Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, эмпатии.
материал по логопедии

Тюрина Оксана Владимировна

Доклад  для педагогов 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, эмпатии.  

       Педагогу для успешной работы необходимы не только предметные и психолого-педагогические знания, но и особое умение – это умение общаться. Педагогические и психологические исследования выявили, что большая часть рабочего дня педагога протекает в напряженной обстановке, причем наиболее напряженными являются ситуации общения учителя с учащимися, их родителями, поэтому проблема коммуникативной компетентности как профессиональной ценности современного педагога представляется очень значимой.

      Коммуникативная компетентность педагога – уровень его коммуникативной культуры, достаточный для эффективного взаимодействия с субъектами педагогического процесса с учащимися, их родителями, коллегами. Коммуникативная компетентность в профессии  педагога обеспечивает эффективное протекание коммуникативного процесса, построение эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, успешное функционирование в профессиональной среде.

       Важной особенностью профессии учителя-логопеда является ее принадлежность к профессиям повышенной речевой ответственности, в которых коммуникативная компетенция является обязательным условием профессионализма, логопед должен обладать высоким уровнем ее сформированности.

      В деятельности учителя-логопеда коммуникативная компетентность являются инструментом коррекционного воздействия, от эффективности применения которых во многом зависят возможности дальнейшего развития и социализации детей и подростков с нарушениями речи, а также успешность профессионально-педагогического общения с ними, их родителями, коллегами.  

      Понятие коммуникативная компетенция учителя-логопеда рассматривается нами как системная характеристика личности педагога, характеризующаяся единством коммуникативных навыков, включающих культуру использования вербальных и невербальных средств общения, эмоциональную (интонационно- экспрессивную) культуру и умений найти речевой и эмоциональный контакт с ребенком, используя интонационные возможности речи, звуковой речевой ряд с учетом конкретных речевых нарушений у детей, с целью успешного решения коррекционно-развивающих задач в ходе профессиональной деятельности.

      Коммуникативная компетентность  педагога включает в себя письменную и устную речь, соблюдение правил культуры речи и речевого этикета. Педагог выступает носителем человеческого опыта, который воплощён в заложенных в образовательную программу знаниях. Это, однако, не означает, что педагогическая коммуникация даже на ранних этапах является односторонним процессом. В современных условиях оказывается недостаточным простое сообщение ученикам информации. Необходимо активизировать их собственные усилия по усвоению знаний. Особую важность при этом приобретают т.н. активные методы обучения, стимулирующие самостоятельное нахождение учащимися необходимой информации и её последующее использование применительно к разнообразным условиям. По мере овладения всё большим массивом данных и формирования способности оперировать ими, учащийся становится равноправным участником учебного диалога, вносящим значительный вклад в коммуникативный обмен.

Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Коммуникативная компетентность складывается из способностей: 1. Давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться; 2. Социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации; 3. Осуществлять социально-психологическое управление процессами общения в коммуникативной ситуации.

Л.А. Петровская считает, что это система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном кругу ситуаций межличностного взаимодействия.

Она предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции от отстранённой до близкой.

Коммуникативная компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров по общению.

Одним из основных компонентов коммуникативной компетентности является эмпатия. Эмпатия — способность поставить себя на место другого человека или животного, способность к сопереживанию. Эмпатия также включает способность определить эмоциональное состояние другого человека на основе мимических реакций, поступков, жестов и т. д.. От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень познавательного интереса у детей к предмету, а значит, и учебная мотивация. Высокая эмпатийность способствует успешности деятельности, а эмоциональная сторона эмпатии играет важную роль для понимания поведения, образа мыслей других людей. Высокая эмоциональная напряженность, наличие большого числа факторов стресса, постоянное проявление эмпатии в работе педагога отрицательно влияют на них. Нервозная обстановка побуждает одних растрачивать эмоции, а других - искать способы экономии психических ресурсов. Однако, следует помнить о том, что слишком высокий уровень эмпатии ведет к нервным перегрузкам, «эмоциональному выгоранию». Таким образом, в педагогической профессии, принадлежащей к типу «человек - человек», эмпатия необходима для восприятия состояний и переживаний другого, для быстрого и верного реагирования в нестандартных ситуациях. 

Другим не менее важным факторам является владение речевыми и средствами коммуникации.  Правильная речь свидетельствует об эрудиции, воспитанности интеллектуальном развитии человека. Речь педагога служит образцом для окружающих, она должна быть доступна для восприятия. Интонации педагога должны быть интеллигентны, глубоки, многообразны. Владение культурой речи это успех, и перспектива. Вербальная коммуникация - процесс двустороннего речевого обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. 4 вида вербальной коммуникации : говорение,слушание,письмо,чтение.

Требования к речи педагога

Правильность - соответствие речи языковым нормам. В общении с детьми педагог использует основные нормы русского языка.

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Педагог должен обращать особое внимание на  смысловую  сторону речи, т. к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагог в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чужих, не соответствующих нормам языка. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание, педагог заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов,  жаргонных слов.

Выразительность. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др., способствует  формированию произвольности выразительности речи ребенка.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон педагога способствует расширению словарного запаса ребенка, помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи, так как в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка.

Уместность речи  педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения.)

Так А.С.Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить «иди сюда» с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно».

Взаимоотношения с окружающими людьми

3. Необходимо учиться видеть в каждом ученике "изюминку", которая делает его уникальным, неповторимым. Помогите воспитаннику узнать свои возможности и развить их.

5. Педагог должен уметь видеть себя как бы со стороны, глазами учеников, коллег, родителей учеников. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними. Взаимодействие играет главную роль в коммуникации 

    Следующий компонент – стиль  взаимодействия с людьми, который в значительной мере определяет результативность овладения учащимися предметными знаниями и умениями, создает соответствующий морально-психологический климат учебного процесса. Как вы знаете, существует три наиболее распространенных стиля общения – авторитарный, демократический и попустительский. Оптимальным является демократический стиль. Характерной чертой демократического стиля являются «субъект-субъектные» отношения педагога с детьми. Педагог занимает позицию «первого среди равных», ученики обсуждают проблемы, делают выбор, но окончательное решение формулирует учитель. Демократический стиль предполагает, что ребенок является равноправным участником в различных видах трудовой, учебной и общественной деятельности. Это – один из самых современных и ведущих стилей. Учитель направляет учеников таким образом, чтобы они могли правильно принимать самостоятельные решения, но считались при этом с мнением наставников. Он дает советы, побуждает к действиям и реагирует на просьбы учеников, поэтому культура педагогического общения выходит на более высокий уровень. При соответствующей постановке данного вопроса процесс обучения становится максимально приближенным к особенностям детской психики.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ (КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ НАВЫКИ, РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ)

Проблема формирования коммуникативно-речевой активности человека приобретает все большее значение в современной жизни. Значение сформированности навыков диалогической речи становится наиболее оч...

Доклад на тему: "Коммуникативное развитие детей: овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей"

Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей...

Педсовет «Коммуникативно - личностные способности детей, овладение средствами взаимодействия с окружающими людьми через развитие всех компонентов устной речи детей».

Проблема коммуникативного развития дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания. Результаты исследований психологов, пед...

Использование Лего конструирования для развития волевых качеств личности и навыков партнёрского взаимодействия

Конструкторы производства компании LEGO  способствуют развитию волевых качеств ребенка. Усидчивость, настойчивость, сосредоточенность, самоконтроль, внимание и терпение, а также умение решать про...

Консультация для педагогов. Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими у детей с ОВЗ (ТНР)

Консультация для педагогов. Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими у детей с ОВЗ (ТНР)...