Виды работы по развитию и совершенствованию речи дошкольников.
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В консультации для воспитателей дается краткое описание составляющих компонентов связной речи, игровые упражнения по развитию грамматического строя речи и обогащению словаря.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vidy_raboty.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей по теме
“Виды работы педагога по развитию и совершенствованию связной речи детей дошкольного возраста.”
Аудитория: педагоги ДОУ.
Цель: систематизировать знания педагогов по развитию и совершенствованию связной речи у детей дошкольного возраста.
Уважаемые коллеги, на нашей встрече я хотела бы поговорить с вами о способах развития связной речи у детей. Развитие речи тесно связано с развитием познавательных и умственных способностей ребенка. Обладая развитой связной речью, дети могут давать развернутые ответы на вопросы, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения.
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Однако важно не само по себе обогащение словаря, а его качественное развитие – развитие значения слов. Четкая предметная соотнесенность возникает не с самых ранних этапов жизни ребенка, а является продуктом развития. Сначала слово ассоциируется для малыша только с конкретным, «единичным» предметом, постепенно с развитием способности обобщения оно начинает обозначать все предметы данной категории. К 4 – 5 годам дети осознают многозначность слов, но не улавливают их переносного значения. Уточнение смыслового содержания слов к 6-7 годам еще только набирает силу. Это связано с усвоением новых знаний о мире и с зарождением эстетического отношения к слову и речи в целом. Словарный запас активно обогащается за счет слов, придуманных ими («намакаронился», «грязиновые сапоги»). Словотворчество является важнейшей особенностью детской речи – показатель освоения морфологических элементов языка.
Важная задача воспитания и обучения состоит в учете закономерностей освоения значений слов, в постепенном их углублении, формировании умений семантического отбора слов в соответствии с контекстом высказывания.
В речи детей существует множество проблем:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь,
- бедность речи,
- употребление нелитературных слов и выражений,
- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ,
- неспособность выстроить монолог, например, описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами,
- отсутствие умения обосновать свои утверждения,
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т.д.,
- плохая дикция.
В активном словаре детей должны быть не только названия предметов, но и названия действий, состояний, признаков (цвет, форма, величина, вкус), свойств, качеств; слова, выражающие видовые понятия (названия отдельных предметов), родовые (фрукты, посуда, игрушки, транспорт и др.) и отвлеченные обобщенные понятия (добро, зло, красота и др.).
Словарная работа в каждой группе проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач.
Методы и приемы словарной работы.
1. Методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром, обогащения словаря): рассматривание и обследование предметов, наблюдение, осмотры помещений детского сада, целевые прогулки и экскурсии; опосредованное ознакомление: рассматривание картин с малознакомым содержанием, чтение художественных произведений, показ кино-, диа- ,видео фильмов, просмотр кинопередач.
2. Методы для закрепления и активизации словаря: рассматривание игрушек, рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием, дидактические игры, чтение художественных произведений, дидактические (словарные) упражнения.
Театрализованные игры, праздники и развлечения, участие в концертах, утренниках способствуют активизации образного словаря.
Словарная работа проводится во время всех занятий, в режимные моменты. Таким образом, развитие словаря осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные приемы словарной работы с учетом особенностей каждого вида деятельности.
Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активизации речевого развития детей. В эти игры можно играть с детьми как в детском саду, так и предложить их родителям.
1. "Слово на ладошке". Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на потолке, на лице и т.д.
2."Что бывает?". Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.
Зеленый - ... дом, помидор. Зимняя - ... одежда, рыбалка.
Домашнее - ... печенье, задание.
3.Скороговорки - языколомки необходимы для развития четкой артикуляции и дикции.
Проворонила ворона вороненка. Ткет ткач ткани на платье Тане.
4."Общие слова".
1) Ребенок должен назвать фрукты..., мебель..., птиц..., овощи..., одежду...
2) Ребенку предлагается назвать одним словом: н-р, сосна, береза, клен - это...
5."Четвертый лишний".
Ребенок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.
Н-р: ваза - роза - нарцисс - гвоздика
6."Посчитай". Считаем все, что можно посчитать. Н-р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.
Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока... пять красных яблок и т.д.
7. "Скажи наоборот".
Взрослый называет какое-либо слово, а ребенок подбирает "слово наоборот".
Существительные: лето - зима, день - ночь, холод - ...тепло, север - юг и т.п.
Глаголы: пришел - ушел, нырнул – вынырнул.
Прилагательные: широкий - узкий, маленький – большой, богатый - бедный и т.п.
Наречия: далеко - близко, высоко – низко.
8. "Подбери слово".
Ребенку предлагается подобрать слово на какой-либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: "назови фрукт, название которого начинается со звука А" (апельсин, абрикос, ананас...)
9."Большой - маленький".
Ребенку предлагается назвать ласково, например, ложка - ложечка, стул – стульчик, звезда-звездочка, цветок-цветочек, стол-столик.
10."Отгадай загадку".
Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.
Например: "Круглый бок, желтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?" (репка)
Загадывайте детям описательные загадки, например: Это овощ, растет на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор).
11. "Назови, какой...".
Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он -яблочный, варенье из яблок – яблочное.
12. "Подбери слово". Птица - перья. Рыба - вода, огурец - овощ, ромашка – цветок.
13. "Расскажи стихотворение".
Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.
14. "Расскажи сказку". Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.
15. Игра «Расскажи сказку по-другому».
Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды.
Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как-то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик … и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике.
- А теперь, мы с вами разделимся на две команды.
Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей.
Вопросы 1 команде:
1. Назовите формы речи (диалогическая и монологическая).
2. Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста).
3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание).
4. Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка).
5. Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией- (диалог).
6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям- (монолог).
Вопросы второй команде.
1. Рассказ- сюжет которого развертывается во времени.(рассказ- повествование).
2. Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (Описание).
3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа).
4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее).
5. Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине- (образец воспитателя).
6. Ведущий прием для активизации речи и мышления- (вопросы педагога).
Итог
Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.
Свой доклад мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите:
• Каков разум, таковы и (речи). • Коротка речь и ясна – оттого и (прекрасна). • Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака (по речам).
• Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо (думать).
• Краткость – сестра (таланта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль в ДОУ по теме: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников».
Тематический контрольТема: «Состояние воспитательно-образовательной работы по развитию связной монологической речи дошкольников». Цель: выяснить состояние раб...
Статья: "Виды работы по развитию речевого дыхания у детей дошкольников."
В статье подробно описаны виды работы по развитию правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста....
Значение и виды работ по развитию мелкой моторики у дошкольников.
Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит – развивать речь ребёнка....
Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».
Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение...
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями
Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, может влиять на качество передаваемой информации, тем самым, создавая трудности во взаимопонимании, и ограничив...
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями
Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников с речевыми нарушениями Недостаточная интонационная выразительность у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мож...
"Обобщение опыта работы по развитию звуковой культуры речи дошкольников "
Обобщеник опыта работы педагога по развитию звуковой культуры речи дошкольников в различных видах детской деятельности....