Система игр по лексическим темам
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Лексические игры и упражнения по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_igr_po_leksicheskim_temam.docx | 61.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Система лексико-грамматических игр и упражнения по лексическим темам
Разработала
учитель-логопед
Маркова О.Г.
I период
1. Овощи и фрукты.
Цели: научить детей называть овощи и фрукты, обратить внимание на признаки: цвет, форма, вкус, рассказать, где и как растут, что из них готовят, в чем их польза? Научить загадывать и отгадывать загадки.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец – огурчик ...
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных: помидор - помидоры).
* «Веселый счет» (согласование существительных с числительными).
* «Что где растет» (составление словосочетания): яблоко – на яблоне, груша – на груше
«Соберем урожай» (усвоение глаголов с различным значением:) «Я дергаю морковь».
* «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблок – яблочный …
* «Чего много в корзине?» (закрепление категории родительного падежа множественного числа): яблок, груш, абрикосов …
* «Какие бывают?» (употребление в речи прилагательных): морковь – сочная, длинная ..
* «Что ты съешь сам, что отдашь другу, а что положишь в вазу?» (составление распространенного предложения).
* «Чудесный мешочек» (узнай фрукт, овощ по форме, на ощупь).
* «Составь предложение» (дети д. закончить предложение, а затем повторить его полностью – употребление в речи антонимов): Помидор круглый, а морковка …
* «Что делают в огороде?» (употребление в речи глаголов): вскапывают, сеют, сажают, …
* Связная речь: пересказ р.н.с. «Репка», текстов: «Кто как одет» Э.Шим, «Как яблоки собирают Б. Житков», составление описательных рассказов о фруктах и овощах по схеме Ткаченко».
2. Деревья, кустарники.
Цели: научить детей называть деревья и кустарники, обратить внимание на лиственные и хвойные деревья, на форму и особенности листьев каждого дерева. Отметить состояние деревьев и кустарников ранней и поздней осенью.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных: дерево - деревья ).
* «Посчитай» 1-2-5 (согласование существительных с числительными: клен, дерево, лист).
* «Чего в лесу много?» (закрепление категории родительного падежа множественного числа).
* «Назови лист: у березы, у дуба и т.д.» (образование относительных прилагательных).
* «Телефон» (развитие слухового внимания: взрослый тихо говорит ребенку названия 3-х деревьев, а он шепчет эти названия на ухо следующему).
* «Что делает?» (подбор глаголов: ветер – дует, воет, завывает и т.д.).
* «Какое слово не подходит?» (закрепление понятия «родственные слова»: дождь, дождевик, дождливый, подожди и т.д.)
«Объясни словечко» (лексическое значение слов: разноцветные, листопад, проливной).
* «С какого дерева плод? (составление предложений)»
* «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов: высокий – низкий и т.д.)
* Связная речь: составление описательных и сравнительных рассказов о деревьях и кустарниках, пересказ текстов: «Лес осенью» по Скребицкому, «Осина» по Соколову – Микитову.
3. Грибы и ягоды
Цели: дети должны усвоить основные названия грибов и ягод, где они растут, что из них готовят, съедобные, несъедобные.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Посчитай» 2-2-5 (согласование существительных с числительными: боровик, опенок, волнушка, груздь).
* «Чего в лесу много?» (закрепление категории родительного падежа множественного числа).
* «Что приготовим?» (образование относительных прилагательных от существительных: из малины - …)
* «Подбери слово». Что можно делать с грибами? (собирать, срезать, мыть и т.д.)
* «Скажи наоборот: закончи предложение» (употребление в речи антонимов).
* Связная речь: составление описательных рассказов по опорным картинкам, составление рассказа по картине «В лес за грибами», пересказ текстов: «Последние ягоды» И. Павлова, «Где растет клюква» Крупенчук О.И, сказка Сутеева «Под грибом».
4. Я и моя семья.
Цели: научить ребенка называть всех членов семьи и отвечать на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Кто самый младший? Кто самый старший в семье? Ребенок должен уметь называть фамилию, имя, отчество каждого члена семьи, домашний адрес, профессию, место работы родителей.
Дидактические игры:
* «Подбери признак» (согласование имени существительного с прилагательным): мама (какая?) - …. и т.д.
* «Чей, чьи, чья, чье?» (образование и употребление притяжательных прилагательных): шарф (чей?) – мамин, папин и т.д.
* «Сравнить, кто старше/младше» (составление сложносочиненного предложения с союзом А): папа – сын (папа старше, а сын младше) и т.д.
* «Покажи, где…» (понимание логико-грамматических конструкций): мамина дочка, дочкина мама и т.д.
* «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов): старший – младший, молодой - …
* «С кем ты живешь?» (составление предложений с предлогом с): Я живу с папой, с мамой, с сестричкой и т.д.
* «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): сестра - …, сын - … и т.д.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): сын - …, дочь - …и т.д.
* «Договори предложение» (предложение нужно договорить и повторить): Я ем и папа …
* «А у вас?» (составление предложений со значением противопоставления; образование сравнительной степени прилагательных): Наша семья большая, а наша больше.
* Связная речь: «Расскажи о себе» - используя картинки – символы: ребенок составляет рассказ о своей семье; составление рассказов по картинам.
5. Человек.
Цели: научить ребенка называть части тела человека. Познакомить с их функциями. Расширить словарный запас существительными, глаголами, прилагательными: рука, палец, ноготь, ладонь, колено, грудь, шея, живот, ходить, бегать, прыгать, чесать, морщить, длинноволосый, высокий, низкий, рыжеволосый, светловолосый.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): ухо – ушко, щека – щечка.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): ухо - уши
* «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с существительными).
* «Для чего?» (составление и употребление в речи сложных предложений с предлогом для). Глаза нужны для того, чтобы видеть.
* «Подумай и ответь». (составление предложений с числительными): Сколько глаз у двух детей? У двух детей четыре глаза.
* «Найди ошибку» (употребление грамматической категории дательного падежа): Ноздри нужны ушам. Подбородок нужен кулаку.
* «Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развитие сообразительности, речи): Живет мой братец за горой – не может встретиться со мной.
* «Что лишнее и почему?»: рука, человек, нога; хлеб, язык, зубы.
* «Чем мы» (употребление существительных во мн. числе творительного падежа): смотрим – глазами; слушаем - ….
* «Объясни пословицы» (развитие мышления, речи): Глаза боятся, а руки делают. Голова – всему начало и т.д.
* «Что можно делать» (употребление в речи глаголов): глазами – глядеть, присматриваться, читать, моргать и т.д.
* «Сравни!» (развитие мышления, речи): человек и кот; человек и обезьяна и т.д.
* «Объясни словечко» (закрепляем лексическое значение слов): пятипалый, двуногий, широкоплечий, длинноволосый, сероглазый и т.д.
* «Он и я» (преобразование формы глаголов 3 лица ед. ч. в форму 1 лица): он ест – я ем и т.д.
* «Исправь предложения» (развивать умение правильно составлять предложение): Книга читает девочку. Пища жует зубы.
* «Скажи наоборот» (употребление в речи антонимов): У Пьеро лицо грустное, а у Буратино … У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса …
* « Помоги художнику» Что забыл нарисовать художник? (развивать умение составлять предложение): Буратино остался без носа.
* Связная речь: описание портрета любимого героя по опорным картинкам и без, составление небольших рассказов по сюжетным картинкам, пересказ текста «Голова», Крупенчук.
6. Мой дом, мебель.
Цели: дети должны усвоить названия основных видов мебели, ее части, назначение, материал, из которого она изготовлена; части дома, на каком этаже они живут, сколько этажей в доме, сколько комнат в квартире. Ввести в активный словарь следующие части речи: шкаф, диван, стол, кресло, буфет, книжный, кухонный, деревянный, двухэтажный, многоэтажный, треугольная, квадратная, двухкомнатная, трехкомнатная и т.д.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных: кресло - кресла ).
* «Чего в квартире много?» (употребление существительных мн. числа род. п.): стульев, столов, шкафов и т.д.
*»Какая, какой, какие?» * «Посчитай 1 – 2 - 5» (согласование сущ.-х с числительными).
* «В мебельном магазине» (составление предложений): «Я хочу купить письменный стол. Я буду за ним писать».
* «Сравни!» (упражнение в установлении сходства и различия): стул – кресло; кровать – диван и т.д.
* «Какая?» (подбор определений к слову «мебель»): деревянная, мягкая и т.д.
* «Куда спрятались игрушки?» (закрепление употребления предлогов: на, за, под, в).
* «Что есть в доме?» (закрепление основных частей дома): комнаты, стены, окна и т.д.
* «Что можно делать с домом?» (употребление глаголов): строить, ремонтировать и т.д.
* «Сосчитай этажи в каждом доме», «Расскажи, какие бывают квартиры» (образование прилагательных путем основ): одноэтажный, двухэтажный, однокомнатная и т.д.
* «Назови форму» (образование прилагательных) Показываем геометрическую форму и спрашиваем: «Крыша какая? – треугольная; потолок (какой?) – квадратный и т.д.
* «Дом какой?» (подбор прилагательных к слову «дом»):большой, маленький и т.д.
* «В гостях у Михайлы Потапыча и Мишутки» (образование сущ.-х с увеличительными оттенками): У Мишутки маленький стульчик, а у М.П. большой стулище и т.д.
* Связная речь: описание предметов мебели, дома по схеме Ткаченко, пересказ текстов: «Как дом родился»,Смирнова; «Шкодливый кот», Борисенко.
* Выполнение многоступенчатых инструкций с проговариванием: «Куклу положи в кроватку, мишку посади на стул, кубик поставь на стол».
7. Посуда
Цели: научить детей называть предметы посуды, расширять представление о ее видах, материале, из которого она сделана. Научить различать чайную, кухонную, столовую посуду, активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных ).
* «Чего много?» (употребление существительных мн. числа род. п.).
* «Из чего сделан предмет?» (образование относительных прилагательных: от существительных): стакан из стекла - … и т.д.
* «Сосчитай до 5» (согласование сущ.-х с числительными).
* «Подбери слова противоположные по смыслу» (образование антонимов): сковорода тяжелая, а чашка легкая;
* «Магазин» (развивать умение правильно составлять предложение): Я куплю кастрюлю и буду готовить в ней суп и т.д.
* «Что где лежит?» (образование родственных слов): сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.
* «Помощники» (закрепляем понятия: чайная посуда, столовая …) Дети расставляют посуду: чайную на поднос, столовую – на обеденный стол, а кухонную – в шкафчик.
* «Сравни!» (упражнение в установлении сходства и различия): чашка – кружка, супница – кастрюля и т.д.
* «Подбирай, называй, запоминай» (употребление в речи слов – действий) :
Покупая в магазине посуду покупатель (что делает?) смотрит, выбирает…
Ухаживая за посудой человек (что делает?) моет, вытирает …
* «Поваренок» (употребление в речи слов - действий в определенном порядке): Расскажи по порядку, что нужно сделать, чтобы приготовить чай (пожарить картошку) и т.д.
* «Многозначные слова» (закрепляем лексическое значение слов): ручка, носик, горлышко.
* «Объясни слово» (закрепляем лексическое значение слов ): мясорубка, самовар, овощерезка, соковыжималка и т.д.
* «Чего не бывает?» (развиваем умение комментирования): не бывает чайника без …(носика).
* Связная речь: составление описательных рассказов о посуде по схеме Ткаченко, пересказ р.н.с. «Лиса и Журавль», текста «Мамина чашка», Н.В. Нищева; заучивание и отгадывание загадок о посуде.
8. Мой город, моя страна.
Цели: дети должны уметь называть города России, страну, город, в котором живут, главные улицы родного города или своего микрорайона, свой адрес; достопримечательности: памятники, учреждения, парки, площади, фонтаны, которые есть на знакомых улицах. Обогащение словарного запаса по теме.
Дидактические игры:
* «Продолжи предложение» (употребление в речи слов - признаков):
В нашем городе много улиц (каких?) красивых, новых и т.д.
В нашем городе много домов (каких?) многоэтажных, кирпичных и т.д.
В нашем городе много людей (каких?) трудолюбивых, смелых и т.д.
* «Сосчитай до 5» (согласование сущ.-х с числительными): один большой город, два …
* «Какие дома?» (образование относительных прилагательных: от существительных): из кирпича - … , из дерева - … и т.д.
*«Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): фонтан - …, город - … и т.д.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): город – города и т.д.
* «Чего в нашем городе много?» (употребление существительных мн. числа род. п.): парков, улиц, фонарей и т.д.
* «Скажи наоборот» (образование антонимов): старый – новый, широкая - … и т.д.
* «Хвастуны» (образование превосходной степени имен прилагательных). Закончи фразу: «Твоя улица длинная, а моя еще длиннее, твой дом высокий, а мой еще … и т.д.»
* «Исправь предложения» (закреплять умение правильно составлять предложение): Фонари освещаются улицей. Дорога едет по автобусу. Скамейки красят дворника.
Дома стоят над улицей. – Дома стоят на улице. Мы живем на домах. - …. и т.д.
* «Какое слово не подходит?» (развивать умение образовывать родственные слова): город, городской, горох, горожанка; улица, переулок, улочка, улитка.
* «Продолжи по образцу» (упражнение в словообразовании с помощью суффиксов): дом, домишко, домище; город, городок, городище и т.д.
* «Как назвать фонарь?» (образование относительных прилагательных от существительных), который стоит»: на улице - …, в театре - …, на бульваре - …, на вокзале - …, в парке - …
* «Путешествие по городу» ( логопед подбирает каждому ребенку комплект картинок, дети составляют по ним небольшой рассказ)
* Связная речь: составление описательных рассказов на тему: «Мой любимый город»; «Городок», Смирнова по опорным схемам. Заучивание пословиц, загадок о родине.
9. Домашние животные и их детеныши.
Цели: учить детей называть домашних животных и их детенышей, обратить внимание на их внешний вид, повадки, где они живут, как за ними ухаживает человек, какую пользу они приносят, почему называются домашними. Активизировать словарь по теме. Научить загадывать и отгадывать загадки о домашних животных.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Кого у нас много?» (употребление существительных мн. числа род. п.).
* «Назови детеныша ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): котенок – котеночек, щенок - … и т.д.)
* «Кто кем был?» (развивать умение называть детенышей домашних животных): собака была щенком и т.д.
* «Кто кем будет?» (закрепление названий животных): Щенок будет собакой и т.д.
* «Назови семью» (формируем умение называть домашних животных): бык, корова, теленок и т.д.
* «Кто чем питается?» (усвоение категории творительного падежа): Лошадь питается овсом и т.д.
* «Кто в домике?» (усвоение названий детенышей животных; составление предложений с предлогом С): В домике кошка с котятами. В домике свинья с поросятами и т.д.
* «Составить предложение» (составление сложных предложений со значением противопоставления). Логопед произносит: Мяу-мяу, хрю, хрю. Дети комментируют: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает».
* «Предложение договори и его ты повтори» (употребление глаголов в ед и мн. числе): Котенок лакает, и телята …(лакают). Теленок мычит, и телята …(мычат) и т.д.
* «Кто хозяин?» (употребление притяжательных прилагательных). Логопед показывает части тела домашних животных и задает им вопросы: «чей хвост? Чья голова?» Дети отвечают: «Это лисий хвост. Это волчья голова». И т.д.
* «Отгадать загадки» (употребление родительного падежа существительных): У кого рога? У кого вымя? Укого мягкие лапки? И т.д.
* «Кто как ест?» (развивать умение называть нужные глаголы): корова жует, собака грызет и т.д.
* «Кто как голос подает?» (научить детей, как дом. животные подают голос): Корова – му-(корова мычит). И т.д.
* «Кто чем защищается?» (употребление существительных в творит. падеже): корова, коза – рогами, лошадь - …, кошка - … и т.д.
* «Кто где живет?» (употребление предлога В): лошади – в конюшне, коровы – в коровнике и т.д.
* «Отгадай, кто это?» (учить детей по повадкам отгадать животное): сторожит, грызет, лает? - …
* Связная речь: составление описательных рассказов о домашних животных по опорным картинкам Ткаченко; пересказ текстов: «Кошка», «Дружок», З.Е.Агранович; составление рассказов по сюжетным картинам.
10.Дикие животные и их детеныши.
Цели: учить детей называть диких животных и их детенышей, обратить внимание на их внешний вид, повадки, чем питаются, как добывают себе пищу, как называется их жилище. Почему эти животные называются дикими? Активизировать словарь по теме. Научить загадывать и отгадывать загадки о диких животных.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* « Продолжи предложение.» (употребление существительных мн. числа род. п.): В лесу живет много волков …(зайцев и т.д.)
* «Какие?» (подбор прилагательных к слову «животные»): травоядные, хищные, и т.д.
* «Кто кем был?» (развивать умение называть детенышей диких животных)
* «Кто кем будет?» (закреплять названия животных)
* «Чья семья?» (усвоение притяжательных прилагательных): волк, волчица, волчонок – это …(волчья ) семья и т.д.
* «О чем думают животные?» (усвоение падежных окончаний, расширение словаря по изучаемой теме): Медведь в берлоге думает о …(меде). Еж в норе думает о ..(яблочке) и т.д
* «Кто с кем живет? » (усвоение категории творительного падежа): волк живет с волчицей и волчатами. И т.д.
* «Загадочное животное» (дети должны отгадать из названий каких животных получились следующие слова): медволк, зайжик, белса, барведь. И т.д.
* «Кто за кем бегает?» (употребление конструкций с предлогом ЗА): Волчонок бегает за …(волком). И т.д.
* «Кто с кем играет?» (употребление конструкций с предлогом С): Лиса играет с … (лисенком). И т.д.
* «Кто кого кормит?» (усвоение категории родительного падежа): волк кормит …( волчат)
* «Какой?» (подобрать как можно больше признаков к предмету, согласование прилагательных с существительными): волк (какой?) - …., медведь (какой?) - ….
* «Кто где живет?» (употребление предложного падежа существительного): Лиса живет в норе. Медведь зимует в … . И т.д.
* «Пересчитать животных» (согласование числительных с существительными): один заяц, два зайца, пять зайцев. И т.д.
* «Угадай и повтори» (развивать у детей слуховое внимание, мышление): злой, голодный, серый …(волк). И т.д.
* «Продолжи предложение» (усвоение падежных окончаний существительных): Мы можем встретиться в лесу с ежом ….(лосем, лисой и т.д.)
* «Какое слово не подходит?» (упражнять в подборе родственных слов): волк, волчий, волокно, волчонок, волчица. И т.д.
* «Кто как голос подает?» (употребление глаголов): Медведь – рычит, кабан - …, волк - …, лиса - …, и т.д.
* «Что общего и чем отличаются?» (развитие речи, мышления): белка и кошка, медведь и еж и т.д.
* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развитие внимания, речи, мышления): Летом ходит без дороги, а зимою спит в берлоге,
Мимо сосен и берез, От мороза пряча нос. (?)
* Связная речь: составление описательных рассказов о диких животных по опорным картинкам, пересказ текстов: «Ежиная семейка», О.И. Крупенчук; «Как белочка зимует, Г. Скребицкий»; составление рассказов по сюжетным картинам.
II период
1. Зима и зимующие птицы.
Цели: учить детей называть зимующих птиц, поговорить, почему они так называются, чем питаются, где живут, в чем их польза, как люди помогают птицам в зимнее время. Активизировать словарь по теме. Научить загадывать и отгадывать загадки о зимующих птицах.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными).
* «Сравни птиц с людьми и животными» (обогащение словарного запаса по теме):
У человека – дети, а у птицы птенцы. У человека – нос, а у птицы - … И т.д.
* «Какое слово не подходит?» (упражнять в подборе родственных слов): голубь, голубок, голубизна, голубка, голубятня.
* «Продолжи предложения». (усвоение падежных окончаний существительных, расширение словаря по изучаемой теме): На кормушку прилетело много синиц, воробьев, ворон …. и т.д.
Нужно помочь перезимовать воробьям, синицам….
Кошки охотятся за воробьями, снегирями…
* «Какая?» (подбор прилагательных к слову птица – логопед называет начало слова, ребенок - конец): краси…, быст…, сме…, летающа…, пою…
* «Почему так называется?» (работа над лексическим значением слов): длиннохвостая, сероглазая, красногрудая и т.д.
* «Для чего?» (закрепление знаний о частях тела птицы): Для чего птичке клюв? Для чего птичке крылья? И т.д.
* «Что могут птицы?» (активизация глаголов по теме): летать, прилетать, улетать …
* «Назови ласково» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами): черное перо – черненькое перышко, серая спина - …
* «Составь предложение». (формирование навыка составления предложений по 3 опорным картинкам): Птица, гнездо, кормушка. (Птица вылетела из гнезда). И т.д.
* «Кто как говорит?» (употребление в речи глаголов): воробей – чирикает, ворона - …, голубь - …, сорока - … и т.д.
* «Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут. (?) И т.д.
* «Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): красногрудый, перелетные, зимующие, кормушка и т.д.
* «Чем больше, тем лучше» (упражнять в словообразовании) Ребенок должен образовать новые глаголы от глагола «летать» (при помощи приставок: у, за, под, от и т.д.) и продемонстрировать их с птичкой, сделанной из бумаги. Затем он должен придумать несколько предложений с этими словами.
Связная речь: составление описательных рассказов и загадок о зимующих птицах по опорным картинкам; пересказ текстов: «Снегирь» по Дмитриеву, «Первый снег», Крупенчук О.; «Кормушка», Агранович З.Е.; составление рассказов по сюжетным картинкам; составление сравнительных рассказов о двух зимующих птицах, например снегирь и синица.
2. Животные Севера и жарких стран.
Цели: учить детей называть животных севера и жарких стран, части их тела; поговорить с детьми, где они живут, чем питаются, как передвигаются, как приспособлены к окружающей среде, их различие.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов).
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Посчитай: 1-2-5» (согласование числительных с существительными).
* «Кого не стало?» (усвоение окончаний родительного падежа существительных).
* «Кто чем питается?» (составление предложений)
* «Какой?» (назвать слова-определения к названиям животных): Медведь (какой?) огромный, белый и т.д.
* «Чьи рога, чьи уши?» (образование притяжательных прилагательных): Чьи рога у оленя? – оленьи. Чьи уши у медведя? – медвежьи и т.д.
* «Скажи правильно». (развивать умение составлять фразу) Спрашивает логопед:
Кто быстрее? (черепаха или кобра) – Кобра быстрее черепахи.
Кто тяжелее? (крокодил или кенгуру) Крокодил тяжелее кенгуру. И т.д.
* «Четвертый лишний» (развивать мышление, речь): слон, лев, собак, тигр. И т.д.
* «Сравни!» (образование сравнительной степени прилагательных): Слон высокий, а жираф еще выше. Бегемот тяжелый, а слон еще … И т.д.
* «Объясни словечко» (лексическое значение слов): двугорбый, одногорбый, носорог, пустыня, быстроногий и т.д.
* «Что общего и чем отличаются?» (развитие мышления и речи): заяц и кенгуру, жираф и коза, попугай и воробей.
* «Продолжи предложения!» (усвоение падежных окончаний существительных):
В наших лесах не водится ни слонов, ни зебр, и т.д.
В Африке живут слоны со слонятами, львы со львятами, и т.д.
В зоопарке много слонов, зебр, и т.д.
* «Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
Что за коняшки -
На всех тельняшки. (?)
* «Как ты думаешь для чего?» (развивать мышление, речь): жирафу – длинная шея; верблюду – горбы; черепахе – панцирь и т.д.
* «Назови детенышей» (закрепляем названия детенышей): у львов - …, у верблюдов - …, у слонов - … и т.д.
* «Исправь предложения»: Крокодил – ласковое и доброе животное. У черепахи мягкая шерсть. Слон – самое тяжелое животное, которое ходит по земле. И т.д.
Связная речь: составление описательных рассказов и загадок о животных Севера и жарких стран по опорным картинкам; пересказ текстов: «Слоны», Т. Нуждина; составление рассказов – сравнения, например: «Белый медведь и жираф», пересказ текстов: «Пингвины»; «Лев охотится,» М.Г.Борисенко.
3. Новогодний карнавал
Цели: поговорите с ребенком о том, какой праздник скоро наступит, рассмотрите новогоднюю елку, елочные игрушки, обратите внимание на их внешний вид, материал из которого они сделаны, назовите их, сравните игрушки по величине и цвету. Активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): маска – масочка, елка – елочка и т.д.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один шар, два шара, пять шаров.
* «Какой? какая? какие?» (подобрать признак к предмету): елка (какая?) нарядная, зеленая, новогодняя и т.д.
* «Какой? какая? Какие?» (подбор относительных прилагательных): шар из стекла (какой?) – стеклянный; домик из бумаги (какой) - …
* «Чем украсим нашу елку?» (усвоение категории творительного падежа): бусами, игрушками, звездами …
* «Составь предложение по двум опорным словам»: Маша – маска. Снегурочка – праздник. Елка – лампочки. И т.д.
* «Исправь ошибку» (работа с деформированными предложениями): Маска любит надевать Машу. Елка пляшет возле Снегурочки.
* «Прохлопайте ритмический рисунок четверостишья» (работа над ритмом):
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз, Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
* «Кто пришел на елку» (согласование числительных с существительными) Логопед показывает картинку и цифру (от 2 до 5) и говорит детям: «К нам пришли на праздник 2..(медведя, снегурочки. К нам пришли на праздник 3 (клоуна, белки)».
* «Что будешь делать?» (употребление глаголов в форме будущего времени): На празднике я буду веселиться, петь, танцевать, смеяться, играть, наряжаться.
*«Отгадай загадки и объясни, что помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
Зеленая, колючая
Она в лесу жила.
Под Новый год нарядная,
В гости к нам пришла. (?)
* Связная речь: составление рассказа «Новогодний праздник», Смирнова Л.Н. по опорным картинкам; составление рассказа из личного опыта «Как я украшал новогоднюю елку»; пересказ текстов: «Елка», Агранович З.Е., «Новогодние подарки», Борисенко М.Г.
4. Одежда, обувь, головные уборы.
Цели: дети должны знать назначение и детали одежды, обуви и головных уборов, связь с временами года. Активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): рубашка – рубашечка, юбка - юбочка и т.д.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): одна кепка, две кепки, пять кепок.
* «Договори слово» (усвоение словаря по изучаемой теме): брю.., рубаш…, юб…, шап…, шуб…, и т.д.
* «Что наденем на прогулку?» (усвоение глагола надеть). У детей картинки. Логопед задает вопрос: «Что наденешь ты, а что наденет Таня?» Ребенок отвечает: «Я надену рубашку, а Таня - платье». И т.д.
* «Какая одежда?» (подбор прилагательных к слову «одежда»: верхняя, детская, взрослая и т.д.
* «Скажи наоборот» (усвоение глагольного словаря по изучаемой теме): надевать – снимать, обувать – разувать, покупать – продавать и т.д.
* «Подбери слово» (подбор глаголов к слову «одежда»): надевать, носить, снимать, покупать, шить, вязать и т.д.
* «Чего не хватает?» (знакомство с деталями одежды, обуви и головных уборов): Логопед показывает картинку, закрывая какую-либо деталь. Дети комментируют: «У рубашки не хватает рукава». Примерный словарь: карман, воротник, манжет, подол, пуговица и т.д.
* «Что с чем?» (закрепление знаний детей о деталях одежды и обуви, усвоение конструкций с предлогом с): У меня рубашка с воротником. У меня юбка с поясом. И т.д.
* «Виталик и Лена делали все наоборот» (употребление глаголов с противоположным значением): Виталик обулся – Лена разулась. Виталик упал – Лена поднялась. И т.д.
* «Выполнить указание и ответить на вопрос» (понимание сложных инструкций): Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул. Что ты сделал сначала, а что потом?
* «Моя, мой, мои» (подобрать как можно больше предметов к местоимениям: моя – шапка, мой – шарф, мои – сапоги…)
* Связная речь: составление описательных рассказов о предметах одежды и обуви по схемам Ткаченко.
5. Профессии и инструменты.
Цели: учить детей называть профессии в городе, в селе, поговорить с детьми о том, какую пользу приносят те или иные профессии, где обучаются профессиям. Чем занимаются люди каждой профессии. Какие инструменты используют люди разных профессий.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): молоток – молоточек, ключ – ключик, нож - …, гайка - …, топор - …, грабли - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): пила – пилы, сверло - …, рубанок - …, винт - …
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): одна гайка, две гайки, пять гаек.
* «Чем мы» (закрепляем употребление существительных в творительном падеже): рубим дрова – топором, забиваем гвозди - …, пилим дрова - …
* «Придумай предложения с парами слов» (составление предложений): гвоздь – молоток; игла – ткань; пила – дрова; лопата – яма.
* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
1. Зубы есть, а хлеба не ест. (Пила)
2. Без головы, а в шляпе,
Одна нога, да и та без сапога. (Гвоздь)
* «Какое слово отличается от других?» (развивать слуховое внимание): молоток, молоток, потолок, молоток.
* «Какое слово не подходит?» (учим образовывать родственные слова): повар, поварешка, поварить, повредить, варить.
* «Что можно сделать?» (употребление в речи глаголов с разными приставками):
Лопатой – выкопать яму (под-, от-, за-, пере-);
Ножом – перерезать веревку (от-, с-, под-, на-, про-).
* «Исправь предложения» ((формирование навыка составления предложений):
Дыркой сверлят сверло.
Гаечный ключ откручивают гайкой.
Стекло упало, потому что разбилось.
Нож перерезали веревкой.
* «Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): отвертка, наперсток, тиски.
* «Из чего – какой?» (образование относительных прилагательных): из чугуна – чугунный; из металла - …, из бумаги - …, из стали - …, из резины – и т. д.
* «Что бывает:» (развивать умение подобрать нужное слово): каменным – дом, стеклянным - …, бумажным …, металлическим - …
* «Что делают:» (развивать речь, мышление): топором - …, молотком - …, лопатой - …, граблями - …ножницами - …
* «Что лишнее и почему?» (развивать мышление, речь):
Иголка, шелк, ножницы, наперсток.
Топор, дрова, пила, рубанок.
* «Кем работает человек, который:» (развивать мышление, речь): вставляет стекла - …; управляет подъемным краном - …, проектирует дома - … и т.д.
* «Что делает человек, который работает:» (развивать умение употреблять в речи глаголы): грузчиком – грузит грузы; строителем - …, доктором - …, парикмахером - …
* «Придумай предложения с парами слов» (составление предложений):
строитель – дом
маляр – кисть
крановщик – кран
* «Объясни пословицы» (развитие речи): Не просит ремесло хлеба, а само кормит.
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
*«Определи на слух, какое слово самое длинное» (развивать у детей умение делить слова на слоги):
дом, груз, винт, экскаватор, кран, склад.
* «Продолжи предложение». (развивать мышление, обогащать словарный запас):
В магазине работают продавцы, кассиры, …
В больнице работают …
Взрослые могут работать … (врачами, продавцами …)
* «Подбери слово» (подбор по смыслу определений):
Летчик (какой?) – храбрый, смелый.
Учитель (какой?) - ….
* Связная речь: составить рассказ на тему: «Моя любимая профессия», рассказать о том, кем работают люди, изображенные на картинках, составить рассказ о профессиях родителей по опорным картинкам.
6. Транспорт.
Цели: учить детей называть все виды транспорта: водный, наземный, воздушный; его назначение, кто управляет транспортом, правила дорожного движения.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): машина – машинка, самолет - …, ракета - …, грузовик - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных).
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один самолет, два самолета, пять самолетов.
* «Продолжи предложения» (закреплять названия транспорта, падежные окончания существительных):
В городе можно ездить на автобусе, на трамвае, в метро.
В городе много трамваев, троллейбусов и т.д.
* «Перечисли, что может:» (активизировать словарный запас по теме):
летать - …, ездить - …, плавать - …
* «Что может делать:» ((развивать умение употреблять в речи глаголы):
Автобус – ехать, перевозить людей, поворачивать, тормозить, трогаться….
Корабль - …
Самолет - …
* «Как назвать остановку?» (образование относительных прилагательных): трамвая - …, автобуса - …, троллейбуса - …
* «Исправь предложения» (развивать умение правильно составлять предложение):
Дом подъехал к машине. Касса покупает билет у пассажира.
Люди перевозят автобус. Улица ехала по городской машине.
* «Какое слово отличается от других?» (развиваем слуховое внимание):
Самолет, самосвал, самолет, самолет.
* «Какое слово не подходит?» (учим образовывать родственные слова):
Машенька, машина, машинный, машинка.
Море, морской, молоко, заморский, моряк.
* «Что общего и чем отличаются?» (развивать мышление, речь): конь и велосипед.
* «Скажи наоборот» (употребление глаголов с противоположным значением):
отъехал – подъехал; вылетел – залетел;
въехал – съехал; взлетел – приземлился;
выехал – заехал укатил – прикатил и т.д.
* «Заучивание шутки» (усвоение глагола «ехать с разными приставками):
Ехали мы, ехали, до горки доехали,
Въехали, съехали и дальше поехали. И т.д.
* «Объясни слово» (словообразование существительных путем сложения основ):
Само…плюс…лет получаем (самолет). Почему так называется?
Само…плюс.. кат получаем (самокат). Почему так называется? И т.д.
* Связная речь: составление рассказа - описания о любом виде транспорта; составление рассказов по сюжетным картинкам; пересказ текста «Хорошо, когда много снега», Бундин В.
7. Наша армия.
Цели: учить детей называть разные рода войск, военную технику, военные профессии. Воспитывать уважение и любовь к Российской армии. Активизировать словарь по данной теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): солдат – солдатик, вертолет - …, винтовка - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): боец - …, солдат - …, танкист - …
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один легкий танк, два легких танка, пять легких танков; одна подводная лодка - …
*«Продолжи предложения» (обогащение словарного запаса существительными, глаголами):
В нашей армии служит много … (десантников, солдат, офицеров…)
Наши защитники умеют … (воевать, сражаться, побеждать …и т.д.)
«Какое слово не подходит?» (развивать умение подбирать родственные слова):
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
* «Объясни словечко» (закрепляем лексическое значение слов по теме): пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник и т.д.
* «Как называется человек, который:» (обогащение словаря):
летает на вертолете – вертолетчик;
ездит на танке - …
служит в пехоте - …
прыгает с парашютом - …
служит на подводной лодке - …
* «Объясни пословицы» (развивать речь, мышление):
Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
Бой отвагу любит.
* «Определи на слух, какое слово самое длинное» (формировать умение делить слова на слоги): бомба, пуля, граната, мина.
* «Составь предложение с парами слов» (учить детей составлять предложение, по опорным словам): пограничник – собака; пограничник – собака и т.д.
* «Отгадай загадку и объясни, что тебе помогло ее отгадать» (развивать мышление, речь):
Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. (Танк)
* «Кто где служит?» (обогащение словарного запаса существительными):
В артиллерии служат – артиллеристы В ракетных - …
В летных войсках - … В море несут службу - ….
В пехоте - … В зенитных войсках - ...
* Связная речь: продолжить рассказ по данному началу, выучить стихотворение «Дуют ветры в феврале…», побеседовать по рассказу «Алый», Ю.Коваль; пересказ текста «Суворовец», Борисенко; составить рассказ по картине «На границе».
III период
1. Мамин день.
Цели: побеседовать с детьми о празднике 8 марта, спросить, что это за праздник, кого поздравляют в этот день. Научить детей словам поздравления, закрепить знания о женских профессиях: врача, портнихи, учительницы, повара, продавца, парикмахера. Обогатить словарный запас по теме.
Дидактические игры:
* «Один - много» (образование множественного числа существительных): брат – братья, сестра - …, внук - …, сын - …, друг - …
* «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар - варит, учитель - …, врач - …, продавец - …, воспитатель, парикмахер - …
* «Закончи предложение» (употребление винительного падежа имен существительных): повар варит (что?) - …, продавец продает (что?) - …, врач лечит (кого?) - …
* «Кому что нужно для работы?» Повару нужно (что?) – кастрюля, поварёшка, …
Учителю нужно (что?) - …
* «Найди ошибку» (развитие логического мышления):
Врачу нужно (бинт, вата, шприц, кастрюля, …).
Врач варит суп. Повар лечит людей.
* «Подбери признак» : мама (какая?) - … (сестрёнка, бабушка, воспитательница).
* «Назови ласково» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): мама – мамочка, мамуля (бабушка, сестра, тетя).
* «Кто лишний и почему?» (развивать мышление, речь): Мама, соседка, бабушка, дочка.
Мама, март, апрель, май.
* «Какое слово не подходит?» (учим образовывать родственные слова): дочь, дочка, дочиста, дочурка; бабушка, бабуля, бублик, бабуся.
* «Исправь предложения». (развивать логическое мышление):
Сначала родились мы, а потом - наши родители.
Бабушка младше мамы.
Я – бабушкина дочка.
* «Определи на слух самое короткое слово» (учим детей делить слова на слоги): доченька, дочурка, дочь, дочка.
* «Объясни пословицы» (развивать логику, речь):
Вся семья вместе – так и душа на месте.
Где лад, там и клад.
Где любовь да совет, там и горя нет.
* «Кто из этих людей твои родственники?» (развивать мышление, речь): мама, соседка, подруга, бабушка, сестра, продавец, дворник, брат, одноклассник и т.д.
* «Назови отчества женщин и мужчин» (формировать умение образовывать новые слова):
Александр – Александровна, Александрович; Георгий - …
Алексей - … Денис - …
Андрей - … Евгений - …
Антон - … Иван - …
Борис - … Лев - …
Василий - … Максим - …
* Связная речь: заучивание стихотворений и загадок; составление рассказа-описания «Моя мама» по опорным картинкам; пересказ текста «Женский день», В Осеева; составление рассказов по сюжетным картинкам.
2. Весна.
Цели: учить детей называть времена года в определенной последовательности, весенние месяцы, основные признаки весны, устанавливать причинно-следственные связи (почему снег тает, почему бегут ручьи и т.д.). Активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Подбери слово» (подбор прилагательных к слову весна): ранняя, поздняя, дружная, красивая и т.д.
* «Почемучка» (установление элементарных причинно-следственных связей):
Почему весной тает снег? Почему бегут ручьи? Почему тает лед? И т.д.
- «Скажи наоборот». (образование антонимов): холод – тепло, солнечный - …, радостный - …, глубокий - …, быстрый - …
«* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): лужа – лужица, облако - …, ветер - …, ручей - …, снег - …и т.д.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): ветер – ветры, облако - …, сосулька – и т.д.
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один маленький подснежник, два маленьких подснежника, пять маленьких подснежников.
* «Найди общее слово». (подбор существительных):
льется, журчит – ручей; пригревает, ослепляет - …
дует, шумит - …(ветер); голубое, высокое - …
* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
Первый вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (?)
*«Какое слово отличается от других?» (развитие слухового внимания):
Подснежник, валежник, подснежник, подснежник.
* «Исправь предложения» (развитие логического мышления):
Наступила весна и листья опали.
Весной птицы улетают в теплые края.
Снег тает, потому что текут ручьи. И т.д.
* «Подбери существительные к действиям». (обогащение словарного запаса):
тает – снег распускаются - … зеленеет - …
бегут - … появляются - … прилетают - …
цветут - …
* «Какое слово не подходит?» (развивать умение подбирать родственные слова):
Дуть, дунул, сдул, диванчик.
Цветок, цветик, расцветка, свисток, цветастый.
* «Прошагаем загадку» (развиваем ритм):
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает? (?)
* «Хлопни в ладоши» (развивать внимание, мышление). Логопед произносит слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, теплое, ярче, холодно и т.д. Если слово о весне, дети хлопают в ладоши.
* «Скажи правильно» (Развитие внимания, мышления):
Распускаются листочки или цветочки?
Порхают птички или лисички?
Тает снежинка или пушинка? И т.д.
* Связная речь: составление рассказов: «Наступила весна», «Мастерим скворечники» по серии сюжетных картинок; «Три весны» по опорным картинкам, заучивание наизусть стихотворения «Апрель, Апрель!», составление рассказов о весне по сюжетным картинкам.
3. Подводный мир.
Цели: учить детей называть рыб, их части тела; поговорить чем они питаются, где обитают.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): ерш – ершик, сом – сомик, горбуша - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): ёрш – ерши, рыба - …, щука - …
* «Посчитай рыбок: 1-2-5» (согласование числительных с существительными): рабка, рыбак, лещ, ерш, плавник.
* «Вопросы - ответы» (усвоение притяжательных прилагательных):
Чья голова? Это рыбья голова. Чьи жабры? Это рыбьи жабры. И т.д.
* «Подбери слово» (подбор глаголов к слову РЫБА): ловить, чистить, мыть разделывать, потрошить и т.д.
*«Рыбы-великаны» (формировать навыки словообразования, употребление существительных с увеличительными суффиксами: -ще, -ища): пескарь – пескарище, окунь - …, ерш - …
* «Отгадать и объяснить загадки про рыб» (развивать мышление, речь):
1.Ног нет, а движется, перья есть, а не летает,
Глаза есть, а не мигает. (?)
2. У родителей и деток вся одежда из монеток. (?)
* «Рыбка какая?» (подобрать слова- признаки): серебристая, колючая, маленькая …
* «Подбери слова - родственники» (учить образовывать родственные слова): рыбка, рыбак, рыболов, рыбачить и т.д.
* «Выбери нужное действие» (употребление глагола «плыть» с разными приставками):
Рыбка к камню … (отплыла, подплыла). Рыбка от берега (переплыла, подплыла). И т.д.
* «Составь предложение» Дети становятся в круг. Логопед бросает мяч кому – либо из детей и просит сказать предложение из 2, 3, 4, слов про акулу (пескаря, щуку, окуня, судака).
* Связная речь: заучивание и отгадывание загадок, стихотворений, скороговорок о рыбах, составление описательных и сравнительных рассказов о рыбках по картинкам-опорам; пересказ текста «Лёвушка-рыбак», И. Гурвич; составление рассказов по сюжетным картинкам.
4. По страницам детских книг.
Цели: познакомить детей с творчеством С.Я.Маршака, К.И.Чуковского, С.В.Михалкова, А.Л.Барто, А.С.Пушкина. Развивать интерес к художественной литературе. Учить понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев. Совершенствовать умение выразительно декламировать стихи.
Дидактические игры:
* «Из каких произведений эти строчки?» (развивать мышление, память, речь):
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать.
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки («Вот какой рассеянный»)
* «Подскажи словечко» (развивать мышление, память, речь):
А потом
Ты покатился и назад ….
(не воротился).
(«Мяч»)
А зубастый крокодил
Чуть меня … (не проглотил).
(«Где обедал воробей?»)
* «Будь внимательным» (развивать слуховое внимание, память сообразительность):
- В каком стихотворении Маршака мы встречаем льва, лисицу, слона, журавля, носорога, кенгуру, мохнатого медведя, зубастого крокодила?
(«Где обедал воробей»)
- Название какого животного пропущено?
(Моржа)
-Из каких сказок К.И. Чуковского эти строки?
И горы встают перед ним на пути,
И он по горам начинает ползти.
А горы все выше, а горы все круче,
А горы уходят под самые тучи.
(«Айболит»)
5. Космос. Земля – наша планета.
Цели: дети должны знать, на какой планете они живут, какую форму она имеет, почему на Земле бывают день и ночь? Отчего сменяются времена года? Почему в космос летают на ракете? Учить называть планеты Солнечной системы, познакомить с тем, кто их изучает, при помощи чего.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): ракета – ракетка, звезда - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): планета – планеты, космонавт - …,
* «Скажи наоборот» (употребление в речи слов-антонимов): далеко – близко, сысоко - …, взлететь - …, темно - …, улететь - … и т.д.
* «Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): приземлиться, прилуниться, приводниться, космонавт, телескоп, звездочет.
* «Сосчитай до 5 со словами: ракета, космонавт, корабль, спутник, телескоп, звезда» (согласование числительных с существительными)
* «Добавь нужное слово, а потом повтори все предложение» (развивать мышление, речь):
В космос летит … Вокруг своей оси вращается …
Звезды наблюдает … предсказывает судьбу …
* «Где какой?» (образование относительных прилагательных): на Земле – земной; на Луне - …, на Солнце - …
* «Исправь предложения» (формировать умение правильно строить предложение):
Сел наш космонавт в комету и полетел.
Космический корабль приводнился в степи.
Телескоп смотрит ночью в астронома.
* «Подбери слова - родственники» (учить подбирать родственные слова): космос- космический, космонавт; луна - …, звезды - …,
* «Какое слово не подходит?» (развивать мышление): Марс, Сатурн, ракета, Меркурий.
* «Назови планеты» Игра с мячом. (активизация словаря по теме): …
* «Что лишнее и почему?» (развитие логического мышления):
Солнце, Луна, лампа.
Луна, земля, меньше.
* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
1. Светит, сверкает, всех согревает. (?)
2. Рассыпался горох на тысячи дорог. (?)
* «Придумай предложения с парами слов» (формировать умение правильно строить предложение): Земля и Солнце; космонавт и станция.
* Связная речь: пересказ текстов: «Солнце», «Почему солнце всходит и заходит», «Искусственные спутники», «Космические станции» М.Бул; составление рассказа по опорным картинкам «От колесницы до ракеты», М.Г. Борисенко; заучивание наизусть стихотворений, загадок о космосе.
6. Продукты питания.
Цели: учить детей называть продукты питания, из чего они сделаны, что из них можно приготовить, где их хранят.
Дидактические игры:
* «Чем угостишь друга?» (усвоение категории творительного падежа). Дети составляют предложения по образцу: «Я угощу…»
* «Что из чего?» (усвоение категории родительного падежа ед. ч. с предлогом из):
сыр делают из молока;
хлеб делают из теста;
компот варят из фруктов;
суп готовят из овощей и т.д.
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): торт – тортик, молоко - …, суп - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): колбаса – колбасы, жир - …, сыр - …, масло - …
* «Подумай и ответь» (развивать мышление, речь): Котлеты варят или жарят? Хлеб ломают или режут? Сок пьют или едят?
* «Что будем есть?» (составление предложений со значением противопоставления, употребление глаголов будущего времени): Я буду есть колбасу, а Таня будет есть булку.
* «Для чего нужен предмет?» (употребление предлога для). Дети вместе с логопедом выясняют, для чего нужны следующие предметы: холодильник, мясорубка, соковыжималка, самовар и т.д.
* «Найди ошибку» (развивать слуховое внимание): Я пеку чай и кипячу блины. Я ем сок и пью суп. И т.д.
* «Сосчитай до 5 со словами: полдник, завтрак, обед, сырок.
* «Пирог» (развивать мышление, рифму). Логопед предлагает детям закончить предложения в стихотворении:
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе … (позвал). И т.д.\
* «Из чего какое масло?» (образование относительных прилагательных):
из подсолнечника – подсолнечное; из кукурузы - …
из льна - … из оливок - …
из сои - …
* «Перечисли известные тебе продукты» (активизация словаря):
молочные – кефир, сметана, простокваша, ряженка;
мясные - …
кондитерские изделия - …
* «Что лишнее и почему?» (развивать мышление, речь): колбаса, котлета, сыр; молоко, кефир, лимонад; хлеб, булка, масло.
Связная речь: составление рассказа «Гости», пересказ текста «Что вкуснее?» по опорным картинкам, Смирнова Л.Н.; пересказ текста «Мед», Крупенчук О.И.
7. Перелетные птицы и животные весной.
Цели: учить детей называть перелетных птиц, их части тела, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются; познакомить с изменениями, происходящими в жизни диких животных и птиц весной.
Дидактические игры:
* «Четвертый лишний» (по картинкам: жаворонок, скворец, воробей, грач) – развивать логическое мышление, речь.
* «Улетает – не улетает» Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет. (развивать логическое мышление, речь).
* «Узнай по описанию» (развивать логическое мышление, речь) Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок узнает ее и называет.
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): скворец – скворушка, журавль - …, лебедь - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): грач – грачи, соловей - …, ласточка - …
* «Кто как говорит?» (закреплять активное употребление в речи глаголов):
ласточка - щебечет;
соловей - …(поет, заливается, свистит, щелкает…);
журавль - …(курлычет)
кукушка - …(кукует);
жаворонок - …(звенит).
* «Закончи предложения» (развивать мышление, речь):
Птенцы вылупились из …(яиц).
Птицы построили много …(гнезд).
Для скворцов ребята сделали много …(скворечников).
*«Объясни словечко» (работа над лексическим значением слов): насекомые, быстрокрылый, звонкоголосый, трудолюбивый, выводок, кладка и т.д.
*«У птицы:» (учим называть части тела птицы):
есть – голова, туловище, хвост, крылья, лапки;
нет - … (шерсти, клыков, чешуи).
*«Кого выводят птицы?» (формируем навыки словообразования):
журавли – журавлят; гуси - …
грачи - … утки - …
скворцы - …
*«Продолжи предложение». (обогащение словарного запаса существительными):
Птицы едят насекомых – жуков, (гусениц, комаров …)
* «Сосчитай до пяти» (согласование числительных с существительными):
один черный грач, два черных грача, пять черных грачей. И т.д.
* «Исправь предложения» (развивать логическое мышление, речь):
Червяк склевал скворца. Песня спела соловья. Мохнатая гусеница съела кукушку.
Связная речь: составление описательных рассказов о птицах по опорным картинкам; пересказ текстов: «Скворцы и скворчата», «Кукушка»,Т.Шорыгина; составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда, использовать макет птички.
8. Насекомые.
Цели: учить детей называть насекомых, их части тела, поговорить о том, чем они питаются, как маскируются, где живут, какую пользу приносят, учить бережному отношению к природе. Активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): муравей – муравьишко, жук – жучок и т.д.
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): муха – мухи, жук – жуки…
* «Продолжи предложение» (употребление существительных мн. ч. в род. п.):
Птицы едят насекомых: жуков, гусениц, комаров и т.д.
* «Узнай, чьё крылышко» (употребление родительного падежа существительных): бабочки, стрекозы, пчелы …
* «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций): Девочка ловит бабочку. Девочка поймана бабочкой. Бабочка поймана девочкой. И т.д.
* «Подбери признак» (употребление в речи прилагательных): бабочка (какая?) - …, муравей (какой?) - …
* «Закончи предложение» (употребление всех форм косвенных падежей имен существительных в ед. ч.): Муравей сидел около …. Божья коровка ползла по …. Жук спрятался под … И т.д.
* «Подбери слово» (подбор глаголов к слову насекомые): летают, порхают, ползают, прыгают и т.д.
* «Кто как передвигается?» (составление сложных предложений со значением противопоставления): Муравей ползает, а бабочка … Гусеница ползает, а кузнечик …
* «Насекомые - великаны» (употребление слов с увеличительными оттенками): Составление предложений по образцу: Это не паук, а паучище. Это не жук, а жучище. И т.д.
* «Четвертый лишний» (употребление сложных предложений с союзом потому что). На доске – четыре картинки – одна –лишняя. Дети составляют предложение: «Лишняя оса, потому что это насекомое.»
* «У насекомых есть» (расширение словарного запаса): голова, усы, крылья, шесть лапок.
Связная речь: составление рассказа-описания насекомого по опорным картинкам; пересказ текстов по опорным картинкам: «Ивовый пир», Н.Сладков; «Майский жук», Ушинский; составление рассказа «Как бабочка летала» (усвоение предлогов: под, из-под, глагола летать с разными приставками, использовать макет бабочки. Составление сравнительных рассказов, например: о муравье и стрекозе.
9. День Победы.
Цели: поговорить с детьми о том, какой праздник отмечают в нашей стране 9 мая, и почему он называется «День Победы». Рассказать о героях ВОВ. Активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): звезда – звездочка, солдат - …, кепка - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): герой –герои, боец – бойцы, ветеран - …
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один легкий танк, два легких танка, пять легких танков; одна подводная лодка - …
*«Продолжи предложения» (обогащение словарного запаса существительными, глаголами):
В нашей армии служит много … (десантников, солдат, офицеров…)
Наши защитники умеют … (воевать, сражаться, побеждать …и т.д.)
«Какое слово не подходит?» (развивать умение подбирать родственные слова):
Воин, воинский, воет, воевать, война.
Рана, ранить, охрана, раненый, ранение.
* «Объясни словечко» (закрепляем лексическое значение слов по теме): пограничник, подводник, тельняшка, бескозырка, доброволец, противник и т.д.
* «Как называется человек, который:» (обогащение словаря):
летает на вертолете – вертолетчик;
ездит на танке - …
служит в пехоте - …
прыгает с парашютом - …
служит на подводной лодке - …
* «Объясни пословицы» (развивать речь, мышление):
Бой красен мужеством, а товарищ – дружеством.
Бой отвагу любит.
* «Определи на слух, какое слово самое длинное» (формировать умение делить слова на слоги): бомба, пуля, граната, мина.
* «Составь предложение с парами слов» (учить детей составлять предложение, по опорным словам): пограничник – собака; пограничник – собака и т.д.
* «Отгадай загадку и объясни, что тебе помогло ее отгадать» (развивать мышление, речь):
Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. (Танк)
* «Кто где служит?» (обогащение словарного запаса существительными):
В артиллерии служат – артиллеристы В ракетных - …
В летных войсках - … В море несут службу - ….
В пехоте - … В зенитных войсках - ...
* Связная речь: продолжить рассказ по данному началу, побеседовать по рассказу «Алый», Ю.Коваль; пересказ текста «Суворовец», Борисенко.; составить рассказ по картине «На границе».
10 Хлеб.
Цели: учить детей называть хлебобулочные изделия, сформировать представление о выращивании культурных растениях (злаках), о труде хлебороба, пекаря. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Обогатить словарный запас по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): булка - булочка…, колос - …, батон - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): колос – колосья, пахарь – пахари, поле - …
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): одна сдобная булка, две сдобные булки, пять сдобных булок.
* «Какой?» (подбор прилагательных к слову хлеб): пшеничный, ржаной, свежий, черствый, вкусный, хрустящий…
* «Четвертый лишний» ((развивать мышление, речь):
батон, буханка, масло, булка
кекс, кефир, пирожное, торт
* «что можно делать с хлебом?» (активное употребление в речи глаголов): покупать, печь, есть, резать, ломать, брать и т.д.
* «Скажи наоборот» (подбор антонимов): черный – белый; мягкий хлеб - …, сладкий, горячий, легко - …, продавать…
* «Какой?» (образование прилагательных от существительных): хлеб – хлебный, рожь - …, пшеница - …, сдоба - …
* «Что сначала, а что потом» ((понимание логико-грамматических конструкций):
Сначала хлеб сеют, а потом землю пашут.
Сначала булки пекут, а потом тесто замешивают.
Сначала пшеницу мелют, а потом землю пашут.
* «Считалка» (работа над ритмом: на каждую строчку 4 хлопка):
Наш сластена очень рад,
Семь пирожных съел подряд.
* «Скороговорка» (обогащение словарного запаса, работа над ритмом; на каждое слово подняться на носочки и опуститься на пятки):
Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.
* «Назови родню» (подбор родственных слов к слову хлеб): хлебушек, хлебец, хлебный, хлебница и т.д.
* Связная речь: драматизация сказки «Колобок», составление описательных рассказов о хлебобулочных изделиях по опорным картинкам; составление рассказов по картинам на тему «Хлеб», пересказ текстов; заучивание загадок, стихотворений по теме.
11. До свидания, детский сад.
Цели: научить детей называть школьные принадлежности; поговорить о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы они будут изучать. Спросить детей: «Что школьники кладут в пенал, в портфель?» Активизировать словарь по теме.
Дидактические игры:
* «Большой - маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): карандаш – карандашик, портфель – портфельчик, линейка - …
* «Один - много» (образование множественного числа имен существительных): тетрадь – тетради, альбом - …
* «Посчитай 1-2-5» (согласование числительных с существительными): один простой карандаш, два простых карандаша, пять простых карандашей.
* «Отгадай загадки и объясни, что тебе помогло их отгадать» (развивать мышление, речь):
Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.
А живут в доме том книжки, ручки и альбом. (?)
* «Подбери признак» (подбор прилагательных): портфель (какой?) кожаный, вместительный, яркий, большой и т.д.
* «Исправь ошибку в предложении» (употребление падежных окончаний имен существительных): У меня есть портфеля. У меня нет тетрадка. Я забыл дома линейка.
* «Подскажи словечко» (развивать мышление, речь):
Быть должны всегда в порядке твои школьные … (тетрадки).
Чтобы было где писать, в школе нам нужна …(тетрадь).
* «Объясни пословицы» (развивать мышление, речь):
Ученье – путь к уменью. Ученье свет, неученье – тьма.
* «В школе» (активное употребление в речи глаголов): «Чему вы научитесь в школе?»
*Я научусь в школе писать, читать, считать, думать….
* «Что положишь в портфель?» (согласование числительных с существительными):
Взрослый показывает детям предмет и цифру (от 2 до 5) и спрашивает «что вы положите в портфель?» Дети отвечают: «Я положу в портфель две ручки (5 тетрадей, 2 карандаша и т.д.) »
* «Измени слово» (образование существительных женского рода): умник – умница, ученик - …, учитель - …
* Связная речь: составление описательных рассказов о школьных принадлежностях; чтение и пересказ рассказа «Филиппок», Л.Толстой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе, имеющими ТНР Тема: «Формирование компонентов речевой системы детей в игровой деятельности посредством развития языкового анализа и синтеза.» по лексической теме «Транспорт»
Конспект логопедического занятия с детьми 6-7 лет по развитию фонематического анализа и синтеза на материале лексической темы "Транспорт"...
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».
Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...