программа дополнительного образования по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) по теме

 Шевелёва Олеся Александровна

программа дополнительного образования по правилам дорожного движения "Дорога без опасности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_pdd.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад 14 «Аленький цветочек»

Рассмотрено                                                                       Утверждено приказом

На педагогическом совете,                                               МБДОУ «Детский сад № 14»    

Протокол от   ______№_____                                          №___от «____»_______2015г.

                                                                                              Заведующая__________ Л.С.Плясова                                                              

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Дорога без опасности»

Кружок «Светофорик»

(срок реализации 2 года, возраст детей 5-7 лет)

Автор – составитель:

Шевелева Олеся Александровна,

воспитатель подготовительной группы

Камень-на-Оби

2014г.

Содержание

  1. Пояснительная записка.
  2. Актуальность.
  3. Законодательно-нормативное обеспечение программы.
  4. Цель программы.
  5. Задачи программы.
  6. Особенности организации образовательного процесса.
  7. Ожидаемые результаты.
  8. Комплексно-тематический план.
  9. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
  10. Целевые ориентиры.
  11. Список литературы.

Пояснительная записка.   

       Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

       Первым учителем, который может помочь обществу решить эту проблему должен стать воспитатель детского сада и родители. Большую часть дня дошкольник проводит в детском саду, поэтому именно там все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения.

    Правила дорожного движения едины для всех: детей и взрослых. К сожалению, они написаны» взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей -доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

   Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки  правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека

      Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

           Предложенная программа – попытка показать на практике систему деятельности воспитателя по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

     Актуальность.

       При переходе на федеральные государственные стандарты, современные требования к образованию предусматривают необходимость сконцентрировать свое внимание на соблюдении ПДД и культуру личной безопасности дошкольников и формирование навыков дорожной культуры.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ    ПРОГРАММЫ.

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Россиской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 №2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13»

- Федеральные государственные образовательные стандарты (приказ Министерства образования и науки РФ от17 октября 2013 года № 1155);

-Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой.

- Правила дорожного движения;

- Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995г. №196-ФЗ " (с изменениями от 2 марта 1999г., от 25 апреля 2002г., от10 января 2003 г., от 22 августа 2004 г.) "О безопасности дорожного движения";

Цель программы

  Обеспечение безопасной жизнедеятельности дошкольников через формирование навыков дорожной культуры.

Задачи программы

1.  Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций;

3.Разработать  комплекс мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.

4.Организация и проведение массовых мероприятий по пропаганде среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Особенности организации образовательного процесса.

Программа рассчитана на один год обучения.  Занятия  проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий не более 30 минут. Количество часов в неделю – 1, в месяц – 4, в год – 36.

Программа реализуется на базе кружка «Светофорик»

(Руководитель Шевелёва О.А.)

Направления работы по реализации программы

Создание условий:

оформление уголков безопасности;

подбор литературы, фотографий по ПДД;

изготовление атрибутов к играм;

оформление макетов.

Программа реализуется в следующих направлениях:

  • Работа с детьми.
  • Работа с педагогами.
  • Работа с родителями.
  • Работа с сотрудниками ГИБДД.

Занятия с детьми разнообразны по форме и содержанию в зависимости от задач.

  • Традиционные.
  • Игровые: в форме подвижных игр малой, средней подвижности, дидактические игры
  • Сюжетно-игровые, дающие более эмоциональные впечатления,“Путешествие в страну дорожных знаков”

Тематические занятия: “История транспорта”; “В стране дорожных знаков”.

  • Занятия-тренировки: закрепление знакомых детям знаний, упражнений.
  • Экскурсии.
  • Наблюдения.
  • Прогулки.
  • Встречи, беседы с инспектором ГИБДД.
  • Продуктивные виды деятельности.
  • Игровая деятельность.
  • Знакомство с художественной литературой.
  • Развлечения, досуги.
  • Проектная деятельность.

Работа с сотрудниками – одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению знаний по ПДД, построенная на следующих принципах.

  • Актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической деятельности у них главная социальная роль.
  • Консультации воспитателей “дидактические игры по ознакомлению детей старшего возраста с правилами дорожного движения”.
  • Выставка литературы и поделок.
  • Анкетирование .
  • Информационный стенд “Состояние детского дорожного травматизма”
  • Просветительная работа по направлениям программы “Светофорик”.

Взаимодействие с родителями:

  • Консультации.
  • Беседы.
  • Буклеты, памятки.

Родительские собрания с инспектором ГИБДД. (приложение)

 Определены следующие задачи работы с родителями.

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Пропаганда общественного дошкольного воспитания.
  • Установка на совместную работу с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.

     Это направление предполагает решение нескольких задач: воспитательных (осознание взрослыми членами семьи важности и необходимости специальной работы с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма с участием детей.

 Ожидаемые результаты

  • Овладение базовыми правилами поведения на дороге;
  • Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;
  • Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
  • Развитие творческих способностей;
  • Формирование устойчивого познавательного интереса.
  • Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;
  • Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
  • Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

Комплексно-тематический план.

Тема

Цель

Содержание занятия

Кол.ч.

1.

Кто есть кто на дороге

Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определённые правила.

Беседа, загадки, презентация.

1

2.

Как появились правила дорожного движения.

Познакомить детей с историей правил дорожного движения, объяснить, почему необходимо их выполнять.

Презентация «История возникновения правил дорожного движения»

1

3.

Безопасный путь в детский сад.

Составить вместе с детьми план местности, найти безопасный путь из дома в детский сад.

Составить индивидуальный «Безопасный путь в детский сад»

Работа с планом местности, чтение стихотворения С.Михалкова «Движеньем полон город»

2

4.

Безопасный перекресток

Познакомить с перекрестком, видами перекрестков. Учить правильно, переходить дорогу.

Экскурсия к перекрестку. Рассматривание иллюстраций с перекрестками.

2

5.

Как устроен светофор.

Познакомить детей с историей появления светофора, объяснить, почему были выбраны определённые цвета, рассказать какие бывают светофоры.

Экскурсия к светофору. Работа с макетом светофора, чтение стихотворения «Светофор»

2

6.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

Учить детей предвидеть опасность, возникающую на улице. дороге, и стараться её избегать.

Беседа, дорожные ситуации, практическая работа.

1

7.

Сигналы регулировщика.

Познакомить с работой регулировщика, сигналами.

Игра «Регулировщик», загадки, презентация

1

8.

Викторина «Счастливый случай».

Выявить знания и умения детей по изученному материалу, выяснить, как быстро ребята могут реагировать в трудной ситуации. Поднять эмоциональный настрой детей.

Деление детей на команды, разминка. Заморочки из бочки, стихи, частушки.

1

9.

Транспорт нашего города.

История транспорта

расширять знания о том, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения (скорая, пожарная машина, патрульная машина, экскаватор, подъемный кран, бульдозер, бетоно мешалка и другие); закрепить знания о видах общественного транспорта; расширить представления детей о правилах поведения в общественном транспорте;

Загадки, стихи, презентация «Виды транспорта»

4

10.

О чем говорят дорожные знаки.

Познакомить детей с  информациионно-указательными дорожными знаками.

Информационные знаки, загадки, ребусы. Работа в парах нарисуй запомнившийся знак, расскажи о нем.

1

11.

О чем говорят дорожные знаки

Познакомить с запрещающими знаками.

Запрещающие знаки, загадки, ребусы. Беседа, игра собери знак. Работа в парах нарисуй запомнившийся знак, расскажи о нем.

1

12.

О чем говорят дорожные знаки

Расширить знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей.

Предупреждающие знаки, загадки, ребусы, пазлы. Работа в парах нарисуй запомнившийся знак, расскажи о нем.

1

13.

Знай и выполняй правила уличного движения.

Расширять у детей представления о безопасном по- ведении на улицах города; закреплять знания детей о правилах дорожного движения и о назначении дорожных знаков.

Разбор опасных ситуаций на дороге, беседы, практические занятия.

2

14.

Беседа-диалог.

Активизировать познавательный интерес к ПДД. Продолжать знакомить детей со всеми видами дорожных знаков.

Воспитывать желание узнать новое.

Беседа-диалог с детьми. Вопросы к детям поискового характера( зачем нужны правила дорожного движения?)

1

15.

Сказки по ПДД

Продолжать закреплять правила дорожного движения через чтение сказок. Обогощать словарный запас.  Учить сочинять сказки.

Чтение сказок по пдд. Придумывание своей сказки и рисование иллюстраций к новой сказке.

2

16.

Игра-викторина

Путешествие в страну дорожных знаков”

Определить, как дети усвоили дорожные  знаки и  правила

безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора.

Игра викторина.

1

17.

Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД,

уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД; закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность,

сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть взаимовежливыми между собой и окружающими.

Видео-урок, беседа с сотрудником ГИБДД, чтение стихов, разгадывание кроссвордов.

1

18.

Мы пассажиры.

расширять знания детей о пассажирском транспорте; о том, что автобусы, троллейбусы останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай останавливается на середине улицы; познакомить с правилами поведения при ожидании транспорта.  

Презентация, макет автобуса, машины. Загадки, стихи. Ролевая игра «Автобус»

1

19.

Правостороннее, одностороннее, двухстороннее движение транспорта.

знакомить детей с разными видами движения на дороге.

Видео-урок. Рассматривание иллюстраций, разбор опасный ситуаций.

1

20.

Как рождаются опасные ситуации на дороге.

учить детей предвидеть опасность возникающую на улице и стараться её избегать.

Разбор опасных ситуаций, практическая работа.

1

21.

Детское кресло.

Познакомить с удерживающим устройством  «Автокреслом». Расширить представление детей о пользе детского автокресла.

Рассматривание иллюстраций с удерживающим креслом. Практическое занятие.

1

22.

«Где можно и где нельзя играть».

Мостовая не для игры.

Учить детей правильно оценивать обстановку на дороге, объяснить, что для игр предусмотрены специальные площадки.

Стихотворение «Глупый утенок играет в футбол», презентация, беседа.

1

23.

Если ты потерялся?

учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации, учить действовать в обстановке, если потерялся, не пугаться и не теряться в данной ситуации.

Разбор ситуаций, игра, беседа.

1

24.

Опасные шалости.

закреплять знания детей о безопасном поведении в транспорте, на улице, на дороге.

Просмотр мультфильмов «Смешарики на дороге». Разбор опасных ситуаций.

2

25.

Просмотр видеофильма «Пассажиром быть не просто»

обобщать знания детей по безопасному поведению в транспорте.

Видео-урок. Разбор опасных ситуаций.

1

26.

« Как неразлучные друзья дорогу переходили»

на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций.

Чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседа. Инсценировка.

2

27.

Игровой тренинг

развивать находчивость, воображение, фантазию, двигательную активность. Воспитывать доброжелательность, желание неукоснительно соблюдать ПДД.

Беседа, викторина.

1

28.

Разработка памяток и буклетов для родителей.

Разработать совместно с детьми памятки и буклеты для родителей с правилами дорожного движения.

Информационный материал для составления буклетов.

2

29.

Постановка сказки «Колобок на дороге»

на примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасных ситуаций. Подведение итогов.

Инсценировка сказки.

2

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Методы

Приемы

Наглядный

Наглядно-зрительные, предметная наглядность.

Информационно-репродуктивный

Совместная деятельность педагога и ребенка.

Практический

Разбор конкретных ситуаций, экскурсии, работа с планом местности.

Игровой

Использование дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга.

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Мониторинг детского развития проводится   2 раза в год (в сентябре, мае). В проведении мониторинга участвуют педагоги. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком  программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка.

     При организации мониторинга учитывается:

     - мониторинг уровней овладения необходимыми навыками по образовательным областям;

     - мониторинг уровней развития интегративных качеств.

      В процессе обследования  используются методы:
  -  наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности, экскурсии);


    - беседа (в процессе знакомства с правилами дорожного движения, дорожными знаками , в процессе индивидуальной работы);


  -   изучение результатов деятельности  обсуждение проблемных ситуаций на дорогах, ситуаций из художественных произведений или из личного опыта
,

-проблемная ситуация.

Мониторинг способствует раскрытию творческих способностей детей. Помогает воспитателю  учитывать:
-   индивидуальные социально – психологические  особенности ребенка;                                                     -  особенности его эмоционально – личностного развития;                                                                 -  интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и исследовательского интереса;                                                                                                                       -  возрастные и полоролевые особенности;                                                                                          

-  речевые навыки.

 - анкетирование.

Целевые ориентиры

  • ребёнок овладевает основными  способами действий в экстренных ситуациях;
  • ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, через становление основ безопасной жизнедеятельности;
  • становление безопасной жизнедеятельности через формирование основ правил безопасности на дороге, обогащается познавательная сфера дошкольников, ребенок  способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребёнок в процессе становления основ дорожной безопасности различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным

          правилам и социальным нормам;

  • ребенок в процессе формирования основ  безопасности на дороге становится более подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • в процессе становления навыков дорожной  безопасности ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается

самостоятельно наблюдать, экспериментировать.

Список литературы.

  1. Волков С. Ю. Про правила дорожного движения. - М., 2006.
  2.  Картушина М. Ю. Сценарии оздоровительных досугов для детей 3 – 4 лет. - М., 2005.
  3.  Майорова Ф. С. Изучаем дорожную азбуку. - М., 2005.
  4.  Маркин Н. И. Денисов М. Н. Безопасность на дорогах. Учеб. метод. Комплект. - М., 2006.
  5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. /Под ред. Е. Л. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М., 2005.
  6. Светличная Л. В. Праздники без проблем: сценарии для детского сада. -М., 2006.
  7.  Три сигнала светофора: дидактические игры, сценарии вечеров досуга / Сост. Т. Ф. Саулина. - М., 1989.
  8.  Чего на свете не бывает. / Под ред. О. М. Дьяченко. - М., 1991.
  9. Артёмова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М. : Просвещение, 1992.
  10.  Васильева И. Учим правила безопасности. – М. : Дошкольное воспитание, №2, 1980.
  11. Фролова Г. А. Физминутки. – М. : Карапуз, 2003.
  12.  Белая К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М. : Просвещение, 2001.
  13.  Медведева А. Ф., Полякова Л. Б. Правила дорожных движений для дошкольника. – М. : Творческий центр, 2006.
  14. Правила дорожного движения: система обучения дошкольников. – Волгоград: Учитель, 2010.
  15. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – Волгоград: Корифей, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования дошкольников по обучению правилам дорожного движения "Уважайте светофор"

Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах поселка Новоаганск. Статистические данные об участии детей в ДТП, а также от...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ  И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР»....

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ДОРОГЕ «УВАЖАЙТЕ СВЕТОФОР».

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...

Программа дополнительного образования по правилам дорожного движения для воспитанников с общим недоразвитием речи 5-7 лет «Уроки Кузьмы Патрулькова»

Данаая программа предназначена для воспитанников дошкольных учреждений старшего дошкольного возраста с целью обучения безопасному поведению на дороге....

Рабочая программа дополнительного образования по правилам дорожного движения «Азбука дорожной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: систематизация знаний детей по правилам дорожного движения, привитие навыков правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдение и осознанное выполнение правил до...

Конспект занятия по программе дополнительного образования по правилам дорожного движения для детей второй младшей группы «Веселый автобус»

Цель: Формировать представления детей о  пассажирском транспорте -  автобусе.Задачи:-формировать представления детей о правилах   пользования общественным транспортом,- дать элемен...

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ «Юный пешеход»

Пояснительная записка         Программа по реализации дополнительных образовательных услуг «Юный пешеход», разработана в силу особой актуальности пр...