Логопедические кубики "Говорушки - болтушки"
методическая разработка по логопедии

Познакомить педагогов с логопедическим пособием логопедическими кубиками, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_vystuplenie_kubiki.docx118.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для воспитателей

Тема: «Использование кубиков "Говорушки-болтушки" в логопедической работе с детьми с ОНР».

Задача:

1. Познакомить педагогов с логопедическим пособием логопедическими кубиками, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей с ОНР.

2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности; рост мотивации участников мастер-класса к формированию и изготовления собственных пособий.

Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей.

Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Для детей с речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре вербальное общение, поэтому в представленном пособии сохранены с одной стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи.

Сегодня я хочу вас познакомить с пособием, которое пришлось модифицировать, и у которого теперь вторая жизнь. Это «Кубики – говорушки-болтушки».

Цель моего пособия "Кубики-говорушки-болтушки" - развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста. Помимо этого, есть кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), а также возможности развития эмоциональной сферы. Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.

Задачи пособия раскрываются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности (во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.

Пособие рекомендовано при преодолении ОНР у дошкольников:

  1. Привлечению интереса к совместной деятельности, формированию мотивации взаимодействия ребенка с взрослым и со сверстниками в логопроцессе;
  2. Развитию навыка звукового анализа;
  3. Развитию навыка словоизменения и словообразования;
  4. Развитию умения подбора слов-антонимов, синонимов, родственных слов;
  5. Формированию навыка согласования существительного с относительными прилагательными;
  6. Овладению согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.
  7. Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем.
  8. Закрепление употребления предлогов;
  9. Овладению составлением простых распространённых предложений;
  10. Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики;

11. Расширению        представлений об окружающем мире;

12. Развитию зрительного гнозиса;

13. Развитию оптико-пространственных отношений.

14. Формирование сенсорных представлений (цвет, форма).

Традиционно в работе учителя-логопеда используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы. Они имеют плоскостной вид, с ними можно производить немного действий (положить перед собой, рассмотреть). Необходимость более длительного вовлечения ребёнка в логокоррекцию позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования этого вида игрового пособия множество.

Не исключено использование кубиков не в комплексе, а единично, в зависимости от имеющейся проблемы, задачи, которую ставит учитель-логопед в ходе логопроцесса.

Пособие "Кубики-говорушки-болтушки" представляет собой серию кубиков. Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей схем. Я использовала как традиционные, так и авторские (при обозначении звуков – наушники и звонки).

Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в педагогики дает возможность на практике в играх развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Суть данного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГОС.

Принцип построения обучения лексико-грамматическим категориям, связной речи по пособию "Кубики-говорушки-болтушки" от простого к сложному с использованием, как логопедических технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания.

Набор кубиков:

  1. Кубик – звуковичок
  1. грань – гласный звук
  2. грань – йотированный гласный
  3. грань - твёрдый звонкий согласный
  4. грань – твердый глухой согласный
  5. грань – мягкий звонкий согласный
  6. грань -  мягкий глухой согласный
  1. Кубик – счетовод

На каждой грани числа от 1 до 6.

1 грань - один

2 грань - два

3 грань - три

4 грань - четыре

5 грань - пять

6 грань – шесть

3. Кубик – словарик

1 грань –слово-антоним

  1. грань – слово-синоним
  2. грань –  местоимения: мой, моя, моё
  3. грань – большой - маленький
  4. грань –  один - много
  5. грань –  притяжательные прилагательные

4.Кубик – грамматей (предлоги)

  1. грань –  на
  2. грань – в
  3. грань – под
  4. грань – над
  1. грань –  около

5-6. Кубики – цветознайка

(2 кубика: основные и оттеночные цвета)

1

грань –  красный

розовый

2

грань –  желтый

оранжевый

3

грань –  синий

голубой

4

грань – зелёный

фиолетовый

5

грань –  черный

коричневый

6

грань –  белый

серый

  1. Кубик – геометрик
  1. грань – круг
  2. грань – квадрат
  3. грань – треугольник
  4. грань – прямоугольник
  5. грань – овал
  6. грань – трапеция

8-9. Кубики – сочинялка

(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов)

1

грань –  что это?

кто это?

2

грань –  цвет

окраска

3

грань – форма

величина

4

грань –  величина

части

5

грань –  части

детёныши

6

грань –  для чего нужен?

где живёт?

10.Кубики – болтушки - по артикуляционной гимнастике (можно изготовить 3 по разным группам: шипящие, соноры, свистящие звуки). Варианты встречаются в разных видах.

  1. Кубик настроения - по эмоциональной сфере.
  2. Кубики – слоги  - обучение грамоте (сливание в слоги).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маленький болтушка. Советы родителям.

Маленький болтушкаДля развития языковых навыков ребенка самое важное – богатый лексикон родителей. Ведь папа и мама – первые собеседники малыша, первые слушатели и первые учителя. Как можно больше рас...

Конкурсная проектная работа "Вторая жизнь ненужных вещей" на тему: "Зверушки-болтушки" Номинация: Игрушки. Краткое описание.

Создаются игрушки из самого обычного, доступного и недорогого материала- бумага. Совершая 2-3 действия,  он получает готовую игрушку.  и сразу начинается игра. Так рождается театр игруш...

Методическая разработка «Лягушка-Болтушка»

АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 30  Методическая разработка«Лягушка-Болтушка»...

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию в средней группе «Научим девчушку-болтушку одеваться»

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Образовательная программа по развитию речи для детей 3-4 лет "Болтушки"

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста....

Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"

Картотека дидактических игр  по развитию речи  в старшей группе...

Логопедическая пятиминутка "Болтушка Жужа Свистелкина"

Нескучная артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....