Программа дополнительного образования "Умные движения"
рабочая программа по логопедии

Филоненко Инна Александровна

Психомоторное развитие ребёнка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_umnye_dvizheniya.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Теремок» комбинированного вида

Программа дополнительного образования

для детей дошкольного возраста на 2018-2019 год

                                                           «Умные движения»

Авторы:  Филоненко Инна Александровна,

                                                                                                                         учитель-логопед;

                                                                                                                                                Песегова  Наталья Васильевна,

                                                                                                                                                        инструктор по физической культуре

                                                       

 р.п. Маслянино,2018 год    

                                                 

Содержание

  1. Пояснительная записка ___________________________________2                                                      
  2. Цель и задачи____________________________________________4
  3. Структура занятий________________________________________5
  4. Структура, форма и методы коррекционной работы с детьми____6
  5. Перспективный план______________________________________8
  6. Работа с родителями______________________________________15
  7. Материально-техническое обеспечение _____________________ 15
  8. Список литературы_______________________________________16
  9. Приложение_____________________________________________17

Пояснительная записка

     Всем известно, что сегодня резко возросло число «проблемных» детей. Эта тенденция наблюдается в образовательном пространстве в целом: в яслях, в детском саду, в школе. Клинические обследования, как правило, не выявляют у детей грубой патологии, а говорят о нижненормативных границах развития. В последние годы взрослые все чаще задаются вопросами: «Что не так в детском саду или школе? Почему наши дети не любят учиться? Что надо сделать, чтобы ребенок захотел учиться? И т.п.». Действительно, повод для волнения есть.

   У этой ситуации есть две стороны – объективная и субъективная. Объективные, внешние причины связаны с общей идеологией образования, воспитания, а субъективные – с особенностями самих детей. Именно эти субъективные, внутренние причины неуспешности того или иного ребенка являются для нас важными. Мы можем помочь каждому ребенку раскрыть разнообразные таланты его мозга. Это важно для детей с высокими показателями развития. И это просто не обходимо для детей, у кого есть какие-либо проблемы или отклонения. Между тем задача обучаемости бывает трудноразрешимой. Ситуация парадоксальная: в медицинской карте состояние ребенка квалифицируется как «здоров», а он с трудом приобщается к самым примитивным навыкам и постоянно конфликтует с миром.

      Вне зависимости от характера психологических трудностей человека

(в любом возрасте), проблемы возникают по трем главным причинам:

  • У человека не сформирована или плохо функционирует произвольная саморегуляция. Он не в состоянии:

а) четко сформулировать свои цели, создать и полноценно реализовать развернутую программу поведения;

          б) сосредоточиться, увидеть и исправить собственные ошибки;

          в) сопоставить полученный результат с тем, о котором он мечтал и т.д.

  •  У человека дефицитарен нейросоматический баланс. Он быстро истощается, у него искаженны основные ритмы организма ( сон, бодрствование) и постоянно проявляются микросимптомы со стороны различных систем организма ( метеозависимость и аллергические реакции, повышение мышечного тонуса и разнообразные ЛОР-проблемы, проблемы ЖКТ и так далее).  Недостаточно развиты психомоторные координации: движение глаз и их фокусировка; плавность двигательной мелодии и содружественная работа рук, языка и глаз.
  •  У человека ущербен базовый познавательный репертуар. Например сужен объем и избирательность восприятия (тактильного, зрительного, слухового) и памяти. Страдает фонетико-фонематический анализ и синтез. Дефицитарны пространственные представления или интеллектуальные операции. Любой из этих признаков приведет к несостоятельности целого спектра психических функций и поведения в целом.

Методика имеет 3-х  уровневую систему (основанную на трех функциональных блоках мозга по А. Р. Лурия):

1. Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. Для работы с этим блоком  используются определенным образом построенный комплекс дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, расширение сенсомоторного репертуара (большой блок - глазодвигательных упражнении), формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

 2. Уровень операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов (уровень автоматизмов). Методы направлены на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга. Идет развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, одно из основных - развитие пространственных представлений (освоение телесного пространства, а значет и внешнего пространства, формирование базиса для «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций). Развитие и коррекция мнестических возможностей ребенка (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память). Ребенок существо «соматическое», поэтому все упражнения идут «от тела» ребенка. В этот блок включаются следующие упражнения - телесные упражнения и разнообразные виды ползаний, в определенной последовательности, с разным направлением, с присоединением дыхания, счета, движений языка и глаз.

 3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Это программирование, целеполагание и самоконтроль. Формирование программы, постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль - непременные условия адекватности любой деятельности. Идет развитие произвольного внимания. Для этого вводим ритуалы, правила игр, упражнения с заданиями.

    Программа «Умные движения» направлена на восстановление высших психических функций с помощью метода нейропсихологической коррекции.         

   «Умные движения» - это комплекс специально разработанных упражнений, которые развивают взаимосвязь между полушариями головного мозга, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. Происходит «чувствование» своего тела, а, следовательно, развитие и корректировка высших психических функций. Это поможет ребенку улучшить концентрацию внимания, увеличить словарный запас, улучшить качество устной и письменной речи.

Программа «Умные движения» (нейропсихологическая коррекция дошкольников) ориентирована на деятельность инструктора ФК, учителя- логопеда.

В основу программы психомоторной коррекции были положены следующие принципы:

  1. Ведущим принципом коррекционно - развивающей работы является принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены и привели к дизонтогенетическому развитию ребенка.

 2. Принцип природосообразности.

 3. Принцип системности.

4. Принцип единства диагностики и коррекции.

5. Деятельностный принцип коррекции.

6. Принцип комплексности коррекционного воздействия.

7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию  в коррекционной программе.

Цель

     Профилактика психомоторной недостаточности и обеспечение

полноценного и своевременного психомоторного развития детей

дошкольного возраста.

Задачи

  • развивать сенсомоторные координации на основе активизации разных видов восприятия (тактильного, слухового, зрительного, вестибулярного);
  • развивать координацию ритма, что помогает активизировать

вестибулярный аппарат, дифференцировать прилагаемое усилие и

согласовывать внешние условия действий с внутренними ритмами

организма;

развивать пространственную ориентировку и пространственные представления;

развивать межполушарное взаимодействие, синхронизируя работу полушарий;

  • развивать общую и мелкую моторику;

повышать функциональный уровень систем организма, осуществляя тренировку дыхательной, сердечно – сосудистой систем, формирование осанки;

  • обеспечить снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного

напряжения.

 

Структура занятий

    Программа состоит из 25 занятий. Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

Форма проведения: групповая. Количество детей в группе-8 человек. Предполагаемый возраст детей от 4 до 7 лет.

Каждое занятие данной программы состоит из нескольких этапов:

  1. Развитие внимания;
  2. Дыхательные упражнения;
  3. Общий двигательный репертуар;
  4. Игры с мячом;
  5. Растяжки;
  6. Глазодвигательный репертуар;
  7. Базовые сенсомоторные взаимодействия;
  8. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на графическую деятельность;
  9. Мелкая моторика.

Все упражнения проходят три стадии, что соответствует прохождению стадий онтогенеза: лёжа, сидя, стоя.

Структура, форма и методы коррекционной работы с детьми

Каждый комплекс состоит из восьми упражнений, специально подобранных для обеспечения максимально оптимального результата в ходе психолого-педагогического взаимодействия с детьми. Он разделен на три блока, обеспечивающих выполнение поставленных задач.

Первый блок.

Вводное упражнение. Это своего рода ритуал, помогающий дошкольникам настроиться на предстоящую деятельность, снизить чувство тревоги, включить произвольное внимание. Для этого больше всего подходят дыхательные упражнения. Рекомендуется использовать одно и тоже упражнение, на протяжении всего цикла.

Второй блок. В основную часть комплекса входят упражнения, способствующие развитию всех систем психомоторики ребенка. Упражнения постепенно переходят, начиная с верхней части туловища (глаза, рот – нос, плечевой пояс, верхние и нижние конечности).

1.Дыхательное упражнение. Выработка правильного дыхания способствует общему оздоровлению за счет оптимизации кровообращения и газообмена. Навыки  произвольного контроля собственного дыханием помогают ребенку осуществлять самоконтроль над поведением.

2. Глазодвигательное упражнение. Оно позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, активизировать процесс обучения. Трехмерное визуальное восприятие является необходимым условием успешного обучения. К сожалению, в учебном процессе чаще всего используется двумерное пространство (книга, таблица, тетрадь, экран компьютера и т.д.), что существенно снижает качество обучения.

3. Упражнение, направленное на развитие межполушарного взаимодействие. Помогает осуществить полноценный обмен информацией между правым и левым полушариями, сформировать функциональную связь обоих полушарий. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием для успешности любой деятельности. А их отсутствие приводит к различным нарушениям развития, трудностям в учебе, поведении, адаптации. 

4. Телесное упражнение. При выполнении такого упражнения происходит «чувствование» своего тела, обогащение и дифференциация сенсорной информации, формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий.

5. Упражнение на формирование пространственного восприятия или ритмическое упражнение.

Третий блок.

1. Релаксация. Проводятся в конце психологического взаимодействия с целью интеграции приобретенного в ходе занятия опыта, способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.

2. Расслабляющее дыхательное упражнение. В этом упражнении используется различная психофизиологическая роль вдоха и выдоха:вдох — возбуждает, мобилизует, усиливает мышечное напряжение, сопровождается ощущением прохлады; выдох - успокаивает, рассеивает отрицательные эмоции, помогает расслаблению мышц, сопровождается ощущением тепла.

     Таким образом, системное применение указанных упражнений в структуре занятия даёт возможность воздействовать на структуры всех трёх функциональных блоков, развивать связанные с ними функции.  Нами разработано перспективное планирование, отобраны наиболее адекватные методы и приёмы работы, диагностический инструментарий.

                                                                               Работа с родителями

     Крайне важно, что большое значение отводится работе с ребёнком родителей. Идёт обучение родителей коррекционным приёмам, постоянное консультирование  с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения, проводятся семинары-практикумы.

  Необходимо установление партнёрского контакта с родителями, особенно с матерью ребёнка. Насколько активны и заинтересованы родители, настолько лучше идёт развитие ребёнка. Родитель становится одним из центральных участников коррекционного процесса.

    Важно обязательно осуществлять отработку в домашних условиях применяемых упражнений родителями в течение всего цикла (по понятным причинам это требование является одним из главных условий эффективности психолого-педагогического сопровождения).

                  Календарно-тематический план работы с родителями

Тема и формы работы

Сроки

Анкетирование «Раннее развитие ребёнка»

сентябрь

Консультация «Психомоторное развитие ребёнка»

ноябрь

Буклет «Ползание - важный этап в развитии малыша»

декабрь

Семинар - практикум «Развитие межполушарного взаимодействия»

январь

Папка - передвижка « Глазодвигательные упражнения – неотъемлемый компонент всех видов познавательной деятельности»

февраль

Индивидуальные консультации

в течении года

Материально-техническое обеспечение

      Материально-техническое обеспечение должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям детей с различными нарушениями. В связи с этим необходимо тщательно продумать организацию пространства для занятий, подобрать наглядный и демонстративный материал. В течении занятия в определённые моменты используется музыкальное сопровождение.

Необходимое оборудование:

- Набор мячей (разного размера);

-Браслеты;

-Коврики для выполнения упражнений;

-Музыкальный центр;

-Картотека аудиозаписей.

Список литературы

1.Конева Е.А., Рудометова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. Новосибирск,2008 год.,-116 с.

 2. Семаго Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Айрис, 2007.-112с. 3. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. -М.: Генезис, 2008.-319с.

4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. -М.: Генезис,2010.-474с.

5. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников; практическое пособие, -2-е издание, испр. и доп.М.:АРКТИ,2009.-60с.

6. Хомская Е.Д. Нейропсихология .-СПб.: Питер,2007.-496с.

7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками — развиваем речь. — М.: Центрполиграф,2002.-32 с.

8. Воробьёва Т.А., Крупенчук О.И. Мяч и речь: Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-СПб.:КАРО,2003.-96

Протокол обследования уровня психомоторного развития

ФИО___________________________________________________

Задания


Оценка

(баллы)


Примечание (характер нарушений)

1 Дыхательные упражнения

1.1. Нижнедиафрагмальное дыхание, упражнение «Шарик»

1.2. Координация дыхания с движением глаз

1.3. Координация дыхания с движением рук и ног

1 4 Овладение четырехфазным дыханием

1.5. Дыхание 4-4-4-4

Общее количество баллов (из 10)

2. Упражнения-растяжки

2 1. «Качалочка»

2.2. «Лодочка»

2.3. «Струночка». Расслабление-напряжение всего тела

2.4. «Звезда-1». Руки напряжены, ноги расслаблены

2.5. «Звезда-2». Руки напряжены, ноги расслаблены

2.6. «Звезда-3». Правая рука и правая нога напряжены, левая рука и левая нога -расслаблены

2.7. «Звезда-4». Правая нога и левая рука напряжены, левая нога и правая рука -расслаблены

Общее количество баллов (из 14)

3 Телесные упражнения

3.1. И.п. - лежа на спине «Велосипед»
разноименно и одноименно 

3.2. И.п. - сидя на полу. Сочетанные движения глаз, рук и языка: рука и глаза одноименно (разноименно), язык фиксирован

3.3. То же. Движение руки и языка одноименно (разноименно) , глаза фиксированы

3.4. То же. Движение руки, глаз и языка одноименно (разноименно)

3.5. «Руки-ноги»

Общее количество баллов (из 10)

4. Глазодвигательные упражнения

4.1. Диагональ вертикальная - диагональ горизонтальная

4.2. Диагональ к себе - от себя

4.3. Диагональ «Лучики»

4.4. «Восьмерки» горизонтальная и вертикальная

4.5. Координация дыхания с глазодвигательными упражнениями

Общее количество баллов (из 10)

5. Ползание

5.1. На животе «без ног»

5.2. На животе «без рук»

5.3. «На спине» одноименно и разноименно

5.4. «По-пластунски» одноименно

5.5. «По-пластунски» разноименно

5.6. «Локти-колени»

5.7. «На четвереньках» одноименно

5.8. «На четвереньках» разноименно

5.9. Боковое ползание одноименное

5.10. Боковое ползание разноименное

Общее количество баллов (из 20)

6. Мелкая моторика

6.1. «Колечко»: одноручное

6.2. «Колечко»: двуручное

6.3. «Колечко»: реципрокно

6.4. «Цепочка»: одноручное

6.5. «Цепочка»:двуручное

6.6. «Цепочка»:реципрокно

6.7. «Лягушка»

6.8. «Лезгинка»

6.9. «Кулак – ребро - ладонь»

6.10. «Лягушка», «Лезгинка» с произнесением «хве»

6.11. «Замок»

6.12. «Лягушка», «Лезгинка»,«Замок» - с легко прикушенным языком и закрытыми глазами

6.13. «Лезгинка» с добавлением движения глаз и языка: однонаправленные и разнонаправленные

Общее количество баллов (из 26)

Количество баллов за весь тест (из 90)

Перспективное планирование занятий по психомоторной коррекции для детей дошкольного возраста.

Занятие. Тема.

Дыхательные упражнения

Растяжка

Телесные упражнения

Глазо

двигательные упражнения

Мелкая моторика

Ползанье

Коммуникативные и когнитивные упражнения. Релаксация.

1.«Знакомство»

(диагностика)

«Знакомство с правилами»

Базовое упр. «Шарик» и.п.- лежа на спине. Вдох-живот «надуть», выдох-живот «сдуть». Вдох через нос, выдох через широко открытый рот.

«Качалочка» и.п.- лежа на спине, ноги согнуть в коленях.

«Лодочка» и.п. - лежа на животе.  

 «Яйцо» и.п.- сидя на полу подтянуть колени к животу, обхватить их руками, голову спрятать в колени.

И.п.- лежа на спине. Вверх- низ; право-лево; сведение глаз к центру. Рука вытянута. Фиксация.

«Колечко» и.п. – сидя на полу. Правая-левая-двуручное.

Диагностика

Одноименно- разноименно «Локти-колени»

«Море волнуется»

«Поза покоя»

2. «Развитие представления о системе координат»

«Сказка про левую руку». 

«Шарик»

«Струночка» и.п. - лежа на спине. Общее напряжение-расслабление тела.

«Яйцо»

И.п.- сидя на полу.

Вверх -низ; право-лево; сведение глаз к центру. Рука вытянута. Фиксация

«Колечко» и.п. – сидя на полу. Правая-левая-двуручное.

На животе «без ног»

«Послушай тишину»

«Кулачки»

3. «Путешествие в осенний лес»

«Осенний листочек» (шарик)

«Струночка»

и.п. - лежа на спине. Общее напряжение-расслабление тела. Усложнение -под счет.

«Качалочка», «Лодочка» (на спине,  руки параллельно). «Паучок»,«Дерево». Базовое упр. «Напряжение - расслабление» (всего тела). И.п.- лежа на спине под счет.

И.п. – сидя на полу. Усложнение- с одноименным движением рук. Вверх- низ; право-лево;

«Колечко» и.п. – сидя на полу. Правая- левая- двуручное. Усложнение – реципрокно

На животе «без ног», «без рук»

«Движения»

«Олени»

4. «В гости к диким животным»

«Сбивка дыхания». И.п. – лежа на спине. Вдох-живот «сдуть», выдох-живот «надуть». Вдох- через нос, выдох -через широко открытый рот.

«Струночка»

и.п. - лежа на спине. Общее напряжение-расслабление тела. Усложнение -под счет.

«Качалочка», «Лодочка» (на спине,  руки параллельно). «Паучок»,«Дерево». Базовое упр. «Напряжение - расслабление» (всего тела). И.п.- лежа на спине под счет. «Бревнышко»

И.п.- лежа на спине. Диагональ- вертикальная, диагональ- горизонтальная, диагональ к себе- от себя, диагональ «Лучики»

И.п. – сидя на полу. «Кулак- ребро-ладонь». Правая- левая- двуручное.

На спине отталкиваясь двумя ногами «Волчата» (четвереньки, на предплечьях, пальцы соединены в кулачки) одноименно. Движение назад -вперед, спиной

«Руки-ноги» «Загораем»

5. «Путешествие яблока»

«Качели» с движением левой руки. На вдох- руку поднять, на выдох-  плавно опустить. И.п.- лежа на спине. Вдох-живот «надуть», выдох-живот «сдуть». Вдох- через нос, выдох -через широко открытый рот.

И.п.- сидя на полу. «Струночка» Общее напряжение-расслабление тела. Усложнение -под счет.

И.п.- сидя на полу. Отработка сочетающихся движений глаз и рук: 1)одноименно, рот закрыт;

2) руки скрещены на коленях, рот открыт. Упражнение «Росток».

И.п.- лежа на спине. Диагональ- вертикальная, диагональ- горизонтальная, диагональ к себе- от себя, диагональ «Лучики». Совмещение с дыханием.

И.п. – сидя на полу. «Кулак- ребро-ладонь». Правая- левая- двуручное.

«По-пластунски» одноименно

«Руки-ноги» «Штанга»

6. «К бабушке в огород»

«Шарик» с движением левой руки.   И.п.- лежа на спине. Вдох-живот «надуть», выдох-живот «сдуть». Вдох- через нос, выдох -через широко открытый рот.

«Звезда-1» И.п.- сидя на полу: линейная (руки напряжены ноги расслаблены)

И.п.- сидя на полу. Усложнение движение глаз в одну сторону с рукой

«Киска-собачка»

И.п.- лежа на спине. Диагональ- вертикальная, диагональ- горизонтальная, диагональ к себе- от себя, диагональ «Восьмерка горизонтальная».

И.п. – сидя на полу. «Лезгинка»

«По-пластунски» одноименно

«Руки-ноги»

Усложнение- одновременные движения руками и ногами

«Кораблик»

7. «Путешествие листочка»

«Шарик» с движением левой руки.   И.п.- лежа на спине. Вдох-живот «надуть», выдох-живот «сдуть». Вдох- через нос, выдох -через широко открытый рот.

«Звезда-1» И.п.- сидя на полу: линейная (руки напряжены ноги расслаблены)

Работа с опорой. «Разные ноги шли по дороге»

«Качалочка»

«Кобра»

«Звезда-1»

И.п.- лежа на спине. Диагональ- вертикальная, диагональ- горизонтальная, диагональ к себе- от себя, диагональ «Восьмерка горизонтальная».  правой рукой

И.п.- сидя на полу. «Ухо-нос»

«По-пластунски»  разноименно

«Золотая рыбка»

«Любопытная Варвара»

8. «Я- человек»

«Шарик» с движением руки (Правой или левой по заданию)

«Звезда-2» И.п.- сидя на полу: линейная

 ( руки расслаблены, ноги напряжены)

Работа с опорой. «Марш гномов»

«Качалочка»

«Эмбрион»

«Звезда-1»

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка горизонтальная».  левой рукой

«Кулак- ребро-ладонь».

«Лезгинка»

«Ухо-нос»

«По-пластунски»  разноименно

«Перекрестное марширование»

«Шалуны»

«Пляж»

9. «Живая шляпа»

«Шарик» с движением рук и заданием. На вдохе поднимаем 5 раз левую руку, 5 раз правую.

«Звезда-2» И.п.- сидя на полу: линейная

( руки расслаблены, ноги напряжены)

«Синхронное плавание»

«Звезда-2»

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка горизонтальная».  Двумя руками сцепленными в замок

«Колечко»

«Кулак- ребро-ладонь».

Усложнение – «Лягушка»

На четвереньках одноименно. Вперед-назад, (спиной)

«Что исчезло?»

«Фотография»

«Огонь и лёд»

10. «У бабушки Федоры»

И.п.- сидя на полу. Выдох -открыть глаза, вдох -закрыть.

 «Звезда-2» И.п.- сидя на полу: линейная

( руки расслаблены, ноги напряжены)

«Сиамские близнецы»

Односторонняя ходьба

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка горизонтальная» со сменой уровней

«Колечко»

«Кулак- ребро-ладонь»

«Ухо-нос»

Усложнение – «Лягушка»

На четвереньках одноименно. Вперед-назад, (спиной)

«Кто летает?»

«Сороконожка»

«Ковёр-самолет»

11. «Зимнее путешествие»

«Четырехфазное дыхание» под счет. Выдохнули. 1-4  -вдох, 1-2-пауза, 1-4  -выдох, 1-2-пауза.

«Звезда-3» Правая рука и правая нога – напряжены, левая рука и левая нога- расслаблены.

На четвереньках разноименно. Вперед-назад, (спиной)

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка вертикальная»

И.п.- сидя на полу. «Ухо-нос» «Лягушка» Усложнение- «Замок»

«По-пластунски»

Боковые одноименные ползания

«Что слышно?»

«Рубка дров»

«Раскачивающееся дерево»

12. «В зимний лес»

«Четырехфазное дыхание» под счет. Выдохнули. 1-4  -вдох, 1-3-пауза, 1-4  -выдох, 1-3-пауза.

«Звезда-3» Правая рука и правая нога – напряжены, левая рука и левая нога- расслаблены.

На четвереньках разноименно. Вперед-назад, (спиной)

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка вертикальная»

И.п.- сидя на полу. «Колечко»

«Лягушка» «Замок» Усложнение- «Прикусить язык»

«Медведь» Боковые одноименные ползания

«Считалочки- бормоталочки»

«Олени»

13. «Новогодний праздник в лесу»

«Четырехфазное дыхание» Под счет. Выдохнули. 1-4  -вдох, 1-4-пауза, 1-4  -выдох, 1-4-пауза.

«Звезда-3» Правая рука и правая нога – напряжены, левая рука и левая нога- расслаблены.

На четвереньках разноименно. Вперед-назад, (спиной)

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка вертикальная» со сменой уровней

И.п.- сидя на полу.  

«Лягушка»

«Лезгинка» Усложнение – добавление языка и глаз, движения однонаправленные.

Боковые одноименные ползания

«Шалуны»

«Парус»

14. «Школа клоунов»

«Четырехфазное дыхание»  с движением заданной руки. Под счет. Выдохнули. 1-4  -вдох, 1-4-пауза, 1-4  -выдох, 1-4-пауза.

«Звезда -4» Правая рука и правая нога – расслаблены, левая рука и левая нога- напряжены.

«Сиамские близнецы»

На четвереньках. Перекрестная на ладошках (вперед, назад); на локтях. Односторонняя ходьба.

И.п.- лежа на спине.  Основные и диагональные направления. «Восьмерка вертикальная» со сменой уровней

И.п.- сидя на полу.  

«Лягушка»

«Лезгинка» Усложнение – добавление языка и глаз, движения разнонаправленные.

Боковые разноименные ползания

«Принц – на цыпочках»

«Потянулись – сломались»

15. «Путешествие яйца»

 «Четырехфазное дыхание»  с движением заданной руки. Под счет. Выдохнули. 1-4  -вдох, 1-4-пауза, 1-4  -выдох, 1-4-пауза.

«Звезда -4» Правая рука и правая нога – расслаблены, левая рука и левая нога- напряжены.

На четвереньках. Перекрестная на ладошках (вперед, назад); на локтях. Односторонняя ходьба.

Самостоятельные упражнения по заданию.

И.п.- сидя на полу. «Массаж ушных раковин» Усложнение -с прикушенным языком

Боковые разноименные ползания

«Распускающийся бутон»

«Росток»

16. «Игрушечный город»

 «Четырехфазное дыхание»  с движением заданной руки и заданием.  Под счет. Выдохнули. 1-4  -вдох, 1-4-пауза, 1-4  -выдох, 1-4-пауза.

«Звезда -4» Правая рука и правая нога – расслаблены, левая рука и левая нога- напряжены.

На четвереньках. Усложнение – односторонние четвереньки боком +ускорение темпа.

Самостоятельные упражнения по заданию.

И.п.- сидя на полу.  

«Лягушка»

«Лезгинка»

«Замок» Усложнение- с закрытыми глазами.

Боковые разноименные ползания

«Я  знаю три» (имя мальчика, девочки, животных и т.д.)

«Тух –тиби -дух»

«Поза покоя»

17. «Игры с Петрушкой»

И.п.- сидя. На вдох поднимаем руки, на выдох опускаем руки.

«Звезда-5». Правая нога и левая рука- напряжены, левая нога и правая рука- расслаблены.

 И.п.- на четвереньках. Одностороннее перекрестная ходьба на ладошках. Усложнение- с проговариванием стихотворения

Самостоятельные упражнения по заданию.

И.п. – сидя на полу. «Лягушка»

«Лезгинка»

«Змейки» Усложнение- с закрытыми глазами.

На четвереньках.

 С перекрестом рук. Движение вперед.

«Зеркало»

«Росток»

18. «Солдаты» (Аты -баты шли солдаты)

И.п.- сидя. На вдох поднимаем руки, на выдох опускаем руки.

«Звезда-5». Правая нога и левая рука- напряжены, левая нога и правая рука- расслаблены.

И.п. – на четвереньках. Усложнение- с закрытыми глазами.

 «Рисующий слоник»

И.п. – сидя на полу. Усложнение -с легко прикушенным языком и закрытыми глазами.

На четвереньках.

 С перекрестом рук. Движение назад.

«Событие по порядку»

«Ритм»

«Загораем»

19. «Прощай Зимушка – зима»

И.п.- сидя. «Дворники»

«Звезда-5». Правая нога и левая рука- напряжены, левая нога и правая рука- расслаблены.

И.п. – на четвереньках, перекрестная ходьба. Усложнение- движение назад с закрытыми глазами и проговариванием стихотворения

«Живые буквы»

И.п. – сидя на полу.  

«Лезгинка»

«Змейки» Усложнение- с закрытыми глазами.

И.п.- стоя у стены. Одноименные движения. Руки и ноги параллельны друг другу (приставным шагом)

«Тяни-толкай»

«Штанга»

20. «Песенка капели»

И.п.- сидя. «Дворники»

И.п.- сидя на полу. «Мельница»

И.п. – на четвереньках. Усложнение- движение на локтях, глаза открыты.

Координация движений глаз с движением языка.

И.п.-  сидя. «Лягушка»

«Лезгинка»

«Змейки» с произнесением  «ХВЕ»

И.п.- стоя у стены.  Руки перекрещены, ноги параллельны;  Ноги перекрещены, руки параллельны; Руки и ноги перекрещены.

«Тень»

«Кораблик»

21. «Здравствуй весна!»

И.п.- сидя. «Кукла»

И.п.- сидя на полу. «Ладошки»

Ходьба на четвереньках с подключением глаз (движение глаз в противоположную сторону от шагающей руки)

Координация движений глаз с движением языка.

И.п.-  сидя. «Массаж ушных раковин», с прикушенным языком и закрытыми глазами.

И.п.- стоя у стены.  Разноименные движения.

«Канатоходец»

«Крик в пустыне»

«Раскачивающееся дерево»

22. «Птицы прилетели»

И.п.- стоя. «Небо»

И.п.- лежа на спине. «Фараон»

«Кошка».

Ходьба на четвереньках с подключением глаз (движение глаз в противоположную сторону от шагающей руки)

Координация движений глаз с движением языка.

И.п.-  сидя. «Лягушка»

«Лезгинка»

«Змейки» с произнесением  «ХВЕ» «Массаж ушных раковин», с прикушенным языком и закрытыми глазами.

Ползание с заданием.

«Животные»

«Буратино»

«Любопытная Варвара»

23. «Путешествие ручейка»

«День-ночь»

И.п. – стоя. «Потягивание»

Усложнение – подключение глаз и языка. Голова фиксирована, взгляд вперед. Движение языка и глаз одноименно.

Координация движений глаз с движением языка.

И.п.-  сидя. «Лягушка»

«Лезгинка» «Ухо- нос» с произнесением  «ХВЕ» «Массаж ушных раковин», с прикушенным языком и закрытыми глазами.

Ползание с заданием.

«Ладонь в ладонь»

«Распускающийся бутон»

24. «На лугу»

«Потягушки» «Мячик»

И.п.- лежа на спине «Здравствуй, пол». И.п.- лежа на животе.

«Дотянись».

Усложнение – подключение глаз и языка. Голова фиксирована, взгляд вперед. Движение языка и глаз разноименно.

Координация движений глаз с движением языка.

И.п.-  сидя. «Лезгинка» с добавлением движения глаз и языка: однонаправленные.

Ползание с заданием.

Игры с мячом

«Солдат- тряпичная кукла»

25. «Здравствуй лето!»

«Хлопки»

«Дыхание»

И.п.- лежа на животе.

 «Локотки»

«Велосипед».

И.п.- стоя. «Перекрестное  марширование»

«Мельница»

Координация движений глаз с движением языка.

И.п.-  сидя. «Лезгинка» с добавлением движения глаз и языка: разнонаправленные.

Ползание с заданием.

Игры с мячом «Пляж»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...

"Ритмическая мозаика" Программа дополнительного образования по развитию танцевально-ритмических движений у детей 5-7 лет

Всестороннее развитие личности ребенка средствами танцевально-ритмической гимнастики....

Программа дополнительного образования коррекции речи и движений детей 5 – 7 лет "Речецветик"

Муниципальное бюджетное дошкольно образовательное учреждение"Детский сад комбинированного вида № 77"Энгельсского муниципального района Саратовской области«Речецветик»Пояснительная записка   ...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

программа дополнительного образования по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"

программа дополнительного образования по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"...

"Правила дорожного движения соблюдаем без промедления". Программа дополнительного образования "Светофор"

В целях совершенствования работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, формирования у воспитанников сознательного отношения к основам  безопасности жизнедеятельности  и...