Театральная деятельность в развитии речи дошкольников.
статья по логопедии (старшая группа)
Театральная деятельность, как средство развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_6.docx | 18.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Театральная деятельность в развитии речи дошкольников.
Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки и, умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям, развивает эмоциональную сферу ребенка. Театр — один из видов искусства, помогающий решить в детском саду многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей; формированием эстетического вкуса; нравственным воспитанием; развитием коммуникативных качеств личности; воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи; созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций через игру. По классификации JI. В. Артемовой, театрализованные игры делятся на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм автор относит: настольный и теневой театры, театр на фланелеграфе. В данных видах театрализованных игр ребенок или взрослый не являются действующими персонажами, а создают сцены и ведут роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Персонаж изображается с помощью интонационной выразительности голоса, частично - мимики. К играм- драматизациям относят: игры-драматизации с пальчиками, с куклами бибабо, импровизации. Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя, роли в которых задействованы все средства выразительности - интонация, мимика, пантомимика. Самой сложной разновидностью игр-драматизаций является импровизация. Она предусматривает разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки. К ней готовят все предыдущие виды театра. Импровизация требует совместного продумывания и проговаривания темы, обсуждения средств ее изображения, характерных эпизодов. К старшему дошкольному возрасту, дети могут предлагать свои варианты изображения темы либо самостоятельно выбирать и разыгрывать тематику. Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности. Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д. Основная функция связной речи - коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах - диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Дает возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя вовремя театрализованных игр раскованно и свободно. Значение театрализованной деятельности помогает усвоению богатства родного языка выразительных средств, появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению, совершенствует артикуляционный аппарат, формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий дети получают эмоциональный подъём, способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса, позволяет формировать опыт социального поведения, стимулирует активную речь актуальность. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количество детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь - это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Театральная деятельность - это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение, поэтому возникла идея – создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.Литература:1.Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд., перераб. / Е. А. Антипина. - М.: ТЦ Сфера,2009. - 128 с.2.Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Длявоспитателей дет. сада /Л. В. Артемова - М.: Просвещение, 1991. - 127с.3.Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов / М. Д. Маханева. - М.: Сфера, 2001. - 128с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение воспитателя старшей логопедической группы из личного опыта: "Роль театральной деятельности в развитии речи детей логопедической группы".
Из личного опыты....
Методическая разработка.Презентация "Виды театра и использование театральной деятельности в развитии речи в детском саду"
Презентация "Виды театра" в помощь молодым специалистам....
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ».
Консультация для родителей "Театральная деятельность в детском саду".Советы для родителей «РОЛЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ»....
Индивидуальный план профессионального развития воспитателя. Тема: Театральная деятельность в развитии речи детей
План самообразования воспитателя на межаттестационный период...
План по самообразованию педагога. Тема: «Значение театральной деятельности в развитии речи дошкольников»
Цель: повышение профессиональной компетентности. Задачи:1. изучить методическую литературу по данной теме;2. применить полученные знания в работе с детьми;3. обобщить опыт работы по данной теме. ...
Отчет о проделанной работе "Интеграция театрально−игровой и изобразительной деятельности, использование атрибутов театрализованной деятельности для развития речи дошкольников"
Дошкольный возраст – это период активного развития речи, ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов...
Презентация на тему: "Речевое развитие ребенка 6-7 лет. Использование театральной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста"
Данную презентацию можно использовать для консультации родителей....