Консультация «Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Волошина Наталья Владимировна

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование игровых технологий

 в работе с детьми с ОНР»

Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий позитивной социализации ребёнка, именно в игре происходит социальное взаимодействие детей, через игру решаются многие речевые и познавательные задачи. Выбор той или иной формы зависит как от уровня ребёнка, так и от задач, содержания коррекционной работы.

        «Игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.  В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут  быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

              В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа- технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменился характер его любимой практической деятельности — игры, изменяются, любимые герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации

Учитывая многообразие игр и особенности детей с ОВЗ , я в своей работе прежде всего ориентируюсь на развитие речевого творчества. В игре-фантазировании использую приём «Как будто…», «Если бы ты…», «А как ты думаешь?»

         Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

    -дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;

    -воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам;

    -в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который  переводит дидактическую задачу в игровую;

  - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

        По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  -обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

  -познавательные, воспитательные, развивающие;

  -репродуктивные, продуктивные, творческие;

  -коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

       Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

 -различают игры с предметами и без предметов

 - настольно-печатные;

 - комнатные;  уличные,  на местности;

 - компьютерные и с ТСО;

 -также с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно:

 -предметная деятельность;

 -отношение между людьми;

 - выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

 -дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);

 -развивающих (развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);

 -воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);

 -социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

       Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

      У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

       Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

-Развитие мелкой моторики мышц кистей;

-Развитие координационных способностей;

                                                                                                                     Совершенствование  функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;

-Формирование фонетического слуха;

-Развитие устной речи;

-Формирование четкости артикуляции;

-Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий  детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры,  которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий в работе с детьми в дошкольном возрасте

             Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерны...

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»

Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»

laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»...

Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В.

Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В. Цель:- Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних птиц.Задач...

Презентация «Использование игровых технологий в работе с детьми разновозрастной группы»

В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...