Конспект занятия по теме "Осень"
методическая разработка по логопедии
Конспект занятия по теме "Осень" с использованием технологии ТРИЗ ориентирован на детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osen_0.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме «Осень» с использованием технологии ТРИЗ.
Программное содержание:
- Закрепление обобщающего понятия «Осень».
- Закрепление признаков осени.
- Формирование у детей любви к природе.
- Согласование существительных с прилагательными (подбор эпитетов).
- Закрепление умения строить простое распространенное предложение.
- Обучение построению сложносочиненных предложений использованием союза «А».
- Подбор слов с противоположным значением (антонимы).
- Развитие мелкой моторики
- Автоматизация поставленных звуков в речи.
Оборудование:
- Картина «Осень»
- Картина логопеда с осенним пейзажем
- Листья из бумаги, краски, кисти
- Организационный момент
Логопед: Ребята, закройте глазки и представьте, что вы едете в поезде за город. Перед вами за окном мелькают разные пейзажи: деревья с разноцветными листьями, листопад, птицы улетают в дальние края. Мы вышли из вагона и увидели разноцветную, яркую осень.
- Ход занятия
- Согласование существительных с прилагательными
Логопед: А теперь откройте глазки и посмотрите на картину «Осень». (логопед показывает картину «Осень»)
Ребята, назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: Правильно. Давайте подберем как можно больше определений к слову осень. Скажите, а осень какая?
Дети: Осень яркая, разноцветная, дождливая, пасмурная, холодная, теплая, ветреная….
Логопед: Верно. А погода осенью – какая?
Ребенок: Погода осенью стоит прохладная, дождливая, ветреная.
Логопед: А какое небо осенью?
Ребенок: Небо осенью пасмурное.
Логопед: Какие листья осенью?
Ребенок: Осенью листья становятся разноцветными.
Логопед: Какая трава осенью?
Ребенок: Осенью трава начинает желтеть.
Логопед: Какой осенью ветер?
Ребенок: Осенью дует холодный, порывистый ветер.
Логопед: Какое солнце осенью?
Ребенок: Осенью солнце тусклое, холодное.
Логопед: Молодцы! Вы подобрали очень много осенних слов.
- Составление простых распространенных предложений
Логопед: Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Хорошо - плохо». Вы должны подумать и назвать, что осень хорошо, а что плохо.
ХОРОШО:
- Листья становятся разноцветными.
- Можно собирать букеты из разноцветных листьев.
- В парке можно собирать шишки, желуди, каштаны для поделок.
- На улице можно увидеть красивое явление – листопад.
- Созревают овощи и фрукты.
- Можно собирать грибы в лесу.
ПЛОХО:
- Закончилось лето.
- На улице становится холодно.
- Солнечных дней становится все меньше.
- Часто дует холодный ветер.
- Часто идут дожди.
- На улице рано темнеет.
Логопед: Хорошо, вы придумали много предложений.
Дыхательная гимнастика
Логопед раскладывает кленовые листья перед детьми.
Логопед: Возьмите тот лист, который вам больше нравится, и тихонечко подуйте на него. А теперь с силой подуйте на него. Выполняем дыхательную гимнастику. Вот какой листопад у нас с вами получился.
- Беседа об осени.
Логопед: А теперь я покажу вам очень красивый осенний пейзаж. Что вы здесь видите? (логопед демонстрирует детям картину с осенним пейзажем)
Ребенок: Листья на деревьях пожелтели, покраснели.
Листья начали опадать с деревьев.
На земле лежит ковер из разноцветных листьев.
Некоторые деревья уже стоят голые.
Солнечных дней становится все меньше.
Небо становится пасмурным, хмурым.
Трава начинает желтеть и увядать.
Логопед: Правильно. А что еще происходит осенью?
Ребенок: Осенью птицы улетают в теплые края.
Логопед: А как называют этих птиц?
Ребенок: Перелетные птицы.
Логопед: Верно. Что еще бывает осенью?
Ребенок: Насекомые прячутся под кору деревьев.
Животные готовятся к зиме.
Они делают запасы на зиму.
Люди собираю урожай овощей и фруктов.
Осенью стоит холодная, дождливая погода.
Иногда падает снег.
Люди одеваются тепло.
- Построение сложносочиненных предложений с использованием союза «А».
Логопед: Дети, посмотрите, осенью дни становятся короче, а ночи длиннее.
А теперь вы придумайте предложения по картинке.
Дети: Дни уже не ясные, а пасмурные.
Температура воздуха с каждым днем не поднимается, а опускается.
Поэтому воздух не теплый, а холодный.
Ветер дует не слабый, а сильный.
Пальчиковая гимнастика «Осенние листочки»
Логопед: Ребята, давайте соберем осенний букет.
Дети произносят хором.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем листья собирать.
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба,
(Дети загибают поочередно пальцы)
Мы соберем.
В вазу осенний букет отнесем.
(Дети сжимают и разжимают кулачки)
- Игра «Осенние листики»
Логопед: А теперь мы с вами выполним коллективную работу «Осенние листики» (раздаю вырезанные из бумаги листья с разных деревьев, краски, кисточки).
Дети, вы складываете листочки пополам, на одну половинку кисточкой ставите кляксы разными красками и соединяете листья.
- Итог занятия. Оценка деятельности детей.
Логопед: Посмотрите, какие красивые осенние листочки у нас получились. Давайте сделаем волшебный ковер из волшебных листочков.
Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...