Рабочая программа по преодолению фонематического недоразвития речи у детей 6-7 лет
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа)
Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_2016-17.docx | 65.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей имени Г.Ф. Атякшева»
/дошкольные группы/
Рабочая программа
по преодолению фонематического недоразвития речи
у детей 6-7 лет
Составитель:
учитель – логопед
Мокшина Ольга Игоревна
г. Югорск 2016
Оглавление
Краткая презентация программы 3
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей 9
Возрастные особенности детей шестого года жизни 9
Возрастные особенности детей седьмого года жизни 10
Индивидуальные особенности контингента детей ДОУ 10
Целевые ориентиры Программы 11
Планируемые результаты освоения рабочей программы. 11
Календарно-тематическое планирование 15
III. Организационный раздел 23
Организация процесса обучения 23
Предметно-пространственная среда 23
Используемая в работе литература, методические пособия 26
IV. Предполагаемый результат 27
Краткая презентация программы
Срок реализации 1 год
Программа составлена на основе программы Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием». Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы выстроено с опорой на следующие источники:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Издательство: М: Детство-Пресс
- Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие/ - М. : Эксмо, 2013. – 96 с. : ил
- Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
- Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000.
Целью программы является преодоление фонематического недоразвития речи, предупреждение нарушений устной и письменной речи у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление детей со звуковым анализом, синтезом и подготовка их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию у дошкольников звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, развитию внимания, мышления, памяти, а также развивает интерес и способности к чтению. Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программа рассчитана на 1 год обучения для детей 5 – 7 лет. Наполняемость подгруппы 2-4 человека. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня в рамках дополнительных платных образовательных услуг. Длительностью по 25-30 минут.
Целевой раздел
Пояснительная записка.
Дошкольное детство - это время становления первооснов личности, индивидуальности, сензитивный период для развития любознательности, общих и специальных способностей. Благодаря особому процессу познания, который осуществляется эмоционально - практическим путем, каждый дошкольник становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения в дальнейшем, так как письменная речь формируется на основе устной. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия. Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического обучения родному языку в начальной, а затем и в средней школе.
Федеральные государственные стандарты раскрывают направления в организации речевого развития детей дошкольного возраста, в качестве приоритетов которых определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи; развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству.
Актуальность
В настоящее время проблема подготовки детей дошкольного возраста к овладению грамотой до школы является особо актуальной. Причинами тому являются:
- Возросшие требования школ, а особенно гимназий и лицеев, к будущим первоклассникам. Одно из требований – готовность к овладению грамотой, которая включает в себя овладение ребенком звукобуквенным, звуко-слоговым и лексико-синтаксическим анализом и синтезом до поступления в школу.
- Букварный период в первом классе совпадает с периодом адаптации детей к новым условиям жизни и обучения. Педагогическая практика показывает, что читающие ребята чувствуют себя более уверенно в адаптационный период и имеют больше перспектив для успешного обучения в школе.
- В последнее десятилетие увеличилось число детей с отклонениями в речевом развитии. Практика сотрудничества с учителями начальных классов и школьными учителями-логопедами показывает, что особенно сложно приходится младшим школьникам, у которых в дошкольном возрасте наблюдались речевые нарушения. Речь ребенка в целом понятна и не вызывает у него трудностей в общении в дошкольном возрасте пока к ней не предъявляются особые требования. Уже на первых порах обучения чтению и письму в школе такие дети испытывают значительные затруднения, пишут с ошибками, и как результат – плохие оценки, негативное отношение к школе, отклонение в поведении, повышенная утомляемость и невроз.
Статистика показывает, что в дошкольных группах Лицея им. Г. Ф. Атякшева немало дошкольников, которые при относительно сохранном произношении и правильном лексико-грамматическом строе речи имеют выраженное фонематическое недоразвитие, оно проявляется в затруднениях дифференциации акустически близких звуков (например: [В] –
[В'], [Б] – [П], [3] – [Ж] и т.д.); неумении определить место, количество и последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах; невозможности подобрать слово с определенным количеством слогов или с определенным звуком. В силу того, что описанный выше речевой дефект «не бросается в глаза», а, следовательно, и не беспокоит родителей дошкольников и педагогов ДОУ, дети остаются без своевременно оказанной логопедической помощи, что приводит в дальнейшем к стойким нарушениям чтения и письма в школьном возрасте (дисграфии, дизорфографии и дислексии).
Таким образом, актуальность приобретает такая цель, как усиление профилактической направленности образовательного процесса в отношении детской речи. Целесообразнее и значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, используя в полной мере потенциал сензитивных периодов становления речи как высшей психической функции, чем преодолевать их во время обучения в школе.
В нашем учреждении работают группы общеобразовательной направленности для детей старшего дошкольного возраста не охваченные специальной логопедической помощью, направленной на предупреждение затруднений при овладении письмом и чтением. Поэтому было принято решение организовать занятия по коррекции фонематических нарушений в рамках дополнительных платных образовательных услуг. Этому также способствовали просьбы родителей, обеспокоенных качеством дошкольного образования своих детей.
Данная программа направлена на поэтапное формирование фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР), так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
№ п/п | Название документа |
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; | |
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155); | |
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждёнными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13); |
В основе создания этой программы использованы программы Министерства Образования РФ в частности:
№ п/п | Название документа | Автор |
«Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» старшая группа. Программа и методические рекомендации. | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. М.: 2004 | |
Воспитание и обучение детей с ФФН (подготовительная группа). Программа и методические рекомендации. | Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Лагутина А.В. М.: 2004. |
Данная рабочая программа разработана на основе методических рекомендаций:
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников Издательство: М: Детство-Пресс
- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6 – 7 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5 – 6 лет. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.
- Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. – СПб: Питер, 2010. – 288 с.
- Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие/ - М.: Эксмо, 2013. – 96 с.
- Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
- Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
- Миронова Н. М. Развиваем фонематическое восприятие.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
В содержание программы заложена возможность реализации следующих психолого – педагогических технологий: коррекционных, развивающих, игровых, технологии личностно-ориентированного подхода, педагогического диагностирования, информационно-коммуникационных технологий.
Целью программы преодоление фонематического недоразвития речи, предупреждение нарушений устной и письменной речи у детей старшего дошкольного возраста, ознакомление детей со звуковым анализом, синтезом и подготовка их к усвоению грамоты, развитие интереса и способностей к чтению.
Предлагаемый цикл занятий способствует развитию у дошкольников звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукобуквенного анализа, развитию внимания, мышления, памяти, а также развивает интерес и способности к чтению. Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Задачи рабочей программы.
- Создание условий для развития у детей фонематического и фонетического слуха.
- Формирование языкового анализа и синтеза слов.
- Повышение уровня общего речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Развитие связной речи.
- Формирование буквенного гнозиса, навыка звукобуквенного обозначения.
- Формирование навыка слогослияния.
- Обучение осознанному чтению.
- Формирование психологических предпосылок к обучению и учебной мотивации.
- Развитие психологических процессов.
- Развитие графомоторных навыков.
- Формирование навыка самоконтроля.
- Формирование мотивации к чтению, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов.
Обучение старших дошкольников грамоте строится с учётом следующих принципов:
научности, систематичности и последовательности; доступности и посильности; наглядности; сознательности и активности, развитие творческой инициативы; прочности, осознанности и действенности результатов обучения; учёта возрастных особенностей обучаемых, индивидуализации; дифференцированного подхода; параллельного обучения всем видам речевой деятельности.
Теоретические основы
Система логопедического воздействия, предлагаемая настоящей программой, опирается на исследования авторов:
- Концепция Л. А. Венгера о развитии способностей ребенка дошкольного возраста, содержащая утверждение, что главное в обучении грамоте – это развитие способностей, позволяющих ребенку самостоятельно анализировать, моделировать, находить решения в новых ситуациях, осознанно относиться к собственной деятельности, а не только формирование знаний, навыков и умений.
- Теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка – это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, – путь амплификации.
- Концепция Д..Б Эльконина, основанная на теории поэтапного формирования умственных действий. Он считал, что “чтение есть воссоздание звуковой формы слова на основе его графического обозначения”.
- Выготского Л. С., Леонтьева А. Н. (положение о взаимовлиянии и единстве законов нормального и аномального развития).
- Гвоздева А.Н. (вопросы изучения детской речи).
- Левиной Р. Е., Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В. (концепция комплексного подхода к обучению и воспитанию детей).
- Парамоновой Л. Г. «Предупреждение и устранение дисграфии у детей».
Методы обучения:
- методы организации и осуществления учебной деятельности (словесные, наглядные, практические, репродуктивные и проблемные, индуктивные и дедуктивные, самостоятельной работы и работы под руководством педагога);
- методы стимулирования и мотивации учения (методы формирования интереса — познавательные игры, создание ситуаций успеха);
- методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный, текущий и итоговый).
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Возрастные особенности детей шестого года жизни
К пяти годам заканчивается формирование правильного звукопроизношения. В норме все дети должны научиться четко произносить все звуки в составе слов и предложений. После пяти лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Ребенок должен владеть не только определением позиции звука в слове — начало, середина, конец слова, — но и позиционным звуковым анализом, устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
После пяти лет словарный запас растет стремительно. Пятилетние дети любознательны и любопытны. Познавательная потребность их должна реализовываться. Количество слов, находящихся в активном употреблении, во многом зависит от общей осведомленности ребенка: чем больше ребенок знает, тем богаче его словарный запас.
В возрасте пяти-шести лет продолжается третий период формирования грамматического строя русского языка. В данном возрасте дети усваивают не только типичные формы словоизменений и словообразований, но и исключения из правил, морфемы также становятся по своим местам, случаев словотворчества становится все меньше. Тем не менее, могут оставаться ошибки в употреблении форм с чередованиями звуков, в употреблении форм множественного числа существительных в именительном и родительном падежах
Возрастные особенности детей седьмого года жизни
Дети седьмого года жизни способны усвоить все речевые нормы родного языка, свободно пользоваться различными речевыми формами, обладают достаточным словарным запасом.
Звукопроизношение у детей вполне нормализовалось. Дети не затрудняются в произнесении слов любой структуры, применяя многосложные слова в предложениях. Новое слово может вызвать затруднение в произнесении, требуется выбрать более медленный темп речи, произнесение по слогам, чтобы трудное слово воспринялось и запомнилось правильно.
Шестилетние дети четко различают на слух все звуки родного языка, в том числе и близкие по своим акустическим характеристикам: глухие и звонкие, твердые и мягкие. Неумение различать пары звуков по глухости-звонкости свидетельствует чаще всего о недостатках фонематического слуха. Получает свое развитие способность узнавать звуки в потоке речи, вычленять их из слова, устанавливать последовательность звуков в том или ином слове, то есть развиваются навыки звукового анализа слов.
Словарь ребенка в количественном и качественном отношении достигает такого уровня, что он свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор почти на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании он стремится точно подбирать слова, яснее отражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое. Ребенок чаще начинает употреблять в своей речи отвлеченные понятия, сложные слова, пользоваться эпитетами, понимать метафоры.
У детей складываются представления о многозначности слов. Ребенок понимает и использует в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способен быстро подбирать синонимы, которые бы наиболее точно отражали качества, свойства предметов, действия, совершаемые с ними.
Индивидуальные особенности контингента детей ДОУ
По данным диагностики у 63% дошкольников подготовительной и старшей групп выявлены различные дефекты произношения звуков: замена звуков более простыми по артикуляции; наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; нестабильное использование звуков в различных формах речи; искаженное произношение одного или нескольких звуков.
Дефекты звукопроизношения в своей основе имеют недоразвитие фонематического восприятия: затруднения в различении звуков на слух и в произношении (в первую очередь глухих-звонких, свистящих-шипящих, твердых-мягких и др.); ошибки при определении общего звука в словах, наличия звука в слове в чужой и собственной речи, в различении слов-паронимов. Наряду с низким уровнем развития фонематического восприятия у этой категории детей слабо сформированы навыки звукового анализа и синтеза: дети затрудняются в выделении первого и последнего звука в слове, определении места звука в слове, последовательности звуков в слове. У таких детей наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.
Словарный запас детей приближен к норме, отмечается незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей отмечаются отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными.
Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования. (ФГОС)
Планируемые результаты освоения рабочей программы.
К концу курса дети могут:
- Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
- Выделять слова в предложении, определять их место.
- Составлять предложение с заданным словом.
- Осуществлять звуковой анализ слова, используя различные средства (схема состава слова, интонационное выделение звуков в слове);
- Уметь выделять ударный слог и ударный гласный звук в слове;
- Иметь представление о классификации звуков (гласный – согласный, твердый – мягкий, звонкий – глухой).
- Определять место звука в слове;
- Давать характеристику звуку (гласный - согласный, твёрдый мягкий, звонкий - глухой), доказывая свой ответ грамотным научным языком;
- Проводить звуковой анализ слов из 3 – 4-х звуков.
- Понимать и различать понятия «звук» и «буква».
- Знать все буквы русского алфавита, уметь передавать их графически на доске и тетради;
- Правильно и плавно читать по слогам с постепенным переходом к чтению целыми словами;
- Уметь работать в тетради в клетку.
Отличительной особенностью Программы является использование элементов логопедической методики, а именно аналитико-синтетического метода обучения грамоте, который помогает формировать первоначальные навыки чтения. Решающая роль при усвоении программы принадлежит деятельности ребенка, материал изучается с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей ребенка.
Построение программы и наглядного методического обеспечения позволяет вносить изменения, исходя из открытий в области педагогики, психологии, а также возможностей детей, педагогов.
Содержательный раздел
Данная программа рассчитана на 56 занятий, в ее основу заложен принцип развивающего обучения. В системе данного курса по формированию фонематических процессов достаточно много времени уделяется для усвоения детьми понятий: звук, слог, слово, предложение, гласный, согласный, мягкий согласный, твердый согласный, звонкий согласный, глухой согласный. Учитывая постепенность усложнения, эти понятия усваиваются в определенной последовательности:
- Звуки окружающего мира;
- Звуки, произносимые человеком (речевые звуки);
- Гласные звуки;
- Согласные звуки (без классификации);
- Согласны твердые и мягкие;
- Согласные звонкие и глухие.
Параллельно даются понятия:
- Слово;
- Слог;
- Предложение;
- Ударение.
Изучение материала проходит блоками
Звуки и буквы.
- На занятиях по этой теме у детей следует развивать фонематический слух. Познакомить с понятием «звук».
- Учить вычленять звуки из слова, производить звукобуквенный анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах.
- Учить определять место звука в слове;
- Познакомить с понятием «буква».
- Знакомить с буквами, которые не обозначают звуков.
- Учить графически изображать звуки;
- Учить наблюдать за работой артикуляционного аппарата при произнесении звуков;
- Учить разделять гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
- Развивать устную речь, навыки слушания и говорения
- Развивать интерес к чтению.
- Ориентировать на позиционный принцип чтения. Дети начинают читать слияния, слоги, простые слова
Слоги и слова. Деление слов на слоги.
- Учить понимать и правильно употреблять термины «слово», «слог».
- Учить делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами на части, определять количество слогов.
- Проводить слого-буквенный анализ, учить схематично изображать слог, подбирать слова к схеме.
- Уметь определять ударный слог, ударную гласную.
- Закреплять навыки правильного произношения звуков в слогах;
- Составлять слова из слогов;
- Совершенствовать умения образовывать однокоренные слова.
Предложение.
- Дать представление о предложении (без грамматического определения).
- Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова, согласование слов в предложении. Слова. Помогать правильно строить сложные предложения.
- Учить отвечать на вопрос полным и развернутым ответом;
- Помогать осваивать формы речевого этикета.
Устное народное творчество.
- Особое внимание уделяется приобщению детей к художественной литературе. Учебный материал позволяет включать в занятия малые фольклорные формы: пословицы, поговорки, потешки и загадки. Знакомство с ними позволяет обогащать речь дошкольника, имеет воспитательное значение. Загадки пробуждают интерес к окружающему миру, расширяют и закрепляют представления о нем. Развивают мышление.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата по плану | Дата по факту | |
Октябрь | ||||
1 | Неречевые звуки. | |||
2 | Звуки речи. | |||
3 | Гласный звук [у], буквы У, у. | |||
4 | Гласный звук [а], буквы А, а. | |||
5 | Гласный звук [о], буквы О, о. | |||
6 | Согласные звуки [м], [м`]; буквы М, м. | |||
7 | Звуки [а], [у]. Учимся соединять буквы АУ. | |||
8 | Согласные звуки [с], [с`]; буквы С, с. | |||
Ноябрь | ||||
9 | Чтение прямых слогов. | |||
10 | Чтение прямых слогов, слов. | |||
11 | Деление предложения на слова. | |||
12 | Ударение в словах. | |||
13 | Согласные звуки [х], [х`]; буквы Х, х. | |||
14 | Чтение слогов и слов. | |||
15 | Чтение предложений. Деление предложения на слова. | |||
16 | Согласные звуки [р], [р`]; буквы Р, р. | |||
Декабрь | ||||
17 | Согласный звук [ш]; буквы Ш, ш. | |||
18 | Гласный звук [ы]; буква ы. | |||
19 | Согласные звуки [л], [л`]; буквы Л, л. | |||
20 | Согласные звуки [н], [н`]; буквы Н, н. | |||
21 | Согласные звуки [к], [к`]; буквы К, к. | |||
22 | Согласные звуки [т], [т`]; буквы Т, т. | |||
23 | Гласный звук [и]; буквы И, и. | |||
24 | Согласные звуки [п], [п`]; буквы П, п. | |||
Январь | ||||
25 | Согласные звуки звонкие и глухие. | |||
26 | Согласные звуки [з], [з`]; буквы З, з. | |||
27 | Согласный звук [й]; буквы Й, й. | |||
28 | Согласные звуки [г], [г`]; буквы Г, г. | |||
29 | Согласные звуки [в], [в`]; буквы В, в. | |||
30 | Согласные звуки [в], [в`]; буквы В, в. | |||
31 | Согласные звуки [д], [д`]; буквы Д, д. | |||
32 | Согласные звуки [б], [б`]; буквы Б, б. | |||
Февраль | ||||
33 | Согласные звуки [б], [б`]; буквы Б, б. | |||
34 | Дифференциация согласных звуков [б], [п]. | |||
35 | Согласный звук [ж]; буквы Ж, ж. | |||
36 | Дифференциация согласных звуков [ж]- [з], [ж]- [ш], | |||
37 | Буквы Е, е. | |||
38 | Буквы Е, е. | |||
39 | Буква Ь. | |||
40 | Буква Ь. | |||
Март | ||||
41 | Буквы Я, я. | |||
42 | Буквы Я, я. | |||
43 | Буквы Ю, ю. | |||
44 | Буквы Ю, ю. | |||
45 | Буквы Ё, ё. | |||
46 | Буквы Ё, ё. Развитие речи. | |||
47 | Согласный звук [ч`]; буквы Ч, ч. | |||
48 | Формулирование ответов на вопросы. | |||
Апрель | ||||
49 | Гласный звук [э]; буквы Э, э. | |||
50 | Гласный звук [э]; буквы Э, э. | |||
51 | Согласный звук [ц]; буквы Ц, ц. | |||
52 | Согласные звуки [ф], [ф`]; буквы Ф, ф. | |||
53 | Согласный звук [щ`]; буквы Щ, щ. | |||
54 | Согласный звук [щ`]; буквы Щ, щ. | |||
55 | Буква Ъ. | |||
56 | Алфавит. | |||
Организационный раздел
Организация процесса обучения
Эффективность работы определяется четкой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня.
Программа реализуется за рамками основной образовательной деятельности, в течение одного учебного года в количестве 56 учебных часов для детей 5 -7 лет.
Основная форма организации работы с детьми – подгрупповые занятия с осуществлением дифференцированного подхода при выборе методов обучения в зависимости от возможностей детей. Занятия строятся в занимательной, игровой форме. Во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические и даже подвижные игры. Часто вводятся игровые ситуации, сказочные персонажи, сюрпризные моменты.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»: 25 минут – старшая группа (5 – 6 лет), 30 минут – подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).
Важную роль в физическом развитии ребёнка играет развивающая предметно — пространственная среда.
Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально - бытового или культурно - эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят, как о важном факторе формирования личности - образовательной среде (Т. С. Комарова, С. Л. Новоселова, Г. Н. Пантелеев, Л. П. Печко, Н. П. Сакулина, Е. О. Смирнова, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, С. Т. Шацкий и др.).
Предметно-пространственная среда
ФГОС определяет требования к развивающей предметно — пространственной среде ДОУ:
- здоровьесберегающая;
- содержательно — насыщенная, развивающая;
- трансформируемая;
- полифункциональная;
- вариативная;
- доступная;
- безопасная;
- эстетически — привлекательная.
При организации предметно — развивающей среды учитывается, чтобы содержание носило развивающий характер и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями. В учреждении имеется отдельное помещение для занятий, где размещаются методические материалы для подготовки детей к обучению грамоте.
Большое значение имеют материально — технические условия (оснащение) по данному направлению, созданные на базе ДОУ:
Дидактические пособия:
- Картинный материал на разные группы звуков.
- Системный цикл домашних заданий «Скоро в школу».
- Делим слова на слоги.
- Звуки, буквы в слове.
- Символы моделей артикуляции звуков.
- Собери слово (из разрезных картинок).
- Подбери пару (рифмующие названия).
- Предметные картинки, схемы звукобуквенного анализа слов.
- Раздаточный материал на определение места звука в слове.
- Раздаточный материал на звукобуквенный анализ слов.
- Раздаточный материал на составление схем предложений.
- Игра «Собери слово» (из слогов).
- Касса букв и слогов.
- Чудесный мешочек.
- Магнитная азбука.
- Настенное панно «Касса букв».
- Читаем сами. Тексты
- Карточки «Учим печатные буквы».
- Разрезные буквы алфавита.
- Карандаши: простые, красные, синие, зелёные.
- Раскраски, книги по ознакомлению с буквами.
- Пластилин.
- Обучающие компьютерные игры «Азбука», «АБВГДейка»
- Картотеки:
-пальчиковых гимнастик,
-логоритмических игр.
Программа предусматривает:
- Активное участие родителей во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, консультации) Помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении тетради для домашних заданий, дидактического материала для занятий дома.
- Систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на занятиях материала.
- Создание положительного эмоционального настроя на занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи.
Используемая в работе литература, методические пособия
- Быкова И. А. Обучение детей грамоте в игровой форме: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 112с.
- Воробьёва Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические игры с мячом. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2009 – 64 с.
- Глинка Г. Буду говорить, читать, писать правильно. - СПб.: Питер, 2010. - 288 с.
- Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. - М.:Издательство ГНОМ и Д, 2009.
- Жукова Н. С. Букварь: учебное пособие/ - М. : Эксмо, 2013. – 96 с.
- Каше Г. А., Исправление недостатков речи у дошкольников – М.: «Просвещение», 1971.
- Кислова Т. Р. По дороге к азбуке. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. – М.: «Баласс», 1999.
- Курдвановская Н.В. «Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет». – М., 2006.
- Клименьтьева О. Л. Подготовка детей к обучению грамоте и профилактика нарушений письма. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 176 с.
- Лопухина И. Логопедия/ Речь, ритм, движение. – С.-Пб., 1997
- Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – Волгоград: Учитель, 2004. – 128 с.
- Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе детского сада для детей с ОНР». - СПб,2008 г.
- Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов. – М., 1999
- Соловьёва Н. В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. – М.: ТЦ «Сфера», 2009. – 2004 – 64 с.
- Сухин И.Г. Веселые скороговорки для непослушных звуков. – Ярославль, 2004
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием». – М., 2003.
- Шумаева Д. Г. «Как хорошо уметь читать!» Обучение дошкольников чтению: Программа-конспект. — СПб: «Детство-Пресс», 1999. — 188 с.
Предполагаемый результат
Программа «Грамотейка» позволит детям овладеть фонетической системой русского языка, элементами грамоты; навыками звуко-слогового анализа; умением делить предложения на слова, слова на слоги, а слоги на звуки. Дошкольники смогут усвоить довольно сложную систему графических символов – букв, обозначающих звуки речи, приобрести элементарные технические навыки чтения, научатся понимать смысл написанных слов, предложений, небольших текстов. Систематическое и последовательное использование предлагаемого материала обеспечит развитие у детей оптико-пространственных ориентировок, тонкой моторики пальцев рук, устной речи (расширение словарного запаса, развитие грамматических навыков, связной речи), что позволит в дальнейшем избежать ошибок при чтении и письме во время обучения в школе.
«Коррекция фонематических нарушений»
Подгруппа | № | Фамилия имя ребёнка | Группа |
Расписание занятий
Дни недели | Время | Номер подгруппы | Фамилия имя ребёнка |
Понедельник | 1 | ||
2 | |||
Вторник | 3. | ||
Четверг | 1. | ||
2. | |||
Пятница | 3. |
Приложения
Приложение 1
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ОСОЗНАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ЯЗЫКА
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ИТОГО | ОЦЕНКА в.у.-12 б., с.у.-6 б., н.у.-6 б |
Сказать 1 слово | Сказать 1 звук | Придумать слово на заданный звук «С» | Придумать слово на заданный слог «ША» | Сколько в слове звуков «лиса» | Составить схему, назвать звуки в этом слове (согл., тв., согл.м., гл.) | Разделить слова «МАШИНА» на слоги, назвать слоги: 1, 2, 3. | Собрать слово из звуков ВОЛК, ТАНК. | Сказать одно предложение | Сколько слов в предложении «ДЕТИ ЛЮБЯТ ГУЛЯТЬ» | Назвать 1,2,3 слово | Назвать 2,3,1 слово | ||||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 | |||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 |
Приложение 2
ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
№ п/п | Обследование фонематического восприятия | Обследование фонематического анализа | Обслед. фонематич. синтеза | Вывод | ||||||||
Зад.1 Определ. наличие или отсутствие задан.звука в слове | Зад.2 Найди картинку с задан. звуком | Зад.3 Услышать слово с задан. звуком | Зад.5 Выделение ударного гласного в начале слова | Зад.6 Выделение глас. звука в середине слова | Зад.7 Выделение гласного звука в конце слова | Зад.8 Выделение согл.звука в конце слова | Зад.9 Выделение согл.звука в начале слова | Зад.11 Определ. кол-во звуков в слове | Зад.14 Определ. места задан. звука в слове | Зад.16 Составить слова из задан. кол-ва звуков (от 3 до 5) | ||
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
7 | ||||||||||||
8 |
Приложение 3
Тестовый лист диагностики навыка чтения
Летом.
Наступило тёплое лето. В саду поспела смородина. Даша и Таня собирают её в ведёрко. Затем девочки кладут смородину на блюдо. Мама будет варить из неё варенье. Зимой в холода дети будут пить чай с вареньем. |
Вопросы для оценки понимания прочитанного:
- Какая ягода поспела в саду?
- Кто собирал смородину в ведёрко?
- Куда девочка положила смородину?
- Что мама сварит из ягод?
- Что будут делать дети зимой в холода?
Способ чтения: слоговое, целыми словами.
Правильность чтения: без ошибок, с ошибками (указать вид ошибок).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс логоритмических упражнений по преодолению фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Работа содержит подборку логоритмических упражнений для устранения фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА
Программа разработа в соответствии с ФГОС, предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедического пункта...
Преодоление фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией средствами дидактических игр
Стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. При минимальных дизар...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи (подг. группа)
Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-разви...
Рабочая программа по преодолению общего недоразвития речи
Проблема преодоления общего недоразвития речи у дошкольников подготовительной группы относится к числу наиболее актуальных для современной логопедии. Настоящая программа носит коррекционно-разви...
Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет
В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...