Конспект занятия по обучению грамоте детей 6-7 лет «Путешествие в школьный класс»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Киселёва Элла Анатольевна

Конспек занятия для детей 6-7 лет по обучению грамоте, направленный на формирование у детей представлений о правилах поведения в школе, закрепление умений различать звуки по акустическим признакам,дифференцировать их с слогах, словах и предложениях, выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                  Конспект  занятия по обучению грамоте детей  6-7 лет .

                                 «Путешествие в школьный класс»

Цель: формирование знаний, умений  и практических навыков правильного поведения в школе.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять и расширять словарь по теме «Школьные принадлежности»;

-закреплять умение определять место звука в слове, количество слогов в слове, количество слов в предложении, составлять простые предложения.

-закреплять представления детей о школе и правилах поведения в школе;

-закреплять умение действовать  по инструкции.

Коррекционно-развивающие:

-развивать мелкую моторику, фонематический слух, память, внимание творческое воображение, мышление;

-закреплять правильное произношение звуков в связной речи;

Воспитательные:

-формировать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навыки самоконтроля);

-формировать умение  переключаться с одного вида деятельности на другой, интерес к знаниям, желание учиться в школе.

Оборудование:

Предметные и сюжетные картинки, игрушка котенок, школьные принадлежности (ранец, карандаши, ручки, пенал, тетради, точилка, линейка), «волшебная палочка», мел, магнитная доска, колокольчик, касса с буквами, магниты синего, зеленого и  красного цвета, проектор).

Ход.

1. Вводная часть.

Логопед. Здравствуйте ребята! Садитесь в кружок на ковер. Сегодня у нас занятие по обучение грамоте. Вместе с нами будут заниматься и ваши родители. Они тоже хотят знать, чему вы научились. Покажем папам и мамам, как вы подготовились к школе.

Дети. Да!

Логопед. У меня в руках волшебная палочка. Благодаря ей мы перенесемся из детского сада в школьный класс.

Дети. Да.

2. Основная часть.

Раздается шорох.

Логопед. Ребята, в шкафу кто-то есть.  Я загадаю загадку, а вы отгадайте:

Целый день умывается,

А с водой не знается.

Дети. Котенок.

Логопед. Правильно, котенок.

Логопед достает из шкафа игрушечного котенка.

Котенок. Здравствуйте, здравствуйте!

Я котик умный и веселый,

Но никогда не видел школы.

Возьми меня с собою в класс,

Я помяукаю для  вас. (В. Берестов).

Логопед. Ребята, возьмем котенка в школу?

Дети. Да.

Логопед. А знаешь ли ты Котенок, как правильно вести себя в классе на уроке?

Котенок. Мяу, не знаю.

Логопед. А вы, дети, знаете? Расскажем Котенку, что можно делать на уроке, а чего нельзя. А помогут нам веселые картинки. Внимание на экран.

Игра «Так или не так?»

На экране сюжетные картинки правильного и неправильного поведения на уроке.

Логопед. Ребята, посмотрите на картинки и скажите, как нужно вести себя на уроке.

Дети. На уроке нужно внимательно слушать учителя, выполнять все задания, отвечать громко на его вопросы. Писать аккуратно, считать быстро и правильно, читать выразительно. Поднимать руку, если знаешь ответ или хочешь выйти к доске.

Логопед. Молодцы! А чего нельзя делать на уроке?

Дети. Нельзя мусорить в классе, есть на уроке, сидеть под партой. Нельзя кричать, ходить по классу и играть в игрушки во время урока, драться с товарищами.

Логопед. Молодцы! Котенок, ты понял, как надо вести себя на уроке?

Котенок. Конечно,  понял! Спасибо вам ребята.

Логопед берет  волшебную палочку и, взмахнув ею, произносит заклинание.

Логопед.  По-моему хотенью, по-моему веленью

                  Школа двери распахни,

                  В класс детишек пригласи!

На экране фотография школы с надписью «Добро пожаловать!»

Логопед.  Ребята, а что должен  взять ученик с собою в школу?

                  Со мною в дожди и метель

                   Шагает в школу мой …..

Дети. Портфель.

Логопед. Правильно. И у меня есть портфель.

Логопед показывает детям портфель.

Котенок. А что  в этом портфеле?

Логопед. Ребята, поможем Котенку найти правильный ответ?

Логопед загадывает детям загадки.

-Бывают они и в линейку, и в клетку.

На них не кладу ни пирог, ни котлетку.

Ты в них аккуратно, дружок мой, пиши.

Ты их береги, не теряй, подпиши.

Дети. Тетради.

Логопед достает из портфеля тетради.

Логопед. А теперь покажем родителям, как мы красиво и правильно научились говорить. Будем проговаривать чистоговорки: первый раз шепотом, второй – громче, третий раз-очень громко и быстро.

Тетрадки в портфеле шуршали, что в жизни важнее решали.

Дети выполняют задание.

Логопед. Молодцы! А вот загадка от гномика Пиши-Читая. Отгадайте слово по первым звукам названий картинок. Посчитайте, из скольких букв состоит слово – загадка (на доске карточка  пятью клетками).

Дети. В слове пять букв.

Логопед. Если ты его заточишь,

                Нарисуешь все, что хочешь.

                Солнце, море, горы, пляж.

                Что же это?

Дети. Карандаш.

Логопед. Впишите во вторую клетку букву, обозначающую на письме первый звук в слове карандаш (дети выполняю задание).

Логопед. Следующая загадка.

                 Исписал я сто бумажек,

                 А когда я начинал, то с трудом влезал в …..

Дети. Пенал.

Логопед. Какой последний звук в слове пенал?

Дети. Л.

Логопед. Впишите букву, обозначающую этот звук, в четвертую клеточку (дети выполняют задание).

Логопед. Следующая загадка.

В нем люблю я рисовать.

Мне в него поставят 5.

Дети. Альбом.

Логопед. Впишите букву, которая обозначает первый звук в слове альбом в пятую клеточку (дети выполняю задание).

Логопед. Кто отгадает слово? Допишите первую букву и прочитайте слово (дети выполняю задание).

Дети. Получилось слово «школа».

Логопед. Сколько слогов в слове «Школа»?

Дети. Два.

Логопед. Правильно. Объясните Котенку, как определить количество слогов в слове.

Дети. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Логопед. Вы такие молодцы, умники и умницы! Давайте покажем Котенку и родителям, чему вы еще научились. Используя цветные магниты красного, синего и зеленого цвета, сделайте схему слова «школа» (дети выполняю задание).

Логопед. Проверяем, что получилось. Объясните Котенку и родителям, почему вы использовали разные по цвету магниты (дети выполняю задание).

Логопед. Послушайте стихотворение.

Буквы напечатанные-

Очень аккуратные.

Буквы для письма

Я пишу сама.

Очень весело пишется ручке-

Буквы держат друг друга за ручки  (В. Берестов).

В каких значениях употребляет слово «ручка» автор этого стихотворения?

Дети отвечают.

Логопед звонит в колокольчик и объявляет начало перемены.

Логопед. В школе на перемене дети отдыхают, разговаривают друг с другом, веселятся, играют. Давайте и мы поиграем. Встанем в круг.

Игра «Живые буквы»

Логопед вешает детям на грудь буквы на ленточках. Буквы обозначают гласные и согласные звуки.  Если логопед хлопает в ладоши и произносит слово «гласные», дети с гласными буквами маршируют на месте. Если логопед хлопает в ладоши и говорит слово «Согласные», дети с согласными буквами прыгают на месте.

Логопед звонит в колокольчик.

Логопед. Веселая переменка закончилась. На уроках в школе ученики выполняют разные задания. Выполним несколько и мы. Будьте внимательными и, как настоящие ученики, поднимайте руку, чтобы ответить на вопрос.

Упражнение «Один-много»

Логопед произносит слово в един. числе, дети употребляют эти слова во множ. числе.

Один карандаш…., тетрадь, книга, линейка, портфель, стерка и т.д.

Упражнение «Скажи наоборот»

Логопед произносит фразу, дети заканчивают ее, подбирая слово-антоним.

Книга толстая, а тетрадь…

Один карандаш острый, а другой….

Портфель большой, а пенал ….

Линейка длинная, а ручка….

Котенок. Ребята, а вы умеете составлять слова из слогов?

Дети. Да.

Упражнение «Составь слово».

Логопед. Покажем Котенку, как составить слово из первых слогов.

Логопед произносит слова, дети составляют из их первых слогов новое слово.

-Закладка-дача-часы (задача)

-Улица-робот-кисель (уроки)

Упражнение «Скажи ласково»

Логопед называет слова, дети их называют ласково.

-Линейка-линеечка (тетрадь, книга, карандаш).

Логопед. А теперь составим два предложения со словами «ученик» и «школа» (дети выполняю задание).

Сколько слов в ваших предложениях? Дети отвечают.

Игра «Покажи, где и куда?»

Логопед предлагает войти к столу двум детям (девочке и мальчику) и выполнить задания. Другие воспитанники должны оценить правильность выполнения задания.

Задания.

-положить тетрадь на книгу.

-положите тетрадь под портфель.

-положите книгу в портфель.

Кто правильно выполнял задания? Какую отметку вы им поставили бы?

Дети отвечают.

3 Заключительная часть.

Котенок. Спасибо, ребята, теперь я знаю, что такое школа.

Логопед. Вы все молодцы! Были внимательными, очень старались. Справились со всеми заданиями, работали дружно. Я верю, что вы станете хорошими учениками и ученицами в школе. Урок  закончен. Давайте узнаем у родителей, как вы занимались.

Родители отвечают.

Логопед. По-моему хотенью, по-моему веленью,

          Детский сад, встречай нас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте на тему "Путешествие в страну звуков"

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе по обучению грамоте. Основная задача занятия - закрепление знаний о гласных и согласных  звуках....

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте. на тему: «Путешествие в космос». для детей подготовительной группы.

Данный НОД адресован педагогам и детям по обучению грамоте в подговительной группе.Увлекательное путешествие в космос.Можно использовать,как открытое занятие....

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Путешествие в Звукоград" с детьми 6-7 лет

конспект образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Путешествие в Звукоград" с детьми 6 - 7 лет...

Конспект по обучению грамоте на тему "Путешествие по сказке "Царевна-лягушка"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы строится на аналитико-синтетическом звукобуквенном методе. Включает развивающие задания с применением наглядного материала. Ззадачи реализ...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Закрепить умение определять местоположения звука в слове....

«Применение лего-конструирования в обучении грамоте детей старшего дошкольного возраста». Мастер-класс для педагогов

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе применения ЛЕГО-конструктора на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников. Задачи:1. Систематизировать знания...