Проект "Использование дыхательной гимнастики для профилактики фонематических нарушений речи у дошкольников"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Использование дыхательной гимнастики для профилактики фонематических нарушений речи у дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение МКДОУ «Детский сад №162»
Паспорт проекта
«Использование дыхательных упражнений для профилактики фонематических нарушений у детей»
Выполнила: учитель – логопед
Савина Екатерина Александровна
Сухиничи, 2019г.
Актуальность
Многие дети, занимающиеся на логопедической группе, плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством случаев межзубного, призубного и бокового сигматизма. Как известно произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений: увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох.
Кроме того, дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки.
Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба.
Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков. В зависимости от того, куда направлена воздушная струя — в ротовую или носовую полость, звуки будут (при одинаковой установке артикуляционного аппарата) звучать по-разному: «м, мь», «н, нь» — при прохождении воздуха через носовую полость; «б, бь», «д, дь» — при выходе воздушной струи через рот. При произнесении фрикативных звуков «с», «ш», «ж» и др. требуется достаточно длительный выдох через рот. Чтобы привести в колебание кончик языка при произнесении звуков «р», «рь», нужна сильная воздушная струя.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения.
Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Образовательная область – «Речевое развитие».
Тип проекта – игровой.
По числу участников – подгрупповой.
По времени продолжения – долгосрочный.
Участники проекта: дети логопедической группы, воспитатели группы, учитель-логопед, родители.
Цель: формирование у детей умения управлять органами дыхания, развитие диафрагмального дыхания.
Задачи:
- Развитие дифференцированного речевого и ротового выдоха у детей.
- Развитие сильного, плавного, направленного выдоха без участия речи.
- Развитие сильного плавного выдоха:
- на материале гласных звуков,
- на материале согласных звуков
- на материале слогов, слов
- на материале предложений и фраз.
- Формирование и закрепление диафрагмального дыхания
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию при речи, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.
Этапы реализации проекта
№ п/п | Мероприятия | Сроки | |
1 этап Организационный | |||
1. | Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания | сентябрь | |
2. | Составление перспективного плана работы над дыханием. | октябрь | |
3. | Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания | октябрь | |
2этап Практический | |||
Работа с детьми: | |||
1. | Выработка длительного плавного выдоха, Дифференциация ротового и носового выдоха | октябрь | |
2. | Выработка глубокого вдоха | ноябрь | |
3. | Формирование физиологического дыхания, развитие его силы | декабрь | |
4. | Развитие силы голоса и речевого дыхания | январь | |
5. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков | февраль, март | |
6. | Закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений | апрель, май | |
Работа с родителями: | |||
1. | Консультация тренинг «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» | ноябрь | |
2. | Индивидуальные консультации для родителей | В течение года | |
3. | Оформление памятки для родителей «Упражнения для развития речевого дыхания» | февраль | |
4. | Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» | март | |
3 этап Итоговый | |||
1. | Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания | В течении года | |
Месяц | Игры и упражнения на развитие речевого дыхания | ||
сентябрь | «Сдуй жука, бабочку с цветка» «Подуй на бабочку» | ||
октябрь | «Подуй на листочки» «Ветерок» «В лесу» | ||
ноябрь | «Подуй на облака» «Подуй на листья» «Улетай тучка» | ||
декабрь
| «Подуем на пушинку» | ||
январь
| «Подуй на снежинку» «Погреем ручки» | ||
февраль | «Подуй на вертушку» «Забей гол» «Снег идёт!» «Вьюга» | ||
март | «Подуй на чай» «Чья птичка дальше улетит» | ||
апрель | «Насос» «Змейка» | ||
май | «Забей мяч в ворота» «Чья птичка дальше улетит» |
Вывод:
Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр по теме "Игра как средство по преодолению фонетико-фонематических нарушений речи у дошкольников"
Умение сосредоточится на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из...
Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи
Предлагаю Вашему вниманию, комплекс дыхательной гимнастики для детей с нарушением речи. Данный материал будет полезен учителям - логопедам и воспитателям детских садов....
Проект «Веселый ветерок » Тема: «Использование дыхательных упражнений в системе занятий по профилактике фонетических нарушений речи у детей старшей группы, занимающихся на логопункте».
Актуальность. Дети с тяжелыми нарушениями речи плохо говорят, дефекты их речи носят стойкий характер с огромным количеством нарушений звукопроизношения. Как известно произношение звуков тесно связано ...
Сообщение к педсовету из опыта работы на тему: «Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»
Сообщение к педсовету из опыта работына тему:«Дыхательная гимнастика – средство профилактики заболеваний верхних дыхательных путей у дошкольников»...
Дыхательная гимнастика для детей с нарушениями речи
В старшем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию речевого дыхания. Это связано с тем, что в речи ребенка появляются более сложные конструкции предложений, при произнесении которы...
Коррекция фонетико-фонематического нарушения речи у дошкольников
Материал для родителей дошкольников рассказывает о структуре фонетико-фонематического недоразвития речи у детей и путях его преодоления....
Дыхательная гимнастика для детей с нарушением речи
консультация для родителей и педагогов...