Логопедические кубики "Говорушки - болтушки"
методическая разработка по логопедии
Познакомить педагогов с логопедическим пособием логопедическими кубиками, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moe_vystuplenie_kubiki.docx | 118.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для воспитателей
Тема: «Использование кубиков "Говорушки-болтушки" в логопедической работе с детьми с ОНР».
Задача:
1. Познакомить педагогов с логопедическим пособием логопедическими кубиками, которые оказывают положительное воздействие на речевое развитие детей с ОНР.
2. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по основным аспектам демонстрируемой деятельности; рост мотивации участников мастер-класса к формированию и изготовления собственных пособий.
Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь. Она также является важнейшим условием всестороннего полноценного развития детей.
Игра - ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Для детей с речевой патологией, в частности, с ОНР очень важно сохранить в игре вербальное общение, поэтому в представленном пособии сохранены с одной стороны значение и роль игровой деятельности, с другой стороны ведётся процесс коррекции речи, как необходимое условие для всестороннего развития личности, культуры общения и интеллекта. Систематизация дидактических игр по пособию позволяет легче преодолеть недостатки речи.
Сегодня я хочу вас познакомить с пособием, которое пришлось модифицировать, и у которого теперь вторая жизнь. Это «Кубики – говорушки-болтушки».
Цель моего пособия "Кубики-говорушки-болтушки" - развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей дошкольного возраста. Помимо этого, есть кубиками по развитию сенсорных представлений, развитию навыка счёта (до 6-ти), а также возможности развития эмоциональной сферы. Использование игровых приемов при коррекции речи с помощью пособия позволяет развить фразовую речь, освоить конструкцию простых предложений, обогатить (экспрессивная речь) словарный запас, овладеть навыками словообразования и словоизменения.
Задачи пособия раскрываются с помощью игр и упражнений, как в непосредственно образовательной деятельности (во время подгрупповых коррекционно-логопедических занятий), так и на индивидуальной работе.
Пособие рекомендовано при преодолении ОНР у дошкольников:
- Привлечению интереса к совместной деятельности, формированию мотивации взаимодействия ребенка с взрослым и со сверстниками в логопроцессе;
- Развитию навыка звукового анализа;
- Развитию навыка словоизменения и словообразования;
- Развитию умения подбора слов-антонимов, синонимов, родственных слов;
- Формированию навыка согласования существительного с относительными прилагательными;
- Овладению согласованием существительных с количественными числительными в роде, числе, падеже.
- Закрепление в согласование местоимения и существительного, повторение лексических тем.
- Закрепление употребления предлогов;
- Овладению составлением простых распространённых предложений;
- Формирование навыка составления описательного рассказа по технологии ТРИЗ в педагогики;
11. Расширению представлений об окружающем мире;
12. Развитию зрительного гнозиса;
13. Развитию оптико-пространственных отношений.
14. Формирование сенсорных представлений (цвет, форма).
Традиционно в работе учителя-логопеда используются предметные и сюжетные картинки, карточки, тетради с печатной основой, схемы и таблицы. Они имеют плоскостной вид, с ними можно производить немного действий (положить перед собой, рассмотреть). Необходимость более длительного вовлечения ребёнка в логокоррекцию позволяет объёмное пособие, примером которого является кубик. Вариантов использования этого вида игрового пособия множество.
Не исключено использование кубиков не в комплексе, а единично, в зависимости от имеющейся проблемы, задачи, которую ставит учитель-логопед в ходе логопроцесса.
Пособие "Кубики-говорушки-болтушки" представляет собой серию кубиков. Оформление граней кубов постоянно в виде знакомых для детей схем. Я использовала как традиционные, так и авторские (при обозначении звуков – наушники и звонки).
Использование приемов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в педагогики дает возможность на практике в играх развивать связную речь воспитанников с помощью разработанных схем, карточек-символов. Суть данного метода заключается в том, что ребенок не получает знания в готовом виде, а в процессе игры ведет поиск, через знания только условного обозначения, схемы, что также соответствует главным требованиям ФГОС.
Принцип построения обучения лексико-грамматическим категориям, связной речи по пособию "Кубики-говорушки-болтушки" от простого к сложному с использованием, как логопедических технологий, так и психологических приемов для улучшения качества обучения и воспитания.
Набор кубиков:
- Кубик – звуковичок
- грань – гласный звук
- грань – йотированный гласный
- грань - твёрдый звонкий согласный
- грань – твердый глухой согласный
- грань – мягкий звонкий согласный
- грань - мягкий глухой согласный
- Кубик – счетовод
На каждой грани числа от 1 до 6.
1 грань - один
2 грань - два
3 грань - три
4 грань - четыре
5 грань - пять
6 грань – шесть
3. Кубик – словарик
1 грань –слово-антоним
- грань – слово-синоним
- грань – местоимения: мой, моя, моё
- грань – большой - маленький
- грань – один - много
- грань – притяжательные прилагательные
4.Кубик – грамматей (предлоги)
- грань – на
- грань – в
- грань – под
- грань – над
- грань – около
5-6. Кубики – цветознайка | ||||||||
(2 кубика: основные и оттеночные цвета) | ||||||||
1 | грань – красный | розовый | ||||||
2 | грань – желтый | оранжевый | ||||||
3 | грань – синий | голубой | ||||||
4 | грань – зелёный | фиолетовый | ||||||
5 | грань – черный | коричневый | ||||||
6 | грань – белый | серый | ||||||
- Кубик – геометрик
- грань – круг
- грань – квадрат
- грань – треугольник
- грань – прямоугольник
- грань – овал
- грань – трапеция
8-9. Кубики – сочинялка | |||
(2 кубика: для описания живых предметов и неживых предметов) | |||
1 | грань – что это? | кто это? | |
2 | грань – цвет | окраска | |
3 | грань – форма | величина | |
4 | грань – величина | части | |
5 | грань – части | детёныши | |
6 | грань – для чего нужен? | где живёт? | |
10.Кубики – болтушки - по артикуляционной гимнастике (можно изготовить 3 по разным группам: шипящие, соноры, свистящие звуки). Варианты встречаются в разных видах.
- Кубик настроения - по эмоциональной сфере.
- Кубики – слоги - обучение грамоте (сливание в слоги).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Маленький болтушка. Советы родителям.
Маленький болтушкаДля развития языковых навыков ребенка самое важное – богатый лексикон родителей. Ведь папа и мама – первые собеседники малыша, первые слушатели и первые учителя. Как можно больше рас...
Конкурсная проектная работа "Вторая жизнь ненужных вещей" на тему: "Зверушки-болтушки" Номинация: Игрушки. Краткое описание.
Создаются игрушки из самого обычного, доступного и недорогого материала- бумага. Совершая 2-3 действия, он получает готовую игрушку. и сразу начинается игра. Так рождается театр игруш...
Методическая разработка «Лягушка-Болтушка»
АДМИНИСТРАЦИЯ КСТОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 30 Методическая разработка«Лягушка-Болтушка»...
Конспект НОД по познавательно- речевому развитию в средней группе «Научим девчушку-болтушку одеваться»
Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...
Образовательная программа по развитию речи для детей 3-4 лет "Болтушки"
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста....
Картотека речевых игр по речевому развитию детей дошкольного возраста "Болтушка"
Картотека дидактических игр по развитию речи в старшей группе...
Логопедическая пятиминутка "Болтушка Жужа Свистелкина"
Нескучная артикуляционная гимнастика для детей старшего дошкольного возраста....