Проект "Что тебе и мне поможет звуки все произносить"
проект по логопедии

Филоненко Инна Александровна

Повысить мотивацию детей и родителей по выполнению артикуляционной гимнастики.  Применение нетрадицирнных игровых методов и приёмов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_chto_tebe_i_mne_pomozhet_zvuki_vse_proiznosit.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

                детский сад «Теремок» комбинированного вида

                              Секция: дошкольное образование

Название работы: Что тебе и мне поможет звуки все произносить?

                       Вид работы: познавательно-речевой проект

                                                           Автор: Филоненко Инна Александровна

                                                                        учитель-логопед

                                                           

р.п. Маслянино

2018

   Оглавление

1. Паспорт проекта………………………………………………... 3

2 .Введение…………………………………………………………. 4  

 - Актуальность

-  Проблема

-  Цель проекта

-  Задачи проекта

- Предполагаемые результаты проекта

3. Основная часть …………………………………………………..7

- Ресурсное обеспечение проекта

- Содержание проектной деятельности

4. Заключение ……………………………………………………… 9

- Продукт проектной деятельности

- Вывод

5. Список литературы ………………………………………………10

6. Приложение ……………………………………………………….11

 Паспорт проекта:

Реализация проекта: 2-3- я недели апреля (две недели)

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: познавательно-речевой

Участники проекта:

Учитель-логопед,  воспитанники подготовительной группы, родители воспитанников. 

Введение

 Актуальность:

В настоящее время стёртая дизартрия очень часто встречается в логопедической практике. Рассматриваемый речевой дефект тормозит развитие всей речи в целом, существенно удлиняет сроки коррекционной работы. У детей с общим недоразвитием речи до 50%, а с фонетико-фонематическим недоразвитием – до 35% детей имеют стёртую дизартрию. Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. При дизартрии нарушена подача нервного сигнала от мозга к мышцам артикуляционного аппарата, вследствие чего проявляется ограниченность подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, которые возникают в результате неврологических патологий. Ведущими дефектами при дизартрии являются нарушение звукопроизносительной стороны речи, просодики, а также нарушения речевого дыхания, общей, мелкой и  артикуляционной моторики. Коррекция стёртой формы

дизартрии  невозможна без развития артикуляционной моторики.

         Кроме видимых признаков стёртой (минимальной) формы дизартрии существуют  и другие: наличие синкинезий (движение челюсти за подъёмом языка, движение рук за языком); трудность удержания артикуляционной позы; трудность в переключении артикуляционных движений; стойкость нарушений звукопроизношения и трудность в автоматизации поставленных звуков; в речи можно обнаружить сложность в произношении сложных слов (наблюдается при параличе артикуляционных мышц);

       Важнейшее условие всестороннего полноценного развития дошкольников - правильная речь. Одна из сторон речи – звукопроизношение. У некоторых  детей наблюдается нечёткая речь, при которой ребёнок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речевого аппарата. Недостатки звукопроизношения неблагоприятно отражаются на личности ребёнка и сами собой не исчезают. Чистое звукопроизношение – основа обучения грамоте, а в последствие и правильная письменная речь. Существует много средств устранения недостатков речи, и артикуляционная гимнастика – одно из главных.

Цель артикуляционной гимнастики: выработка  полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

Т. е. цель артикуляционной гимнастики  заключается в том, чтобы трудный для ребёнка уклад нарушенного звука, разложить на лёгкие простые элементы, а затем объединить их, и получить требуемый артикуляторный уклад. Кроме этого, целью  артикуляционной гимнастики является и укрепление соответствующих мышечных групп  в процессе выполнения движений. При отборе упражнений для  артикуляционной гимнастики, необходимо учитывать характер дефекта, нормальную артикуляцию звука. В процессе артикуляторной гимнастики отрабатываются все основные компоненты правильной артикуляции звука, каждый элемент тормозит неправильные движения, которые дифференцируются с нужными, правильными движениями.

     Актуальность проекта заключается в том, что благодаря   артикуляционной гимнастике, которая является подготовительным этапом в коррекции звукопроизношения, её фундаментом, вырабатываются правильные, полноценные движения и определённые положения артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.

 Проблема:

       Последние годы  количество детей с нарушением речи в нашем детском саду неуклонно растёт. Недоразвитие артикуляционной моторики, проявляющееся в ограничении подвижности органов речевого аппарата, в частности, языка и губ, влечёт за собой нарушение звукопроизносительной стороны речи и в целом влияет на всё речевое развитие ребёнка. Дети испытывают большие трудности в осуществлении звукового анализа и синтеза слов, искажают слоговую структуру слова, а  это может привести к проблемам при обучении в школе.

Цель проекта:

 Формировать у детей и родителей представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием нетрадиционных, игровых приемов и методов.

 Повысить мотивацию детей и их родителей к выполнению артикуляционной гимнастики дома.

Задачи проекта:

  • Ознакомить детей с органами артикуляции и их роли в звукопроизношении.
  • Объяснить, с помощью чего можно развивать движения речевого аппарата.
  • Раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения.
  • Познакомить детей с нетрадиционными способами проведения артикуляционной гимнастики.
  • Развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.

Ожидаемые  результаты:

  1. Дети будут иметь представление об органах речи: строении, назначении,  способах сохранения их здоровья;
  2.  Дети научатся выполнять основные артикуляционные упражнения и специальные упражнения, направленные на выработку артикуляционного уклада определенных звуков;
  3.  Использование традиционных, нетрадиционных и игровых приемов для развития артикуляционной моторики будет способствовать формированию правильного звукопроизношения дошкольников.

     4. Повышение грамотности родителей в вопросах оказания поддержки и    

         помощи детям в коррекционном процессе.

 Основная часть проекта

Подготовительный этап

На данном этапе осуществляется:

- анализ проблемы;

- планирование проектной деятельности (тема, цель, задачи);

- уточняется имеющаяся информация;

- осуществляется подбор литературы, иллюстраций, пособий;

- разрабатывается перспективный план. (Приложение № 1)

 Основной этап

  1. На данном этапе дети рассматривают органы артикуляции, выясняют, какую роль играют язык, губы и нос в произношении звуков (гласных и согласных), с помощью чего можно развивать движения речевого аппарата.
  2. Проведение экспериментов по значимости органов артикуляционного аппарата в образовании звуков (Приложение № 2).

Эксперимент «Роль языка в образовании звуков»

Цель: Доказать значимость языка в образовании звуков.

Эксперимент «Роль губ в образовании звуков».

Цель: Доказать значимость губ в образовании  звуков.

Эксперимент «Роль  носа  в образовании звуков»

Цель: Показать детям, что нос участвует в образовании  определённых  звуков.

  1. Знакомство детей с нетрадиционными приёмами проведения артикуляционной гимнастики. (Приложение № 3).

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

- с чайной ложкой;

     - с шариком (бусинкой);

     - с конфетой «чупа-чупс»;

- использование сладких палочек «соломка»;

      - биоэнергопластика;

- с использованием бинта;

-  упражнение для языка с водой «не расплескай воду».

  1. Рассматривание профилей произношения звуков.
  2. Оформление папки – передвижки по теме «Артикуляционная гимнастика» (Приложение № 4).
  3. Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика в стихах» (Приложение № 5).
  4. Сказки о «Весёлом Язычке» (Приложение № 6).
  5. Фронтальное занятие с детьми по теме (Приложение №7).
  6. Проведение индивидуальных занятий с детьми с обязательным использованием артикуляционной гимнастики.
  7. Выставка детских рисунков «В гостях у весёлого язычка» (Приложение №8).

Работа с родителями

  1.  Рисование рисунков по теме «В гостях у весёлого язычка».
  2. Информационный материал в родительском уголке по теме «Артикуляционная гимнастика».

  Заключение

 Результат деятельности:

1. Оформление папки – передвижки по теме «Артикуляционная гимнастика».

2. Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика в стихах».

3. Выставка детских рисунков «В гостях у весёлого язычка».

4. Презентация проекта

 Вывод: 

      Данный проект был реализован. В ходе проекта у детей и родителей сформировалось  представление о значимости артикуляционной гимнастики и о правильности её выполнения с использованием традиционных и нетрадиционных, игровых приемов и методов. Повысилась  мотивация детей и их родителей к выполнению артикуляционной гимнастики дома.  Дети узнали, какие органы артикуляции помогают произносить звуки – зубы, губы, язык. Закрепили  умение вести простой диалог с взрослыми и сверстниками для получения и передачи нужной информации. Повысилась грамотность  родителей в вопросах оказания поддержки и  помощи детям в коррекционном процессе.

 Познавательная активность детей повысилась.

Проект способствовал:

- сближению с семьями воспитанников: родители принимали активное участие в создании рисунков с детьми;

- получению детьми положительных эмоций и удовлетворения от результатов своих достижений;

Список литературы:

  1. Журнал «Логопед» №3,2016.
  2. Журнал «Дошкольная педагогика» № 10,2014.
  3. Интернет ресурсы.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., «Хлоп-топ». Нетрадиционные

приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет, Москва, Издательство ГНОМ, 2013 год.-32 с

                                                                                           

Приложение:

1. Перспективный план реализации проекта «Что тебе и мне поможет звуки все произносить?»;

2. Эксперименты;

3. Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной    

   моторики;

4.Артикуляционная гимнастика. Информация для родителей. Папка  

   передвижка.

5.Картотека «Артикуляционная гимнастика в стихах»;

6.Сказки о весёлом язычке;

7. Конспект логопедического занятия «Знакомство с органами артикуляции»;

 «Сказочка-указочка».

8. Выставка рисунков.

                                                                                                      Приложение № 1

                        Перспективный план реализации проекта

Понедельник:   Фронтальное занятие « Знакомство с органами                  

                             артикуляции», «Сказочка – указочка».

Вторник:            Проведение экспериментов по значимости органов  

                             артикуляционного аппарата в образовании звуков.

                            Рассматривание профилей произношения звуков.

Среда:                Знакомство детей с нетрадиционными приёмами

                             проведения артикуляционной гимнастики. Оформление      

                             папки – передвижки по теме «Артикуляционная                

                             гимнастика».

Четверг:             Создание картотеки «Артикуляционная гимнастика в

                             стихах». Сказки о «Весёлом Язычке».

Пятница:             Выставка детских рисунков «В гостях у весёлого язычка».

                             Создание презентации.

                                                                                               Приложение № 2

Эксперимент «Роль языка в образовании звуков»

     Учитель-логопед. Положите язык на нижние зубы и крепко-крепко прижмите его. Язык от зубов не отрывайте. А теперь хором произнесите: «З, Ж, Ш». Получается?

   Дети. Нет.

   Учитель-логопед. Без какого органа мы не можем произносить звуки?

   Дети. Без языка.

   Учитель-логопед. Для всех ли звуков нужен язык? Опять прижмите его к нижним зубам и повторяйте за мной: «А, ж, т, ц, и».

    Дети выполняют задание.

Для образования каких звуков кончик языка не нужен?

    Дети. Для звуков [а], [и].

    Учитель-логопед. Какие это звуки?

    Дети. Гласные.

    Учитель-логопед. А для каких нужен?

    Дети. Для звуков [ж], [т], [ц],

    Учитель-логопед. Какие это звуки?

    Дети. Согласные.

    Учитель-логопед. Для произнесения гласных звуков кончик язык не нужен. А для согласных звуков нужен.

         Эксперимент «Роль губ в образовании звуков»

Учитель-логопед. Руками сожмите губы, держите их крепко-крепко, чтобы рот не открывался, и повторяйте за мной. (Произносятся звуки).

(Дети выполняют задание).

Учитель-логопед. Получается у вас произнести звуки?

Дети. Нет

Учитель-логопед. Возьмите зеркало. Что делают губы при произнесении звуков? Какое положение они принимают?

[О] – губы округлены.

[У] – губы трубочкой.

[А] – губы разомкнуты.

[И] – губы растягиваются в улыбке.

[Б] – губы сомкнуты.

[В] – нижняя губа соединяется с верхними зубами.

Без чего ещё нельзя произнести звуки?

Дети. Без губ.

        Эксперимент «Роль  носа  в образовании звуков»

Учитель-логопед. Зажмите нос руками и произнесите звуки: «Н, м, л».

(Дети выполняют задание). Как мы произнесли звуки?        

Дети. Грязно, смазано, не чётко.

Учитель-логопед. Без какого органа нельзя говорить?

Дети. Без носа.

        Анализ «Что вам помогло произносить звуки правильно?»

Учитель-логопед. Ребята, скажите, а раньше вы умели шипеть, рычать?

Дети. Нет

Учитель-логопед. А сейчас можете?

Дети. Да.

Учитель-логопед. А как вы этому научились?

Какие артикуляционные упражнения вы делали, чтобы научиться рычать?

Дети называют упражнения: «Чашечка», «Барабан», Пулемёт», «Грибок», «Гармошка», «Фокус», «Вкусное варенье».

Артикуляционная гимнастика помогла нам правильно произносить звуки.

                                                                                                   Приложение № 3

Нетрадиционные упражнения для совершенствования  

                       артикуляционной моторики

В дополнение к общепринятым артикуляционным упражнениям я предлагаю нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. 

- с чайной ложкой;

- с шариком;

- использование сладких палочек «соломка»;

 - биоэнергопластика;

- с использованием бинта;

-  упражнение для языка с водой «не расплескай воду».

Упражнения с шариком (бусинкой)

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.

1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево.

2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

3. Толкать языком шарик вверх-вниз, веревка натянута горизонтально. 

4. Язык - "чашечка", цель: поймать шарик в "чашечку".

5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.

6. Поймать шарик губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку. 

Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

Упражнения с ложкой.

  1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.

    2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

    3. То же, но подталкивать ложку в выпуклую часть.

    4. Язык - "лопаточка". Похлопывать выпуклой частью чайной ложки по языку.

    5. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

    6. Ложку перед губами, сложенными трубочкой, выпуклой стороной плотно прижать к губам и совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.

    7. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против часовой стрелки.

    8. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

    9. Выполнять круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно).

    10. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

           


Упражнения для языка с водой "Не расплескай воду".


1. Язык в форме глубокого "ковша" с небольшим количеством воды (вода может быть заменена соком, чаем, компотом) сильно высунут вперед из широко раскрытого рта. Удерживать 10 - 15 секунд. Повторять 10 - 15 раз.

2. "Язык-ковш" с жидкостью плавно перемещается попеременно в углы рта, удерживая жидкость, не закрывая рта и не оттягиваясь назад в рот. Выполняется 10 раз.

3. "Язык-ковш", наполненный жидкостью, плавно двигается вперед-назад. Рот широко раскрыт. Выполняется 10 - 15 раз. 

   


Упражнения для губ и языка и челюстей с бинтом.

Бинт разового пользования, строго индивидуален, размеры:

 длина 25-30 см, ширина 4-5 см

1. Сомкнутые и растянутые в улыбку губы плотно сжимают бинт. Взрослый пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление мышц губ. Выполняется в течение 10 - 15 секунд. 

2. Выполняется по аналогии с упражнением 1, но бинт зажимается губами то в левом, то в правом углу рта поочередно. Выполняется 10 раз. 

3. Зажатый губами в правом углу рта бинт без помощи рук перемещается в левый угол, затем, наоборот, из левого - в правый и т.д. Выполняется 10 раз. 

4. В отличие от упражнения 1, бинт закусывается, крепко зажимается не губами, а передними зубами и удерживаются в течение 10-15 секунд, зажим ослабляется на несколько секунд. Зажим - расслабление чередуются 10 - 15 раз. 

5. Бинт закусывается и зажимается не резцами, а коренными зубами попеременно, то левыми, то правыми. Выполняется 10 раз. 

6. Бинт ко всей поверхности верхней губы плотно прижимает язык, поднятый вверх в форме широкого ковша или "лопатки" (блинчика). При этом рот широко раскрыт. Взрослый, как и в упражнении 1, пытается вытащить бинт, преодолевая сопротивление. Удерживать данную позицию 10-15 секунд. Повторяется до 10 раз. 

7. В отличие от упражнения 6, бинт прижимается "языком-ковшом" ("лопаткой", "блинчиком") не ко всей поверхности верхней губы, а то к левому, то к правому углу рта попеременно. Выполняется так же, как упражнения 1, 6. 

8. Бинт крепко прижимается ко всей поверхности нижней губы широким мягким языком в форме "лопатки" ("блинчика"). 

  Биоэнергопластика

Это сложное слово включает в себя три базовых понятия:

Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри нас. 

Пластика — связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.

      Артикуляционные упражнения проводятся одновременно с движениями сначала одной кисти руки (правой, левой), затем обеих, имитирующих движения челюсти, языка и губ (биоэнергопластика). Совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме.

     Биоэнергопластика активизирует интеллектуальную деятельность ребёнка, попутно  развивая координацию и мелкую моторику. В результате биоэнергопластических  упражнений не только улучшается речь ребёнка, но так же память и внимание.

  • Динамические упражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают их точными, легкими, ритмичными.
  • Статические упражнения способствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения, помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

“Птенчики”- четыре сомкнутых пальца ладонью вниз, большой палец прижат к указательному. Рот открывается, большой палец опускается вниз, четыре пальца поднимаются вверх

“Часики” - сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счет влево - вправо.

“Качели” - движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх вниз.

“Улыбка” - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счет 1 – пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И так далее .

“Хоботок” - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

“Иголочка”, “Змейка” - пальцы сжаты в кулак, указательный выдвинут вперед .

“Лопаточка” - большой палец прижат к ладони сбоку, сомкнутая, ненапряженная ладонь опущена вниз.

“Чашечка” - пальцы прижаты друг к другу, имитируя положение “чашечки” .

“Парус” - сомкнутая ладонь поднята вверх.

“Горка” - согнутая ладонь опущена .

                       

 С конфетой «чупа-чупс».

Использование сладких палочек «соломка».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К логопеду я бегу – звуки я произносить хочу…

Осуществлять свою работу более эффективно, оптимизированно, интересно, эмоционально насыщенно я решила через разработку и внедрения в практику таких подходов, которые совершенствуют формы и мето...

Логосказка про то, как лиса звук [С] произносить не могла.

Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми 5 лет....

"Лиса -рыжая краса" (Как лиса научилась звук С произносить)

Цель:  Автоматизация звука [ с] изолировано, в слогах, словах, чистоговорках, стихах. Задачи:·         Уточнение   артикуляции звука [c].·...

Презентация к проекту "Что тебе и мне поможет звуки все произносить"

Применение нетрадиционных приёмов для развития артикуляционной моторики...

Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»

Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...