Система работы по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.
статья по логопедии (старшая группа)
Часто учителя - логопеды задаются вопросом, как работать с детьми , имеющими тяжелые нарушения речи. Возможно эта статья поможет вам настроиться на рабочий лад.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_sayt_ds_69_galkina_l.n._.docx | 40.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности.
Всего приятнее для нас те слова,
которые дают нам какое-нибудь знание.
Аристотель.
Обучение родному языку, речевому общению является основой всестороннего гармоничного развития детей дошкольного возраста. Система работы по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности, которую посещают дети с тяжелыми нарушениями речи в возрасте 5-6 лет, построена, так что предполагает совместные действия всех специалистов дошкольного учреждения и родителей.
Коррекционно – развивающая работа предполагает развитие и коррекцию артикуляционных навыков и слухового восприятия; совершенствование лексико – грамматической стороны речи; формирование и обогащение словарного запаса; обучение самостоятельной грамматически правильно оформленной речи и коммуникативным навыкам.
Работа по развитию речи начинается с обследования речи детей, в ходе которой выявляются проблемы речевого и психофизического развития и намечаются пути их преодоления. С результатами диагностики знакомятся родители, которым на протяжения всего обучения учитель - логопед дает рекомендации.
Наблюдения в природе, посещение экскурсий, музеев, цирковых представлений, зоопарка – это основа наглядного обучения, при котором дети на эмоциональном фоне обогащаются знаниями, изучают лексический материал, который является базой в работе по систематизации, обобщении и актуализации словаря на занятиях с учителем – логопедом и воспитателем. Большинство занятий проходят с использованием наглядного, дидактического материала, игрушек. Дети через игру повторяют и обогащают словарь, отрабатывают грамматические категории, обучаются диалогической речи, совершенствуют речевое общение.
В современном мире дети развиваются и растут при стремительном внедрении информационных технологий. Большую роль в развитии и коррекции речи играет грамотный подход к применению образовательных ресурсов, программ и обучающих игр. Очень важно, чтобы действия ребенка были всегда под контролем взрослого, и итогом был диалог. Словесные методы обучения обязательны в работе при развитии речи. Чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений, обучение пересказу, обобщающая беседа по теме, свободное рассказывание развивает творческие и познавательные способности ребенка.
Правильный подбор дидактических игр, инсценировок, подвижных игр, игр – драматизации - это практический метод воздействия с целью совершенствования речи детей.
Основой всех занятий по развитию речи является контроль над произношением ребенка. Работа по коррекции звукопроизношения требует колоссальных затрат по времени. Это не только работа учителя – логопеда на индивидуальных и подгрупповых занятиях, это системная работа воспитателей в группе в течение всего дня и ежедневная работа родителей.
На логопедическом занятии дети знакомятся с каким – ибо звуком, уточняется способ его образования, показывается артикуляционный уклад. Детям предлагается повторить данный звук, уточняется положение языка, губ, интенсивность и направленность воздушной струи. У детей с тяжелыми нарушениями речи по подражанию многие звуки не получается произнести правильно, и им необходима коррекция. В зависимости от типа нарушения учитель – логопед подбирает, показывает и рекомендует ежедневно выполнять комплекс упражнений для развития артикуляции и дыхания. Все упражнения разучиваются на индивидуальных занятиях, которые обязательно рекомендуется ежедневно выполнять дома с родителями и воспитателями в детском саду.
По мере приобретения навыка выполнения артикуляционных упражнений учитель – логопед начинает работу по постановке нарушенного звука. В ходе этих занятий обязательно дается полная характеристика звука по способу образования, дети знакомятся с фонетической системой русского языка и элементами грамоты. В дальнейшем поставленный звук отрабатывается сначала изолированно, а потом в слогах. Уточняется понятие «звук», «слог». Детям предлагается множество игр и упражнений для закрепления звука: «Звуковые дорожки», «Запомни и повтори».
Следующий этап работы на уровне слова. Работа над поставленным звуком в словах проходит не только на индивидуальных занятиях, но и на подгрупповых, используя индивидуальный подход и комплектование подгрупп со II –го полугодия учебного года по принципу нарушенных звуков. Каждую неделю для обогащения и уточнения словаря с детьми изучается новая лексическая тема, например «Весна. Перелетные птицы». Один из способов работы – это найти такие слова, в которых есть отрабатываемый звук и выполнить ряд упражнений с заданными словами. Например, при автоматизации звука [Ж], можно предложить назвать птиц на картинке: жаворонок, журавль. Предложить детям определить первый и последний звук в этих словах, дать характеристику этим звукам. Если согласный, то какой звонкий или глухой, при этом использовать символы для запоминания (колокольчик - наушники), ощущать вибрацию голосовых складок, а так же определить твердый согласный или мягкий, обозначить цветом (синий - зеленый). Можно предложить определить количество слогов в данных словах, отхлопать, показать соответствующую схему или выложить кружки по количеству слогов. Дальше предложить определить ударный гласный в этих словах, выделяя его голосом, определяя какой по счету слог с ударным гласным. Аналогичные задания ежедневно выполняют с детьми воспитатели по заданию учителя – логопеда во второй половине дня на коррекционном часе, а родители дома.
На этапе развития и совершенствования грамматического строя речи предлагаем игры на словообразование, словоизменение, согласование слов в словосочетании, с учетом тех же нарушенных звуков. Например, «Назови ласково», «Чей это птенец?», «В каком доме живут?», «Посчитай до10 со словами»
После того, как поставленный звук уверенно произносится в словах, работа продолжается на уровне предложения. Вводится понятие « предложение». При повторении предложения с заданными словами необходимо четко контролировать не только согласования слов в предложении, но верное произношение звуков. На данном этапе рекомендуется составлять предложения из заданных слов, используя схему или самостоятельно придумывать. При ответе на вопросы развиваем у детей умение отвечать полным предложением. Игры, которые можно использовать на данном этапе работы: «Исправь ошибку?», «Добавь слово», «Сколько слов в предложении», «Назови первое слово в предложении», «Составь предложение по картинке».
Если ребенок уверенно произносит предложения, то можно перейти к работе над текстом. Рассматривая предметную картинку, предлагаем составить несколько предложений, которые буду связаны по смыслу. Начинаем составлять рассказ по образцу, а потом предлагаем его повторить. Например, описать внешний вид птицы, вспомнить, где она живет и чем питается. При составлении описательного рассказа можно использовать схемы, таблицы, вопросы.
Дети старшей группы с речевыми нарушениями не готовы к самостоятельному пересказу, они могут только отвечать на вопросы по тексту.
В потоке информации ребенок не всегда может контролировать свою речь, у него не достаточно развит самоконтроль в этом возрасте, и то, что он может произнести на занятиях, чаще в повседневной жизни пока еще не использует.
Речь взрослого, который находиться постоянно в поле зрения детей является основным источником, из которого дети получают образец родного языка. Она должна быть не только правильной с четким и понятным произношением всех звуков родного языка, но и спокойной, доброжелательной, доступной для понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы непосредственно-образовательной интегрированной деятельности по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Данное занятие разработано с целью развития у детей через сказку творческое воображение, нестандартность мышления, словесное творчество....
Конспект НОД по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Посуда»
Описание интерактивного занятия по формированию целостной картины мира (развитию речи) в старшей группе по теме "Посуда"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Зима»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Зима»...
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Фунтик в гости к нам пришёл»
Продолжать знакомить детей с представлением об игрушках, материалах, из которых они сделаны. Учить детей составлять рассказы описания об игрушках при помощи алгоритма. Продолжать учить детей образовыв...
Итоговое занятие по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Тема: «Мы покоряем вершины!»
Данный материал может быть полезен логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка НОД Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «В гостях у бабушки Загадушки» ( с элементами малого фольклора)
Представляю вашему вниманию методическую разработку НОД Развитие речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема " В гостях у бабушки Загадушки" ( с элементами малого фольклора). Да...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности: «Путешествие в страну Красивой речи »
Цель: обобщение и активизация словарного запаса посредством участия в словестно – речевых играх....