Проект «Взаимодействие с семьями воспитанников средствами ИКТ»
проект по логопедии (старшая группа)
ЦЕЛЬ: Привлечение родителей к активному участию в воспитании и развитии своего ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей посредством интернет – ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 38.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Взаимодействие с семьями воспитанников средствами ИКТ»
Пояснительная записка
Анализируя свой педагогический опыт, мы отмечаем, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад и не потому, что изменилась природа самого ребенка или закономерности его развития. Принципиально изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Соответственно методы и подходы в вопросах развития тоже изменяются. Минобрнауки РФ были разработаны Федеральные государственные требования (ФГТ) к программе воспитания и развития в детском саду. Придя в детский сад, ребенок должен освоить ООП для дальнейшего успешного обучения в школе и главными помощниками воспитателей в соответствии с ФГТ становятся родители детей. Семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь развития личности. Следовательно, вовлечение родителей в педагогическую деятельность, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому, что этого хотим мы, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. Семья и детский сад – два воспитательных феномена. Каждый, из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Родители должны участвовать в реализации программы, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности. Нам важно, чтобы родители стали активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно достичь поставленных целей и задач.
Название проекта: | «Взаимодействие с семьями воспитанников средствами ИКТ». |
Тип проекта: | Педагогический. |
Участники проекта: | Учитель-логопед, родители, дети. |
Масштаб: | Долгосрочный. |
Условия реализации проекта: | 1.Наличие оборудования ПК, интернета у педагога и родителей; 2.Заинтересованность всех участников проекта. |
Проблема: | Недостаток времени, незнание возрастных особенностей детей, методов и приёмов не позволяет им быть активными участниками образовательного процесса. Родители полагаются на влияние внешней среды, пускают процесс воспитания на самотёк или надеются на воспитателей ДОУ. |
Причины: | - большая занятость на работе; - отсутствие уверенности в своих воспитательных умениях, в своих силах и возможностях; - наличие негативного опыта воспитания, вынесенного из родительской семьи; - неэффективность традиционных форм работы ДОУ с родителями. - повышенный интерес у родителей ИКТ; |
Гипотеза проекта: | Если подойти к взаимодействию с родителями неформально, формировать педагогическую компетентность (познакомить их с возрастными особенностями детей, раскрыть методы и приёмы воспитания и развития), то родители станут помощниками, союзниками, единомышленниками, активными участниками в воспитании и развитии своих детей. |
Цель: | Привлечение родителей к активному участию в воспитании и развитии своего ребёнка с учетом его индивидуальных особенностей посредством интернет – ресурсов. |
Задачи: | 1. Установить доверительные и партнёрские отношения с каждой семьей, учитывая особенности семьи и детей; 2.Установить непосредственное общение с родителями воспитанников, используя программу «Skype»; 3. Выработать и соблюдать единые требования в вопросе речевого развития ребёнка. 4. Сформировать навыки и способы практической деятельности в речевом развитии своего ребенка |
Правила в ходе реализации проекта во взаимодействии с родителями: |
|
Подходы взаимодействия с родителями в ходе реализации проекта: |
|
Ожидаемый результат: |
|
Риски в реализации проекта: |
|
Этапы проекта: | 1 этап – «Подготовительный» - Подбор необходимого материала для реализации данного проекта; 2этап «Основной» - апробация и реализация проекта 3 этап «Заключительный» - подведение итогов реализации проекта |
Перспектива: | 1.Обмен опытом и передача опыта педагогам своего учреждения, города района и края. 2. Публикация ППО в СМИ, на интернет-сайтах и др. 3. Переход на новую ступень развития – сотрудничества с родителями воспитанников; создание собственного сайта. |
План реализации проекта
1 этап – «Подготовительный»
Цель: Подбор необходимого материала для реализации данного проекта.
№ | Мероприятия | Задачи |
1 | Изучение литературы по данной теме | Анализирование информации |
2 | Разработка анкет для родителей | 1. Выявление уровня родительской компетенции в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста. 2. Получение информации о возможности выстраивания общения с родителями посредствам интернет – ресурсов. |
3 | Оборудование рабочего места | Создание условий для работы. |
4 | Разработка плана мероприятий | Выстроить систему работы с участниками проекта |
5 | Разработка конспекта для проведения «Круглого стола» | Анализ результатов проекта |
2 этап «Основной»
Цель: Апробация и реализация форм работы с родителями посредствам интернет – ресурсов.
В основе реализации проекта детского сада по взаимодействию с семьями воспитанников мы использовали модель А.А. Майера взаимодействия педагога с родителями и детьми:
(П – Р – р): П – педагог, Р – родитель, р – ребёнок .
Работа по проекту ведется в традиционной форме ДОУ и параллельно через ИКТ.
Формы работы:
П – Р - р – консультация, индивидуальная работа; индивидуальные обучающие занятия педагога с семьей.
П – р - Р – открытое занятие педагога с ребенком (для родителей).
П - Р; Р - П – взаимные беседы.
Р – П - р – изучение ситуации индивидуального развития ребенка с привлечением родителей.
р – П - Р – Ознакомление родителей с результатами взаимодействия ребенка и родителя.
Р – П - р – родитель проводит занятие совместно с педагогом.
Р – П – презентация родителя для учителя-логопеда по вопросам речевого развития ребенка.
3 этап «Заключительный»
Цель: подведение итогов реализации проекта
№ | Мероприятия | Задачи | Результат |
1 | «Круглый стол» | Анализ результатов проекта | Удовлетворённость родителей общением посредствам интернет – ресурсов. Родители проявляют интерес к данной форме работы, раскрепощены в общении с педагогами. Выстроен индивидуальный подход к семьям. |
Нами были разработаны критерии, которые помогут отслеживать промежуточные и конечные результаты нашего проекта.
Критерии:
- Освоение образовательной области «Речевое развитие» по разделу «Развитие связной речи, расширение словаря, освоение грамматически правильной речи и её звуковой культуры.
высокий: речь чистая, грамматически правильная, выразительная, владеет звуковым анализом слов;
средний: допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выполнении звукового анализа слов;
низкий: не усваивает программу данного возраста.
- теоретический компонент – совокупность специальных знаний, необходимых родителям для речевого развития ребёнка:
высокий: знают особенности речевого развития ребёнка, его индивидуальные возможности, соблюдают партнёрские отношения с ребёнком;
средний: знают особенности речевого развития своего ребёнка, его индивидуальные возможности, но не могут выстроить партнерские взаимоотношения с ним;
низкий: не владеют знаниями об особенностях речевого развития, индивидуальных возможностях своего ребенка и не умеют выстроить партнёрские взаимоотношения с ним.
- практический компонент – умение применить теоритические знания во взаимодействии со своим ребёнком.
высокий: в основе взаимодействия с ребёнком постоянно используют теоритические знания;
средний: в основе взаимодействия с ребёнком частично используют теоритические знания;
низкий: не применяют полученные теоритические знания во взаимодействии с ребёнком.
Приложение №1
План работы учителя – логопеда по взаимодействию
с семьями воспитанников через программу «Skype»
(ОО «Речевое развитие»)
№ | Название мероприятия | Срок |
1 | Круглый стол «Правила работы с программой «Skype» | сентябрь |
2 | Мастер-класс «Приемы работы по коррекции звукопроизношения» | сентябрь |
3 | Непосредственная работа в программе «Skype» по лексическим темам: | |
3.1. | «Детский сад» | Октябрь |
3.2. | «Овощи» | Октябрь |
3.3. | «Фрукты» | Ноябрь |
3.4. | «Осень, осенняя одежда обувь» | Ноябрь |
3.5. | «Домашние животные» | Декабрь |
3.6. | «Дикие животные наших лесов» | Декабрь |
3.7. | «Зимующие птицы» | Январь |
3.8 | «Зимние забавы» | Январь |
3.9. | «Хвойные деревья» | Февраль |
3.10. | «Зима» | Февраль |
3.11 | «Мамин день. Женские профессии» | Март |
3.12 | «Животные жарких стран» | Март |
3.13 | «Перелетные птицы» | Апрель |
3.14 | «Весна» | Апрель |
4 | Свободный микрофон по обмену мнениями (подведение итогов работы) | Май |
Приложение № 2
Картотека для родителей
Блок «лексико-грамматического развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Тема «Детский сад»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
объяснить ребенку, для чего он ходит в детский сад;
совместно с воспитателями ознакомить с детским садом — его помещениями, групповой комнатой, умывальной комнатой, спальней, раздевалкой, кабинетом логопеда, физкультурным и музыкальным залами, при этом объяснить назначение каждой комнаты, а также познакомить с сотрудниками детского сада: логопедом, воспитателями, няней, медицинской сестрой;
рассказать ребенку о правилах поведения в детском саду;
выучить имена и отчества сотрудников детского сада, учить вежливому обращению ко взрослым.
Задание 2. Рассмотреть, какие игры и игрушки есть в детском саду.
Задание 3. Выучить стихотворение:
Мы приходим в детский сад — там игрушки стоят. Паровоз, пароход дожидаются ребят.
Задание 4. Построить детский сад из строительного материала (кубиков).
Тема «Овощи»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму, вкус;
по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят (суп, салат, винегрет...);
совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Рассмотреть картинки с изображением овощей.
Задание 3. Отгадать загадки, выучить по выбору:
© Красная девица сидит в темнице, а коса — на улице. (Морковь)
© Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. К земле прирос крепко. Что это? (Репка)
© Неказиста, шишковата, а придет на стол она, Скажут весело ребята: «Ну, рассыпчата, вкусна!» (Картошка)
© Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый, а рубашка зелена, вся на солнышке она. (Редис)
© Голова на ножке, в голове — горошки. (Горох)
© Я длинный и зеленый, вкусный и соленый, Вкусный и сырой, кто же я такой? (Огурец)
© Уродилась я на славу, голова бела, кудрява. Кто любит щи — меня ищи.
(Капуста)
© Сидит дед, в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Задание 4. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): огурец — огурчик, помидор — помидорчик...
Задание 5. Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа имен существительных): огурец — огурцы, помидор — помидоры...
Задание 6. Дидактическая игра «Подскажи словечко».
© Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы? Я... (свекла).
© Летом в огороде — свежие, зеленые, А зимою в бочке — желтые, соленые. Отгадайте, молодцы, как зовут нас?.. (Огурцы)
Задание 7. Составить описательный рассказ про овощи (по выбору), по следующему плану: Что это? Где растет?
Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)?
Какой на вкус?
Что из него готовят?
Задание 8. Дидактические игры «Назови цвет», «Назови форму» (согласование существительных с прилагательными).
Морковь (какая?) — оранжевая, помидор (какой?) — ...
Огурец (какой?) — овальный, репка (какая?) — ...
Задание 9. Соединить линией овощи с соответствующей геометрической фигурой.
Задание 10. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями
рук вверх и вниз.
Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев, имитирующих
посыпание солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук
в кулаки.
Задание 11. Прослушать стихотворение.
Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Помидоры и укроп Для приправы и для проб. Есть редиска и салат — Наша грядка просто клад. Но арбузы не растут тут. Если слушал ты внимательно, То запомнил обязательно. Отвечай-ка по порядку: Что растет на нашей грядке?
(В. Коркин)
Задание 12. Прослушать стихотворение.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох, петрушку и свеклу, ох!
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке:
Картошка, капуста, морковка, горох, петрушка и свекла, ох!
И суп овощной оказался неплох!
(Ю. Тувим)
Вопрос. Из чего хозяйка варила суп?
Задание 13. Вырезать картинки с изображением овощей и вклеить их в альбом.
Тема «Фрукты»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком натуральные фрукты и объяснить, что все это можно назвать одним словом «фрукты»;
обратить внимание на характерные признаки фруктов: цвет, форму, вкус;
по возможности показать и рассказать ребенку, где и как растут фрукты
(в саду, на дереве, на кусте);
рассказать и показать ребенку, что можно приготовить из фруктов.
Задание 2. Рассмотреть фрукты на иллюстрациях в книжках, журналах.
Задание 3. Отгадать загадки.
© Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем — гладко,
а откусишь — сладко.(Яблоко)
© На сучках висят шары, посинели от жары.(Слива)
Задание 4.Дидактическая игра «Один — много» (образование множественного числа существительных): яблоко — яблоки, груша — ..., слива — ..., персик — ..., банан — ....
Задание 5. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): яблоко — яблочко, лимон — ..., банан — ..., апельсин — ....
Задание 6. Подобрать родственные слова: яблоко — яблочко, яблоня, яблочный; вишня — вишенка, вишневый; смородина — смородинка, смородиновый; лимон — лимончик, лимонный.
Задание 7. Составить сложносочиненные предложения с союзом,а по образцу: лимон кислый, а яблоко сладкое; лимон овальный, а яблоко круглое; лимон желтый, а яблоко красное.
Задание 8. Составить описательные рассказы о фруктах, по следующему плану: Что это? Где растет? Каков внешний вид (величина, форма, цвет)?
Каков на вкус?
Что из него готовят?
Задание 9. Дидактическая игра «Веселый счет» (согласование числительных 2 и 5 с существительными, употребление слов один — одна — одно, два — две): одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок; один лимон, два лимона ... пять лимонов; одна слива, две сливы ... пять слив.
Задание 10. Дидактическая игра «Назови сок, варенье» (образование относительных прилагательных): сок из яблока — яблочный; варенье из яблок — яблочное; сок из груши — ...; варенье из груши — ...; сок из апельсина — ..., варенье из апельсина — ....
Задание 11. Дидактическая игра «Что где растет»: яблоко — на яблоне, слива — на ..., груша — на ....
Тема «Сад-огород. Ягоды»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассмотреть с ребенком натуральные ягоды и объяснить, что все это можно назвать одним словом «ягоды». При этом следует обратить внимание на характерные признаки: цвет, форму, вкус, по возможности показать и рассказать ребенку, как и где растут ягоды (в саду, в лесу, на дереве, на кусте, на земле, гроздьями, по одному);рассказать, показать и дать попробовать ребенку то, что готовят из ягод;
дидактическая игра «Узнай ягоду на вкус»;
В качестве экскурсии можно посетить с ребенком рынок и посмотреть, какие овощи, фрукты и ягоды там продают.
Задание 2. Отгадать загадку и выучить по выбору.
© Была зеленой, маленькой, потом я стала аленькой.
На солнце почернела я, и вот теперь я спелая.(Ягода)
© В сенокос — горька, а в мороз — сладка. Что за ягодка?(Калина)
© Две сестры летом зелены. К осени одна краснеет, другая — чернеет.
(Красная и черная смородина)
© На припеке у пеньков много тонких стебельков. Каждый тонкий стебелек держит алый огонек. Разгибаем стебельки — собираем огоньки.
(Земляника)
Задание 3. Составить описательный рассказ о ягоде по следующему плану: Что это? Где растет?
Каков внешний вид (цвет, форма, размер)? Какова на вкус? Что из нее готовят?
Задание 4. Дидактическая игра «Назови сок, назови варенье» (образование относительных прилагательных): сок из малины — малиновый; сок из вишни — ...; варенье из малины — малиновое, варенье из вишни — ... .
Задание 5. Дидактическая игра «Какая ягода лишняя? Почему?» (по картинкам).
© Клубника, смородина, черника, вишня.{Черника — растет в лесу.)
© Клюква, малина, клубника, брусника.(Малина — растет на кусте.)
Задание 6. Вспомнить загадки об овощах, фруктах и ягодах.
Задание 7. Дидактическая игра «Четвертый лишний» (по картинкам).
Овощи: картошка, лук, яблоко, помидор. Фрукты: лимон, огурец, банан, персик. Ягоды: малина, клубника, ананас, черника.
Задание 8. Дидактическая игра «Что растет в саду, а что в огороде?» Ребенок перечисляет известные ему овощи, фрукты, ягоды и рассказывает, где они произрастают.
Задание 9. Дидактическая игра «Исправь ошибку».
Свекла растет на яблоне; груша растет на грядке: клубника растет на дереве; клюква растет на кусте; картошка растет на болоте.
Задание 10. Ответить на вопросы.
© Про какой овощ можно сказать «твердый»?
© Про какой фрукт можно сказать «сочный»?
© Про какую ягоду можно сказать «кислая»?
Задание 11. Дидактическая игра «Подбери признак»: лимон (какой?) — ...; клубника (какая?) — ...; помидор (какой?) — ....
Задание 12. Пересчитать предметы — овощи, фрукты, ягоды (согласование существительных с порядковыми числительными, счет до пяти):
первое яблоко, второе яблоко ...; первый помидор, второй помидор ...; первая картошка, вторая картошка ... .
Задание 13. Вырезать картинки с изображением ягод и вклеить их в альбом.
Задание 14. Вырезать картинки с изображением фруктов и вклеить их в альбом.
Тема «Осень. Осенняя одежда, обувь, головные уборы»
Задание 1. Родителям рекомендуется:
рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
обратить внимание на осенние изменения погоды (стало холоднее, дует ветер, идет дождь);объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в за-висимости от времени года. При этом следует внимательно
рассмотреть, ощупать осенние одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;
во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди осенью;
в качестве экскурсии посетить магазины, где продают одежду, обувь и головные уборы.
Задание 2. Прочитать и выучить стихотворение.
Дождик, дождик — кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 3. Отгадать загадки и выучить по выбору.
© Меня часто зовут, дожидаются,
А приду — от меня укрываются.(Дождь)
© Из-под крыши крыша под дождик вышла.(Зонт)
Задание 4. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать ее детали (воротник, карман, пуговицы, рукава... .).
Задание 5. Дидактическая игра «Чья, чей, чьи, чье?» (употребление притяжательных местоимений). Это чья шапка? — Моя.
Это чьи перчатки? — Мои. Это чей шарф? — Мой.
Это чье пальто? — Мое.
Задание 6. Подобрать как можно больше предметов к местоимениям:
моя — шапка ...; мой — шарф ...; мои — сапоги ... .
Задание 7. Выполнить указание и ответить на вопрос
(понимание сложных инструкций):
Повесь шарф на спинку стула, а шапку положи на стул.
Что ты сделал сначала, а что потом?
Задание 8. Дидактическая игра «Один — много» (употребление множественного числа существительных): шарф — шарфы;
шапка — ...; перчатка — ...; носок — ... .
Задание 9. Дидактическая игра «Большой — маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): шапка — шапочка; сапоги — ...; пальто — ...; куртка — ...; кепка — ... .
Задание 10. Дидактическая игра «Подбери признак».
Куртка (какая?) — красная, теплая ... . Сапоги (какие?) — коричневые ... . Шарф (какой?) — ... . Пальто (какое?) — ... .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект. Разработка этапов методического сопровождения педагогов в процессе взаимодействия с семьями воспитанников, способствующих повышению эффективности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников.
Разработка проекта этапов методического сопровождения педагогов, способствующего эффективному взаимодействию ДОУ с семьями воспитанников: 1. Создание пакета диагностик, направленного на выя...
Практико-ориентированный проект. Взаимодействие с семьями воспитанников ДОУ. Средняя группа.
Детский сад и семья – первый социум для ребенка. Семья — это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества. Адлер Ф.Воспитывает вс...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОО КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАДАЧ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Успешность музыкального развития детей, посещающих детский сад, в большой степени зависит от того, какая атмосфера создана родителями в семье, имеет ли продолжение музыкальное развитие ребенка д...
Проект "Взаимодействие с семьями воспитанников по сенсомоторному развитию детей младшего возраста"
Проект "Взаимодействие с семьями воспитанников по сенсомоторному развитию детей младшего возраста"...
Управленческий проект «ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО».
Актуальность проектаПроблема взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна.Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные фу...
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семьями воспитанников по развитию финансовой грамотности».
сертификат за предоставление педагогического опыта на ГМО «Организация взаимодействия с семьями воспитанников в современных условиях» по теме: «Организация взаимодействия с семь...
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год
Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...