Конспект коррекционного логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: «Весна. Перелетные птицы».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Конспект коррекционного логопедического занятия
по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Тема: «Весна. Перелетные птицы».
Цель: закрепить знания детей о признаках весны и перелетных птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: — совершенствовать навык образованияпритяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; обогащать активный словарь детей.
Коррекционно-развивающие: — развивать связную речь через составлене рассказа о весне с опорой на коллаж, составленный детьми;закреплять умене составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что; закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением; развивать зрительное восприятие, мышление;
Коррекционно-воспитательная: —воспитывать культуру коммуникации, умение слушать педагога и товарищей; давать адекватную оценку своей и деятельности детей;
Оборудование: макеты берез, изображения перелетных птиц и зимующих птиц, наглядный материал для коллажа, фланелеграф, звездочки для оценки деятельности детей,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_zanyatiya._volkova.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед Волкова Ю.С.
Конспект коррекционного логопедического занятия
по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи
Тема: «Весна. Перелетные птицы».
Цель: закрепить знания детей о признаках весны и перелетных птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: — совершенствовать навык образованияпритяжательных прилагательных; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; обогащать активный словарь детей.
Коррекционно-развивающие: — развивать связную речь через составлене рассказа о весне с опорой на коллаж, составленный детьми;закреплять умене составлять сложноподчиненное предложение с союзом потому что; закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением; развивать зрительное восприятие, мышление;
Коррекционно-воспитательная: —воспитывать культуру коммуникации, умение слушать педагога и товарищей; давать адекватную оценку своей и деятельности детей;
Оборудование: макеты берез, изображения перелетных птиц и зимующих птиц, наглядный материал для коллажа, фланелеграф, звездочки для оценки деятельности детей,
Ход занятия
I. Организационный момент.
(дети стоят в кругу)
- ребята давайте вспомним как нужно вести себя на занятиях.
(Дети хором отвечают)
1,2,3,4,5 Будем мы сейчас опять:
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать
Внятно, четко говорить, не вертеться, не шалить.
II. Основной этап.
Сообщение темы занятия.
- Ребята я приготовила загадки если вы их отгадаете то узнаете тему нашего занятия. (Загадка о весне и о перелетных птицах)
Тает снежок ожил лужок
День пребывает
Когда это бывает?(весной)
Гости прилетают из теплых краев весной,
А летают осенью… (перелетные птицы)
- Молодцы отгадали загадки.
- Ребята, Каких перелетных птиц вы знаете?(Грач, жаворонок, скворец, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, аист, дрозд, цапля, журавль,дикие гуси и утки)
-А почему их называют перелетные птицы?(Потому что они улетают в теплые края)
- Кто догодался о чем мы будем сегодня говорить? (Сегодня мы будем говорить о весне и перелетных птицах)
Сегодня мы с вами поговорим о весне ее признаках и о перелетных птицах. Каждый из вас вспомнит названия перелётных птиц. Мы вместе научимся отгадывать загадки, изменять и образовывать слова. За каждое правильно выполненное задание вы будете брать фишку
Если вы будете отвечать самостоятельно, правильно и полным ответом то вы беретекрасную фишку,если задание будете выполнять с моей помощью или с помощью товарищей, то зеленую фишку.Те кто наберет больше 5 красных фишек того мы наградим орденом "Умника" у кого будет больше 5 зеленых фишек тот получит орден "Знайка" и ему нужно будет еще потрудиться.
Я для вас приготовила картинки и предлагаю вам, ребята, выложить коллаж на фланелеграфе, используя только те изображения которые соответствуют признакам весны.
(дети выходят выбирают нужное изображение и выкладывают картину)
- ребята давайте посмотрим у нас тут остались картинки, почему вы их не использовали ?
( Рассматриваем оставшиеся и определяем почему не подходят)
- Посмотрите какая получилась красивая весенняя картина. Я предлагаю вам составить рассказ о весне. (дети поочереди называют по одному предложению)
Солнышко весной светит ярко и пригревает;
небо высокое, чистое , голубое безоблачное;
от теплых солнечных лучей на снегу появляются черные проталины, зеленая травка и первые весенние цветы;
на деревьях набухли смолистые почки;
снег тает и бегут веселые ручейки;
возвращаются из теплых краев перелетные птицы.
- Молодцы. Вы заработали свои первые фишки. Тот, кто придумал предложение сам, получает красную фишку. А кому помогала я,зеленую.
- А теперь я предлагаю вам прогуляться в лес и посмотреть, какие птички уже прилетели.Прежде чем мы с вами зайдем в лес я вам хочу напомнить, как надо вести себя в лесу?
Дети отвечают: не разговаривать, не шуметь в лесу, чтобы не мешать зверям, птицам не пугать их, нельзя ломать ветки, разжигать костер, топтать грибы, ягоды, мусорить в лесу.
- Молодцы.
А проводит нас в лес весенний ручеек.
(Дети берутся за руки, идут змейкой за педагогом под музыку.Дети проходят в ту часть зала где оформлен уголок леса.)
- Ребята посмотрите как много прилетело перелетных птиц. Давайте скажем каких птиц в лес прилетело много. Продолжите предложение полным ответом.
Игра «Много кого?»
В лес прилетело много: грачей, жаворонков, скворцов, ласточек, соловьев, кукушек, дроздов, журавлей.
Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя.
Игра «Зимующие и перелётные птицы».
- Ребята пока мы вместе с вами называли птиц, все птицы собрались на одной полянке. Вам необходимо помочь птицам, разделить птиц наперелётных и зимующих. Зимующих птиц мы уже изучали поэтому вы легко справитесь. Поделимся на две команды. Одна команда будет выбирать перелетных птиц и посадит птиц с помощью прищепок на дерево с солнышком. А вторая команда посадит зимующих птиц на дерево со снежинкой. А потом мы поменяемся местами и проверим справились ли ваши товарищи.
- Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя..
Игра «Чей?Чья?Чьи?».
(дети переходят на полянку, полукругом стоят пеньки)
- Ребята, давайте присядем на пенек и рассмотрим заданиекоторое я для вас приготовила. На экране ноутбука будет появлятьсязадания. Вам нужно будет назвать птицу и чья это часть тела изображена.
(на экране изображена птица и в отдельном квадрате выделена часть тела птицы)
- Ребята кто это? (Гусь) Чья это голова? (Это гусиная голова)
- Кто это? (Утка) Чей это клюв? (Это утиный клюв)
- Кто это? (Грач) Чья это голова?(Это грачиная голова)
- Что это? (Гнездо)Чье это гнездо? (Это гнездоптичье)
- кто это? (Гусь) Чей это клюв? (Это утиный клюв)
Логопед раздаёт фишки за правильные и полные ответы.
- Молодцы ребята.Дети берут фишки и оценивают себя.
Физкультминутка.
- А сейчас выйдем на полянку и полетаем как птички.
Дети выполняют движение под музыку.(физминутка «Птицы пальчики»)
- Ребята присядем на полянке и поиграем. Мы будем учиться образовывать новые слова из двух предложенных.Отвечать будет тот, ккому прикатится мяч.
Игра «Какой? Какая?».
(дети садятся на полянку в круг)
Ребята, а сейчас я предлагаю поиграть на этой полянке и научиться образовывать новые слова из двух предложенных. Например: если у птицы длинные ноги, она длинноногая?
Отвечать будет тот, к кому прикатится мяч.
Если у птицы длинный клюв, она какая? (Длинноклювая).
Если у птицы длинная шея, она какая? (Длинношеяя).
Если у птицы большой хвост, она какая? (Большехвостая).
Если у птицы большие крылья, она какая? (Большекрылая).
Если у птицы большие глаза, она какая? (Большеглазая).
Если у птицы крупная голова, она какая? (Крупноголовая).
Если у птицы черная голова, она какая? (Черноголовая).
Если у птицы белая грудь, она какая? (Белогрудая).
Если у птицы красная грудь, она какая? (Красногрудая).
Если у птицы короткие лапы, она какая? (Коротколапая).
Дети берут фишки и оценивают себя.
- Молодцы ребята.
Игра «Угадай по описанию».
- А сейчас,вернемся на пенечки.
И мы поиграем в игру «узнай по описанию». Эта игра вам известна. Один из вас выбирает птицу, которую будет описывать, а остальные должны назвать о какой птичке рассказал ваш товарищ.
(Ребенок описывает птицу, остальные отгадывают)
- Молодцы.Дети берут фишки и оценивают себя.
Игра «Четвертый лишний»
(в руках у логопеда появляется конверт)
А птицы для нас то же приготовили задание. Давайте посмотрим, что в конверте.
На карточках четыре изображения вам нужно определить лишнее и рассказать, почему оно лишнее, полным ответом.
Дети берут фишки и оценивают себя.
- Молодцы ребята.
Игра «Назови ласково».
- Ребята нам пора возвращаться в сад. Давайте построимся парами.
(неожиданно над детьми пролетает птичка)
Посмотрите, ласточка прилетела и принесла мне конверт, а в нем картинки.Сейчас я их вам раздам. Все у кого есть картинка называют ее громко и четко. А ваш товарищ называет ее ласково. А потом поменяемся.
перо — перышко,
соловей — соловушка,
скворец — скворушка,
утка — уточка,
лебедь — лебедушка,
гнездо — гнездышко,
журавль — журавушка,
цапля — цапелька.
Дети берут фишки и оценивают себя. Логопед помогает.
- Молодцы ребята.
- А теперь возвращаемся домой.
III. Итог занятия
- Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили? (Дети стоят в кругу.Ответы детей).
- Каких перелетных птиц мы сегодня повстречали в лесу?
- Какое задание для вас было интересным? (ответы детей).
- Что нового вы узнали?
- Что показалось вам сложным?
- Как вы думаете для чего вам пригодятся эти знания?
- А на следующем занятии мы поговорим о том чем питаются птицы и где живут.
- Домашним заданием будет наблюдение за птицами в парке.
- Мне очень понравилось, как вы занимались. Все очень хорошо постарались. Вы Молодцы.
- Давайте посмотрим какие фишки вы заработали. (Рассматриваем какие фишки набрали дети, обсуждаем и награждаем орденами)
Занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна
Конспект фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."
Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....
Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».
Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне, расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»
Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи на тему "Зимующие птицы" для детей с ОНР (подготовительная группа)
Представлен полный конспект занятия с ипользованием мнемотехники, сенсорно-ориетированных и игровых технологий, используемых для детей с ОВЗ...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи на тему: "Весна"
Предназначено для детей 5-6 летнего возраста...
Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе. Тема «Зима. Зимующие птицы».
Занятие поможет решить: коррекционно-образовательные,коррекционно-развивающие, коррекционно-воспитательные цели. В основном игры направлены на развитие грамматического строя речи....