Развитие инициативности и самостоятельности у детей с ОНР.
материал по логопедии
Роль учителя-логопеда в развитии инициативности и самостоятельной речевой деятельности у детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие инициативности и самостоятельности у детей с ОНР.
Согласно ФГОС ДО основным принципом дошкольного образования является построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Важно, чтобы сам ребенок становится полноценным участником образовательных отношений. Задача педагогов, учителей-логопедов заключается в поддержке речевой инициативы и самостоятельности детей с общим недоразвитием речи в различных видах деятельности, в том числе – игровой, которая является ведущим видом деятельности на протяжении всего периода дошкольного детства. На этапе завершения дошкольного образования одним из целевых ориентиров ФГОС ДО предусмотрена следующая возрастная характеристика возможностей детей – «проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности – игре, коммуникативной деятельности». Дошкольники могут проявить инициативу в познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности. Чем выше уровень развития инициативы, тем разнообразнее игровая деятельность и динамичнее развитие личности. Инициативный ребенок самостоятельно стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, интересам, включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
Дошкольный возраст оптимален для усвоения языка. Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. У детей с различными нарушениями речи отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводят к тому, что речь ребенка становится вялой, тихой, невыразительной. Показателем инициативной речи детей являются: обращение в виде вопроса, предложение к совместной деятельности для достижения результата, просьбы, обращения для передачи опыта, впечатлений. С целью развития у дошкольников с ОНР инициативности и самостоятельности в речевом высказывании важна работа по обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, формированию правильного звукопроизношения, развитию слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. В коррекционной работе учителя-логопеда эффективны следующие методы и приемы: беседы, вопросы, дидактические игры, чтение литературы, придумывание загадок, речь с движениями, составление рассказа по сериям картин, по сюжетным картинам, составление описательных рассказов по схемам, составленным детьми, придумывание начала рассказа, придумывание продолжения рассказа, придумывание рассказов по рисункам и книжкам-самоделкам , составление рассказов на предложенную тему или из личного опыта с опорой на картинки, схемы, пересказ. Для развития у детей с ОНР коммуникативных способностей важно развивать умение сотрудничать, умение активно слушать, задавать открытые и закрытые вопросы, умение самостоятельно высказываться, выделять основную идею сказанного, умение самостоятельно правильно перерабатывать информацию, подводить итог.
При проведении коррекционных занятий учитель-логопед ставит следующие цели развития инициативности и самостоятельности у детей с ОНР: формировать уверенность в собственной речевой деятельности, учить высказывать свои суждения, развивать правильную речь, последовательность речевых высказываний, логическое мышление, учить детей грамматически правильно строить предложения, контролировать правильное звукопроизношение. Во время дидактических, сюжетно-ролевых и творческих у детей с ОНР развиваются коммуникативные навыки, ребенок проговаривает действия или мысли игровых персонажей, начинает анализировать свою речь, проявлять словесное творчество, подбирать или придумывать новые слова, речевой диалог. В игре дети быстрее запоминают и рассказывают стихи, рассказы. Игровая ситуация стимулирует самостоятельную речевую активность. Ребенок может поделиться своими впечатлениями от игры, посещения спектакля, музея, выставки со своими товарищами.
Для развития и поддержки детской инициативы учителю-логопеду важно создавать положительный психологический микроклимат: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку, поощрять желание детей составлять сказки, рассказы по собственному замыслу; создавать условия для разнообразной самостоятельной речевой, творческой деятельности детей; при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры, привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу; обсуждать выбор сказки для постановки спектакля, пальчикового театра, выбор детьми ролей; участие детей в проектах. Важно использовать продуктивные виды деятельности для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР, так как они способствует формированию таких важных качеств личности, как умственная и речевая активность, любознательность, творческое воображение: рисование картин по лексической теме или по замыслу, составление рассказа по рисунку, изготовление детьми «книжек-самоделок» с последующим придумыванием сказки. Эффективно использование речевых дидактических игр для развития речевой инициативы и самостоятельности детей с ОНР. Например, игры «Что будет, если я … (заведу щенка)»; «Что будет, если исчезнут все животные?»; «Закончи предложение: Ели будет хорошая погода, то мы …….»; Дидактическая игра «Где начало рассказа?»; Дидактическая игра «Отгадай-ка»- Цель игры: обучать детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет; Дидактическая игра: «Придумай окончание к фразам»- Цель: развивать монологическую, правильную речь, воображение детей; логическое мышление. Логопед предлагает детям послушать и придумать окончание фразы.— Придумай складное окончание к фразам: «Медвежонок, где гулял? (Мед на дереве искал.) Медвежата, где вы были? (По малину в лес ходили, на полянке мы бродили.) Придумай рассказ про двух медвежат, а я запишу его, потом почитаем папе (бабушке, сестре). Дидактическая игра «Волшебные превращения». Цель: развивать воображение и образную память, инициативность, образное мышление: способность изображать животных, какие-нибудь предметы. Задача — жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой-нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались. Составление сказки «Приключения Димы в лесу». Цель: развивать монологическую речь, фантазию детей, образную память, инициативность, логическое мышление. Логопед спрашивает: «Зачем Дима пошел в лес? Что с ним могло случиться? ». Этот приём предотвращает появление одинаковых сюжетов, показывает варианты его развития. Составление рассказа «Расскажем про зайчика» Цель: составление совместного рассказа, соблюдая структуру рассказа. Я начну рассказывать, а ты закачивай: « Как-то раз зайчик…»
Таким образом, роль учителя-логопеда в развитии инициативы и самостоятельной речевой деятельности детей с ОНР заключается в том, что он, формируя грамматический строй речи, правильное звукопроизношение, обогащая словарь и развивая связную речь, незаметно для ребенка побуждает его проявлять речевую активность в различных видах деятельности, создавая при этом благоприятные педагогические условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В СРЕДНЕМ ВОЗРАСТЕ...

Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.
Важнейший период становления личности человека – это дошкольное детство....
Семинар - практикум "Использование в образовательной деятельности разнообразных форм работы, направленных на индивидуализацию образования для развития инициативности и самостоятельности детей"
Развивающая предметно - пространственную среда является условием для оптимального развития индивидуальных способностей и возможностей детей.Роль взрослого заключается в правиль...
Презентация "Развитие инициативности и самостоятельности детей"
Презентация на тему: Развитие инициативности и самостоятельности детей через построение РППС во II мл.группе...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ по теме Технология «Говорящая стена», как средство развития познавательной мотивации, инициативности и самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
во второй младшей группе группена период сентябрь 2022 – июнь 2023 года...

Коучинг-сессия для педагогов «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»
Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им зна...