К логопеду я бегу – звуки я произносить хочу…
методическая разработка по логопедии по теме
Осуществлять свою работу более эффективно, оптимизированно, интересно, эмоционально насыщенно я решила через разработку и внедрения в практику таких подходов, которые совершенствуют формы и методы коррекционно-развивающей работы с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_inet_-_priyomy_raboty.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
К логопеду я бегу – звуки я произносить хочу…
Нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста – это один из основных или ведущих дефектов в структуре речевых нарушений.
Методики коррекций недостатков произношения звуков достаточно полно разработаны. Но, несмотря на это, я поставила для себя вопрос о необходимости дальнейшего изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.
Сделать свою работу более эффективной, оптимизированной, интересной, эмоционально насыщенной я решила через разработку и внедрения в практику инновационных подходов, тем самым совершенствуя формы и методы своей коррекционно-развивающей работы с детьми.
В настоящее время существует много возможностей расширить свой кругозор: различные сайты для логопедов, достаточно большой выбор специализированных журналов, книг, готовые игры и пособия. Изучая инновационные методы коллег из различных источников, включая своё творчество, я за свой 13 летний логопедический стаж придумывала и создавала множество игр и пособий. Случалось что игра "не работает", причём, часто по непонятным на первый взгляд причинам, в этом случае пособие переделывалось, подбирался лучший вариант.
Представленный сегодня материал создан целиком на основе практики - это результат долгих лет наблюдений, размышлений, творческого подхода.
Очень важный элемент успешного обучения – это эмоциональный фон, на котором протекает этот процесс. Одна из первых задач является установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, вызывание интереса к занятиям. Здесь себе в помощь я взяла игровые персонажи – куклы: Девчушка-говорушка, капитан Звуков, Карлсон, который учится говорить. Они подбадривают ребенка, наблюдают за его успехами, дают ненавязчивые советы и рекомендации, просят поделиться новостями с мамой и папой.
Созданию игровой мотивации с соблюдением структуры занятия помогает «Гусеница», которая растёт в ходе занятия, помогая запомнить что делали, чему научились. Длина гусеницы зависит от вида занятия и его содержания. Тельце состоит из разноцветных кругов с условными обозначениями этапов занятия. Первый круг подсказывает, что начнётся занятие с проверки домашнего задания или требуется послушать стихотворение и определить с каким звуком мы будем работать. Следующие круги, выставляются исходя из задач и содержания занятия: артикуляционная гимнастика, артикуляция и характеристика звука, автоматизация в слогах, словах, предложениях, пальчиковая игра, работа на листах-заданий и последний круг с символом сердца побуждает сказать, что понравилось на занятии, что запомнилось, даётся оценка деятельности детей. Как показала практика, видя такие условные обозначения, детям легче рассказать воспитателям и родителям что они делали на занятии, лучше запоминаются схематические обозначения слов, деление слов на слоги, предложения.
Занятия у зеркала – одно из условий формирования правильного звукопроизношения. На первых занятиях с ребёнком или при диагностике использую сюжетное зеркало для артикуляционных сказок, в ходе выполнения которых отрабатывается или уточняется объём и качество выполнения общих артикуляционных упражнений. Для отработки более точных движений, требующих концентрации на артикуляционном аппарате используются индивидуальные зеркала с глазками, которые «смотрят» как выполняется упражнение. Но, а рабочее зеркало, перед которым проходит большая часть всех занятий, передаёт главный настрой – «Ты умница, всё получается отлично!» с помощью наклеенных букв по углам зеркала. Читающие дети сами видят эти магические слова, для нечитающих этот секрет раскрываю сама.
Мотивационные куклы, разнообразие зеркал, создают комфортную учебно-игровую обстановку и сохраняют здоровье сберегающую среду.
Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата.
Выработать движения помогает артикуляционная гимнастика, выполнение которой требует от ребенка больших энергетических затрат, определенных усилий и терпения. Эффективность логопедической работы в значительной мере определяется тем, как сам ребенок участвует в процессе ее проведения, какая ему при этом отводится роль, какова степень ее инициативности. Закрепление любого навыка требует систематического повторения. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно.
Задумываясь над данной проблемой, мне хотелось расширить поле стишков к упражнениям, картинок с артикуляционными укладами, «артикуляционных полянок» З.А.Репиной и разбавить это чем-то ещё. Наблюдая за огромным опытом нашей коллеги Людмилы Павловны Переваловой и её лягушки - Кваки, мне пришла идея о создании логопедического пособия – макета из полюбившегося детям смешарика Кроша.
Всем известна взаимозависимость речевой и моторной деятельности. Новым и интересным направлением этой работы является биоэнергопластика.
По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. совместные движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободны, помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказывает чрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей, развивает координацию движений и мелкую моторику.
Опираясь на эти данные, изготовив макет Кроша, я стала его вводить на занятия по следующей схеме:
- На первом занятии по постановке звука ребёнок знакомится с артикуляционными упражнениями по стандартной методике, тренируется в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается. При этом я сама демонстрирую упражнение, сопровождая показ движением кисти одной руки.
- На втором занятии у ребёнка подключается к артикуляции движение одной кисти ведущей руки. Дети с доминантной правой рукой и амбидекстры работают правой кистью, леворукие дети – левой.
- На третьем занятии появляется Крош и артикуляционные движения кисти ведущей руки отрабатываются на данном макете.
- На четвёртом занятии к выполнению артикуляционных упражнений подключается вторая рука без макета смешарика.
- На пятом занятии движения второй руки отрабатываются на макете.
- На шестом занятии ребенок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу и одновременно движением обеих рук имитирует, повторяет движение артикуляционного аппарата.
- На последующих занятиях макет используется по усмотрению, как для ведущей руки, так и для вспомогательной.
Так же с помощью этого пособия решается еще ряд задач:
- усвоение правильного положения органов артикуляции при выполнении упражнения и произношении необходимого звука;
- выработка ловкости и умения управлять своим языком;
- самостоятельное нахождение допущенных ошибок при выполнении артикуляционных упражнений;
- повышение интереса к выполнению артикуляционной гимнастике;
- воспитание уверенности, самоконтроля и заинтересованности в достижении конечного результата.
Во время таких занятий подготовительного периода используются стишки к отрабатываемым упражнениям, предметные картинки, картинки с артикуляционными укладами, дорожка из образов артикуляционных упражнений по которой вместе со смешариком идём к дому, в котором живёт звук, который учимся произносить.
Таким образом, ребенок вовлекается в активный процесс, создаётся соответствующий эмоциональный настрой, появляется живой интерес, положительное отношение к занятиям, стремление правильно выполнять артикуляционные упражнения.
Результаты работы учителя-логопеда не всегда проявляются быстро. От того, как будет проведена коррекционная работа по подготовке и постановке звуков будет виден результат. И немало важно продолжать удерживать интерес на следующих этапах по автоматизации поставленного звука.
Правильное произношение поставленных звуков изолированно отрабатываются с помощью упражнения «Проведи дорожку и произнеси»: едет машина по горам-заводим мотор, змея тянется за яблоком и шипит и т.п., дети произносят изолированный звук, свои попытки отмечают фломастером, проводя дорожке.
На этапе автоматизации звука я также решила объединить игровой материал по коррекции звукопроизношения с одновременной тренировкой тонких движений пальцев рук, позволяющих многократно повторять поставленный звук изолированно, в слогах, словах и фразе.
Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции “сдвинул” речевое развитие в позитивном направлении, мною используется игровой прием “Пианино”.
Положительное влияние “Пианино” заключается в том, что при произнесении звуков и слов подключается мелкая моторика рук. Движения пальцев по “клавишам” способствуют развитию концентрации зрительного внимания в ходе слежения глазами за пальцами и синхронизации движения пальцев руки и речи.
Такие упражнения очень важны в практике предупреждения темпо - ритмических нарушений речи.
Нажимая на «клавиши» ребёнок произносит слоги, проговаривает слово по слогам, одновременно учится определять количество слогов, создаются предпосылки для условия логического ударения, правильного членения фразы. Так отрабатываются чистоговорки, предложения, скороговорки.
Интересной для детей является игра “Рыбалка”, в которой вместо удочки используется палочка с магнитом, а вместо рыбок – картинки с заданным звуком. Поймав “рыбки” – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове, учатся задавать вопросы “Кто это? Что это?”, образовывать множественное число и ещё много чего можно сделать с этими “рыбками”.
Новое – это хорошо забытое старое. Имея на кабинете планшет «Логико-малыш» с набором карточек, раньше не часто использовала в своей работе. Поскольку предложенные задания не всегда могла подобрать для решения поставленных целей занятия. Но часто слышав вопрос детей: «Когда мы будем играть в эту игру?» привело меня к тому, что стала создавать свои собственные авторские карточки. И данная игра приобрела вторую жизнь. Сейчас она часто встречается на моих занятиях. Разработка карточек основывается на автоматизации конкретного звука и под данный звук подбираются упражнения по словообразованию и словоизменению, подготовки к обучению грамоте. Дети с удовольствием передвигают фишки, отвечают на поставленные вопросы. И конечно, ждут момента самопроверки, сравнивая цвет фишек и кружков на оборотной стороне карточки.
Учиться составлять рассказы и пересказывать тексты нравится детям с помощью цепных текстов и рассказов – домино. Они представляют собой такую смысловую организацию предложений, которая обеспечивает последовательную передачу мысли от предложения к предложению линейно или по цепочке. Такой тип связи предложений чаще всего свойственен повествовательному рассказу, композиция которого опирается на последовательность действий, на их динамическое развитие.
Для наглядного показа правил смысловой связи предложений используются предметно-графическая схема или выложенная последовательность из картинок - доминошек. Такие формы работы помогают лучше и быстрее ответить на вопросы к рассказу, запомнить текст или пересказать его. Дети с интересом рассматривают картинки, называют, что на них нарисовано, закрепляя, таким образом, звук, не только в словах, но и в предложениях и в связном тексте.
Чем больше психологически подкован логопед, тем выше эффективность занятий. В последнее время всё чаще приходится работать с гиперактивными детьми. Одна из рекомендаций при работе с такими детьми - направление лишней энергии в полезное русло.
Выполнять задания, направленные на автоматизацию звуков, двигаясь, изменяя положение своего тела в пространстве, гиперактивному ребёнку помогает пособие «Звуковой коврик» или второй вариант названия «Звуковой твистер». Это пособие представляет собой сшитый из полиэтиленовой пленки коврик, разделенный на 12 квадратов – карманов. В карманы вставляются картинки в зависимости от варианта игры. Ребенок двигается по коврику, выполняя команды. Остановившись, выполняет речевое задание. Варианты игр разнообразны: найди картинки и назови слова с заданным звуком, с заданной позицией звука в слове, заучивание стихов (сначала каждая стихотворная строчка разучивается по отдельной картинке, в дальнейшем всё стихотворение собирается на коврике и ребёнок его рассказывает шагая по отдельным картинкам). Подборка картинок к скороговоркам на отрабатываемый звук позволяет в форме развлечения играть в игру «Звуковой твистер» в паре. Варианты игр находятся в разработке, и в дальнейшем данное пособие будет иметь многофункциональное значение. Но уже сегодня его можно точно назвать как часто используемое и эффективное.
Логопедическое занятие - это школа обучения и воспитания не только ребёнка, но и родителя. Многолетняя практика присутствия на занятиях ответственных родителей показывает, что для них логопедические занятия не менее важны, чем для ребёнка. Создаётся впечатление, что, наблюдая занятия родители "подзаряжаются" энергией, черпают из занятий знания о том, как нужно взаимодействовать с ребёнком, как а главное что добиваться. Организация работы логопункта не охватывает посещение логопедических занятий всех родителей. Да и занятия начинаются со старшего возраста, а профилактика звукопроизношения должна начинаться как можно раньше. Есть и другая сторона – существуют родители, которых трудно организовать, объяснить. Тогда пришла мысль о том, что их нужно сначала увлечь, показать, научить посредством чего-то нового, современного. Так появилась в прошлом году новая форма взаимосвязи с родителями детей средних групп «Логопедический тренинг», который проводился в летнее время, в течении 5 встреч. Каждая встреча имеет определённую структуру. В игровой форме проводились мимические упражнения, пластические этюды, тренировка артикуляционного аппарата. Начиналась и заканчивалась встреча по правилам тренинга с приветствия и прощания.
Первый опыт показал значительные результаты. Родители постепенно овладевали сугубо логопедическими навыками и умениями, сами становились "немного семейным логопедом". В результате, с теми детьми, которые прошли «Логопедический тренинг» и были зачислены на логопунк, процесс формирования звукопроизношения ускорился, родители охотней и лучше выполняли с ребёнком домашние задания.
Разработка и использование представленных приемов и технологий нацелена на повышение эффективности формирования правильного звукопроизношения, на максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка. Проведя сравнительный анализ за два года, просматривается динамика в звукопроизношении детей старшего возраста, посещающих логопункт.
А значит, представленные методики и технологии будут усовершенствоваться, расширяться и дальше служить на радость детям и мне.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логосказка про то, как лиса звук [С] произносить не могла.
Конспект подгруппового занятия по звукопроизношению с детьми 5 лет....
"Лиса -рыжая краса" (Как лиса научилась звук С произносить)
Цель: Автоматизация звука [ с] изолировано, в слогах, словах, чистоговорках, стихах. Задачи:· Уточнение артикуляции звука [c].·...
Проект "Что тебе и мне поможет звуки все произносить"
Повысить мотивацию детей и родителей по выполнению артикуляционной гимнастики. Применение нетрадицирнных игровых методов и приёмов....
Презентация к проекту "Что тебе и мне поможет звуки все произносить"
Применение нетрадиционных приёмов для развития артикуляционной моторики...
Технологическая карта логопедического занятия " Как дети учили зайчонка Саню звук С произносить". Автомактизация звука С. Актуализация словарного запаса по теме "Дикие животные"
Технологическая карта логопедического занятия с детьми дошкольного возраста...
Технологическая карта логопедического занятия «Как дети учили Машу звук Ш произносить. Автоматизация звука Ш»
Умение правильно произносить звуки способствует формированию положительных коммуникативных навыков и стремлению общаться (ты говоришь правильно – тебя понимают окружающие)...