Консультация «Использование игровых технологий в работе с детьми с ОНР»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_igrovyh_tehnologiy_v_rabote_s_detmi_s_onr.docx | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование игровых технологий
в работе с детьми с ОНР»
Игровая деятельность – это основная форма освоения окружающего мира и одно из существенных условий позитивной социализации ребёнка, именно в игре происходит социальное взаимодействие детей, через игру решаются многие речевые и познавательные задачи. Выбор той или иной формы зависит как от уровня ребёнка, так и от задач, содержания коррекционной работы.
«Игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями, в частности с общим недоразвитием речи. И, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения детей данной категории. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в звукопроизношении, не различают звуки на слух, у них отмечается низкий уровень сформированности словаря, грамматического строя и связной речи, им с трудом даются процессы чтения и письма из-за ряда особенностей формирования речи. И, поэтому необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения. В настоящее время наблюдается все большее увеличение медиа- технологий на человека, особенно это сильно действует на ребенка, который с большим удовольствием смотрит телевизор, чем читает книгу, мощный поток информации, рекламы распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывает большое влияние на его восприятия окружающего мира. Существенно изменился характер его любимой практической деятельности — игры, изменяются, любимые герои и увлечение. Раннее любую информацию ребенок мог получить по разным каналам: учебник, справочная литература, урок и т. д., но сегодня учитывая современную жизнь, педагог должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации
Учитывая многообразие игр и особенности детей с ОВЗ , я в своей работе прежде всего ориентируюсь на развитие речевого творчества. В игре-фантазировании использую приём «Как будто…», «Если бы ты…», «А как ты думаешь?»
Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.
Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:
-дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
-воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам;
-в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
- успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:
-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
-познавательные, воспитательные, развивающие;
-репродуктивные, продуктивные, творческие;
-коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:
-различают игры с предметами и без предметов
- настольно-печатные;
- комнатные; уличные, на местности;
- компьютерные и с ТСО;
-также с различными средствами передвижения.
Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, саморегуляции, самореализации.
Содержание детских игр развивается последовательно:
-предметная деятельность;
-отношение между людьми;
- выполнение правил общественного поведения.
Целью игровых технологий является решение ряда задач:
-дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
-развивающих (развитие памяти, внимания, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
-воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
-социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).
Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.
У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.
Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.
Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:
-Развитие мелкой моторики мышц кистей;
-Развитие координационных способностей;
Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений;
-Формирование фонетического слуха;
-Развитие устной речи;
-Формирование четкости артикуляции;
-Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.
В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий в работе с детьми в дошкольном возрасте
Программа игровой деятельности состоит из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерны...
Методическая разработка мастер-класса для педагогов по использованию игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Обыкновенное чудо»
Цель: осмысление необходимости и возможности применения игровых технологий личностно-ориентированной направленности в контексте ФГОС ДО....
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»
laquo;ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ»...
Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В.
Методическая разработка: «Использование игровых технологий в работе с детьми раннего возраста». Воягина П.В. Цель:- Развивать у детей познавательный интерес к миру домашних птиц.Задач...
Презентация «Использование игровых технологий в работе с детьми разновозрастной группы»
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организац...