, песок, тесто и др.)
3. Общение и совместные игры с взрослыми и сверстниками.
4. Использование дидактических игр – игровых заданий, направленных непосредственно на развитие сенсорных способностей (различение формы, цвета, объема и др.) Дидактические игры представляют собой не что иное, как игровое обучение. Обучение в форме игры основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по мотивам, диктуемым игровой ситуацией.
В дошкольной образовательной организации ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и ихразновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух – точное дифференцирование речевых звуков – и зрительное восприятие начертания букв. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Начиная, с четвертого года жизни у детей формируют сенсорно-моторные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий. Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины. На основе этих задач мною разработан план по теме самообразования «Сенсорное развитие детей 3-4 лет с использованием педагогической системы Марии Монтессори». В основу планирования положены некоторые идеи М. Монтессори – итальянского педагога и врача. Ею был разработан комплект развивающих материалов, ныне известных во всём мире, и методика работы с ними. М. Монтессори считала, для того чтобы ребёнок полноценно развивался, ему необходимо помогать и создавать все необходимые условия для этого развития, т. е. создать предметно-окружающую среду. Чтобы среда стала развивающей, её нужно соответствующим образом подготовить и оборудовать. Среда должна содержать разнообразные предметы, вызывающие интерес детей и побуждающие их к спонтанной деятельности. Именно таким игровым сенсорным материалом будет оборудована наша группа. Это оборудование будет привлекать детей своей красочностью, будет заинтересовать их игрой и при этом в непринуждённой форме даст возможность развивать у ребёнка все его органы чувств. Актуальность также заключается в том, что в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что и составляет основу сенсорного воспитания. Таким образом, сенсорное развитие – это целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека. Проблема сенсорного развития признается приоритетной и имеет первостепенное значение в развитии ребенка.
Цель самообразования: создать условия для усвоения сенсорного развития детей 3-4 лет по методике М. Монтессори; обогатить чувственный опыт детей; формировать предпосылки для дальнейшего умственного развития, а также повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; побуждать включать движения рук по предмету в процессе знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т. д.; упражнять в установлении сходства и различия между предметами имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; большой красный мяч и т. д.); формировать умение называть свойства предметов.
Задачи самообразования:
1. Изучить методическую и теоретическую литературу по исследуемой теме.
2. Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе различных видов деятельности, опираясь на методику М. Монтессори.
3. Спроектировать и организовать развивающую предметно-пространственную среду второй младшей группы на основе рекомендаций и подходов М. Монтессори.
4. Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
5. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
6. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.
7. Создать картотеку дидактических игр по развитию сенсорных эталонов.
8. Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.
9. Развивать моторику рук; координацию движений.
10. Развивать осязание и обоняние; слуховую память; вкусовые ощущения;
11. Развивать интерес, любознательность, познавательные процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь) и творческие способности.
12. Формировать сенсорные представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве.
13. Знакомить с дидактическими играми и правилами этих игр.
14. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами; устанавливать причинно-следственные связи, появления и изменения свойств объектов, выявлять скрытые свойства.
15. Воспитывать познавательный интерес, любознательность, настойчивость, волю, целеустремленность.
№ | Срок | Повышение теоретического и научно – методического уровня (изучение литературы по теме, самообразование с помощью интернет ресурсов, КПК, …) | Повышение профессионального мастерства (ознакомление с передовым опытом через просмотр открытых мероприятий, посещение семинаров по теме…) | Повышение практического опыта (показ и отработка полученных знаний в практической работе с воспитанниками) | Отчетные материалы (Подведение итогов, оформление результатов) |
1. | Сентябрь | Постановка проблемы, формулирование целей и задач. Подбор методической литературы по проблематике исследования. Проведение первичной диагностики для выявления уровня сенсорного развития воспитанников второй младшей группы №10. Оповещение родителей воспитанников о начале работы по теме самообразования. | Подбор диагностических методик для выявления уровня сенсорного развития у детей 3-4 лет. Обогащение РППС группы необходимыми пособиями и оборудованием, в частности пособием – «Сортер - стаканчики» и деревянным сортером с цифрами и фигурами. | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цветов, формы, величины посредством диагностических методик на начало года, определить ключевые направления работы по теме самообразования, определить необходимость проведения индивидуальной работы с воспитанниками группы. | Консультация для родителей на тему: «Особенности сенсорного развития ребёнка 3-4 лет» |
2. | Октябрь | Изучение теоретического материала по теме (книги, журналы, интернетресурсы, опубликованный практический опыт дошкольных педагогов). | Работа с сайтами: maam, Инфоурок, elibrary. Просмотр вебинаров по использованию методики М. Монтессори в работе с детьми 3-4 лет. | Проектирование и оформление в группе «Центра сенсорного развития», подготовка игр и развивающего материала по методике М. Монтессори. Цель: формирование у воспитанников второй младшей группы представления о цвете и величине. | Оформление папки передвижку на тему: «Методика М. Монтессори: использование в детском саду и дома» |
3. | Ноябрь | Изучение практического опыта педагогов по сенсорному развитию детей 3-4 лет. | Просмотр презентаций, практикующих специалистов-педагогов. Обогащение библиотеки по проблеме самообразования методическими пособиями. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «В сад за ягодами» Цель: развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большой, указательный, средний), развитие координации движений, аккуратности, развитие способности концентрировать внимание, развитие умений сортировать предметы по цвету. «Игры с крупой» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, обогащение тактильных ощущений. | Подготовка консультации для родителей «Игры с элементами пособий М. Монтессори дома» |
4. | Декабрь | Работа с методической литературой: Монтессори М. «Полный курс лекций». – М.: АСТ, 2019. – 580 с. Дмитриева В. Г. «Методика раннего развития Марии Монтессори. От 6 месяцев до 6 лет». – М.: Эксмо-Пресс, 2022. – 224 с. | Посещение и участие в профессиональных тренингах и семинарах по теме самообразования (при наличии возможности) | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Рисование на манке» Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов; развитие мелкой моторики пальцев рук; игра тонизирует речевые отделы головного мозга, обогащает сенсорный опыт ребёнка. «Рамки-вкладыши» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие навыков пользования предметами быта, совершенствовать работу обеих рук, развитие соотносящих действий. | Проведение анкетирования родителей на тему – «Развиваете ли Вы сенсорику ребенка?» |
5. | Январь | Работа с методической литературой: Мальцева И. В. «Воспитание по системе Монтессори: 80 лучших упражнений и идей». – М.: Clever, 2018. – 224 с. | Просмотр онлайн мастеров-классов по изготовлению пособий по методике М. Монтессори. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Крышечки» Цель: развитие слухового восприятия. «Липучка» Цель: развитие навыка застегивать и расстегивать застежки, учить ориентироваться в пространстве, развивать целостный образ предметов окружающего мира. «Лоскутки ткани» Цель: развитие тактильной чувствительности, знакомить с различными фактурами ткани, развивать умение сопоставлять предметы по сенсорным свойствам. | Проведение индивидуальных консультаций по запросам родителей. |
6. | Февраль | Пополнение личной библиотеки пособиями по теме исследования. | Работа с сайтами: maam, Инфоурок, elibrary. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: Волшебный мешочек Цель: умение ориентироваться на плоскости, развитие силы пальцев рук, развитие зрительно-моторной координации. «Прищепки» Цель: развивать пинцетный захват, развивать силу пальцев рук, умение открывать и закрывать прищепки, создавать целостный образ предметов окружающего. | Подготовка картотеки игр с элементами пособий Монтессори для родителей воспитанников группы. |
7. | Март | Работа над оформлением и обогащением «Центра сенсорного развития» в группе. | Прохождение дистанционных курсов повышения квалификации по проблеме сенсорного развития детей 3-4 лет (при наличии возможности). | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Доски для ощупывания поверхности» Цель: развитие чувства осязания, знакомство с различными структурами поверхности: гладкой и шершавой, развития тонкой моторики. «Расстегни пуговицы. Развяжи, завяжи шнурочки» Цель: развитие концентрации и устойчивости внимания, развитие у ребенка наблюдательности и воспитание бережного отношения к одежде. | Индивидуальные консультации по запросам родителей. |
8. | Апрель | Разработка собственных методических пособий на основе подхода М. Монтессори. | Просмотр вебинаров по использованию методики М. Монтессори в работе с детьми 3-4 лет. | Проведение игр с элементами пособий М. Монтессори: «Игры с водой. Пипетка» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, развитие движений рук. какие предметы плавают, а какие лежат на дне. «Платье испачкалось» Цель: развитие навыков практической жизни, развитие мелкой моторики рук, развитие мускулатуры рук, активизация тактильных ощущений, развитие умения различать на ощупь мокрое и сухое. | Консультация для родителей «Как обогащать сенсорный опыт ребенка 3-4 лет». |
9. | Май | Подготовка публикации по итогам реализации работы в рамках работы над темой по самообразованию. | Подготовка аналитического отчета по итогам работы над темой самообразования. Формулирование ключевых выводов и подведение итогов работы. | Проведение повторной диагностики уровня сенсорного развития воспитанников группы, определение годовой динамики, оценка эффективности проведенной работы. | Отчёт по теме самообразования за год. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
План профессионального самообразования "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр"
Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр...
Презентация: "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори".
В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательны...
Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"
В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...
план самообразования «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ....
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....
План самообразования "Сенсорное развитие детей дошкольного возраста"
План самообразования...