"Дифференциация [Р]-[Л] в слогах, словах, фразовой речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия  

«Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи»

Цель:

1.Закреплить навык  дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи;

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

1.Развивать артикуляционную и мелкую моторику;

2. Закрепить навык  чтения прямых и обратных слогов;

3. Закрепить умение определять количество слогов в слове;

4. Развивать фонематический слух и восприятие;

Образовательные:

1.Согласовывать слова в предложение;

2. Развивать внимание, мышление;

3. Учить различать звуки [Р]-[Л] в слогах, словах и фразовой речи;

4. Учить согласовывать числительные с существительными;

4.Расширять и активизировать словарь на тему «Перелетные птицы».

Воспитательные:

1.Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.

Оборудование: счетные палочки, дидактическая игра « Цветы для коровы», Домики с профилями звуков,  предметные картинки, счетные поля.

Ход занятия

Водная часть:

Логопед: «Ребята, отгадайте загадку:

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор…..»

Дети: «Айболит!»

Логопед: «Сегодня, на нашем занятии вы будете помогать доктору Айболиту лечить зверей и выполнять задания.  К вам на прием придут особенные животные. А чем же они особенные, вы узнайте, послушав внимательно стихотворение».

Основная часть:

Логопед читает стихотворение:

Приходи к нему лечиться

И коРова, и воЛчица….

Может быть, жучок – нет!

БеЛка и свеРчок – да!

Ты послушай и скажи,

Что за больные к доктору пришли?

Логопед: «Про каких животных говориться в стихотворении?»

Дети: «Корова, волчица, белка, сверчок».

Логопед: «В названии этих животных есть звук [Л] или [Р]?

Дети: по очереди называют животных и определяют наличии в их названии звуков [Л] или [Р].

Логопед: «Расскажите мне про эти  звуки. Какие они?»

Дети по очереди называют звук и рассказывают про него (сначала 1 ребенок, а затем второй).

Логопед: «  К вам  на приём придут только те животные, в названиях которых есть звуки [Л] или [Р]. А мы с вами будем стараться правильно произносить эти звуки и помогать этим животным».

Логопед: «Кажется, кто-то идет? (стучит счетной палочкой  по столу, изображая шаги). Это идут на прием  к доктору Айболиту больные животные».

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Логопед: «Кто бы из животных к доктору Айболиту не пришел, он каждому улыбается.

Упражнение «Улыбка».

Придет слон, подудит хоботком.

Упражнение «Хоботок».

Прискачет лошадка.

Упражнение «Лошадка».

А индюки сегодня придут?

Упражнение «Индюк».

Все будут качаться на качелях.

Упражнение «Качели».

И угощаться чаем. Нам нужна чашка,  нужна ложечка.

Упражнения «Чашечка», «Лопаточка».

С вареньем.

Упражнение «Вкусное варенье».

Первая пришла  к вам на прием корова и принесла  задания.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХА

  1. Игра на внимание «Сигнальщики»

Перед детьми лежат сигнальные карточки со звуками [Р], [Л].

Логопед: «Сейчас мы с вами поиграем в игру « Сигнальщики». Если вы  услышите звук «Р», поднимаете сигнальную карточку с буквой «Р», то же со звуком «Л», а если два звука в слове – две карточки.

Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ , доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.

  1. Дидактическая игра «Вол и вор».

Ход игры: дети сидят за столом. Перед ними лежат сигнальные карточки.  Логопед распределяет между детьми, кто, на какой слог будет поднимать карточку. Один ребенок поднимает карточку, когда услышит слог в слове  ВОР, 2 – ВОЛ. Если ребенок ответил правильно, логопед дает ему  1 счетную палочку. Сначала логопед использует для сравнения 2 слова – «вол» и «вор», затем усложняет задачу детей, пряча эти короткие слова в более длинные: ВОЛосы, ВОРот, ВОЛны, ВОРон, проВОРный, стВОЛ, ВОЛки.

Игру можно повторить 2 раза (сначала один ребенок поднимает карточку на слог ВОР, а затем меняется местами с другом и поднимает на слог ВОЛ)

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ  СЛОГАХ

  1. Дидактическая игра «Цветы для коровы».

Логопед: «Корова пожаловалась, что стала мало давать молока. Поможем корове, соберем для нее луговые цветы, и она будет давать больше молока. Проговорим слоги на ромашке».

Дети собирают слоговую ромашку, сначала  проговаривает  слоги 1 ребенок, а затем 2 –прямые, а затем обратные.

http://sun37.ru/wp-content/uploads/2014/11/5AB2807EA028.jpg                    http://sun37.ru/wp-content/uploads/2014/11/5AB2807EA028.jpg

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] В СЛОВАХ.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.

Логопед: «Следующими на прием  к доктору Айболиту пришли тигр и слон и принесли вам тоже задания».

  1. Игра «Подари картинку»

Перед детьми лежат в разнобой картинки в названиях которых есть звуки [Р]или [Л] Каждому ребенку логопед дает  даёт картинку в названии которой есть 1 из заданых звуков. Детям предлагается подобрать картинки для слоненка и тигра. Если в названии картинки есть звук [Р], то ребенок у которого картинка с тигром берет себе, если [Л], то другой ребенок берет картинку.

КАРТИНКИ: шар, лошадь, жираф, кукла, ракета, барабан, белка лодка, трактор,  груша, барабан, флаг, стул, стол.

https://i.pinimg.com/736x/b4/39/4e/b4394eb557b3ad08b184fb19f42046ff.jpg

http://printonic.ru/uploads/images/2016/03/01/img_56d585e62a628.jpg

Логопед: « Еще на прием к доктору прилетели птицы и тоже принесли задания».

  1.  Игра «Лишние картинки»

Логопед: « Какое время года у нас наступило?»

Дети: «Весна!»

Логопед: «Что происходит с перелетными птицами весной?»

Дети: «Они возвращаются из теплых стран».

Логопед: « А каких перелётных птиц вы знайте?»

Дети называют.

Логопед: «А что строят дети для птиц весной?»

Дети: «Скворечники!»

Логопед: « Правильно! Вот и к нам в домики прилетели тоже птицы. В первом домике со звуком [Л] поселились птицы в названиях которых есть этот звук, а во втором со звуком  [Р].  

Домики с картинками раздаются детям. Они проговаривают с помощью логопеда названия птиц в своем домике, определяю,  подходит картинка или нет к домику,  и если картинка не подходит, удаляет ее из домика.

https://pp.userapi.com/c630828/v630828650/37311/tWcFTm9NY1U.jpg?ava=1              https://pp.userapi.com/c630828/v630828650/37311/tWcFTm9NY1U.jpg?ava=1

КАРТИНКИ ПТИЦ: 1)Соловей, ласточка, иволга, перепел.

2)Грач, жаворонок, скворец, стриж, дрозд.

3. Игра «Измени слово»

Логопед произносит пару слов. Дети повторяют их, определяет какие в них звуки: [Л]- [Р] (сначала определяют наличие звуков  с проговариванием слов, а затем на слух.)

МИР-МИЛ              УКОЛ-УКОР

МОР-МОЛ              ВЕЕР-ВЕЯЛ

БАР-БАЛ                ЛОЖЬ-РОЖЬ

ВАР-ВАЛ                 РАД-ЛАД

ЖАЛ-ЖАР              МЕРКА-МЕЛКО

ЖАЛКО-ЖАРКО    ЛАМА-РАМА

ПЛУГ-ПРУТ           РОЖКИ-ЛОЖКИ

ИГРА-ИГЛА           БЛОШКА-БРОШКА  

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] ВО ФРАЗАХ.

РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

Логопед: « Еще на прием к Айболиту пришли  различные животные со своими заданиями».

  1. Дидактическая игра «Слоговые вагончики».

Логопед: «Посмотрите на картинку, эти животные приехали к Айболиту на поезде издалека. Они заболели. Что это за животные? Назовите их (дети по очереди называют животных). Говорить вам нужно так: рак заболел, тигр заболел и т.д. Сосчитайте количество слогов в словах,  и вы узнайте, кто в каком вагоне приехал. Если в названии животного один слог – он приехал в первом вагоне, если два во втором и т.д.

СЛОВАРЬ: рак, тигр, зебра, страус, морж, рысь, носорог, баран, жираф, кенгуру.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] ВО ФРАЗАХ.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Логопед: «Мы немножко устали, надо нам отдохнуть, чтобы продолжать выполнять задания. Повторяй за мной и выполняй движения, которые я покажу.

Ра-ра-ра – снежная гора (руки вверх)

Ла-ла-ла – лодочка плыла (соединить ладони лодочкой)

Ра-ла-ла – очень острая игла (показываем указательный палец)

Ры-лы-ры – нос кусают комары (Закрываем нос руками)

Ро-ло-ло – разноцветное стекло (скрещивание пальцев).

Первый раз фразу произносит логопед, дети молча повторяют движения. Второй раз фраза произносится сопряженно.

РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ

Логопед: «Вы очень хорошо справляйтесь со всеми заданиями. Я предлагаю вам поиграть в игру « Счетовод».

  1. Игра « Счетовод»

Логопед даёт детям по 1 картинке и счетному полю с цифрами, по количеству которых нужно посчитать картинку и просит их посчитать свою картинку.

1 ребенок

1

3

5

СЛОВО –БЕЛКА.

2 ребенок

2

4

7

СЛОВО – ВОЛК.

  1. Дидактическая игра «Кому что нравится».

Логопед: «Наступил обед. Расскажите и покажите,  кто что ест. Рассказывать будем так: голодная корова жует траву, голодная ворона клюет зерна и т.д.

СЛОВАРЬ: корова, крот, ворона, кролик, морж, морковь, трава, рыба, зерна, корни.

Заключительная часть:

Логопед: «Так Айболит и мы  трудились целый день и помогли многим больным. Помогая, какие звуки мы старались правильно произносить?

Дети: Л, Р.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

Конспект логопедического занятия " Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразовой речи. Путешествие в Песочную страну"

Конспект "Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах. Путешествие в Песочную страну" разработан для организации коррекционно-развивающей деятельности  для детей старшего дошкольного возраст...

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Разработан для ребенка 6 лет с ОВЗ в условиях логопедическо...

Презентация «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».

Презентация «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Подборка картинок , игр и упражнений....

Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи"

План-конспект и самоанализ  открытого индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи" для детей старшего дошкольного возраст...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи» Лексическая тема «Дикие животные»

Представлен конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи, по лексической теме «Дикие животные» с использованием игр на чтение прямых и обратн...