Особенности развития и специфика исследования мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Доклад выступления на педагогическом совете: "Особености развития и специфика исследования мелкой моторики и грфомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №107» г. Кирова
Особенности развития и специфика исследования
мелкой моторики и графомоторных навыков
у дошкольников с ОВЗ.
Выполнила: Подлевских Н. Н.
Киров
2019
Содержание
Введение………………………………………………………………...3
1. Особенности развития мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ…………………………………………………………………..4
2. Наиболее эффективные формы для развития двигательных навыков………………………………………………………………………….7
3. Исследование развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ ………………………………………….….14
Список литературы……………………………………………………..16
Приложения…………………………………………………………….19
Введение
Важнейшим требованием, предъявляемым к современной системе дошкольного образования, является ее ориентация на педагогику развития. Центральной идеей такого подхода является понимание самоценности дошкольного детства, а также его особой значимости в становлении психики ребенка. Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обеспечивает кардинальные линии психического развития именно в этот период (А. Л. Леонтьев).
Без специального коррекционно-развивающего воздействия школьная готовность детей с ОВЗ крайне низкая. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивной деятельности — лепке, рисовании, конструировании, особенно из мелких деталей, элементарном самообслуживании (застегивание пуговиц, завязывание шнурков), учебной деятельности (письмо). (И.Ф. Марковская, Е.А. Екжанова). А в последующем уровень развития сложнокоординированных движений руки оказывается недостаточным для освоения письма, что может привести к трудностям в период обучения в начальной школе. Полноценного развития таких детей можно достичь только в том случае, когда создаются адекватные условия обучения и воспитания.
Таким образом, развитие мелкой ручной моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ является одной из важных задач коррекционной работы, так как развитие мелкой моторики - это только первая ступенька в освоении более сложных функций, таких как, речь, внимание, мышление, которые необходимы для любого вида деятельности и являются необходимым элементом подготовки ребенка к школьному обучению.
Особенности развития мелкой моторики и формирования графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ
По словам Льва Семеновича Выготского, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике.
Для психической сферы ребенка с ОВЗ типичным является сочетание дефицитарных функций с сохранными. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. При этом в отдельных случаях у ребенка страдает работоспособность, в других случаях — произвольность в организации деятельности, в-третьих — мотивация к различным видам познавательной деятельности и т. д.
В последние два десятилетия научная дефектология познакомилась с новой формой детской дефективности. В то время как олигофрения характеризуется всегда главным образом теми или иными дефектами интеллекта, новая форма неправильного развития, сделавшаяся в последнее время предметом пристального изучения и практического педагогического и лечебного воздействия, сводится к недоразвитию моторного аппарата ребенка.
Эту форму детской дефективности называют по-разному. Дюпре назвал ее debilitetmotrice, т. е. моторной дебильностью, по аналогии с интеллектуальной дебильностью; Т. Геллер — моторной отсталостью, а в крайних формах — моторной идиотией; К. Якоб и Ф. Гомбургер — моторным инфантилизмом; М. О. Гуревич — двигательной недостаточностью.
Нарушения психомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительными соматическими заболеваниями. Поражение нервной системы при соматических заболеваниях чаще возникает у недоношенных и гипотрофичных детей, а также в случаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах. В дальнейшем эти дети отстают в умственном и речевом развитии, у них с задержкой формируются все интегративные функции, в частности зрительно-моторная координация.
К функциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития, относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация неблагоприятные условия воспитания замедляют развитие коммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формирования психики ребенка определяется социальной ситуацией развития.
Нарушения психомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкими отклонениями в развитии, обусловленными органическим поражением мозга, наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают при ММД, соматической ослабленности, педагогической запущенности, эмоциональной депривации. Отмечаются недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Эти отклонения могут быть полностью преодолены при условии своевременного проведения необходимых лечебно-коррекционных мероприятий. Совершенствование общей моторики, развитие тонкой ручной моторики и зрительно-двигательной координации является одной из основных линий развития ребенка старшего дошкольного возраста. Период с 4 до 7 лет является сензитивным для развития ручной умелости и графомоторных навыков, а мускульная память в этот период очень цепкая.
Известный итальянский педагог, удостоившаяся мирового признания, Мария Монтессори говорила, что каждое движение рук ребенка – это еще одна складочка в коре больших полушарий.
Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга, которая предполагает совокупность действий нервной, костно-мышечной и зрительной систем организма.
Что же такое графомоторика? – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их плавность. Кроме того, важны произвольность движений и развитие сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать: зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства (в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей), поэтому работа по развитию движение рук должна проводиться регулярно. А чтобы задания и упражнения имели наибольший эффект, они не должны быть скучными или утомительными, а должны приносить ребенку радость. Но тренировать нужно не только «главную» руку, которой малыш пишет, но и вторую. Во-первых, нужно обращать внимание, какое положение занимает «рука-помощница» при рисовании и письме. Во-вторых, необходимо все задания проходить не только основной, но и другой рукой, т.к. это позволяет гармонично развивать оба полушария головного мозга. «Развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях дают человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь теснейшим образом связана с мышлением» - эти слова были сказаны известным русским ученым И. П. Павловым еще в начале 20 столетия.
Наиболее эффективные формы для развития двигательных навыков
Игры с мелкими предметами (палочками, песком, нитками, крупой, бусинками, пуговицами, орехами, мелкими камешками, «Почтовый ящик»)
Во время проведения игр с предметами особенно хорошо развивается мелкая моторика, укрепляется мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки и пальцев, т. е. развивается ручная умелость. Эти игры оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие. Детям предлагается сортировать, угадывать с закрытыми глазами, катать между большим и указательным пальцем, придавливать поочередно всеми пальцами обеих рук к столу, стараясь при этом делать вращательные движения. Можно научить ребенка перекатывать пальцами одной руки два грецких ореха или камешка, пальцами одной руки или между двух ладоней шестигранный карандаш. Можно предложить детям выкладывать буквы, силуэты различных предметов, рисунки из мелких предметов: семян, пуговиц, веточек и т. д.
Пальчиковый игротренинг.
Пальчиковые игры и упражнения при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев и подготовку мышц руки к письму. Включение в любое занятие пальчиковых игр и упражнений вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает неспецифическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие их речи. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях "вправо", "влево", "вверх", "вниз".
«Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца. "Поздороваться" пальчиками на левой руке, а затем одновременно на двух руках.
«Человечек» - указательный и средний пальцы правой (затем и левой) руки - "бегает" по столу.
«Слоненок» - средний палец выставлен вперед – хобот, а указательный и безымянный – ноги «идет» по столу.
«Деревья» - поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.
«Очки» - образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их.
При выполнении многих упражнений дети вначале испытывают затруднения. Но регулярное проведение и использование разнообразных приёмов становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук ребёнка. Необходимо и полезно использовать и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.
«Компот»
Будем мы варить компот, левая ладонь «ковшиком»
Фруктов нужно много. Вот: правой «помешивают»
Будем яблоки крошить, загибают пальцы на руке,
Грушу будем мы рубить, начиная с большого
Отожмем лимонный сок, слив положим и песок
Варим, варим мы компот. «варят и помешивают»
Угостим честной народ.
Самомассаж рук
Массаж карандашами: с помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья и кисти рук (пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны). Такой массаж способствует овладению тонкими движениями пальцев, улучшает трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук, стимулирует речевое развитие. Особый интерес у детей вызывают массажные упражнения с проговариванием коротких стихов и рифмовок.
«Ладошка»: обрисовка тупым концом карандаша ладони, лежащей на столе (массаж межпальцевых зон).
Нарисую я ладошку, отдохну потом немножко.
«Добывание огня»: прокатывание карандаша между ладонями.
Карандаш катать я буду, может быть огонь добуду.
«Скольжение»: продвижение вверх и вниз по длине карандаша, захватив его пальцами, как при рисовании с упором острым концом в стол.
По карандашу скольжу, съехать вниз скорей спешу.
«Утюжок»: прокатывание карандаша по поверхности стола.
Карандаш прокачу вперед-назад, как захочу.
Массажные коврики для рук: поглаживание, похлопывание ладонями и их тыльной стороной по массажным коврикам в разном темпе.
Су-Джок-терапия: использование Су-Джок тренажеров (шариков и иппликаторов). Сказка про ежика.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был Ежик. (Показать шарик в открытой ладони). Ежик был маленький и всего боялся: он, то выглядывал из домика, то опять прятался. (Сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок). Однажды Ежик отправился гулять по дорожке.
(Катать шарик по ладони вперед-назад). Вдруг он увидел большую красивую поляну. (Круговые движения по ладони). А на поляне цветов видимо-невидимо! И маки. И васильки. И ромашки… (Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого). Полюбовался Ежик цветами и отправился в обратный путь… (Прокатывание шарика по ладони). Вернулся Ежик в свой домик. (Зажать шарик в кулачок).
Такие упражнения с тренажерами не только развивают пальчиковую моторику, ловкость и координацию движений, но и развивают чувство ритма, создают положительный эмоциональный фон.
Занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию зрительно-двигательной координации, совершенствуют мелкую моторику кисти и пальцев рук. Учат удерживать определенное положение корпуса, рук; регулировать наклон карандаша, кисти, размах, темп движения, силу нажима и др. В изобразительной деятельности дети овладевают навыками и умениями работы с инструментами (в рисовании – карандаш и кисть, в аппликации – ножницы и кисть, в лепке – стека). Здесь вырабатываются умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими). Развиваются разнообразные действия рук, координация обеих рук, координация действий руки и глаза, зрительный контроль.
Интерес детей к работе помогают поддерживать разнообразные методы и приемы, нетрадиционные техники, придавая занятиям увлекательную форму. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными возможностями дошкольников: с малышами рисование пальчиками, ладошкой, техника «обрывание бумаги». В старшем дошкольном возрасте дети создают художественные образы с помощью более сложных методов: «кляксографии», разные способы монотипии, гроттаж, методика тычка, «набрызг» и многое др.
На занятиях по ручному труду, аппликации с использованием оригами и элементов бумажной пластики, плетения, вышивания происходит упражнение мелких мускулов пальцев, вырабатывается сложная координация движений кисти.
Тренировка зрительно-двигательной координации.
Конструирование по чертежам, выкладывание мозаичных узоров или панно в соответствии с образцами, срисовывание изображений различных предметов, обведение, дорисовывание постепенно совершенствуют зрительно-моторную координацию, формируют умение точно воспроизводить графические образцы.
Например, при выполнении задания «Письмо в воздухе» ребенок «прописывает» в воздухе рукой буквы, цифры и целые слова. Усложненным вариантом этого задания является «прописывание» букв, цифр и слов только глазами.
Штриховка – одно из важнейших упражнений.
Для штриховки используются раскраски, трафареты с геометрическими фигурами, фигурами животных и предметов и набор разных лекал. После того, как ребенок научится хорошо обводить геометрические фигуры, штриховать их параллельными линиями, составлять из них простейшие предметы, ему можно предложить штриховку волнистыми, круговыми линиями, полуовалами, петлями. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель. Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы. Работа по восприятию формы буквы через тактильные и кинестетические ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори. И получила распространение уже в 20-е годы XX века.
Кроме этого, зрительно-моторную координацию развивают такие занятия, в которых нужно провести линии от одного рисунка до другого «Дорожки» по прямой, волнистой линии или через лабиринт, в которых надо определить, «Что нарисовано», соединив все точки.
Обучение ориентировке на листе бумаги.
Формирование графического навыка как технической стороны письма во многом зависит от умения ребенка ориентироваться на листе бумаги. Это связано с тем, что формы букв (к письму которых ребенок приступит в дальнейшем) определяются не только составом входящих в них элементов, но и их количеством, размером и расположением относительно рабочей строки.
Упражнения на развитие зрительного и пространственного восприятия помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки: формирование умения “входить” в клеточку, обводить ее, вести прямые линии сверху – вниз и слева – направо по разлиновке; размещать внутри клеточки круг; соединять углы клеточек по диагонали; вести волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки.
Разнообразные задания: «Дорисуй левую (правую) сторону предмета», «Дорисуй рисунок, соблюдая последовательность», «Продолжи ряд», «Нарисуй такой же», «Дорисуй узор» и др.
Специальные физические упражнения. Упражнения и игры с применением разнообразного спортивного инвентаря (мячей, обручей, кеглей, лент) и других предметов, игрушек на занятиях физической культурой и вне занятий с детьми (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры на прогулке) открывают широкие возможности для выработки у дошкольников координированных движений всех звеньев руки и тренировки мелких мышц руки. Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на канате способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия.
Графические прописи, «обводилки». В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Графические прописи, «обводилки» применяют логопеды в работе с детьми, имеющими нарушения речи, их можно рекомендовать использовать родителям в домашних условиях безо всяких ограничений: даже дети без существенных проблем развития получают от них огромную пользу для своего развития. Обвести контур, провести линию-зигзаг или волнистую дорожку – казалось бы, совсем несложно. Но эта работа требует серьезной работы мозга и свободных, скоординированных движений кистей рук малыша. Если ребенок хорошо справляется с графомоторными заданиями в дошкольном возрасте, в дальнейшем он избежит многих проблем с успеваемостью в школе.
Работа с графомоторными трафаретами несложная, но требует обязательного участия взрослого. Нельзя просто дать ребенку картинку и сказать: «обводи». Специалисты советуют действовать так:
1. Восприятие контура/узора.
Рассмотрите его с ребенком, найдите аналогии, на что он похож.
2. Слежение пальчиком по узору.
3. Повторение рисунка пальчиком в воздухе.
4. И лишь затем можно обводить рисунок на бумаге.
Для постоянных занятий можно сделать многоразовые трафареты: заламинировать их ламинатором или проклеить широким прозрачным скотчем всю поверхность. Заниматься можно с детьми уже с 2,5 лет (для них есть задания попроще), но особое внимание обратить на развитие графомоторных навыков нужно ближе к школе примерно после 5 лет, соответственно постепенно усложнять задания и переходить к занятиям рисования обеих рук одновременно.
Итак, для того чтобы ребенок успешно подготовился к письму, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по развитию мелкой моторики, сенсомоторной координации, развивать зрительно-пространственное восприятие.
Исследование развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ
Для проведения обследования развития мелкой моторики и графомоторных навыков используют различные методики. В основном эти методики применяются для выявления готовности детей к школьному обучению. Такие как методика Н. И. Гуткиной, ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йерасика, тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Вицлака, диагностика развития мелкой моторики С. П. Сосниной, определение развития графического навыка (по критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой), диагностические методики оценки психомоторного развития дошкольников Н. И. Озерецкого и М. О. Гуревича из кгиги «Психомоторика», методика графический диктант предложенная Д. Б. Элькониным и определение особеностей развития мелкой моторики ведущей руки «Дорожки» (полянки), тест Венгера, тест Куглера (для определения школьной зрелости) и другие.
Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Систематические по тренировке движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление, речь.
Коррекционная фронтальная работа, направленная на активизацию познавательной деятельности, обогащение словаря и развитие связной речи, укрепление общих движений и мелкой моторики, индивидуальная логопедическая работа по коррекции нарушений речи позволяют компенсировать отставание в речевом развитии детей и подготовить их к поступлению в общеобразовательную школу.
Следовательно, работа по развитию мелкой моторики и графомоторных навыков у детей с ОВЗ должна быть систематической и комплексной, и осуществляться в таких направлениях как:
- Развитие мелкой моторики руки
- Развитие умения планировать и контролировать мелкомоторные ручные акты
- Развитие скорости движений
- Тренировка зрительно-моторных и слухомоторных координаций
- Выполнение графических упражнений
- Обучение ориентировки на листе бумаги.
Список литературы:
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 248 с. ISBN 5-7695- 0561-3
- Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 46, [2] с.: ил. ISBN 5-17-011616-0, ISBN 5-271-13368-6
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с. (Логопед в ДОУ).
ISBN 978-5-89145-073-8
- Государев Н. А. Специальная психология: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2008. – 288 с.
ISBN 978-5-98534-798-0
- Детская психодиагностика и профориентация/ Ред. – сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов н/Д : «Феникс», 1999. – 384 с. ISBN 5-222-00759-6
- Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О.А. Журбина, Н. В. Краснощекова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 157 с. : ил. – (Школа развития). ISBN 978-5-222-12062-0
- Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб.: Дельта, 1997. – 256 с., ил. ISBN 5- 89151-027-8
- Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение, 1992. – 95 с.: ил. ISBN 5-09-004049-4
- Настольная книга педагога-дефектолога/ Т. Б. Епифанцева и [др.] – Изд. - 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 576 с. – (Сердце отдаю детям) ISBN 978-5-222-11307-3
- Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/ Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с. («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала». Вып. 12).
- Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С.В. Художники Г. В. Соколов, В. Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. – 192 с., ил. – (Серия: «Игра, обучение, развитие, развлечение»). ISBN 5-7797-0063-x
- Слепович Е. С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1989. – 64 с. ISBN 5-341-00224-5
- Солнцева В. А., Белова Т. В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики у дошкольников и младших школьников: пособие для родителей и педагогов/ Солнцева В. А., Белова Т. В. – М.: АСТ: Астрель. 2007. – 96, ... с.: ил.
ISBN 5-17- (ООО «Издательство АСТ»)
ISBN 5-271-16331-8 (ООО «Издательство Астрель»)
- Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие/ Е. А. Стребелева, А. Л. Венгер, Е. А. Екжанова и др.; Под. ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 312 с. ISBN 5-7695-0558-3
- Специальная психология: Учебник для студентов высш. учебных заведений для направления подготовки бакалавров (21б – «Психология») / [Л. М. Шипицына, В. М. Сорокин, В. И. Лубовский и др.]; под. Ред. Л. М. Шипицыной. СПб. : речь, 2013. – 253 с. ISBN 978-5-9268-0953-1
- Цвынтарный В. В. Играем и развиваем речь. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература». – СПб., издательство «Лань», 2000 – 32 с. ISBN 5-8114-0026-8
Приложение 1.
Методика «Домик»
Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей в возрасте 5–10 лет и может использоваться для определения готовности ребёнка к школе.
Цель исследования: определить способность ребёнка к копированию сложного образца. Задание позволяет выявить умение ребёнка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики рук.
Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.
Ход исследования
Перед выполнением задания ребёнку даётся инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладётся лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребёнка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».
По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:
1. Какой рукой рисует ребёнок (правой или левой).
2. Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.
3. Быстро или медленно проводит линии.
4. Отвлекается ли во время работы.
5. Высказывания и вопросы во время рисования.
6. Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.
Когда ребёнок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, всё ли у него правильно. Если он увидит неточности в своём рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.
Обработка и анализ результатов
Обработка экспериментального материала проводится методом подсчёта баллов, которые начисляются за ошибки. Ошибки бывают такими.
1. Отсутствие любой детали картины (4 балла). На рисунке может отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основу дома.
2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
3. Неправильно изображён элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены кольца дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причём если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильную палочку, а за всю правую (левую) часть забора в целом. То же касается и колец дыма, выходящих из трубы, и штриховки на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное кольцо, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку крыши в целом.
Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибок (или наоборот), то ребёнок получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правого (левого) бока забора скопированы правильно, а часть неправильно, то за этот бок забора начисляется 1 балл; то же касается и колец дыма, и штриховки на крыше: если только одна часть колец дыма срисована правильно, то дым оценивается в 1 балл; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена правильно, то вся штриховка оценивается в 1 балл. Неправильно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается ошибкой, то есть не важно, сколько будет палочек на заборе, колец дыма или линий в штриховке крыши.
4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого вида относятся: расположение забора не на общей с основой дома линии, а выше её, дом как будто висит в воздухе или ниже линии основы дома; смещение трубы к левому краю крыши; существенное смещение окна в любую сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклонения от горизонтальной линии; основа крыши по размеру соответствует основе дома, а не превышает её (на образце крыша нависает над домом).
5. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл): вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоит дом и крыша; палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основе крыши вместо острого); отклонение линии основы забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.
7. Линии налезают друг на друга (1 балл за каждое налезание). В случае если линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неправильную линию штриховки.
Хорошее выполнение рисунка оценивается в «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше суммарная оценка. Однако при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст ребёнка. Пятилетние дети почти не получают оценки «0» из-за недостаточной зрелости мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию.
При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «косматые» линии могут свидетельствовать о состоянии тревожности ребёнка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать лишь на основании этого рисунка. Подозрения необходимо проверить специальными методиками по определению тревожности.
Методику «Домик» можно проводить как индивидуально, так и в небольших группах.
Результат выполнения методики в баллах определяется не столько для сравнения одного ребёнка с другим, сколько для отслеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребёнка в разном возрасте.
Прилжение 2.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ВЕДУЩЕЙ РУКИ
Цель задания: определить особенности развития мелкой моторики. Для решения цели используются методики «Дорожки» и «Птенчики». Также решается задача выявления ведущей руки.
Стимульный материал: для проведения первой методики – простой карандаш, опросный лист (расстояния между краями дорожек – 1 см). Для проведения второй методики – коробочка из двух частей с мелкими предметами (например, можно использовать коробочку для скрепок и мелкие скрепки или бусинки; лучше, чтобы они были цветными); для детей до четырех лет – 10 предметов, для более старших – 15 предметов.
Проведение задания: методики проводятся с двумя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет — методика «Птенчики», начиная с 4-х лет – обе методики. Фиксируются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения задания, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.
МЕТОДИКА «ПТЕНЧИКИ»: ребенку предлагается поиграть: открывается коробочка, предметы высыпаются в более глубокую ее часть, рядом ставится верхняя часть; обе части коробочки ставятся перед ребенком. Дается инструкция: «Это маленькие птенчики. Какие они красивые! Они сидят в гнездышке. Тебе нужно пересадить их из одного гнездышка в другое». В практической тетради необходимо отметить, какой рукой ребенок перекладывает предметы (если двумя руками одновременно или поочередно – это записывается), насколько ловкими являются движения, все ли предметы переложил ребенок.
МЕТОДИКА «ДОРОЖКИ»: перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа – карандаш.
В игровой форме ребенку предлагается «проехать» по каждой из дорожек к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так, чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки — иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируется то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняет ли руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила. По результатам проведения задания формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки.
Приложение 3.
Схема обследования уровня сформированности
моторных и сенсорных процессов у детей
Оценка состояния общей моторики
(диагностические задания Н. И. Озерецкого, М. О. Гуревича):
Оценка статического равновесия
— сохранить равновесие в течение не менее 6—8 с (средний уровень, удовлетворительный результат) в позе «аист»: стоя на одной ноге, другую согнуть в колене так, чтобы ступня касалась коленного сустава опорной ноги, руки на поясе. Ребенок должен сохранять равновесие и не допускать дрожания конечностей.
Оценка динамического равновесия
— преодолеть расстояние 5 м прыжками на одной ноге, продвигая перед собой носком ноги коробок спичек. Отклонение направления движения не должно быть при этом более 50 см.
Оценка ручной моторики:
— выполнение поочередно каждой рукой следующих движений: вытянуть вперед второй и пятый пальцы («коза»), второй и третий пальцы («ножницы»), сделать «кольцо» из первого и каждого следующего пальца;
— координация движений обеих рук «кулак — ладонь»: руки лежат на столе, причем одна кисть сжата в кулак, другая — с распрямленными пальцами. Одновременное изменение положения обеих кистей, распрямляя одну и сжимая другую.
Тесты зрительно-моторной координации:
— срисовывание простых геометрических фигур, пересекающихся линий, букв, цифр с соблюдением пропорций, соотношения штрихов;
— срисовывание фразы из 3—4 слов, написанной письменным шрифтом, с сохранением всех элементов и размеров образца.
Оценка тактильных ощущений:
— узнавание знакомых предметов на ощупь (расческа, зубная щетка, ластик, ложка, ключ) правой и левой рукой попеременно;
— узнавание на ощупь объемных (шар, куб) и плоскостных (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник) геометрических фигур.
Оценка владения сенсорными эталонами:
Тесты цветоразличения
— раскладывание в ряд 7 карточек одного цвета, но разных оттенков: от самого темного до самого светлого;
— называние и показ всех цветов спектра, называние и показ не менее 3 оттенков цвета, имеющих собственное название (малиновый, алый и т. д.).
Различение формы
— группировка геометрических фигур с учетом формы (перед ребенком выкладывают в ряд треугольник, круг, квадрат. Необходимо подобрать к ним соответствующие фигуры из 15 предложенных).
В зависимости от возраста детей можно усложнить данное задание: увеличить количество предъявляемых форм (до 5) и раздаточного материала (до 24).
Восприятие величины
— раскладывание в порядке убывающей (возрастающей) величины 10 палочек длиной от 2 до 20 см;
— ранжирование по величине в ряд 10 элементов на основе абстрактного восприятия, определение места, куда нужно поставить в ряд ту фигуру, которую убрал экспериментатор.
Оценка зрительного восприятия:
— узнавание и называние реалистичных изображений (10 изображений);
— узнавание контурных изображений (5 изображений);
— узнавание зашумленных и наложенных изображений (5 изображений);
— выделение букв и цифр (10), написанных разным шрифтом, перевернутых.
Оценка слухового восприятия:
— воспроизведение несложных ритмических рисунков;
— определение на слух реальных шумов и звуков (или записанных на магнитофон): шуршание газеты, плач ребенка, звуки капающей воды из крана, стук молотка и др.;
— определение начального согласного в слове (ребенку дают 4 предметные картинки; услышав слово, он поднимает ту картинку, которая начинается с соответствующего звука).
Оценка пространственного восприятия:
— показ и называние предметов, которые на таблице изображены слева, справа, внизу, вверху, в центре, в правом верхнем углу и т. д.;
— выполнение аналогичного задания в групповой комнате, определение расположения предметов в пространстве (над — под, на — за, перед — возле, сверху — снизу, выше — ниже и т. д.);
— конструирование по образцу из 10 счетных палочек.
Оценка восприятия времени:
— с ребенком проводится беседа на выяснение ориентировки в текущем времени (часть суток, день недели, месяц, время года), прошедшем и будущем (например: «Весна закончится, какое время года наступит?» И т. д.).
Оценка выполнения любого задания оценивается по трем качественным критериям:
— «хорошо» — если ребенок выполняет задание самостоятельно и правильно, объясняя его, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки;
— «удовлетворительно» — если имеются умеренные трудности, ребенок самостоятельно выполняет только легкий вариант задания, требуется помощь разного объема при выполнении основного задания и комментировании своих действий;
— «неудовлетворительно» — задание выполняется с ошибками при оказании помощи или учащийся совсем не справляется с заданием, испытывает значительные затруднения в комментировании своих действий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Особенности развития мальчиков и девочек. Гендерный подход в воспитании дошкольника".
Чем отличаются в своем развитии мальчики и девочки, какие подходы выбрать родителям и педагогам?...
Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы по развитию сотрудничества у детей с ЗПР...
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи»
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладен...
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников
Особенности развития и формирования словаря и связной речи у дошкольников...
Отчет по самообразованию "Влияние развития мелкой и общей моторики на активную речь дошкольника"
Отчет по самообразованию...
Методическая разработка "Возрастные особенности графомоторных навыков дошкольников"
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость формирования навыка письма....
Особенности развитие мелкой и общей моторики у дошкольников.
Мелкая моторика - это тонкие и точные движения пальцев. Их развитие является необходимым условием для освоения ребенком большинства видов творческой и бытовой деятельности. ...