Система игр по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Маркова Ольга Григорьевна

Лексические игры и упражнения по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_igr_po_leksicheskim_temam.docx61.63 КБ

Предварительный просмотр:

Система лексико-грамматических игр и упражнения по лексическим темам

Разработала

учитель-логопед

Маркова О.Г.

I период

1. Овощи и фрукты.

Цели: научить детей называть овощи и фрукты, обратить внимание на признаки: цвет, форма, вкус, рассказать, где и как растут, что из них готовят, в чем их польза? Научить загадывать и отгадывать загадки.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец – огурчик ...

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных: помидор - помидоры).

* «Веселый счет» (согласование существительных с числительными).

* «Что где растет» (составление словосочетания): яблоко – на яблоне, груша – на груше

«Соберем урожай» (усвоение глаголов с различным значением:) «Я дергаю морковь».

* «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблок – яблочный …

* «Чего много в корзине?» (закрепление категории родительного падежа множественного числа): яблок, груш, абрикосов …

* «Какие бывают?» (употребление в речи прилагательных): морковь – сочная, длинная  ..

* «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» (составление распространенного предложения).

* «Чудесный мешочек» (узнай фрукт, овощ по форме, на ощупь).

* «Составь предложение» (дети д. закончить предложение, а затем повторить его полностью – употребление в речи антонимов): Помидор круглый, а морковка  …

* «Что делают в огороде?» (употребление в речи глаголов): вскапывают, сеют, сажают, …

* Связная речь: пересказ р.н.с. «Репка», текстов: «Кто как одет» Э.Шим, «Как яблоки собирают Б. Житков», составление описательных рассказов о фруктах и овощах по схеме Ткаченко».

2. Деревья, кустарники.

Цели: научить детей называть деревья и кустарники, обратить внимание на лиственные и хвойные деревья, на форму и особенности листьев каждого дерева. Отметить состояние деревьев и кустарников ранней и поздней осенью.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных: дерево - деревья ).

* «Посчитай» 1-2-5 (согласование существительных с числительными: клен, дерево, лист).

* «Чего в лесу много?» (закрепление категории родительного падежа множественного числа).

* «Назови лист: у березы, у дуба и т.д.» (образование относительных прилагательных).

* «Телефон» (развитие слухового внимания: взрослый тихо говорит ребенку названия  3-х деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему).

* «Что делает?» (подбор глаголов: ветер – дует, воет, завывает и т.д.).

* «Какое слово не подходит?» (закрепление понятия «родственные слова»: дождь, дождевик, дождливый, подожди и т.д.)

«Объясни словечко» (лексическое значение слов: разноцветные, листопад, проливной).

* «С какого дерева плод? (составление предложений)»

* «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов: высокий – низкий и т.д.)

* Связная речь: составление описательных и сравнительных рассказов о деревьях и кустарниках, пересказ текстов: «Лес осенью» по Скребицкому, «Осина» по Соколову – Микитову.

3. Грибы и ягоды

Цели: дети должны усвоить основные названия грибов и ягод, где они растут, что из них готовят, съедобные, несъедобные.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Посчитай» 2-2-5 (согласование существительных с числительными: боровик, опенок, волнушка, груздь).

* «Чего в лесу много?» (закрепление категории родительного падежа множественного числа).

* «Что приготовим?» (образование относительных прилагательных от существительных: из малины - …)

* «Подбери слово». Что можно делать с грибами? (собирать, срезать, мыть и т.д.)

* «Скажи наоборот: закончи предложение» (употребление в речи антонимов).

* Связная речь: составление описательных рассказов по опорным картинкам, составление рассказа по картине «В лес за грибами», пересказ  текстов: «Последние ягоды» И. Павлова,  «Где растет клюква» Крупенчук  О.И, сказка Сутеева «Под грибом».

4. Я и моя семья.

Цели: научить ребенка называть всех членов семьи и отвечать на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Кто самый младший? Кто самый старший в семье? Ребенок должен уметь называть фамилию, имя, отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию, место работы родителей.

Дидактические игры:

* «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) - …. и т.д.

* «Чей, чьи, чья, чье?» (образование и употребление притяжательных прилагательных): шарф (чей?) – мамин, папин и т.д.

* «Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом А): папа – сын (папа старше, а сын младше) и т.д.

* «Покажи, где…» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама и т.д.

* «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов): старший – младший, молодой - …

* «С кем ты живешь?» (составление предложений с предлогом с): Я живу с папой, с мамой, с сестричкой и т.д.

* «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): сестра - …, сын - … и т.д.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): сын - …, дочь - …и т.д.

* «Договори предложение» (предложение нужно договорить и повторить): Я ем и папа …

* «А у вас?» (составление предложений со значением противопоставления; образование сравнительной степени прилагательных): Наша семья большая, а наша больше.  

* Связная речь: «Расскажи о себе» - используя картинки – символы: ребенок составляет рассказ о своей семье; составление рассказов по картинам.

5. Человек.

Цели: научить ребенка называть части тела человека. Познакомить с их функциями. Расширить словарный запас существительными, глаголами, прилагательными: рука, палец, ноготь, ладонь, колено, грудь, шея, живот, ходить, бегать, прыгать, чесать, морщить, длинноволосый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): ухо – ушко, щека – щечка.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): ухо - уши

* «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с существительными).

* «Для чего?» (составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для). Глаза нужны для того, чтобы видеть.

* «Подумай и ответь». (составление предложений с числительными): Сколько глаз у двух детей? У двух детей четыре глаза.

* «Найди ошибку» (употребление грамматической категории дательного падежа): Ноздри нужны ушам. Подбородок нужен кулаку.

* «Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развитие сообразительности, речи): Живет мой братец за горой – не может встретиться со мной.

* «Что лишнее и почему?»: рука, человек, нога; хлеб, язык, зубы.

* «Чем мы» (употребление существительных во мн. числе творительного падежа): смотрим – глазами; слушаем - ….

* «Объясни пословицы» (развитие мышления, речи): Глаза боятся, а руки делают. Голова – всему начало и т.д.

* «Что можно делать» (употребление в речи глаголов): глазами – глядеть, присматриваться, читать, моргать и т.д.

* «Сравни!» (развитие мышления, речи): человек и кот; человек и обезьяна и т.д.

* «Объясни словечко» (закрепляем лексическое значение слов): пятипалый, двуногий, широкоплечий, длинноволосый, сероглазый и т.д.

* «Он и я» (преобразование формы глаголов 3 лица ед. ч. в форму 1 лица): он ест – я ем и т.д.

* «Исправь предложения» (развивать умение правильно составлять предложение): Книга читает девочку. Пища жует зубы.

* «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов): У Пьеро лицо грустное, а у Буратино … У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса …

* « Помоги художнику» Что забыл нарисовать художник? (развивать умение составлять предложение): Буратино остался без носа.

* Связная речь: описание портрета любимого героя по опорным картинкам и без, составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, пересказ текста «Голова», Крупенчук.

6. Мой дом, мебель.

Цели: дети должны усвоить названия основных видов мебели, ее части, назначение, материал, из которого она изготовлена; части дома, на каком этаже они живут, сколько этажей в доме, сколько комнат в квартире. Ввести в активный словарь следующие части речи: шкаф, диван, стол, кресло, буфет, книжный, кухонный, деревянный, двухэтажный, многоэтажный, треугольная, квадратная, двухкомнатная, трехкомнатная и т.д.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных: кресло - кресла ).

* «Чего в квартире много?» (употребление существительных мн. числа род. п.): стульев, столов, шкафов и т.д.

*»Какая, какой, какие?» * «Посчитай 1 – 2 - 5» (согласование сущ.-х с числительными).

* «В мебельном магазине» (составление предложений): «Я хочу купить письменный стол. Я буду за ним писать».

* «Сравни!» (упражнение в установлении сходства и различия): стул – кресло; кровать – диван и т.д.

* «Какая?» (подбор определений к слову «мебель»): деревянная, мягкая и т.д.

* «Куда спрятались игрушки?» (закрепление употребления предлогов: на, за, под, в).

* «Что есть в доме?» (закрепление основных частей дома): комнаты, стены, окна и т.д.

* «Что можно делать с домом?» (употребление глаголов): строить, ремонтировать и т.д.

* «Сосчитай этажи в каждом доме», «Расскажи, какие бывают квартиры» (образование прилагательных путем основ): одноэтажный, двухэтажный, однокомнатная и т.д.

* «Назови форму» (образование прилагательных) Показываем геометрическую форму и спрашиваем: «Крыша какая? – треугольная; потолок (какой?) – квадратный и т.д.

* «Дом какой?» (подбор прилагательных к слову «дом»):большой, маленький и т.д.

* «В гостях у Михайлы Потапыча и Мишутки» (образование сущ.-х с увеличительными  оттенками): У Мишутки маленький стульчик, а у М.П. большой стулище и т.д.

* Связная речь: описание предметов мебели, дома по схеме Ткаченко, пересказ текстов: «Как дом родился»,Смирнова; «Шкодливый кот», Борисенко.

* Выполнение многоступенчатых инструкций с проговариванием: «Куклу положи в кроватку, мишку посади на стул, кубик поставь на стол».

7. Посуда

Цели: научить детей называть предметы посуды, расширять представление о ее видах, материале, из которого она сделана. Научить различать чайную, кухонную, столовую посуду, активизировать словарь по теме.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных ).

* «Чего много?» (употребление существительных мн. числа род. п.).

* «Из чего сделан предмет?» (образование относительных прилагательных: от существительных): стакан из стекла - … и т.д.

* «Сосчитай до 5» (согласование сущ.-х с числительными).

* «Подбери слова противоположные по смыслу» (образование антонимов): сковорода тяжелая, а чашка легкая;  

* «Магазин» (развивать умение правильно составлять предложение): Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп и т.д.

* «Что где лежит?» (образование родственных слов): сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.

* «Помощники» (закрепляем понятия: чайная посуда, столовая …) Дети расставляют посуду: чайную на поднос, столовую – на обеденный стол, а кухонную – в шкафчик.

* «Сравни!» (упражнение в установлении сходства и различия): чашка – кружка, супница – кастрюля и т.д.

* «Подбирай, называй, запоминай» (употребление в речи слов – действий) :

Покупая в магазине посуду покупатель (что делает?) смотрит, выбирает…

Ухаживая за посудой человек (что делает?) моет, вытирает …

* «Поваренок» (употребление в речи слов - действий в определенном порядке): Расскажи по порядку, что нужно сделать, чтобы приготовить чай (пожарить картошку) и т.д.

* «Многозначные слова» (закрепляем лексическое значение слов): ручка, носик, горлышко.

* «Объясни слово» (закрепляем лексическое значение слов ): мясорубка, самовар, овощерезка, соковыжималка и т.д.

* «Чего не бывает?» (развиваем умение комментирования): не бывает чайника без …(носика).

* Связная речь: составление описательных рассказов о посуде по схеме Ткаченко, пересказ р.н.с. «Лиса и Журавль», текста «Мамина чашка», Н.В. Нищева; заучивание и отгадывание загадок о посуде.

8. Мой город, моя страна.

Цели: дети должны уметь называть города России, страну, город, в котором живут, главные улицы родного города или своего микрорайона, свой адрес; достопримечательности: памятники, учреждения, парки, площади, фонтаны, которые есть на знакомых улицах. Обогащение словарного запаса по теме.

Дидактические игры:

* «Продолжи предложение» (употребление в речи слов - признаков):

В нашем городе много улиц (каких?) красивых, новых и т.д.

В нашем городе много домов (каких?) многоэтажных, кирпичных и т.д.

В нашем городе много людей (каких?) трудолюбивых, смелых и т.д.

* «Сосчитай до 5» (согласование сущ.-х с числительными): один большой город, два …

* «Какие дома?» (образование относительных прилагательных: от существительных):  из кирпича - … , из дерева - … и т.д.

*«Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): фонтан - …, город - … и т.д.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): город – города и т.д.

* «Чего в нашем городе много?» (употребление существительных мн. числа род. п.): парков, улиц, фонарей и т.д.

* «Скажи наоборот» (образование антонимов): старый – новый, широкая - … и т.д.

* «Хвастуны» (образование превосходной степени имен прилагательных). Закончи фразу: «Твоя улица длинная, а моя еще длиннее, твой дом высокий, а мой еще … и т.д.»

* «Исправь предложения» (закреплять умение правильно составлять предложение): Фонари освещаются улицей. Дорога едет по автобусу. Скамейки красят дворника.

Дома стоят над улицей. – Дома стоят на улице. Мы живем на домах. - …. и т.д.

* «Какое слово не подходит?» (развивать умение образовывать  родственные слова): город, городской, горох, горожанка; улица, переулок, улочка, улитка.

* «Продолжи по образцу» (упражнение в словообразовании с помощью суффиксов): дом, домишко, домище; город, городок, городище и т.д.

* «Как назвать фонарь?» (образование относительных прилагательных от существительных),  который стоит»: на улице - …, в театре - …, на бульваре - …, на вокзале - …, в парке - …

* «Путешествие по городу» ( логопед подбирает каждому ребенку комплект картинок, дети составляют по ним небольшой рассказ)

* Связная речь: составление описательных рассказов на тему: «Мой любимый город»; «Городок», Смирнова по опорным схемам. Заучивание пословиц, загадок о родине.

9. Домашние животные и их детеныши.

Цели: учить детей называть домашних животных и их детенышей, обратить внимание на их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними. Активизировать словарь по теме. Научить загадывать и отгадывать загадки о домашних животных.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Кого у нас много?» (употребление существительных мн. числа род. п.).

* «Назови детеныша ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): котенок – котеночек, щенок - … и т.д.)

* «Кто кем был?» (развивать умение называть детенышей домашних животных): собака была щенком и т.д.

* «Кто кем будет?» (закрепление названий животных): Щенок будет собакой и т.д.

* «Назови семью» (формируем умение называть домашних животных): бык, корова, теленок и т.д.

* «Кто чем питается?» (усвоение категории творительного падежа): Лошадь питается овсом и т.д.

* «Кто в домике?» (усвоение названий детенышей животных; составление предложений с предлогом С): В домике кошка с котятами. В домике свинья с поросятами и т.д.

* «Составить предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления). Логопед произносит: Мяу-мяу, хрю, хрю. Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает».

* «Предложение договори и его ты повтори» (употребление глаголов в ед и мн. числе): Котенок лакает, и телята …(лакают). Теленок мычит, и телята …(мычат) и т.д.

* «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных). Логопед показывает части тела домашних животных и задает им вопросы: «чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т.д.

* «Отгадать загадки» (употребление родительного падежа существительных): У кого рога? У кого вымя? Укого мягкие лапки? И т.д.

* «Кто как ест?» (развивать умение называть нужные глаголы): корова жует, собака грызет и т.д.

* «Кто как голос подает?» (научить детей, как дом. животные подают голос): Корова – му-(корова мычит). И т.д.

* «Кто чем защищается?» (употребление существительных в творит. падеже): корова, коза – рогами, лошадь - …, кошка - … и т.д.

* «Кто где живет?» (употребление предлога В): лошади – в конюшне, коровы – в коровнике и т.д.

* «Отгадай, кто это?» (учить детей по повадкам отгадать животное): сторожит, грызет, лает? - …

* Связная речь: составление описательных рассказов о домашних животных по опорным картинкам Ткаченко; пересказ текстов: «Кошка», «Дружок», З.Е.Агранович; составление рассказов по сюжетным  картинам.

10.Дикие животные и их детеныши.

Цели:  учить детей называть диких животных и их детенышей, обратить внимание на их внешний вид, повадки, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище. Почему эти животные называются дикими? Активизировать словарь по теме. Научить загадывать и отгадывать загадки о диких животных.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* « Продолжи предложение.» (употребление существительных мн. числа род. п.): В лесу живет много волков …(зайцев и т.д.)

* «Какие?» (подбор прилагательных к слову «животные»): травоядные, хищные,  и т.д.

* «Кто кем был?» (развивать умение называть детенышей диких животных)

* «Кто кем будет?» (закреплять названия животных)

* «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных): волк, волчица, волчонок – это …(волчья ) семья и т.д.

* «О чем думают животные?» (усвоение падежных окончаний, расширение словаря по изучаемой теме): Медведь в берлоге думает о …(меде). Еж в норе думает о ..(яблочке) и т.д

* «Кто с кем живет? » (усвоение категории творительного падежа): волк живет с волчицей и волчатами. И т.д.

* «Загадочное животное» (дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова): медволк, зайжик, белса, барведь. И т.д.

* «Кто за кем бегает?» (употребление конструкций с предлогом ЗА): Волчонок бегает за …(волком). И т.д.

* «Кто с кем играет?» (употребление конструкций  с предлогом С): Лиса играет с … (лисенком). И т.д.

* «Кто кого кормит?» (усвоение категории родительного падежа): волк кормит …( волчат)

* «Какой?» (подобрать как можно больше признаков  к предмету, согласование прилагательных с существительными): волк (какой?) - …., медведь (какой?) - ….

* «Кто где живет?» (употребление предложного падежа существительного): Лиса живет в норе. Медведь зимует в … . И т.д.

* «Пересчитать животных» (согласование числительных с существительными): один заяц, два зайца,  пять зайцев. И т.д.

* «Угадай и повтори» (развивать у детей слуховое  внимание, мышление): злой, голодный, серый …(волк). И т.д.

* «Продолжи предложение» (усвоение падежных окончаний существительных): Мы можем встретиться в лесу с ежом  ….(лосем, лисой и т.д.)

* «Какое слово не подходит?» (упражнять в подборе родственных слов): волк, волчий, волокно, волчонок, волчица. И т.д.

* «Кто как голос подает?» (употребление глаголов): Медведь – рычит, кабан - …, волк - …,    лиса - …, и т.д.

* «Что общего и чем отличаются?» (развитие речи, мышления): белка и кошка, медведь и еж и т.д.

* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развитие внимания, речи, мышления): Летом ходит без дороги, а зимою спит в берлоге,

                     Мимо сосен и берез,                     От мороза пряча нос. (?)

* Связная речь: составление описательных рассказов о диких животных по опорным картинкам, пересказ текстов: «Ежиная семейка», О.И. Крупенчук; «Как белочка зимует, Г. Скребицкий»; составление рассказов по сюжетным картинам.

II период

1. Зима и зимующие птицы.

Цели: учить детей называть зимующих птиц, поговорить, почему они так называются, чем  питаются, где живут, в чем их польза, как люди помогают птицам в зимнее время. Активизировать словарь по теме. Научить загадывать и отгадывать загадки о зимующих птицах.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными).

* «Сравни птиц с людьми и животными» (обогащение словарного запаса по теме):

У человека – дети, а у птицы птенцы. У человека – нос, а у птицы - …         И т.д.

* «Какое слово не подходит?» (упражнять в подборе родственных слов): голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.

* «Продолжи предложения». (усвоение падежных окончаний существительных, расширение словаря по изучаемой теме): На кормушку прилетело много синиц, воробьев, ворон …. и т.д.

Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам….

Кошки охотятся за воробьями, снегирями…

* «Какая?» (подбор прилагательных к слову птица – логопед называет начало слова, ребенок - конец): краси…, быст…, сме…, летающа…, пою…

*  «Почему так называется?» (работа над лексическим значением слов): длиннохвостая, сероглазая, красногрудая и т.д.

* «Для чего?» (закрепление знаний о частях тела птицы): Для чего птичке клюв? Для чего птичке крылья? И т.д.

* «Что могут птицы?» (активизация глаголов по теме): летать, прилетать, улетать …

* «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами): черное перо – черненькое перышко, серая спина - …

 * «Составь предложение». (формирование навыка составления предложений по 3 опорным картинкам): Птица, гнездо, кормушка. (Птица вылетела из гнезда). И т.д.

* «Кто как говорит?» (употребление в речи глаголов): воробей – чирикает, ворона - …, голубь - …, сорока - … и т.д.

* «Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

                                  Чернокрылый, красногрудый,

                                  И зимой найдет приют.

                                  Не боится он простуды -                

                                  С первым снегом тут как тут. (?) И т.д.

* «Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): красногрудый, перелетные, зимующие, кормушка и т.д.

* «Чем больше, тем лучше» (упражнять в словообразовании) Ребенок должен образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок: у, за, под, от и т.д.) и продемонстрировать их с птичкой,  сделанной из  бумаги. Затем он должен придумать несколько предложений с этими словами.

Связная речь: составление описательных рассказов и загадок о зимующих птицах по опорным картинкам; пересказ текстов: «Снегирь» по Дмитриеву, «Первый снег», Крупенчук О.; «Кормушка», Агранович З.Е.; составление рассказов по сюжетным картинкам; составление сравнительных рассказов о двух  зимующих птицах, например  снегирь и синица.

2. Животные Севера и жарких стран.

Цели: учить детей называть животных севера и жарких стран,  части их тела; поговорить с детьми, где они живут, чем питаются, как передвигаются, как приспособлены к окружающей среде,  их различие.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Посчитай: 1-2-5» (согласование числительных с существительными).

* «Кого не стало?» (усвоение окончаний родительного падежа существительных).

* «Кто чем питается?» (составление предложений)

* «Какой?» (назвать слова-определения к названиям животных): Медведь (какой?) огромный, белый и т.д.

* «Чьи рога, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных): Чьи рога у оленя? – оленьи. Чьи уши у медведя? – медвежьи и т.д.

* «Скажи правильно». (развивать умение составлять фразу) Спрашивает логопед:

Кто быстрее? (черепаха или кобра) – Кобра быстрее черепахи.

Кто тяжелее? (крокодил или кенгуру) Крокодил тяжелее кенгуру. И т.д.

* «Четвертый лишний» (развивать мышление, речь): слон, лев, собак, тигр. И т.д.

* «Сравни!» (образование сравнительной степени прилагательных): Слон высокий, а жираф еще выше. Бегемот тяжелый, а слон еще … И т.д.

* «Объясни словечко» (лексическое значение слов): двугорбый, одногорбый, носорог, пустыня, быстроногий и т.д.

* «Что общего и чем отличаются?» (развитие мышления и речи): заяц и кенгуру, жираф и коза, попугай и воробей.

* «Продолжи предложения!» (усвоение падежных окончаний существительных):

В наших лесах не водится ни слонов, ни зебр, и т.д.

В Африке живут слоны со слонятами, львы со львятами, и т.д.

В зоопарке много слонов, зебр, и т.д.

* «Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

                                              Что за коняшки -

                                             На всех тельняшки. (?)

* «Как ты думаешь для чего?» (развивать мышление, речь): жирафу – длинная шея; верблюду – горбы; черепахе – панцирь и т.д.

* «Назови детенышей» (закрепляем названия детенышей): у львов - …, у верблюдов - …, у слонов - … и т.д.

* «Исправь предложения»: Крокодил – ласковое и доброе животное. У черепахи мягкая шерсть. Слон – самое тяжелое животное, которое ходит по земле. И т.д.

Связная речь: составление описательных рассказов и загадок о животных Севера и жарких стран по опорным картинкам; пересказ текстов: «Слоны», Т. Нуждина; составление рассказов – сравнения, например: «Белый медведь и жираф», пересказ текстов: «Пингвины»; «Лев охотится,» М.Г.Борисенко.

3. Новогодний карнавал

Цели: поговорите с ребенком о том, какой праздник скоро наступит, рассмотрите новогоднюю елку, елочные игрушки, обратите внимание на их внешний вид, материал из которого они сделаны, назовите их, сравните игрушки по величине и цвету. Активизировать словарь по теме.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): маска – масочка, елка – елочка и т.д.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один шар, два шара, пять шаров.

* «Какой? какая? какие?» (подобрать признак к предмету): елка (какая?) нарядная, зеленая, новогодняя и т.д.

* «Какой? какая? Какие?» (подбор относительных прилагательных): шар из стекла (какой?) – стеклянный; домик из бумаги (какой) - …

* «Чем украсим нашу елку?» (усвоение категории творительного падежа): бусами, игрушками, звездами …

* «Составь предложение по двум опорным словам»: Маша – маска. Снегурочка – праздник. Елка – лампочки. И т.д.

* «Исправь ошибку» (работа с деформированными предложениями): Маска любит надевать Машу. Елка пляшет возле Снегурочки.

* «Прохлопайте ритмический рисунок четверостишья» (работа над ритмом):

                  К нам на елку, ой-ё-ёй,

                  Дед Мороз пришел большой,

                  Дед Мороз, Дед Мороз,

                  Он подарки нам принес.

* «Кто пришел на елку» (согласование числительных с существительными) Логопед показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям: «К нам пришли на праздник 2..(медведя, снегурочки. К нам пришли на праздник 3 (клоуна, белки)».

* «Что будешь делать?» (употребление глаголов в форме будущего времени): На празднике я буду веселиться, петь, танцевать, смеяться, играть, наряжаться.

*«Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

                                          Зеленая, колючая

                                          Она в лесу жила.

                                          Под Новый год нарядная,

                                          В гости к нам пришла. (?)

* Связная речь: составление рассказа «Новогодний праздник», Смирнова Л.Н. по опорным картинкам; составление рассказа из личного опыта «Как я украшал новогоднюю елку»; пересказ текстов: «Елка», Агранович З.Е., «Новогодние подарки», Борисенко М.Г.

4. Одежда, обувь, головные уборы.

Цели: дети должны знать назначение и детали одежды, обуви и головных уборов, связь с временами года. Активизировать словарь по теме.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): рубашка – рубашечка, юбка - юбочка и т.д.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными):  одна кепка, две кепки, пять кепок.

* «Договори слово» (усвоение словаря по изучаемой теме): брю.., рубаш…, юб…, шап…, шуб…, и т.д.

* «Что наденем на прогулку?» (усвоение глагола надеть). У детей картинки. Логопед задает вопрос: «Что наденешь ты, а что наденет Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня - платье». И т.д.

* «Какая одежда?» (подбор прилагательных к слову «одежда»: верхняя, детская, взрослая и т.д.

* «Скажи наоборот» (усвоение глагольного словаря по изучаемой теме): надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать и т.д.

* «Подбери слово» (подбор глаголов к слову «одежда»): надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать и т.д.

* «Чего не хватает?» (знакомство с деталями одежды, обуви и головных уборов): Логопед показывает картинку, закрывая какую-либо деталь. Дети комментируют: «У рубашки не хватает рукава». Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица и т.д.

* «Что с чем?» (закрепление знаний детей о деталях одежды и обуви, усвоение конструкций с предлогом с): У меня рубашка с воротником. У меня юбка с поясом. И т.д.

* «Виталик и Лена делали все наоборот» (употребление глаголов с противоположным значением): Виталик обулся – Лена разулась. Виталик упал – Лена поднялась. И т.д.

* «Выполнить указание и ответить на вопрос» (понимание сложных инструкций): Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул. Что ты сделал сначала, а что потом?

* «Моя, мой, мои» (подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя – шапка, мой – шарф, мои – сапоги…)                                                                  

*  Связная речь:  составление описательных рассказов о предметах одежды и обуви по схемам Ткаченко.

5. Профессии и инструменты.

Цели: учить детей называть профессии в городе, в селе, поговорить с детьми о том, какую пользу приносят те или иные профессии, где обучаются профессиям. Чем занимаются люди каждой профессии. Какие инструменты используют люди разных профессий.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): молоток – молоточек, ключ – ключик, нож - …, гайка - …, топор - …, грабли - …

 * «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): пила – пилы, сверло - …, рубанок - …, винт - …

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными):  одна гайка, две гайки, пять гаек.

* «Чем мы» (закрепляем употребление существительных в творительном падеже): рубим дрова – топором, забиваем гвозди - …, пилим дрова - …

* «Придумай предложения с парами слов» (составление предложений): гвоздь – молоток; игла – ткань; пила – дрова; лопата – яма.

* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

                                       1.  Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)

                                       2.  Без головы, а в шляпе,

                                            Одна нога, да и та без сапога. (Гвоздь)

* «Какое слово отличается от других?» (развивать слуховое внимание): молоток, молоток, потолок, молоток.

* «Какое слово не подходит?» (учим образовывать родственные слова): повар, поварешка, поварить, повредить, варить.

* «Что можно сделать?» (употребление в речи глаголов с разными приставками):

          Лопатой – выкопать яму (под-, от-, за-, пере-);

         Ножом – перерезать веревку (от-, с-, под-, на-, про-).

* «Исправь предложения» ((формирование навыка составления предложений):

                        Дыркой сверлят сверло.

                        Гаечный ключ откручивают гайкой.

                        Стекло упало, потому что разбилось.

                        Нож перерезали веревкой.

* «Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): отвертка, наперсток, тиски.

* «Из чего – какой?» (образование относительных прилагательных): из чугуна – чугунный; из металла - …, из бумаги - …, из стали - …, из резины – и т. д.

* «Что бывает:» (развивать умение подобрать нужное слово): каменным – дом, стеклянным - …, бумажным …, металлическим - …

* «Что делают:»  (развивать речь, мышление): топором - …, молотком - …, лопатой - …, граблями - …ножницами - …

* «Что лишнее и почему?» (развивать мышление, речь):

                                           Иголка, шелк, ножницы, наперсток.

                                           Топор, дрова, пила, рубанок.

* «Кем работает человек, который:» (развивать мышление, речь): вставляет стекла - …; управляет подъемным краном - …, проектирует дома - … и т.д.

* «Что делает человек, который работает:» (развивать умение употреблять в речи глаголы): грузчиком – грузит грузы; строителем - …, доктором - …, парикмахером - …

* «Придумай предложения с парами слов» (составление предложений):

                                          строитель – дом

                                           маляр – кисть

                                           крановщик – кран

* «Объясни пословицы» (развитие речи): Не просит ремесло хлеба, а само кормит.

                               Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

*«Определи на слух, какое слово самое длинное» (развивать у детей умение делить слова на слоги):

 дом, груз, винт, экскаватор, кран, склад.

* «Продолжи предложение». (развивать мышление, обогащать словарный запас):

В магазине работают продавцы, кассиры, …

В больнице работают …

Взрослые могут работать … (врачами, продавцами …)

* «Подбери слово» (подбор по смыслу определений):

              Летчик (какой?) – храбрый, смелый.

              Учитель (какой?) - ….

* Связная речь: составить рассказ на тему: «Моя любимая профессия», рассказать о том, кем работают люди, изображенные на картинках, составить рассказ о профессиях родителей по опорным картинкам.

6. Транспорт.

Цели: учить детей называть все виды транспорта: водный, наземный, воздушный; его назначение, кто управляет транспортом, правила дорожного движения.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): машина – машинка, самолет - …, ракета - …, грузовик - …

 * «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными):  один самолет, два самолета, пять самолетов.

* «Продолжи предложения» (закреплять названия транспорта, падежные окончания существительных):

В городе можно ездить на автобусе, на трамвае, в метро.

В городе много трамваев, троллейбусов и т.д.

* «Перечисли, что может:» (активизировать словарный запас по теме):

             летать - …, ездить - …, плавать - …

* «Что может делать:» ((развивать умение употреблять в речи глаголы):

          Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться….

          Корабль - …

          Самолет - …

* «Как назвать остановку?» (образование относительных прилагательных): трамвая - …, автобуса - …, троллейбуса - …

* «Исправь предложения» (развивать умение правильно составлять предложение):

Дом подъехал к машине.           Касса покупает билет у пассажира.

Люди перевозят автобус.          Улица ехала по городской машине.

* «Какое слово отличается от других?» (развиваем слуховое внимание):

       Самолет, самосвал, самолет, самолет.

* «Какое слово не подходит?» (учим образовывать родственные слова):

  Машенька, машина, машинный, машинка.

  Море, морской, молоко, заморский, моряк.

* «Что общего и чем отличаются?» (развивать мышление, речь): конь и велосипед.

* «Скажи наоборот» (употребление глаголов с противоположным значением):

отъехал – подъехал;              вылетел – залетел;

въехал – съехал;                 взлетел – приземлился;

выехал – заехал                  укатил – прикатил и т.д.

* «Заучивание шутки» (усвоение глагола «ехать с разными приставками):

Ехали мы, ехали, до горки доехали,

Въехали, съехали и дальше поехали. И т.д.

* «Объясни слово» (словообразование существительных путем сложения основ):

Само…плюс…лет получаем (самолет). Почему так называется?

Само…плюс.. кат получаем (самокат). Почему так называется? И т.д.

* Связная речь: составление рассказа - описания о любом виде транспорта; составление рассказов по сюжетным картинкам; пересказ текста «Хорошо, когда много снега», Бундин В.

7. Наша армия.

Цели: учить детей называть разные рода войск, военную технику, военные профессии. Воспитывать уважение и любовь к Российской армии. Активизировать словарь по данной теме.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): солдат – солдатик, вертолет - …, винтовка - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): боец - …, солдат - …, танкист - …

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один легкий танк, два легких танка, пять легких танков; одна подводная лодка - …

*«Продолжи предложения» (обогащение словарного запаса существительными, глаголами):

                    В нашей армии служит много … (десантников, солдат, офицеров…)

                    Наши защитники умеют … (воевать, сражаться, побеждать …и т.д.)

«Какое слово не подходит?» (развивать умение подбирать родственные слова):

                  Воин, воинский, воет, воевать, война.

                              Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.

* «Объясни словечко» (закрепляем лексическое значение слов по теме): пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник и т.д.

* «Как называется человек, который:» (обогащение словаря):

                     летает на вертолете – вертолетчик;

                     ездит на танке - …

                     служит в пехоте - …

                     прыгает с парашютом - …

                    служит на подводной лодке - …

* «Объясни пословицы» (развивать речь, мышление):

  Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.

  Бой отвагу любит.

* «Определи на слух, какое слово самое длинное» (формировать умение делить слова на слоги): бомба, пуля, граната, мина.

* «Составь предложение с парами слов» (учить детей составлять предложение, по опорным словам): пограничник – собака; пограничник – собака и т.д.

* «Отгадай загадку и объясни, что тебе помогло ее отгадать» (развивать мышление, речь):

                          Не трактор, а с гусеницами,

                          Не крепость, а с башней,

                          Не ружьё, а с дулом. (Танк)

* «Кто где служит?» (обогащение словарного запаса существительными):

  В артиллерии служат – артиллеристы             В ракетных - …

В летных войсках - …                                         В море несут службу - ….

В пехоте - …                                                         В зенитных войсках - ...

* Связная речь: продолжить рассказ по данному началу, выучить стихотворение «Дуют ветры в феврале…», побеседовать по рассказу «Алый», Ю.Коваль; пересказ текста «Суворовец», Борисенко; составить рассказ  по картине «На границе».

 III период

1. Мамин день.

Цели: побеседовать с детьми о празднике 8 марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день. Научить детей словам поздравления, закрепить знания о женских профессиях: врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера. Обогатить словарный запас по теме.

Дидактические игры:

* «Один - много» (образование множественного числа существительных): брат – братья, сестра - …, внук - …, сын - …, друг - …

* «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар - варит, учитель - …, врач - …, продавец - …, воспитатель,  парикмахер - …

* «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) - …, продавец продает (что?) - …, врач лечит (кого?) - …

* «Кому что нужно для работы?» Повару нужно (что?) – кастрюля, поварёшка, …

Учителю нужно (что?) -  …

* «Найди ошибку» (развитие логического мышления):

Врачу нужно (бинт, вата, шприц, кастрюля, …).

Врач варит суп. Повар лечит людей.

* «Подбери признак» : мама (какая?) - … (сестрёнка, бабушка, воспитательница).

* «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мама – мамочка, мамуля (бабушка, сестра, тетя).

* «Кто лишний и почему?» (развивать мышление, речь): Мама, соседка, бабушка, дочка.

       Мама, март, апрель, май.

* «Какое слово не подходит?» (учим образовывать родственные слова): дочь, дочка, дочиста, дочурка; бабушка, бабуля, бублик, бабуся.

* «Исправь предложения». (развивать логическое мышление):

    Сначала родились мы, а потом - наши родители.

    Бабушка младше мамы.

    Я – бабушкина дочка.

* «Определи на слух самое короткое слово» (учим детей делить слова на слоги): доченька, дочурка, дочь, дочка.

* «Объясни пословицы» (развивать логику, речь):

    Вся семья вместе – так и душа на месте.

    Где лад, там и клад.

    Где любовь да совет, там и горя нет.

* «Кто из этих людей твои родственники?» (развивать мышление, речь): мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник и т.д.

 * «Назови отчества женщин и мужчин» (формировать умение образовывать новые слова):

Александр – Александровна, Александрович;                      Георгий - …

Алексей - …                                                                               Денис - …

Андрей - …                                                                                 Евгений - …

Антон - …                                                                                   Иван - …

Борис - …                                                                                    Лев - …

Василий - …                                                                                Максим - …

* Связная речь: заучивание стихотворений и загадок; составление рассказа-описания «Моя мама» по опорным картинкам; пересказ текста «Женский день», В Осеева; составление рассказов по сюжетным картинкам.

2. Весна.

Цели: учить детей называть времена года в определенной последовательности, весенние месяцы, основные признаки весны, устанавливать причинно-следственные связи (почему снег тает, почему бегут ручьи и т.д.). Активизировать словарь по теме.

Дидактические игры:

* «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна): ранняя, поздняя, дружная, красивая и т.д.

* «Почемучка» (установление элементарных причинно-следственных связей):

Почему весной тает снег? Почему бегут ручьи? Почему тает лед? И т.д.

  • «Скажи наоборот». (образование антонимов): холод – тепло, солнечный - …, радостный - …, глубокий - …, быстрый - …

«* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): лужа – лужица, облако - …, ветер - …, ручей - …, снег - …и т.д.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): ветер – ветры, облако - …, сосулька – и т.д.

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один маленький подснежник, два маленьких подснежника, пять маленьких подснежников.

* «Найди общее слово». (подбор существительных):

   льется, журчит – ручей;                           пригревает, ослепляет - …

   дует, шумит - …(ветер);                          голубое, высокое - …

* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

                                              Первый вылез из землицы

                                        На проталинке.

                                              Он мороза не боится,

                                              Хоть и маленький. (?)

*«Какое слово отличается от других?» (развитие слухового внимания):

           Подснежник, валежник, подснежник, подснежник.

* «Исправь предложения» (развитие логического мышления):  

Наступила весна и листья опали.

Весной птицы улетают в теплые края.

Снег тает, потому что текут ручьи. И т.д.

* «Подбери существительные к действиям». (обогащение словарного запаса):

тает – снег            распускаются - …                    зеленеет - …

бегут - …              появляются - …                       прилетают - …

цветут - …

* «Какое слово не подходит?» (развивать умение подбирать родственные слова):

Дуть, дунул, сдул, диванчик.

Цветок, цветик, расцветка, свисток, цветастый.

* «Прошагаем загадку» (развиваем ритм):

           Тает снежок,

           Ожил лужок,

           День прибывает,

           Когда это бывает? (?)

* «Хлопни в ладоши» (развивать внимание, мышление). Логопед произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно и т.д. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.

* «Скажи правильно» (Развитие внимания, мышления):

Распускаются листочки или цветочки?

Порхают птички или лисички?

Тает снежинка или пушинка? И т.д.

* Связная речь: составление рассказов: «Наступила весна», «Мастерим скворечники» по серии сюжетных картинок; «Три весны» по опорным картинкам, заучивание наизусть стихотворения «Апрель, Апрель!», составление рассказов о весне по сюжетным картинкам.

3. Подводный мир.

Цели: учить детей называть рыб, их части тела; поговорить чем они питаются, где обитают.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): ерш – ершик, сом – сомик, горбуша - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): ёрш – ерши, рыба - …, щука - …

* «Посчитай рыбок: 1-2-5» (согласование числительных с существительными):  рабка, рыбак, лещ, ерш, плавник.

* «Вопросы - ответы» (усвоение притяжательных прилагательных):

Чья голова? Это рыбья голова. Чьи жабры? Это рыбьи жабры. И т.д.

* «Подбери слово» (подбор глаголов к слову РЫБА): ловить, чистить, мыть разделывать, потрошить и т.д.

*«Рыбы-великаны» (формировать навыки словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами: -ще, -ища): пескарь – пескарище, окунь - …, ерш - …

* «Отгадать и объяснить загадки про рыб» (развивать мышление, речь):

1.Ног нет, а движется, перья есть, а не летает,

Глаза есть, а не мигает. (?)

2. У родителей и деток вся одежда из монеток. (?)

* «Рыбка какая?» (подобрать слова- признаки): серебристая, колючая, маленькая …

* «Подбери слова - родственники» (учить образовывать родственные слова): рыбка, рыбак, рыболов, рыбачить и т.д.

* «Выбери нужное действие» (употребление глагола «плыть» с разными приставками):

Рыбка к камню … (отплыла, подплыла). Рыбка от берега (переплыла, подплыла). И т.д.

* «Составь предложение» Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч кому – либо из детей и просит сказать предложение из 2, 3, 4, слов про акулу (пескаря, щуку, окуня, судака).

* Связная речь: заучивание и отгадывание загадок, стихотворений, скороговорок о рыбах, составление описательных и сравнительных рассказов о рыбках по картинкам-опорам; пересказ текста «Лёвушка-рыбак», И. Гурвич; составление рассказов по сюжетным картинкам.

4. По страницам детских книг.

Цели: познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто,  А.С.Пушкина. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.

Дидактические игры:

* «Из каких произведений эти строчки?» (развивать мышление, память, речь):

                               Сел он утром на кровать,

                               Стал рубашку надевать.

                               В рукава просунул руки –

                               Оказалось, это брюки («Вот какой рассеянный»)

* «Подскажи словечко» (развивать мышление, память, речь):

                               А потом

                               Ты покатился и назад ….

                                (не воротился).

                                                       («Мяч»)

                                 А зубастый крокодил

                                Чуть меня … (не проглотил).

                                                        («Где обедал воробей?»)

* «Будь внимательным» (развивать слуховое внимание, память сообразительность):

   - В каком стихотворении Маршака мы встречаем льва, лисицу, слона, журавля, носорога, кенгуру, мохнатого медведя, зубастого крокодила?

                                                                                      («Где обедал воробей»)

   - Название какого животного пропущено?

                                                                        (Моржа)

-Из каких сказок К.И. Чуковского эти строки?

             И горы встают перед ним на пути,

             И он по горам начинает ползти.

             А горы все выше, а горы все круче,

             А горы уходят под самые тучи.

                                                                  («Айболит»)

5. Космос. Земля – наша планета.

 Цели: дети должны знать, на какой планете они живут, какую форму она имеет, почему на Земле бывают день и ночь? Отчего сменяются времена года? Почему в космос летают на ракете? Учить называть планеты Солнечной системы, познакомить с тем, кто их изучает, при помощи чего.

Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): ракета – ракетка, звезда - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): планета – планеты, космонавт - …,

* «Скажи наоборот» (употребление в речи слов-антонимов): далеко – близко, сысоко - …, взлететь - …, темно - …, улететь - … и т.д.

* «Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): приземлиться, прилуниться, приводниться, космонавт, телескоп, звездочет.

* «Сосчитай до 5 со словами: ракета, космонавт, корабль, спутник, телескоп, звезда» (согласование числительных с существительными)

* «Добавь нужное слово, а потом повтори все предложение» (развивать мышление, речь):

В космос летит …                                  Вокруг своей оси вращается …

Звезды наблюдает …                             предсказывает судьбу …

* «Где какой?» (образование относительных прилагательных): на Земле – земной; на Луне - …, на Солнце - …

* «Исправь предложения» (формировать умение правильно строить предложение):

Сел наш космонавт в комету и полетел.

Космический корабль приводнился в степи.

Телескоп смотрит ночью в астронома.

* «Подбери слова - родственники» (учить подбирать родственные слова): космос- космический, космонавт; луна - …, звезды - …,

* «Какое слово не подходит?» (развивать мышление): Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.

* «Назови планеты» Игра с мячом. (активизация словаря по теме): …

* «Что лишнее и почему?» (развитие логического мышления):

         Солнце, Луна, лампа.

         Луна, земля, меньше.

* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

            1. Светит, сверкает, всех согревает. (?)

            2. Рассыпался горох на тысячи дорог. (?)

* «Придумай предложения с парами слов» (формировать умение правильно строить предложение): Земля и Солнце; космонавт и станция.

* Связная речь: пересказ текстов: «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит», «Искусственные спутники», «Космические станции» М.Бул; составление рассказа по опорным картинкам «От колесницы до ракеты», М.Г. Борисенко; заучивание наизусть стихотворений, загадок о космосе.

6. Продукты питания.

Цели: учить детей называть продукты питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.

Дидактические игры:

* «Чем угостишь друга?» (усвоение категории творительного падежа). Дети составляют предложения по образцу: «Я угощу…»

* «Что из чего?» (усвоение категории родительного падежа ед. ч. с предлогом из):

                                          сыр делают из молока;

                                           хлеб делают из теста;

                                           компот варят из фруктов;

                                           суп готовят из овощей и т.д.

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): торт – тортик, молоко - …,  суп - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): колбаса – колбасы, жир - …, сыр - …, масло - …

* «Подумай и ответь» (развивать мышление, речь): Котлеты варят или жарят? Хлеб ломают или режут? Сок пьют или едят?

* «Что будем есть?» (составление предложений со значением противопоставления, употребление глаголов будущего времени): Я буду есть колбасу, а Таня будет есть булку.

* «Для чего нужен предмет?» (употребление предлога для). Дети вместе с логопедом выясняют, для чего нужны следующие предметы: холодильник, мясорубка, соковыжималка, самовар и т.д.

* «Найди ошибку» (развивать слуховое внимание): Я пеку чай и кипячу блины. Я ем сок и пью суп. И т.д.

* «Сосчитай до 5 со словами: полдник, завтрак, обед, сырок.

* «Пирог» (развивать мышление, рифму). Логопед предлагает детям закончить предложения в стихотворении:

Я захотел устроить бал

И я гостей к себе … (позвал). И т.д.\

* «Из чего какое масло?» (образование относительных прилагательных):

    из подсолнечника – подсолнечное;              из кукурузы - …

    из льна - …                                                      из оливок - …

    из сои - …

* «Перечисли известные тебе продукты» (активизация словаря):

         молочные – кефир, сметана, простокваша, ряженка;

         мясные - …

         кондитерские изделия - …

* «Что лишнее и почему?» (развивать мышление, речь): колбаса, котлета, сыр; молоко, кефир, лимонад; хлеб, булка, масло.

Связная речь: составление рассказа «Гости», пересказ текста «Что вкуснее?»  по опорным картинкам, Смирнова Л.Н.; пересказ текста «Мед», Крупенчук О.И.

7. Перелетные птицы и животные весной.

Цели: учить детей называть перелетных птиц, их части тела, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются; познакомить с изменениями, происходящими в жизни диких животных и птиц весной.

 Дидактические игры:

* «Четвертый лишний» (по картинкам: жаворонок, скворец, воробей, грач) – развивать логическое мышление, речь.

* «Улетает – не улетает» Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет. (развивать логическое мышление, речь).

* «Узнай по описанию» (развивать логическое мышление, речь) Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок узнает ее и называет.

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): скворец – скворушка, журавль - …, лебедь - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): грач – грачи, соловей - …, ласточка - …

* «Кто как говорит?»  (закреплять активное употребление в речи глаголов):

                ласточка - щебечет;

                соловей - …(поет, заливается, свистит, щелкает…);

                 журавль - …(курлычет)

                 кукушка - …(кукует);

                 жаворонок - …(звенит).

* «Закончи предложения» (развивать мышление, речь):

                 Птенцы вылупились из …(яиц).

                 Птицы построили много …(гнезд).

                Для скворцов ребята сделали много …(скворечников).

*«Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): насекомые, быстрокрылый, звонкоголосый, трудолюбивый, выводок, кладка и т.д.

*«У птицы:» (учим называть части тела птицы):

                   есть – голова, туловище, хвост, крылья, лапки;

                   нет - … (шерсти, клыков, чешуи).

*«Кого выводят птицы?» (формируем навыки словообразования):

                  журавли – журавлят;                 гуси - …

                  грачи - …                           утки - …

                  скворцы - …

*«Продолжи предложение». (обогащение словарного запаса существительными):

Птицы едят насекомых – жуков, (гусениц, комаров …)

* «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с существительными):

один черный грач, два черных грача, пять черных грачей. И т.д.

* «Исправь предложения» (развивать логическое мышление, речь):

   Червяк склевал скворца. Песня спела соловья. Мохнатая гусеница съела кукушку.

Связная речь: составление описательных рассказов о птицах по опорным картинкам; пересказ текстов: «Скворцы и скворчата», «Кукушка»,Т.Шорыгина; составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда, использовать макет птички.

8. Насекомые.  

Цели: учить детей называть насекомых, их части тела, поговорить о том, чем они питаются, как маскируются, где живут, какую пользу приносят, учить бережному отношению к природе. Активизировать словарь по теме.

   Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): муравей – муравьишко, жук – жучок и т.д.

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): муха – мухи, жук – жуки…

  * «Продолжи предложение» (употребление существительных мн. ч. в род. п.):

Птицы едят насекомых: жуков, гусениц, комаров и т.д.

* «Узнай, чьё крылышко» (употребление родительного падежа существительных): бабочки, стрекозы, пчелы …

* «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций): Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. И т.д.

* «Подбери признак» (употребление в речи прилагательных): бабочка (какая?) - …, муравей (какой?) - …

* «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в ед. ч.):  Муравей сидел около …. Божья коровка ползла по …. Жук спрятался под … И т.д.

* «Подбери слово» (подбор глаголов к слову насекомые): летают, порхают, ползают, прыгают и т.д.

* «Кто как передвигается?» (составление сложных предложений со значением противопоставления): Муравей ползает, а бабочка …  Гусеница ползает, а кузнечик …

* «Насекомые - великаны» (употребление слов с увеличительными оттенками): Составление предложений по образцу: Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. И т.д.

* «Четвертый лишний» (употребление сложных предложений с союзом потому что). На доске – четыре картинки – одна –лишняя. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое.»

* «У насекомых есть» (расширение словарного запаса): голова, усы, крылья, шесть лапок.

Связная речь: составление рассказа-описания насекомого по опорным картинкам; пересказ текстов по опорным картинкам: «Ивовый пир», Н.Сладков; «Майский жук», Ушинский; составление рассказа «Как бабочка летала» (усвоение предлогов: под, из-под, глагола летать с разными приставками, использовать макет бабочки. Составление сравнительных рассказов, например: о муравье и стрекозе.

9. День Победы.

Цели: поговорить с детьми о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая, и почему он называется «День Победы». Рассказать о героях ВОВ. Активизировать словарь по теме.

   Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): звезда – звездочка, солдат - …, кепка - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): герой –герои, боец – бойцы, ветеран - …

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один легкий танк, два легких танка, пять легких танков; одна подводная лодка - …

*«Продолжи предложения» (обогащение словарного запаса существительными, глаголами):

                    В нашей армии служит много … (десантников, солдат, офицеров…)

                    Наши защитники умеют … (воевать, сражаться, побеждать …и т.д.)

«Какое слово не подходит?» (развивать умение подбирать родственные слова):

                  Воин, воинский, воет, воевать, война.

                         Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.

* «Объясни словечко» (закрепляем лексическое значение слов по теме): пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник и т.д.

* «Как называется человек, который:» (обогащение словаря):

                     летает на вертолете – вертолетчик;

                     ездит на танке - …

                     служит в пехоте - …

                     прыгает с парашютом - …

                    служит на подводной лодке - …

* «Объясни пословицы» (развивать речь, мышление):

  Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.

  Бой отвагу любит.

* «Определи на слух, какое слово самое длинное» (формировать умение делить слова на слоги): бомба, пуля, граната, мина.

* «Составь предложение с парами слов» (учить детей составлять предложение, по опорным словам): пограничник – собака; пограничник – собака и т.д.

* «Отгадай загадку и объясни, что тебе помогло ее отгадать» (развивать мышление, речь):

                          Не трактор, а с гусеницами,

                          Не крепость, а с башней,

                          Не ружьё, а с дулом. (Танк)

* «Кто где служит?» (обогащение словарного запаса существительными):

  В артиллерии служат – артиллеристы               В ракетных - …

  В летных войсках - …                            В море несут службу - ….

  В пехоте - …                                   В зенитных войсках - ...

* Связная речь: продолжить рассказ по данному началу, побеседовать по рассказу «Алый», Ю.Коваль; пересказ текста «Суворовец», Борисенко.; составить рассказ  по картине «На границе».

10 Хлеб.

Цели: учить детей называть хлебобулочные изделия, сформировать представление о выращивании культурных растениях (злаках), о труде хлебороба, пекаря. Воспитывать бережное отношение к хлебу.  Обогатить словарный запас по теме.

   Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): булка - булочка…, колос - …, батон - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): колос – колосья, пахарь – пахари, поле - …

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): одна сдобная булка, две сдобные булки, пять сдобных булок.

* «Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшеничный, ржаной, свежий, черствый, вкусный, хрустящий…

* «Четвертый лишний» ((развивать мышление, речь):

батон, буханка, масло, булка

кекс, кефир, пирожное, торт

* «что можно делать с хлебом?» (активное употребление в речи глаголов): покупать, печь, есть, резать, ломать, брать и т.д.

* «Скажи наоборот» (подбор антонимов): черный – белый; мягкий хлеб - …, сладкий, горячий, легко - …, продавать…

* «Какой?» (образование прилагательных от существительных): хлеб – хлебный, рожь - …, пшеница - …, сдоба - …

* «Что сначала, а что потом» ((понимание логико-грамматических конструкций):

  Сначала хлеб сеют, а потом землю пашут.

  Сначала булки пекут, а потом тесто замешивают.

  Сначала пшеницу мелют, а потом землю пашут.

* «Считалка» (работа над ритмом: на каждую строчку 4 хлопка):

            Наш сластена очень рад,

            Семь пирожных съел подряд.

* «Скороговорка» (обогащение словарного запаса, работа над ритмом; на каждое слово подняться на носочки и опуститься на пятки):

    Бублик, баранку, батон и буханку

    Пекарь из теста испек спозаранку.

* «Назови родню» (подбор родственных слов к слову хлеб): хлебушек, хлебец, хлебный, хлебница и т.д.

* Связная речь: драматизация сказки «Колобок», составление описательных рассказов о хлебобулочных изделиях по опорным картинкам; составление рассказов по картинам на тему «Хлеб», пересказ текстов; заучивание загадок, стихотворений по теме.

11. До свидания, детский сад.

Цели: научить детей называть школьные принадлежности; поговорить о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы они будут изучать. Спросить детей: «Что школьники кладут в пенал, в портфель?» Активизировать словарь по теме.

  Дидактические игры:

* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): карандаш – карандашик, портфель – портфельчик, линейка - …

* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): тетрадь – тетради, альбом - …

* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один простой карандаш, два простых карандаша, пять простых карандашей.

* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):

             Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

             А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (?)

* «Подбери признак» (подбор прилагательных): портфель (какой?) кожаный, вместительный, яркий, большой и т.д.

* «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных): У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейка.

* «Подскажи словечко» (развивать мышление, речь):  

Быть должны всегда в порядке твои школьные … (тетрадки).

Чтобы было где писать, в школе нам нужна …(тетрадь).

* «Объясни пословицы» (развивать мышление, речь):  

Ученье – путь к уменью. Ученье свет, неученье – тьма.

* «В школе» (активное употребление в речи глаголов): «Чему вы научитесь в школе?»

*Я научусь в школе писать, читать, считать, думать….

* «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными):

Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает «что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две ручки (5 тетрадей, 2 карандаша и т.д.) »

* «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник – умница, ученик - …, учитель - …

* Связная речь: составление описательных рассказов о школьных принадлежностях; чтение и пересказ рассказа «Филиппок», Л.Толстой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»

Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...

НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)

НОД  по развитию речи для детей 5 – 6  лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение  и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...

Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.

        В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной  логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой.  Программа хорошо проработана, по н...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...