Занятие "Зима.Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы" для детей старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ratseva_m.n.docx | 21.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка» г.Пролетарска Пролетарского района Ростовской области
Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа
(5 -6 лет второй год обучения по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи)
на тему
«Зима. Зимующие птицы» с использованием интерактивных технологий.
Подготовил
учитель-логопед Рацева М.Н.
2018г.
ЦЕЛИ:
- развитие связной речи;
- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах;
ЗАДАЧИ:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять в употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа;
- согласовывать числительные с существительными;
- образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;
- образовывать существительные множественного числа.
Коррекционно-развивающие:
- упражнять в узнавании птиц по их описанию;
- развивать внимание, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.
Оборудование: Интерактивный комплекс с коррекционной логопедической направленностью «Логопедическая Шхуна», песок, развивающая среда В.Воскобовича «Фиолетовый лес», корм для птиц, бусы, кубик, мяч, картинки с зимующими птицами.
Орг.момент.
Логопед: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.
(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)
Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.
(дети садятся на стулья)
Логопед: В детский сад пришло письмо по электронной почте от медвежонка из леса:
Показ презентации на интерактивной панели «Логопедической шхуны»
Слайд 1
Здравствуйте дети! Осенью сорока на хвосте принесла весть о том, что, она со своим друзьями – птицами, которые не улетают на юг будет всю зиму резвиться в снегу, искать различный корм для пропитания, а я ничего не увижу, потому, что зимой впадаю в спячку. Сейчас поворочаюсь, поворочаюсь от такой новости и усну. Кто же мне расскажет о птицах, которые не улетают зимой на юг и кто мне их покажет? Мне так любопытно!
Логопед: Дети, как быть? Что будем делать?
(ответы детей)
Я предлагаю вам все выяснить о зимующих птицах и рассказать медвежонку, когда он проснется после зимней спячки.
Основная часть.
Логопед: Ребята, послушайте загадку:
Ветви белой краской разукрашу
Брошу серебро на крышу вашу
Тёплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
(зима).Слайд 2
Логопед: Ребята, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она?
(снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, суровая, красивая).
Логопед: Ребята, вы сказали, что зима снежная. Почему?
(потому что выпало много снега)
Логопед: А какой снег? (липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)
Логопед: А каким словом можно назвать зиму ласково? (зимушка)
Логопед: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)
Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем медвежонку, что мы о них знаем.
(На фланелеграфе расположены картинки зимующих птиц, ребёнок отгадывает загадку, берёт картинку и рассказывает об этой птице.)
1.Носит серенький жилет,
Но у крыльев чёрный цвет,
Видишь кружат двадцать пар
И кричат – кар, кар.(ворона )
Логопед: Ребята, что мы можем рассказать об этой птице?
2.Красногрудый, чернокрылый
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.(снегирь)
Логопед: А что вы знаете о снегире? (ответы детей)
3.Кто в беретке ярко-красной
В чёрной курточке атласной
На меня он не глядит
Всё стучит, стучит, стучит.(дятел)
Логопед: Ребята, расскажите мне об этой птице.(ответы детей)
4.Ну, а это птица мира,
Только в небесах парила
Быстро к нам спустилась в ноги
Смело ходит по дороге
И боится только кошек
Ей даём семян и крошек
С нами птица круглый год
Воркованием поёт. (голубь)
Логопед: Что вы знаете о голубях? (ответы детей)
Логопед: Молодцы, ребята вы хорошо справились с загадками. Ну а теперь можно отдохнуть. Давайте превратимся с вами в птичек и поиграем.
Подвижная игра «Птицы»
Ну-ка птицы полетели (ходят, машут руками)
Полетели и присели (присели)
Поклевали зёрнышки (нос вверх-вниз)
Поиграли в полюшке (кружатся)
Водички попили (нос вверх-вниз)
Пёрышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)
В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)
Прочь полетели ( машут руками, уходят на стулья).
Логопед: А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Сосчитай птиц».
Я называю зимующую птицу и даю вам кубик. Тот,у кого оказался кубик, должен назвать: столько птиц, какая цифра изображена на кубике.
(Воробей, дятел, ворона, снегирь, сорока, голубь).
Логопед: А теперь, ребята, я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Самый внимательный».
(игра проводится на интерактивном комплексе)
Логопед: Молодцы ребята, вы хорошо играли. Продолжим?
(дети встают около стульев)
Игра «Большой – маленький» ( с мячом)
Логопед: Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клювик.
Тонкие лапы – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Чёрное крыло – черненькое крылышко.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.
Игра «Опиши птицу»
Логопед: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.
Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).
Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).
Красноголовый, большой, умный. (Дятел).
Непоседа пёстрая, самая болтливая. (Сорока)
Логопед: Ребята, к нам на участок прилетают зимующие птицы? Какие?
Давайте мы с вами угостим наших гостей, я приготовила для них корм: пшено, семечки, зерно, шишки. Но только, когда я готовила корм для птичек, у меня порвались бусы, и бусинки перемешались с зёрнышками. Птичкам можно клевать бусинки? (нет, они погибнут)
Давайте поможем птичкам и очистим зёрнышки от бусинок. Но работа наша трудная и мы сначала разомнём наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Птички зимой»
Прилетайте, птички!
(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)
Сала дам синичке.
(«Режущие движения» одной ладони по другой)
Приготовлю крошки,
(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)
Хлебушка немножко.
(Тереть подушечки пальцев друг о друга)
Эти крошки – голубям,
(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)
Эти крошки – воробьям.
(Тоже самое с левой ладонью)
Галки да вороны,
Ешьте макароны!
(Тереть ладонь о ладонь,катая из хлеба макароны)
Логопед: Молодцы ребята, подготовили свои пальчики к работе. Теперь приступаем к очистке зёрнышек от бус. ( Сенсорные мешки на логошхуне)
Логопед: Хорошо ребята, молодцы! Мы с вами после занятия обязательно угостим птиц на нашем участке. Но медвежонок ведь сейчас спит и он не увидит, как мы угощали птиц, куда положили корм, а для него мы попробуем нарисовать и сложить картину. У вас на руке одеты браслеты, у кого жёлтый – идут рисовать картину на песке, а кого розовый браслет – складывают картину в лесу. Ребята, что будет изображено на ваших картинках? (Зимний лес, кормушки для птиц, корм в кормушках).
( рисование на песке и складывание картины в «Фиолетовом лесу»).
Логопед: Молодцы ребята, вы нарисовали интересные картины для медвежонка. Когда он проснётся и рассмотрит картины, то все узнает о зимующих птицах. А я вас благодарю за интересную работу. На этом наше занятие закончилось. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»
Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...
Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)
Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы» Тема: «Весна. Перелетные птицы». Интеграция областей: познание, коммуникация, социализация. Программные задачи: 1. Активизировать слова
Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Конспект занятия в старшей группе «Весна. Перелетные птицы»Тема: «Весна. Перелетные птицы».Интеграция обл...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада
Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....