Коучинг-сессии для педагогов «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»
методическая разработка

Астапенко Людмила Юрьевна

Коучинг построен на мотивированном взаимодействии коуча и педагогов, в котором коуч создает специальные условия, направленные на раскрытие личностного потенциала каждого педагога для достижения им значимых для него целей в оптимальные сроки в конкретной предметной области знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл koucheng-sessiya.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

Коучинг-сессии для педагогов «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста»

Цель: сформировать у педагогов понятие о коучинге как эффективной форме педагогического сотрудничества, в ходе которого происходит поиск средств для решения проблем, стоящих перед педагогами.

Ход занятия:

Я приветствую всех собравшихся. Сегодня наша группа собралась, чтобы поработать в новой для нас форме – в форме коучинга. Для начала разберемся, что такое коучинг.

Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки) — метод консультирования и тренинга, отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что коуч не даёт советов и жёстких рекомендаций, а ищет решения совместно с клиентом. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых позитивно сформулированных результатов в жизни и работе.

Термины, используемые в коучинге:

Коуч (англ. Coach) — специалист, тренер, проводящий тренировку.

Клиент — человек или организация, заказывающая услуги тренировки каких либо навыков. В терминологии, используемой британскими тренерами, человека, получающего услугу коучинга, также называют игроком.

Сессия — особым образом структурированная беседа тренера с клиентом/игроком.

Формат коучинга — это способ взаимодействия между клиентом и тренером в процессе коучинг-сессии, а также средство такого взаимодействия.

Прежде, чем перейти к активным действиям, я предлагаю настроиться на плодотворную совместную работу.

Упражнение «Ты и твое имя». Сейчас вы будете общаться в парах, каждая пара получает по 2 листа бумаги. Вам нужно будет обсудить с коллегой ваши имена и подобрать на каждую букву имени черту характера, какое-нибудь личностное качество.

Есть 3 обязательных условия:

  1. Человек должен на самом деле обладать этим качеством.
  2. Качество должно быть положительным
  3. Оно должно быть полезным в вашей педагогической деятельности.

Например, Иван – собранный, естественный, разносторонний, гармоничный, естественный, интеллигентный.

5 мин. На выполнение. Заслушивание всех пар. Каждая пара поощряется аплодисментами.

  1. Постановка проблемы.

Все мы – педагоги, и знаем проблемы образования на собственном опыте. Вопрос: какая проблема современной системы образования наиболее значимая?

Ответ на этот вопрос мы найдем в процессе мозгового штурма.

Проведение мозгового штурма.

Проблемы современной системы образования:

- общение - умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь;

- коммуникативные умения, которые необходимо развивать с самого детства в процессе сюжетно-ролевой игры;

- проблемы обучения ИОС;

- большинство современных родителей тяжело идут на контакт с ДОУ ссылаясь на занятость;

- недостаток мест в ДОУ и возникающая по этой причине очерёдность;

- финансирование дошкольных образовательных учреждений также является достаточно ощутимой для родителей и т.д.

Вопрос аудитории: вспомните хотя бы 1 ситуацию, когда вам удалось решить какую-то одну из приведенных проблем? Каким образом вы это сделали?

Вывод: у нас есть потенциал для решения проблем обучения. Нужно только направить наши способности в нужное русло.

А теперь давайте выберем одну проблему, наиболее существенную, но такую, чтобы решение ее зависело от нас самих в значительной степени (развитие инициативности и самостоятельности).

Для того чтобы всесторонне проанализировать эту проблему, выполним упражнение «Дерево».

Ствол – проблема.

Корни – причины проблемы.

Плоды – последствия этой проблемы.

Работаем в группе, дерево изображаем на плакате.

Представляем работу группы (заслушивается результат).

Поиск путей решения проблемы в ходе конструктивного диалога.

  1. Мы поддерживаем инициативу и самостоятельность детей. Воспитанники – развиваются. Кому из нас это нужнее для жизни? (подвести к выводу о передачи активности и инициативы в руки воспитанников).
  2. Какие же направления и способы поддержки детской инициативы можно использовать? (уважать индивидуальные вкусы и привычки детей; выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием); поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого); обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка; положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата); проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка и т.д.)
  3. Когда вы видите, что детская инициатива? (когда ребенок становится и инициатором, и исполнителем, и полноправным участником, субъектом социальных отношений)
  4. Как организовать образовательную работу в этом направлении? (придерживаться принципам:

Вариативности – предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Деятельности – стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Креативности – создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность)

  1. Что должно измениться в процессе обучения, если воспитательная система – вечна, воспитанников никто не заменит, стандарт единый для всех, материальная база – та же самая? (меняется сам воспитатель)
  2. Как меняется роль воспитателя? (дети развиваются, мы помогаем).
  3. Что должно поменяться в нас самих?

Итог: рисуем на плакате модель традиционного воспитателя и современного, чтобы их можно было сравнить. Заслушиваются выступления групп.

Рефлексия: кубик Блума.

Таким образом, внедрение ФГОС ДО в систему деятельности образовательной организации требует готовности педагогического коллектива, от которой зависит осознание и внедрение инноваций в практику работы с детьми, их включение в повседневную деятельность учреждения. В свою очередь, готовность и активность в совершенствовании образовательной системы педагогического коллектива обусловливается качеством организации методической работы по совершенствованию педагогического мастерства, профессионального роста педагогов и своевременной трансляции передового педагогического опыта, конечная цель которой – выработать наиболее эффективные методы и приемы решения профессиональных задач для благополучного развития, воспитания, образования и социализации дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

Методическое объединение. Тема: "Развитие детской инициативы, самостоятельности детей дошкольного возраста"

             Материал адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений. Содержит теоретическую информацию о понятии инициативы, характеристиках иници...

Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Создание условий для развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста»

На мастер-классе речь пойдет о том, что же зависит от нас с вами и что мы можем делать для решения важной задачи по формированию таких ценных качеств личности детей как инициативность и самостоятельно...

Музыкально-дидактические игры, как средство развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Самостоятельная деятельность является одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду. Научная педагогика рассматривает термин «самостоятельная деятельность»...

Консультация «Образовательная ситуация как средство поддержки и развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста »

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...