программа дополнительного образования по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) по теме
программа дополнительного образования по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_pdd.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Аленький цветочек»
Рассмотрено Утверждено приказом
На педагогическом совете, МБДОУ «Детский сад № 14»
Протокол от ______№_____ №___от «____»_______2015г.
Заведующая__________ Л.С.Плясова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Дорога без опасности»
Кружок «Светофорик»
(срок реализации 2 года, возраст детей 5-7 лет)
Автор – составитель:
Шевелева Олеся Александровна,
воспитатель подготовительной группы
Камень-на-Оби
2014г.
Содержание
- Пояснительная записка.
- Актуальность.
- Законодательно-нормативное обеспечение программы.
- Цель программы.
- Задачи программы.
- Особенности организации образовательного процесса.
- Ожидаемые результаты.
- Комплексно-тематический план.
- Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
- Целевые ориентиры.
- Список литературы.
Пояснительная записка.
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.
Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.
Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны» взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей -доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.
Актуальность.
При переходе на федеральные государственные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать свое внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности дошкольников и формирование навыков дорожной культуры.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россиской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»
- Федеральные государственные образовательные стандарты (приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 года № 1155);
-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.
- Правила дорожного движения;
- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения";
Цель программы
Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование навыков дорожной культуры.
Задачи программы
1. Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.
2.Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций;
3.Разработать комплекс мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
4.Организация и проведение массовых мероприятий по пропаганде среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Особенности организации образовательного процесса.
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 30 минут. Количество часов в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.
Программа реализуется на базе кружка «Светофорик»
(Руководитель Шевелёва О.А.)
Направления работы по реализации программы
Создание условий:
оформление уголков безопасности;
подбор литературы, фотографий по ПДД;
изготовление атрибутов к играм;
оформление макетов.
Программа реализуется в следующих направлениях:
- Работа с детьми.
- Работа с педагогами.
- Работа с родителями.
- Работа с сотрудниками ГИБДД.
Занятия с детьми разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач.
- Традиционные.
- Игровые: в форме подвижных игр малой, средней подвижности, дидактические игры
- Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления,“Путешествие в страну дорожных знаков”
Тематические занятия: “История транспорта”; “В стране дорожных знаков”.
- Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям знаний, упражнений.
- Экскурсии.
- Наблюдения.
- Прогулки.
- Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
- Продуктивные виды деятельности.
- Игровая деятельность.
- Знакомство с художественной литературой.
- Развлечения, досуги.
- Проектная деятельность.
Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению знаний по ПДД, построенная на следующих принципах.
- Актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической деятельности у них главная социальная роль.
- Консультации воспитателей “дидактические игры по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения”.
- Выставка литературы и поделок.
- Анкетирование .
- Информационный стенд “Состояние детского дорожного травматизма”
- Просветительная работа по направлениям программы “Светофорик”.
Взаимодействие с родителями:
- Консультации.
- Беседы.
- Буклеты, памятки.
Родительские собрания с инспектором ГИБДД. (приложение)
Определены следующие задачи работы с родителями.
- Повышение педагогической культуры родителей.
- Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
- Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.
Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма с участием детей.
Ожидаемые результаты
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
- Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Развитие творческих способностей;
- Формирование устойчивого познавательного интереса.
- Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Комплексно-тематический план.
№ | Тема | Цель | Содержание занятия | Кол.ч. |
1. | Кто есть кто на дороге | Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила. | Беседа, загадки, презентация. | 1 |
2. | Как появились правила дорожного движения. | Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять. | Презентация «История возникновения правил дорожного движения» | 1 |
3. | Безопасный путь в детский сад. | Составить вместе с детьми план местности, найти безопасный путь из дома в детский сад. Составить индивидуальный «Безопасный путь в детский сад» | Работа с планом местности, чтение стихотворения С.Михалкова «Движеньем полон город» | 2 |
4. | Безопасный перекресток | Познакомить с перекрестком, видами перекрестков. Учить правильно, переходить дорогу. | Экскурсия к перекрестку. Рассматривание иллюстраций с перекрестками. | 2 |
5. | Как устроен светофор. | Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры. | Экскурсия к светофору. Работа с макетом светофора, чтение стихотворения «Светофор» | 2 |
6. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице. дороге, и стараться её избегать. | Беседа, дорожные ситуации, практическая работа. | 1 |
7. | Сигналы регулировщика. | Познакомить с работой регулировщика, сигналами. | Игра «Регулировщик», загадки, презентация | 1 |
8. | Викторина «Счастливый случай». | Выявить знания и умения детей по изученному материалу, выяснить, как быстро ребята могут реагировать в трудной ситуации. Поднять эмоциональный настрой детей. | Деление детей на команды, разминка. Заморочки из бочки, стихи, частушки. | 1 |
9. | Транспорт нашего города. История транспорта | расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетоно мешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; расширить представления детей о правилах поведения в общественном транспорте; | Загадки, стихи, презентация «Виды транспорта» | 4 |
10. | О чем говорят дорожные знаки. | Познакомить детей с информациионно-указательными дорожными знаками. | Информационные знаки, загадки, ребусы. Работа в парах нарисуй запомнившийся знак, расскажи о нем. | 1 |
11. | О чем говорят дорожные знаки | Познакомить с запрещающими знаками. | Запрещающие знаки, загадки, ребусы. Беседа, игра собери знак. Работа в парах нарисуй запомнившийся знак, расскажи о нем. | 1 |
12. | О чем говорят дорожные знаки | Расширить знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей. | Предупреждающие знаки, загадки, ребусы, пазлы. Работа в парах нарисуй запомнившийся знак, расскажи о нем. | 1 |
13. | Знай и выполняй правила уличного движения. | Расширять у детей представления о безопасном по- ведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков. | Разбор опасных ситуаций на дороге, беседы, практические занятия. | 2 |
14. | Беседа-диалог. | Активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков. Воспитывать желание узнать новое. | Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера( зачем нужны правила дорожного движения?) | 1 |
15. | Сказки по ПДД | Продолжать закреплять правила дорожного движения через чтение сказок. Обогощать словарный запас. Учить сочинять сказки. | Чтение сказок по пдд. Придумывание своей сказки и рисование иллюстраций к новой сказке. | 2 |
16. | Игра-викторина “Путешествие в страну дорожных знаков” | Определить, как дети усвоили дорожные знаки и правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора. | Игра викторина. | 1 |
17. | Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД, | уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими. | Видео-урок, беседа с сотрудником ГИБДД, чтение стихов, разгадывание кроссвордов. | 1 |
18. | Мы пассажиры. | расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта. | Презентация, макет автобуса, машины. Загадки, стихи. Ролевая игра «Автобус» | 1 |
19. | Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта. | знакомить детей с разными видами движения на дороге. | Видео-урок. Рассматривание иллюстраций, разбор опасный ситуаций. | 1 |
20. | Как рождаются опасные ситуации на дороге. | учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать. | Разбор опасных ситуаций, практическая работа. | 1 |
21. | Детское кресло. | Познакомить с удерживающим устройством «Автокреслом». Расширить представление детей о пользе детского автокресла. | Рассматривание иллюстраций с удерживающим креслом. Практическое занятие. | 1 |
22. | «Где можно и где нельзя играть». Мостовая не для игры. | Учить детей правильно оценивать обстановку на дороге, объяснить, что для игр предусмотрены специальные площадки. | Стихотворение «Глупый утенок играет в футбол», презентация, беседа. | 1 |
23. | Если ты потерялся? | учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации, учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации. | Разбор ситуаций, игра, беседа. | 1 |
24. | Опасные шалости. | закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге. | Просмотр мультфильмов «Смешарики на дороге». Разбор опасных ситуаций. | 2 |
25. | Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто» | обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте. | Видео-урок. Разбор опасных ситуаций. | 1 |
26. | « Как неразлучные друзья дорогу переходили» | на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа. Инсценировка. | 2 |
27. | Игровой тренинг | развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД. | Беседа, викторина. | 1 |
28. | Разработка памяток и буклетов для родителей. | Разработать совместно с детьми памятки и буклеты для родителей с правилами дорожного движения. | Информационный материал для составления буклетов. | 2 |
29. | Постановка сказки «Колобок на дороге» | на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. Подведение итогов. | Инсценировка сказки. | 2 |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы | Приемы |
Наглядный | Наглядно-зрительные, предметная наглядность. |
Информационно-репродуктивный | Совместная деятельность педагога и ребенка. |
Практический | Разбор конкретных ситуаций, экскурсии, работа с планом местности. |
Игровой | Использование дидактических, сюжетно-ролевых игр. |
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.
Мониторинг детского развития проводится 2 раза в год (в сентябре, мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.
При организации мониторинга учитывается:
- мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по образовательным областям;
- мониторинг уровней развития интегративных качеств.
В процессе обследования используются методы:
- наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности, экскурсии);
- беседа (в процессе знакомства с правилами дорожного движения, дорожными знаками , в процессе индивидуальной работы);
- изучение результатов деятельности обсуждение проблемных ситуаций на дорогах, ситуаций из художественных произведений или из личного опыта,
-проблемная ситуация.
Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей. Помогает воспитателю учитывать:
- индивидуальные социально – психологические особенности ребенка; - особенности его эмоционально – личностного развития; - интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и исследовательского интереса; - возрастные и полоролевые особенности;
- речевые навыки.
- анкетирование.
Целевые ориентиры
- ребёнок овладевает основными способами действий в экстренных ситуациях;
- ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, через становление основ безопасной жизнедеятельности;
- становление безопасной жизнедеятельности через формирование основ правил безопасности на дороге, обогащается познавательная сфера дошкольников, ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребёнок в процессе становления основ дорожной безопасности различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
- ребенок в процессе формирования основ безопасности на дороге становится более подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- в процессе становления навыков дорожной безопасности ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно наблюдать, экспериментировать.
Список литературы.
- Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М., 2006.
- Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. - М., 2005.
- Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.
- Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М., 2006.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.
- Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. -М., 2006.
- Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.
- Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991.
- Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.
- Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980.
- Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.
- Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.
- Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.
- Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
- Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград: Корифей, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"
Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».
ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...
Программа дополнительного образования по правилам дорожного движения для воспитанников с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Уроки Кузьмы Патрулькова»
Данаая программа предназначена для воспитанников дошкольных учреждений старшего дошкольного возраста с целью обучения безопасному поведению на дороге....
Программа дополнительного образования по обучению Правилам Дорожного Движения и безопасному поведению на дороге «Красный, желтый, зеленый». для детей 6 – 7 лет
Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Красный, желтый, зеленый», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах ...
Рабочая программа дополнительного образования по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
Цель: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдение и осознанное выполнение правил до...
Конспект занятия по программе дополнительного образования по правилам дорожного движения для детей второй младшей группы «Веселый автобус»
Цель: Формировать представления детей о пассажирском транспорте - автобусе.Задачи:-формировать представления детей о правилах пользования общественным транспортом,- дать элемен...