Занятие "Зима.Зимующие птицы"
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Рацева Марина Николаевна

Конспект занятия "Зима. Зимующие птицы" для детей старшей группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ratseva_m.n.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Районный отдел образования Администрации Пролетарского района Ростовской области

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка» г.Пролетарска Пролетарского района Ростовской области

Подгрупповое логопедическое занятие старшая группа

(5 -6 лет второй год обучения  по программе Нищевой Н.В. для детей с общим недоразвитием речи)

на тему

«Зима. Зимующие птицы» с использованием интерактивных технологий.

Подготовил

учитель-логопед Рацева М.Н.

2018г.

ЦЕЛИ:

- развитие связной речи;

- закрепление знаний и представлений детей о зимующих птицах;

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

- закреплять в употреблении существительных в форме множественного числа родительного падежа;

- согласовывать числительные с существительными;

- образовывать имена существительные и прилагательные с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

- образовывать существительные множественного числа.

Коррекционно-развивающие:

- упражнять в узнавании птиц по их описанию;

- развивать внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их.

Оборудование: Интерактивный комплекс с коррекционной логопедической направленностью «Логопедическая Шхуна», песок, развивающая среда В.Воскобовича «Фиолетовый лес», корм для птиц, бусы, кубик, мяч, картинки с зимующими птицами.

Орг.момент.

Логопед: Прежде чем мы начнём заниматься, давайте построим «Гору Дружбы», соединив наши руки.

(Протягиваю свою руку, на неё кладёт руку другой ребёнок, и т. д.)

Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу, а это нам сегодня пригодится.

(дети садятся на стулья)

Логопед: В детский сад пришло письмо по электронной почте от медвежонка из леса:

Показ презентации на интерактивной панели «Логопедической шхуны»

Слайд 1

Здравствуйте дети! Осенью сорока на хвосте принесла весть о том, что,  она со своим друзьями – птицами, которые не улетают на юг будет всю зиму резвиться в снегу, искать различный корм для пропитания, а я ничего не увижу,  потому,  что  зимой впадаю в спячку. Сейчас  поворочаюсь, поворочаюсь от такой новости   и  усну.  Кто же мне расскажет  о птицах, которые не улетают зимой на юг и кто мне их покажет? Мне так любопытно!

Логопед: Дети, как быть?  Что будем делать?  

(ответы детей)

Я предлагаю вам все выяснить   о зимующих птицах   и рассказать  медвежонку, когда он проснется после зимней спячки.

Основная часть.

Логопед: Ребята, послушайте загадку:

Ветви белой краской разукрашу

Брошу серебро на крышу вашу

Тёплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора.

(зима).Слайд 2

Логопед: Ребята, давайте посмотрим на экран и расскажем о зиме. Какая она?

(снежная, морозная, пушистая, белая, холодная, суровая, красивая).

Логопед: Ребята, вы сказали, что зима снежная. Почему?

(потому что выпало много снега)

Логопед: А какой снег? (липкий, белый, блестящий, мокрый, холодный)

Логопед: А каким словом можно назвать зиму ласково? (зимушка)

Логопед: Да ребята, зима красивое время года, но и очень трудное и суровое, особенно для птиц. Как называются птицы, которые остаются у нас зимовать? (зимующие)

Логопед: Ребята, сейчас я загадаю вам загадки о зимующих птицах, и мы с вами расскажем медвежонку, что мы о них знаем.

(На фланелеграфе расположены картинки зимующих птиц, ребёнок отгадывает загадку, берёт картинку и рассказывает об этой птице.)

1.Носит серенький жилет,

Но у крыльев чёрный цвет,

Видишь кружат двадцать пар

И кричат – кар, кар.(ворона )

Логопед: Ребята, что мы можем рассказать об этой птице?

2.Красногрудый, чернокрылый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять.(снегирь)

Логопед: А что вы знаете о снегире? (ответы детей)

3.Кто в беретке ярко-красной

В чёрной курточке атласной

На меня он не глядит

Всё стучит, стучит, стучит.(дятел)

Логопед: Ребята, расскажите мне об этой птице.(ответы детей)

4.Ну, а это птица мира,

Только в небесах парила

Быстро к нам спустилась в ноги

Смело ходит по дороге

И боится только кошек

Ей даём семян и крошек

С нами птица круглый год

Воркованием поёт.  (голубь)

Логопед: Что вы знаете о голубях?  (ответы детей)

Логопед: Молодцы, ребята вы хорошо справились с загадками. Ну а теперь можно отдохнуть. Давайте превратимся с вами в птичек и поиграем.

Подвижная игра «Птицы»

Ну-ка птицы полетели (ходят, машут руками)

Полетели и присели (присели)

Поклевали зёрнышки (нос вверх-вниз)

Поиграли в полюшке (кружатся)

Водички попили (нос вверх-вниз)

Пёрышки помыли (руки на пояс, двигают локтями)

В стороны посмотрели (смотрят по сторонам)

Прочь полетели ( машут руками, уходят  на стулья).

Логопед: А теперь я хочу с вами поиграть в игру «Сосчитай птиц».

Я называю зимующую птицу и даю вам кубик. Тот,у кого оказался кубик, должен назвать: столько птиц, какая цифра изображена на кубике.

(Воробей, дятел, ворона, снегирь, сорока, голубь).

Логопед: А теперь, ребята, я хочу посмотреть, какие вы внимательные. Поиграем в игру «Самый внимательный».

(игра проводится на интерактивном комплексе)

Логопед: Молодцы ребята, вы хорошо играли. Продолжим? 

(дети встают около стульев)

Игра «Большой – маленький» ( с мячом)

Логопед: Если птица большая, мы скажем, что у нее острый клюв, а если птичка маленькая, то остренький клювик.

Тонкие лапы – тоненькие лапки.

Длинная шея – длинненькая шейка.

Белая грудь – беленькая грудка.

Чёрное крыло – черненькое крылышко.

Короткий хвост – коротенький хвостик.

Светлые перья – светленькие перышки.

Игра «Опиши птицу»

Логопед: Теперь я спрячу картинки, а вы угадайте, о какой птице я рассказываю.

Красногрудый, ленивый, малоподвижный. (Снегирь).

Желтогрудая, тонкая, юркая, весёлая. (Синица).

Красноголовый, большой, умный. (Дятел).

Непоседа пёстрая, самая болтливая.  (Сорока)

Логопед: Ребята, к нам на участок прилетают зимующие птицы? Какие?

Давайте мы с вами угостим наших гостей, я приготовила для них корм: пшено, семечки, зерно, шишки. Но только, когда я готовила корм для птичек, у меня порвались бусы, и бусинки перемешались с зёрнышками. Птичкам можно клевать бусинки? (нет, они погибнут)

Давайте поможем птичкам и очистим зёрнышки от бусинок. Но работа наша трудная и мы сначала разомнём наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика    «Птички зимой»

Прилетайте, птички!

(«Зовущие» движения пальцами обеих рук)

Сала дам синичке.

(«Режущие движения» одной ладони по другой)

Приготовлю крошки,

(Пальцы щепоткой – «крошить» хлеб)

Хлебушка немножко.

(Тереть подушечки пальцев друг о друга)

Эти крошки – голубям,

(Вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью)

Эти крошки – воробьям.

(Тоже самое с левой ладонью)

Галки да вороны,

Ешьте макароны!

(Тереть ладонь о ладонь,катая из хлеба макароны)

Логопед: Молодцы ребята, подготовили свои пальчики к работе. Теперь приступаем к очистке зёрнышек от бус. ( Сенсорные мешки на логошхуне)

Логопед: Хорошо ребята, молодцы! Мы с вами после занятия обязательно угостим птиц на нашем участке. Но медвежонок ведь сейчас спит и он не увидит, как мы угощали птиц, куда положили корм, а для него мы попробуем нарисовать и сложить  картину.  У вас на руке одеты браслеты, у кого жёлтый – идут рисовать картину на песке, а кого розовый браслет – складывают картину в лесу.  Ребята, что будет изображено на ваших картинках? (Зимний лес, кормушки для птиц, корм в кормушках).

( рисование на песке и складывание картины в «Фиолетовом лесу»).

Логопед: Молодцы ребята,  вы нарисовали интересные картины  для  медвежонка. Когда он проснётся  и  рассмотрит картины, то все узнает о зимующих птицах. А я вас благодарю за интересную работу. На этом наше занятие закончилось. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....