Виды работы по развитию и совершенствованию речи дошкольников.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Чепуркина Виктория Викторовна

В консультации для воспитателей дается краткое описание составляющих компонентов связной речи, игровые упражнения по развитию грамматического строя речи и обогащению словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_raboty.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей по теме

“Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста.”

Аудитория: педагоги ДОУ.

Цель: систематизировать знания педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.

       Уважаемые коллеги, на нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей. Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения.

       Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.

        Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.

В речи детей существует множество проблем:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,

- бедность речи,

- употребление нелитературных слов и выражений,

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ,

- неспособность выстроить монолог, например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,

- отсутствие умения обосновать свои утверждения,

- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.,

- плохая дикция.

     В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).

   Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.

Методы и приемы словарной работы.

1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-, диа- ,видео фильмов, просмотр кинопередач.

2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.

       Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.

        Словарная работа проводится во время всех занятий, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.

         Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.

1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.

2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.

Домашнее - ... печенье, задание.

3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тане.

4."Общие слова".

1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...

2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...

5."Четвертый лишний".

Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика

6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.

7. "Скажи наоборот".

Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".

Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.

Глаголы: пришел - ушел, нырнул – вынырнул.

Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.

Наречия: далеко - близко, высоко – низко.

8. "Подбери слово".

Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)

9."Большой - маленький".

Ребенку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.

10."Отгадай загадку".

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Например: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)

Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).

11. "Назови, какой...".

Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он -яблочный, варенье из яблок – яблочное.

12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.

13. "Расскажи стихотворение".

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

15. Игра «Расскажи сказку по-другому».

Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.

Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.

- А теперь, мы с вами разделимся на две команды.

Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.

Вопросы 1 команде:

1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая).

2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).

3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).

4. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка).

5. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией- (диалог).

6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям- (монолог).

Вопросы второй команде.

1. Рассказ- сюжет которого развертывается во времени.(рассказ- повествование).

2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (Описание).

3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа).

4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее).

5. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине- (образец воспитателя).

6. Ведущий прием для активизации речи и мышления- (вопросы педагога).

Итог

Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому  очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

Свой доклад мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:

• Каков разум, таковы и (речи). • Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна). • Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам).

• Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать).

• Краткость – сестра (таланта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».

Тематический  контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию     связной монологической речи дошкольников».  Цель: выяснить  состояние раб...

Статья: "Виды работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольников."

В статье подробно описаны виды работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....

Значение и виды работ по развитию мелкой моторики у дошкольников.

Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка....

Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».

Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями

Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мож...

"Обобщение опыта работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников "

Обобщеник опыта работы педагога по развитию звуковой культуры речи дошкольников в различных видах детской деятельности....