"Дифференциация [Р]-[Л] в слогах, словах, фразовой речи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsiatsiya_zvukov_l-_r_v_slogah_slovah_i_frazovoy_rechi.docx | 269.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
«Дифференциация звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи»
Цель:
1.Закреплить навык дифференциации звуков [Л]- [Р] в слогах, словах и фразовой речи;
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
1.Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
2. Закрепить навык чтения прямых и обратных слогов;
3. Закрепить умение определять количество слогов в слове;
4. Развивать фонематический слух и восприятие;
Образовательные:
1.Согласовывать слова в предложение;
2. Развивать внимание, мышление;
3. Учить различать звуки [Р]-[Л] в слогах, словах и фразовой речи;
4. Учить согласовывать числительные с существительными;
4.Расширять и активизировать словарь на тему «Перелетные птицы».
Воспитательные:
1.Воспитывать усидчивость и интерес к занятию.
Оборудование: счетные палочки, дидактическая игра « Цветы для коровы», Домики с профилями звуков, предметные картинки, счетные поля.
Ход занятия
Водная часть:
Логопед: «Ребята, отгадайте загадку:
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор…..»
Дети: «Айболит!»
Логопед: «Сегодня, на нашем занятии вы будете помогать доктору Айболиту лечить зверей и выполнять задания. К вам на прием придут особенные животные. А чем же они особенные, вы узнайте, послушав внимательно стихотворение».
Основная часть:
Логопед читает стихотворение:
Приходи к нему лечиться
И коРова, и воЛчица….
Может быть, жучок – нет!
БеЛка и свеРчок – да!
Ты послушай и скажи,
Что за больные к доктору пришли?
Логопед: «Про каких животных говориться в стихотворении?»
Дети: «Корова, волчица, белка, сверчок».
Логопед: «В названии этих животных есть звук [Л] или [Р]?
Дети: по очереди называют животных и определяют наличии в их названии звуков [Л] или [Р].
Логопед: «Расскажите мне про эти звуки. Какие они?»
Дети по очереди называют звук и рассказывают про него (сначала 1 ребенок, а затем второй).
Логопед: « К вам на приём придут только те животные, в названиях которых есть звуки [Л] или [Р]. А мы с вами будем стараться правильно произносить эти звуки и помогать этим животным».
Логопед: «Кажется, кто-то идет? (стучит счетной палочкой по столу, изображая шаги). Это идут на прием к доктору Айболиту больные животные».
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Логопед: «Кто бы из животных к доктору Айболиту не пришел, он каждому улыбается.
Упражнение «Улыбка».
Придет слон, подудит хоботком.
Упражнение «Хоботок».
Прискачет лошадка.
Упражнение «Лошадка».
А индюки сегодня придут?
Упражнение «Индюк».
Все будут качаться на качелях.
Упражнение «Качели».
И угощаться чаем. Нам нужна чашка, нужна ложечка.
Упражнения «Чашечка», «Лопаточка».
С вареньем.
Упражнение «Вкусное варенье».
Первая пришла к вам на прием корова и принесла задания.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ И СЛУХА
- Игра на внимание «Сигнальщики»
Перед детьми лежат сигнальные карточки со звуками [Р], [Л].
Логопед: «Сейчас мы с вами поиграем в игру « Сигнальщики». Если вы услышите звук «Р», поднимаете сигнальную карточку с буквой «Р», то же со звуком «Л», а если два звука в слове – две карточки.
Слова: буЛавка, коЛбаса, Радуга, мухомоР, Лопата, стоЛ, кРокодиЛ , доРога, тРуба, коРова, маРмеЛад, сЛон, соЛдат, фаРтук, саЛфетка, кЛаРнет.
- Дидактическая игра «Вол и вор».
Ход игры: дети сидят за столом. Перед ними лежат сигнальные карточки. Логопед распределяет между детьми, кто, на какой слог будет поднимать карточку. Один ребенок поднимает карточку, когда услышит слог в слове ВОР, 2 – ВОЛ. Если ребенок ответил правильно, логопед дает ему 1 счетную палочку. Сначала логопед использует для сравнения 2 слова – «вол» и «вор», затем усложняет задачу детей, пряча эти короткие слова в более длинные: ВОЛосы, ВОРот, ВОЛны, ВОРон, проВОРный, стВОЛ, ВОЛки.
Игру можно повторить 2 раза (сначала один ребенок поднимает карточку на слог ВОР, а затем меняется местами с другом и поднимает на слог ВОЛ)
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] В ПРЯМЫХ И ОБРАТНЫХ СЛОГАХ
- Дидактическая игра «Цветы для коровы».
Логопед: «Корова пожаловалась, что стала мало давать молока. Поможем корове, соберем для нее луговые цветы, и она будет давать больше молока. Проговорим слоги на ромашке».
Дети собирают слоговую ромашку, сначала проговаривает слоги 1 ребенок, а затем 2 –прямые, а затем обратные.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] В СЛОВАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ.
Логопед: «Следующими на прием к доктору Айболиту пришли тигр и слон и принесли вам тоже задания».
- Игра «Подари картинку»
Перед детьми лежат в разнобой картинки в названиях которых есть звуки [Р]или [Л] Каждому ребенку логопед дает даёт картинку в названии которой есть 1 из заданых звуков. Детям предлагается подобрать картинки для слоненка и тигра. Если в названии картинки есть звук [Р], то ребенок у которого картинка с тигром берет себе, если [Л], то другой ребенок берет картинку.
КАРТИНКИ: шар, лошадь, жираф, кукла, ракета, барабан, белка лодка, трактор, груша, барабан, флаг, стул, стол.
Логопед: « Еще на прием к доктору прилетели птицы и тоже принесли задания».
- Игра «Лишние картинки»
Логопед: « Какое время года у нас наступило?»
Дети: «Весна!»
Логопед: «Что происходит с перелетными птицами весной?»
Дети: «Они возвращаются из теплых стран».
Логопед: « А каких перелётных птиц вы знайте?»
Дети называют.
Логопед: «А что строят дети для птиц весной?»
Дети: «Скворечники!»
Логопед: « Правильно! Вот и к нам в домики прилетели тоже птицы. В первом домике со звуком [Л] поселились птицы в названиях которых есть этот звук, а во втором со звуком [Р].
Домики с картинками раздаются детям. Они проговаривают с помощью логопеда названия птиц в своем домике, определяю, подходит картинка или нет к домику, и если картинка не подходит, удаляет ее из домика.
КАРТИНКИ ПТИЦ: 1)Соловей, ласточка, иволга, перепел.
2)Грач, жаворонок, скворец, стриж, дрозд.
3. Игра «Измени слово»
Логопед произносит пару слов. Дети повторяют их, определяет какие в них звуки: [Л]- [Р] (сначала определяют наличие звуков с проговариванием слов, а затем на слух.)
МИР-МИЛ УКОЛ-УКОР
МОР-МОЛ ВЕЕР-ВЕЯЛ
БАР-БАЛ ЛОЖЬ-РОЖЬ
ВАР-ВАЛ РАД-ЛАД
ЖАЛ-ЖАР МЕРКА-МЕЛКО
ЖАЛКО-ЖАРКО ЛАМА-РАМА
ПЛУГ-ПРУТ РОЖКИ-ЛОЖКИ
ИГРА-ИГЛА БЛОШКА-БРОШКА
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] ВО ФРАЗАХ.
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Логопед: « Еще на прием к Айболиту пришли различные животные со своими заданиями».
- Дидактическая игра «Слоговые вагончики».
Логопед: «Посмотрите на картинку, эти животные приехали к Айболиту на поезде издалека. Они заболели. Что это за животные? Назовите их (дети по очереди называют животных). Говорить вам нужно так: рак заболел, тигр заболел и т.д. Сосчитайте количество слогов в словах, и вы узнайте, кто в каком вагоне приехал. Если в названии животного один слог – он приехал в первом вагоне, если два во втором и т.д.
СЛОВАРЬ: рак, тигр, зебра, страус, морж, рысь, носорог, баран, жираф, кенгуру.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Л]- [Р] ВО ФРАЗАХ.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Логопед: «Мы немножко устали, надо нам отдохнуть, чтобы продолжать выполнять задания. Повторяй за мной и выполняй движения, которые я покажу.
Ра-ра-ра – снежная гора (руки вверх)
Ла-ла-ла – лодочка плыла (соединить ладони лодочкой)
Ра-ла-ла – очень острая игла (показываем указательный палец)
Ры-лы-ры – нос кусают комары (Закрываем нос руками)
Ро-ло-ло – разноцветное стекло (скрещивание пальцев).
Первый раз фразу произносит логопед, дети молча повторяют движения. Второй раз фраза произносится сопряженно.
РАБОТА НАД ГРАММАТИЧЕСКИМ СТРОЕМ РЕЧИ
Логопед: «Вы очень хорошо справляйтесь со всеми заданиями. Я предлагаю вам поиграть в игру « Счетовод».
- Игра « Счетовод»
Логопед даёт детям по 1 картинке и счетному полю с цифрами, по количеству которых нужно посчитать картинку и просит их посчитать свою картинку.
1 ребенок
1 | 3 | 5 |
СЛОВО –БЕЛКА.
2 ребенок
2 | 4 | 7 |
СЛОВО – ВОЛК.
- Дидактическая игра «Кому что нравится».
Логопед: «Наступил обед. Расскажите и покажите, кто что ест. Рассказывать будем так: голодная корова жует траву, голодная ворона клюет зерна и т.д.
СЛОВАРЬ: корова, крот, ворона, кролик, морж, морковь, трава, рыба, зерна, корни.
Заключительная часть:
Логопед: «Так Айболит и мы трудились целый день и помогли многим больным. Помогая, какие звуки мы старались правильно произносить?
Дети: Л, Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»
Уважаемые коллеги, известно, что зачастую автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....
Индивидуальное коррекционное занятие. Тема: Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи....
Конспект логопедического занятия " Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразовой речи. Путешествие в Песочную страну"
Конспект "Автоматизация звука [с] в слогах, словах, фразах. Путешествие в Песочную страну" разработан для организации коррекционно-развивающей деятельности для детей старшего дошкольного возраст...
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Разработан для ребенка 6 лет с ОВЗ в условиях логопедическо...
Презентация «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи».
Презентация «Дикие животные и их детёныши. Автоматизация звука Л в слогах, словах, фразовой речи». Подборка картинок , игр и упражнений....
Индивидуальное логопедическое занятие по теме "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи"
План-конспект и самоанализ открытого индивидуального логопедического занятия по теме "Автоматизация звука Ш в слогах, словах, фразовой речи" для детей старшего дошкольного возраст...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ «Автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи» Лексическая тема «Дикие животные»
Представлен конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука [Л] в слогах, словах, фразовой речи, по лексической теме «Дикие животные» с использованием игр на чтение прямых и обратн...