Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.
материал на тему
Важнейший период становления личности человека – это дошкольное детство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_interesa.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие интереса дошкольника к познанию истории родного края, развитие инициативности и самостоятельности.
Воспитание человека культуры начинается с раннего детства.
Важнейший период становления личности человека – это дошкольное детство.
В этот период и закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Ведь с воспитанием чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство к своему Отечеству.
Знакомство ребенка с культурой своей страны, своего края, приобщение его
к истокам великой национальной культуры пробуждает и развивает у него основы
духовности и патриотизма.
Один из основных принципов ФГОС – это учет этнокультурной ситуации развития детей; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством.
С целью развития личности ребенка, воспитания в духе национального самосознания и патриотического воспитания детей на протяжении многих лет мы ведем работу с Нефтекамским историко-краеведческим музеем.
Основные задачи:
-приобщать детей к духовно-нравственным традициям своего народа;
-способствовать общему развитию ребенка на основе любви и интереса к культуре, языку своего народа;
- помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
Для полноценной работы нами был разработан план совместной деятельности с историко-краеведческим музеем, и авторская программа «Люби и знай, свой родной край!», которая рассчитана для детей старшего дошкольного возраста.
Реализация данной программы проходит через разные виды деятельности:
-занимательные совместные занятия:
«Секреты старинного сундучка», «Мой любимый город», «Ручное ткачество – старинное рукоделие», которые строятся в виде игр-бесед с использованием демонстрационных материалов, дидактических игр;
-экскурсии:
«Этнография народов РБ», «История города Нефтекамск», «Природа и животный мир», которые выполняют три основополагающие функции музея: образовательную (информационную), воспитательную и культурно - досуговую.
В своей работе мы разработали и внедряем различные образовательные технологии. В частности, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей через проектную деятельность.
Использование метода проектов в практике дошкольных учреждений является подготовкой детей к проектной деятельности в начальной школе. Проектная деятельность позволяет у детей развить интерес к познанию истории родного края, проявить инициативу и самостоятельность.
Первый проект это создание группового мини-музея, который является первой ступенью приобщения ребенка к музейной педагогике.
Мини-музей создавался поэтапно. Совместно с родителями выбрали тематику мини-музея «Лучший друг человека». Оформили экспонаты по следующим разделам:
«Мягкие игрушки-собачки», «Резиновые игрушки-собачки», «Пластмассовые игрушки-собачки» - экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе у детей и используются ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Кроме того, игрушки-собачки из разных материалов используются для классификаций, а значит, быть основанием для создания новых коллекций, например: «Взрослые собаки» и «Щенки».
«Сами своими руками» - экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями.
«Галерея» - оформлена в виде небольших полотен в рамках, где расположены детские рисунки, аппликации. Фотографии после некоторого времени переносятся с полотна в фотоальбом.
«Библиотека» -здесь собраны загадки, стихи и авторские произведения о собаках.
«Игротека» - игры и атрибуты для игр расположены на низкой полке.
Хочется отметить, что наш мини-музей – не традиционен: экспонаты не располагаются за стеклом. Здесь не только можно, но и нужно все трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.
Экспонатами являются объекты живой и неживой природы. Но также, учитывая специфику организации работы с детьми дошкольного возраста, в таком мини-музее в качестве экспонатов выступают творческие работы детей, макеты, модели, фотографии и даже игрушки.
Интерьер мини-музея постоянен, обновляются лишь экспонаты, которые красочны и всегда вызывают живой интерес у детей. Независимо от тематики мини-музея и представленных экспонатов задачи познавательно - речевого развития дошкольников решаются комплексно, с учётом возрастных особенностей детей и требований образовательной программы.
Разнообразные экспонаты мини-музея служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
В мини-музее проводятся тематические занятия, занятия-посиделки, викторины, конкурсы загадок, экскурсии, семейные путешествия, отмечаются календарные даты. В ходе экскурсий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, совершенствуя при этом диалогическую речь. Зачастую дети играют роль экскурсовода и рассказывают о выставленных экспонатах мини-музея, при этом отрабатывается монологическая речь ребенка. В рассказах дети упражняются в согласовании слов в словосочетаниях и предложениях.
В мини - музее организовываем, совместно с родителями, выставки детских рисунков, поделок, на которых дети представляют продукты своего творчества совместно с родителями и повествуют о них.
В основе второго проекта лежит проведение традиционного праздника «День Матери» в стенах историко-краеведческого музея, под названием «Тепло сердец для милых мам», где представляем экспонаты совместных работ детей и их родителей. Частью праздника является посещение новых действующих выставок краеведческого музея детьми совместно с родителями.
В ходе реализации нашей программы были разработаны еще множество мини-проектов. Это:
- ПРОЕКТ «Башкортостан, ты Родина моя!
Цель: Расширение представления детей о Башкортостане. Познакомить детей с историей республики, с её достопримечательностями, символикой и богатством природы, заинтересовать родителей данной темой, привлечь их к сотрудничеству.
Играли в народные игры, читали и инсценировали башкирские национальные сказки, проводили фотосессию в национальных костюмах. Создали патриотический уголок, который помог нам познакомить детей: с историей и достопримечательностями родного края, животными и растениями, транспортом; с государственными символами родной страны и города (флагом, гербом, гимном, портретами президента и главы города); с русскими народными промыслами и традициями других народов. Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны, изготовили лэпбук «Мой Башкортостан!».
- ПРОЕКТ «У птичьей кормушки».
Цель: формировать желание детей заботиться о зимующих птицах. Узнавать птицу, называть части тела; дать детям представление о«перелетных» птицах, об их внешнем виде, повадках, об особенностях их жизни весной; воспитывать любовь и заботливое отношение к пернатым.
Ежегодно участвуем в Республиканском интернет - конкурсе «Птицы Башкирии». Первое место - фото «Посадка деревьев», рисунок – приз зрительских симпатий.
-ПРОЕКТ «Ай, да пчелки!»
Цель: Формирование познавательной активности в процессе ознакомления с объектами и явлениями живой природы, обогащать представления детей о жизни насекомых; развивать самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности; воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к окружающему миру.
Продукт: групповая выставка рисунков, книжки – малышки, игры – шнуровки.
Таким образом, мы точно можем сказать, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей. Проект является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Развитие интереса к истории и культуре родной страны как условие воспитания гражданско-патриотических чувств дошкольников "
Обогащение конкретных представлений о государственном устройстве России, ярких исторических событиях, достижениях, победах России в прошлом и настоящем - это основа и условие развития...
«Методы и приёмы формирования у детей познавательных интересов к истории родного края»
Любовь к Родине начинается с любви к своему городу, селу, к окружающим людям, природе. Быть патриотом — значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольно...
Проектная деятельность как основа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Путешествие в историю родного края»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит ее в ряд жизненно важных и требует поиска иных подходов к воспитанию и орган...
Перспективный план по теме: «Формирование интереса к истории родного края через краеведение» для детей 5 -7 лет.
Основные задачи:Формировать любовь к родному селу и интерес к его прошлому и настоящему.Формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей д...
Фото отчет по формирование патриотических чувств у дошкольников, через познание истории и природы родного края.
Фото отчет по формирование патриотических чувств...
Перспективный план по теме: «Формирование интереса к истории родного края через краеведение» для детей.
Основные задачи:Формировать любовь к родному селу и интерес к его прошлому и настоящему.Формировать умение ориентироваться в ближайшем культурном окружении и отражать это в своей д...
«Духовно-нравственное развитие старших дошкольников посредством ознакомления с родным краем»
Проблема духовного развития – одна из важнейших проблем человечества. Народ, не знающий истории и культуры предков, обреченна духовное вырождение, будет потеряна система преемственности пок...