Организация досуга в семье.
статья (младшая группа)
В статье представлен материал для родителей по организации досуговой деятельности в семье с детьми младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dosug_sobranie_2_ml._gr.doc | 80.5 КБ |
dosug.ppt | 1.99 МБ |
Предварительный просмотр:
Родители могут научить детей всему – играть, вежливо разговаривать друг с другом, вместе трудиться, отдыхать, дружить, ходить в поход, вязать, что-то мастерить.
Прежде всего наши дети – это наше будущее. Однако родители не всегда понимают, что их внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на растущего человека. К сожалению, выходные дни в семьях бывают такие: мама готовит обед, папа читает книгу, играет в игры на телефоне или компьютере, лежит на диване и смотрит телевизор. Когда у мамы на кухне все готово, папа приходит, обедает и занимается своими делами, а ребенок опять остается без внимания. Почему родители удивляются, что их дети невнимательны, черствы, грубы, невоспитанны? А кто их этому учил?
Рядом со взрослыми живут маленькие люди, способные критически оценивать все происходящее в семье. Дети все видят, слышат, понимают, воспринимают и перенимают.
Но есть, к счастью, и такие семьи, где по выходным родители и дети собираются вместе, выполняют совместно все дела по дому, уходят после завтрака в лес на целый день, совершают небольшие путешествия, наблюдают за природой, мастерят что – то вместе, приучая сына к мастерству, мамы учат вязать или шить свою дочь. Нельзя забывать о том, что наши дети должны вырасти прекрасными людьми. Наши дети – это наша старость.
«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». (А.С.Макаренко)
Чтобы воспитание детей было правильным, надо правильно организовывать досуг детей, быть рядом с ними, помогать им и тогда вы увидите результаты своей работы.
Предлагаем наиболее приемлемые виды деятельности, которые можно использовать при организации семейного досуга дома с детьми младшего дошкольного возраста:
загадывание загадок;
презентация домашних спектаклей;
показ кукольного спектакля;
импровизированный показ моды;
концертные выступления старших детей;
малоподвижные игры (желательно выбирать игры со стихотворной основой, близкой к народным потешкам) Они хороши не только своей ритмичностью, лаконизмом, но и тем, что органично связаны с действием, пляской, бегом, движением рук;
совместное коллективное творчество – аппликация, лепка, рисование;
совместные танцевальные разминки и исполнение детских песенок;
чтение стихов;
мини – конкурсы на творческие импровизации;
чаепитие, угощения, обмен рецептами.
Такой вечер позволит молодым мамам и папам ощутить радость общения с ребёнком, радость сотворчества. Вам, уважаемые родители, представится прекрасная возможность наполнить деятельность малыша и всех взрослых новым содержанием, что, несомненно, послужит гармонизации и оптимизации эмоциональных взаимоотношений в семье.
Многие дети очень любят рисовать. Но как быть, если малыш еще маленький и рисовать не умеет? Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы и поделки для детей, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие. В этих играх он познакомится с цветом, свойствами красок, у него разовьется художественный вкус и пространственное воображение, фантазия и трудолюбие. А еще он проникнется уважением к родителям, которые умеют делать такие вещи! Кроме того в процессе такого общения у ребенка расширится пассивный словарь и активизируется его самостоятельная активная речь. Вот игры с красками, которые привлекут интерес к рисованию и помогут в развитии малыша.
Штампы пальчиками
В своей замечательной книге "Ed Emberley's Complete Funprint Drawing Book" автор описывает технику рисования отпечатками пальцев. Вам понадобится краска разных цветов, вода, губка, бумага и фломастер.
С помощью этой техники можно рисовать веселые рожицы: животных, цветы, транспорт и многое другое. Отпечатками пальцев маленький художник может раскрашивать картинки-раскраски. Только раскраски должны быть крупные, без мелких деталей.
Нетрадиционные техники рисования развивают у детей: воображение, творческие способности, моторику рук. Но самое главное – они помогают весело прожить несколько счастливых часов.
Рисуем ладошками: “Одуванчик’. Раскрасьте детскую ладошку в оранжевый цвет и отпечатайте несколько раз в центре листа. Теперь сделайте зеленый отпечаток ладошки внизу листа – это будут листья. Осталось пальчиком нарисовать стебелек и получится одуванчик.
“Гусеница”. Нарисуйте на ладошке малыша цветные пятна и сделайте несколько отпечатков ладошки в ряд. У первого отпечатка пальчиком можно дорисовать рожки – получится смешная, пушистая гусеница.
“Колокольчик”. Раскрасьте ладошку в синий цвет и поставьте отпечаток на середине листа, потом лист переверните, чтобы отпечатанные пальчики были повернуты вниз. Ниже отпечатайте зеленую ладошку – это будут листики. Пальчиком соедините два отпечатка, чтобы получился стебелек.
Предлагаем Вашему вниманию еще несколько идей, которые можно реализовать на занятии, как с одним ребенком, так и с несколькими. И помните: рисование должно превратиться в игру! Мы предлагаем обыграть каждую ситуацию. Не говорите ребенку: «Сегодня мы будем рисовать ежика», скажите: «Жил-был ежик без иголок. Над ним все смеялись. Как можно помочь ежику?».
Рисуем ладошками зверей: слона, верблюда, жирафа, льва и зебру.
Вот как можно выстроить занятие:
Шаг 1. Взрослый осуществляет показ и вводит детей в игровую ситуацию. Рисуем ладошкой зебру: мы берем листок зеленой бумаги, намазываем ладонь белой краской, оставляем отпечаток на зеленой бумаге, дорисовываем детали. Показ сопровождаем рассказом: «Однажды в Африке в одной пустыне появилась на свет зебра. Она посмотрела вокруг: в пустыне было ПУСТО! Никаких животных! Очень загрустила зебра! Ей не с кем было играть. Как бы ей хотелось, чтобы у нее были друзья».
Шаг 2. Дети, скорее всего, предложат создать зебре друзей. Пусть каждый придумает, кого бы он хотел нарисовать для зебры. Дети приступают к работе. Возможно, уже в процессе выполнения задания, замысел изменится: в этом нет ничего страшного!
Шаг 3. Когда все животные готовы, аккуратно вырезаем их и приклеиваем на общий фон. Вместе с детьми проговариваем, как весело теперь живется зебре. Ведь у нее есть столько друзей: «У нее сеть друг слоник. Как его зовут? Есть друг жираф. Как его зовут?».
Рисуем ладошками петуха.
Если раньше мы окунали всю ладошку в одну краску, теперь мы раскрашиваем каждый пальчик – разной краской, оставляем отпечаток и спрашиваем ребенка: «На кого похоже? Есть ли тут хвостик? Есть ли шейка?».
Дорисовываем детали.
Рисуем ладошками подводный мир.
Такую работу хорошо выполнять всем вместе.
Шаг 1. Заранее нужно заготовить фон (лист ватмана покрасить голубой краской, нарисовать водоросли и дно).
Шаг 2. С помощью ладошек населяем подводный мир различными животными: золотыми рыбками, осьминогами и медузами.
Рисуем сразу двумя ладошками или подключаем пятки!
Если оставить сразу два отпечатка, может появиться совершенно новый силуэт. Например, может получиться бабочка!
А если подключить к работе пятки, то могут получиться очень интересные изображения. Совет: Пусть ребенок оставит на листе бумаги отпечаток ноги. Спросите: «На что похоже?». Повертите отпечаток. Возможно, он напомнит ребенку цыпленка с пушистым хвостом, а возможно – домового с бородой.
Использование изоленты в детском творчестве
Используя обычную изоленту даже совсем маленький ребенок сможет изготовить симпатичные аппликации.
Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины так и обычные. Например, снежинку или дерево:
Еще из изоленты можно сделать игрушечную дорогу для машинок и даже построить целый город. А это уже атрибуты для сюжетно-ролевой игры в ходе которой ребенок окунается в мир социальных отношений, учится общаться, соблюдать правила.
Искусство создания фигур из теста известно с давних времен. В бедных семьях из теста изготавливались фигурки для украшения рождественской елки. Чтобы тесто не уничтожалось грызунами, в него добавляли большое количество соли. Если говорить о лепке вообще и, в частности, о лепке с детьми дошкольного возраста, то следует отметить огромное значение мануальных действий на развитие мозга. Это бесспорные факты, но мне хотелось бы озвучить эмоциональную, эстетическую сторону этого вида деятельности.
Многие педагоги и родители, недооценивая значения лепки, не придают большого внимания просьбам ребенка что-то полепить. Лепка из соленого теста — это прекрасный источник развития детей. Если в лепке из пластилина ребенок ограничен в выборе цвета, то при лепке из теста открываются широкие возможности для проявления его творческих способностей. Можно изготовить фигурку из неокрашенного теста, а затем расписать ее. Можно приготовить уже окрашенное тесто и после высыхания внести дополнительные детали окрашивания.
Вообще, лепка — прекрасный вид детской деятельности не только в стенах дошкольного учреждения, но и увлекательное занятие для всей семьи. При помощи соленого теста можно поздравить друг друга, сделать украшения для кухни, детской комнаты, дачи.
Рецепт соленого теста:
1 стакан муки,
3/4 стакана соли,
5ст. ложек растительного масла,
чуть-чуть теплой воды, немного крахмала.
Затем фигурки сушатся в духовке при небольшой температуре и раскрашиваются красками, немного добавляю клея ПВА (для того чтобы поделка не была маркой).
Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе. Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке. Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на среднем огне. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.
Упражнения с тестом:
Отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).
Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.
Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.
Совмещать тесто с другими материалами (горохом, фасолью, веточками, вермишелью, соломкой)
Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок.
Игры по развитию тонкой моторики кистей и пальцев рук оказывают благотворное влияние на психическое развитие ребенка и становление речи и ее функций.
В играх с детьми используйте бельевые прищепки разного цвета и размера и «превращайте» их в различных животных, птиц. Это поможет развить мелкую моторику рук дошкольников, закрепить сенсорные навыки и пространственные представления, разовьет коммуникативную функцию речи, воображение.
Действия с прищепками озвучиваются веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами, применяются прищепки в разыгрывании сценок.
Игры с прищепками.
Показываем малышу, как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождает действия словами:
Наша мамочка устала,
Всю одежду постирала.
Милой маме помогу,
Все прищепки соберу.
Затем показываем, как прищепка может «открыть и закрыть ротик» (держим прищепку в горизонтальном положении большим и указательным пальчиками, локоть опирается на поверхность стола). При возникающих затруднениях взрослый сжимает пальчики ребенка.
Исходное положение для каждого упражнения: рука, согнутая в локте, стоит на столе. Прищепка удерживается указательным и большим пальцами параллельно столешнице.
Первые три упражнения — ритмично «открывать и закрывать ротик» прищепки, сопровождая действия проговариванием стихотворных текстов.
“Лиса” Хитрая плутовка, Рыжая головка, Ротик открывает, Зайчиков пугает | “Крокодил” В зоопарке воробей Пообедал у зверей А зубастый крокодил Чуть его не проглотил | «Гусь» «Га-га-га, — гогочет гусь, - Я семьей своей горжусь». |
«Аист»
Открыть прищепку до упора и закрыть со щелчком. Прислушаться, как щелкает «клюв» аиста.
Аист крылья расправляет,
Аист клювик раскрывает.
«Птичка»
Локоть на столе. Водить прищепкой вправо-влево. Руку с открытой прищепкой наклонить к поверхности стола и закрыть (повторить несколько раз). Затем рука возвращается в исходное положение.
В следующих трех упражнениях задействованы обе руки. Ритмичное открывание и закрывание прищепок по ходу проговаривания текста.
“Собаки” Две собаки лают, Друг друга не кусают. Только голос подают. Видно, зубы берегут. | “Грачата” Двое маленьких грачат Целый день в гнезде кричат. Открывают рты галчата: Очень есть они хотят. | “Интересный разговор” Лягушонок: “Квак-квак!” А утенок: “Кряк-кряк!” Все казали, все спросили… Хорошо поговорили! |
Самодельный телевизор решает проблемы с развитием речи у детей
Рекомендуем вам изготовить вместе с ребенком самодельный телевизор. Для этого вам потребуются:
- картонная коробка среднего размера
- пленка для пищевых продуктов или целлофан
- скотч
- детские ножницы
- бумага для рисования
- цветные карандаши/ фломастеры
- куклы-марионетки (как их изготовить, мы напишем отдельно)
1. Отрежьте у коробки верхние створки и переверните ее вверх дном. Таким образом, у вас получится коробка без дна.
2. Нарисуйте на боковой поверхности коробки прямоугольник и вырежьте его. Аккуратно заклейте получившееся отверстие пленкой или целлофаном. Экран телевизора готов!
3. Из остатков картона изготовьте пульт дистанционного управления. Раскрасьте его карандашами или фломастерами.
4. Разрисуйте сам телевизор, чтобы он был похож на настоящий.
5. Самодельный телевизор готов! Поставьте его на дальний край стола таким образом, чтобы открытое дно коробки свисало со стола. Теперь вы с ребенком можете показывать друг другу по очереди различные передачи, используя самодельные марионетки.
Для изготовления марионеток вам потребуются:
- кусочки картона или плотной бумаги
- палочки от мороженого
- скотч
- цветные карандаши/фломастеры
- детские ножницы
1. Перерисуйте любимых детских персонажей на картон, вырежьте их и вместе с ребенком раскрасьте.
2. Прикрепите скотчем палочки от мороженого к задней поверхности фигурок таким образом, чтобы половина палочки была свободна. За нее нужно будет держать марионетку. Марионетки готовы!
Игра в самодельное телевидение развивается у ребенка связную речь, воображение, помогает побороть застенчивость. В этой игре ребенок может высказаться и получить внимание, которого ему не всегда хватает. А родителям стоит вдумчиво послушать, что говорит самодельная кукла в руках малыша. Здесь можно разыгрывать конфликтные ситуации из жизни ребенка. Хорошо, если ему предоставится возможность попробовать себя в роли разных участников событий. И, наконец, эта игра - хороший повод собраться вместе всей семьей.
Домашний кукольный театр своими руками
Аналогично можно создать дома кукольный театр.
Не перечислить всех достоинств домашнего кукольного театра в развитии ребенка. Дети с удовольствием не только смотрят представления, но и принимают активное участие в создании театра, изготовлении кукол и сочинении сказочных сценариев. Изготовить кукол для спектакля очень просто. Это могут быть рисунки ребенка, вырезанные и наклеенные на картон и приклеенными к ним медицинскими палочами для осмотра горла (их вы можете приобрести в аптеке).
Для работы вам понадобятся:
- медицинские палочки для осмотра горла
- старые журналы с цветными картинками
- картон
- цветная бумага
- клей
- ножницы
- нож для бумаги
- цветные краски
План работы:
1. Вырежьте картинки различных предметов, животных и людей (сказочных персонажей) из старых журналов. Наклейте их на картон. После того как клей высохнет, вырежьте картинки повторно.
2. Наклейте картинки на палочки. Куклы готовы!
3. Теперь надо сделать сцену. Для этого возьмите лист картона, нарисуйте на нем линию горизонта.
4. Раскрасьте небо в голубой цвет. После того как оно высохнет, раскрасьте землю, траву. Вы можете использовать любой ландшафт, подходящий по сценарию.
5. С обратной стороны картона ножом для бумаги сделайте два небольших отверстия. Одно слева, другое справа и чуть пониже левого. В эти отверстия вы будете вставлять кукол для разыгрывания спектакля. Размер отвертий должен быть таким, чтобы в него могли одновременно поместиться две куклы.
Самодельный театр готов! Можно приступать к игре. Играть можно как дома, так и на природе, на даче, в дороге.
В чем польза кукольного театра для развития ребенка?
Игры с кукольным театром способствуют развитию связной речи, воображения. Кроме того, они оказывают психотерапевтический эффект, помогая ребенку справиться с травмирующими переживаниями, страхами, получить недостающее внимание родных.
Чей это голос?
В этой игре дети знакомятся с животными и их детенышами. Учатся подражать их голосам и развивают память. Для этой игры понадобятся игрушки или картинки - мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок, кошка и котенок, собачка и щенок, цыпленок и курица.
Сначала рассмотрим всех зверюшек, не всех сразу, конечно. Расскажем, кто как "разговаривает". Обязательно уточним, что взрослая мама-кошка мяукает громко, а котенок тоненьким голоском. То есть объясним малышу, что голоса взрослого и детеныша отличаются.
- Мяу-мяу. Кто это мяукает? А тонким голосом кто мяукает? У мамы-кошки есть детеныш. Он мяукает как? (Мяу-мяу.) Как его называют?
- Му-у-у - кто так мычит? А кто у нее детеныш? Каким голосом он мычит? (Тоненьким.)
- Ква-ква - чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? (Лягушонок.) Лягушка большая и квакает грубым голосом, а ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?
Так же обыгрываются и остальные игрушки.
- А теперь предлагаю Вам самим попробовать организовать досуг малыша. Выбирайте любой стол и давайте вместе попробуем
- рисовать пальчиками,
- лепить из солёного теста (гусеница, уточка и т. д.),
- создать театр (предлагается вырезать, раскрасить шаблоны из раскрасок, наклеить на картон, а затем на палочки от мороженого).
Выполненные шедевры Вы можете взять с собой.
Желаем вам успехов в организации досуга вашего малыша!
Литература.
Для подготовки к собранию использована информация из интернета следующих авторов:
- Анна Пономаренко
- Кириченко Оксана Валериевна
воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи - Инна Малявко и другие.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наша вина перед другими людьми, перед всей страной. А.С.Макаренко Виды деятельности, которые можно использовать при организации досуга с детьми младшего дошкольного возраста: загадывание загадок; презентация домашних спектаклей; показ кукольного спектакля; импровизированный показ моды; концертные выступления старших детей; малоподвижные игры (народные); совместное коллективное творчество – аппликация, лепка, рисование; совместные танцевальные разминки и исполнение детских песенок; чтение стихов; мини – конкурсы на творческие импровизации; чаепитие, угощения, обмен рецептами.
Штампы пальчиками
Рисуем ладошками
Солёное тесто
Игры с прищепками
Самодельный телевизор и домашний кукольный театр своими руками
Желаем вам успехов в организации досуга вашего малыша!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация детского досуга в семье
Сегодня кажется, что обилие развивающих игр, компьютеров, всевозможных новомодных предметов уже снимает с родителей проблему правильной организации досуга. Однако, это не так. На протяжении всего детс...
Статья "Организация досуга в семье"
Счастлива семья, в которой созданы нравственно ценные взаимоотношения между взролыми, взрослыми и детьми, где жизнь семейного коллектива так организована, что каждый может в меру своих сил, умений ока...
«Организация оздоровительного досуга в семье»
Формирование семейных традиций в воспитании здорового образа жизни, проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в ко...
Организация досуга с семьей Практические рекомендации родителям
Данные рекомендации помогут родителям организовать досуг в интересной, ненавязчивой совместной деятельности с ребенком....
Консультация для родителей:«Организация досуга в семье: практические рекомендации»
Практические рекомендации для организации досуга в семье....
Организация досуга в семье
Рекомендации родителям...
Консультация для родителей на тему: «Организация досуга в семье: практические рекомендации»
Задачей родителей становится грамотная организация досуговой деятельности детей, включающая в себя выбор формы проведения досуга, исходя из возрастных, психологических, физических ...