Игровые упражнения по лексическим темам (подготовительная группа)
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи - одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в детском саду и в семье. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от тесного взаимодействия в работе специалиста и родителей ребенка.
Материал представляет собой игровые упражнения по лексическим темам. Используя предложенный материал дома, родители получают возможность закрепления ребенком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении – во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, т.е. в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_i_uprazhneniya_doma.docx | 464.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Сентябрь, 4 неделя.
Тема № 1. ФРУКТЫ. Буквы А,У.
1. Беседа по теме. Какие фрукты ты знаешь? Где растут фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Про какие фрукты можно сказать, что они круглые (овальные, продолговатые)? Назови красные (желтые, оранжевые, зеленые, синие) фрукты. Чем полезны фрукты?
2. «Какой сок получится?» (образование относительных прил.)
Сок из яблок (какой?) – яблочный
Сок из апельсина – …
Сок из винограда – …
Сок из персика – …
Сок из абрикоса - …
Сок из банана - …
Сок из яблока и вишни - …
Сок из нескольких фруктов - …
3. «Веселый счет» (согласование числит. с сущ.)
1 слива - 2 сливы - 5 слив
1 яблоко – 2 …, 5 …
1 банан – 2 …, 5 …
1 лимон – 2 …, 5 …
4. «Подумай!»
Что лишнее и почему? Яблоко, груша, помидор, апельсин.
Чего в лесу больше – яблок или яблонь?
5. Игры со звуками.
Вспомни названия фруктов, которые начинаются на звук [А]. Нарисуй несколько из них.
Октябрь, 1 неделя.
Тема № 2. ОВОЩИ. Буква О.
1. Беседа по теме. Какие овощи ты знаешь? Где растут овощи? Когда сажают, убирают? Как ухаживают за овощами летом? Назови овощи красного (желтого, оранжевого, зеленого) цвета. Что можно приготовить из овощей? В чем польза овощей?
2. «Исправь ошибку» (образование относительных прил.) Исправленные предложения ребенок проговаривает целиком.
Картофельное пюре приготовим из моркови.
Свекольный салат приготовим из чеснока.
Капустный пирог приготовим из кабачка.
Огуречный салат приготовим из помидор.
Гороховый суп приготовим из редиски.
3. Игровое упражнение «Богатый урожай» (согласов. числит. с сущ.)
1 кабачок - 2 …кабачка - 5 …кабачков
1 тыква – 2 …тыквы – 5 …тыкв
1 помидор – 2 …помидора – 5 …помидоров
1 свёкла – 2 …свёклы – 5 … свёкол
4. Игра на внимание «Вершки и корешки»
Взрослый называет овощ, ребенок показывает движениями, где он произрастает: если на земле — тянет руки вверх, если под землёй — приседает.
5. Игры со звуками. «Хлопни, если услышишь звук [О]». Взрослый называет овощи, ребенок хлопает в ладоши, если услышит звук [О]. Звук может находиться в любом месте (в начале, середине или конце слова).
Морковь, редис, капуста, свёкла, помидор, горох, укроп, репка, петрушка, картофель, кабачок, перец, лук и т.д.
Октябрь, 2 неделя.
Тема № 3. Откуда хлеб пришел. Буква И.
1. Беседа по теме. Какие виды хлеба и хлебобулочных изделий ты знаешь? Почему говорят «Хлеб – наше богатство»? (В него вложен труд многих людей). Люди каких профессий трудятся, чтоб у нас на столе появился хлеб?
2. «Какой хлеб? Какая каша?»
Хлеб из ржи – ржаной.
Хлеб из пшеницы – пшеничный.
Каша из пшена – пшенная.
Каша из овса – овсяная.
Каша из ячменя – ячневая.
Каша из кукурузы – кукурузная.
Каша из гречихи – гречневая.
3. «Расскажи-ка». Составь рассказ по плану-рисунку «Откуда хлеб пришел».
4. «Объясни словечко».
Колос - … мельница - … комбайн - … агроном - … мука - … тесто - … пекарь - … месить - … сеять - …
5. Игра со звуками «А – потопай, И - похлопай».
а, у, о, и, э, и, в, с, а, к, и, у …
ма, ни, ко, ра, гы, ту, ки …
кит, рак, рис, мак, рука, кино, дача …
Октябрь,3 неделя.
Тема № 4. Грибы и ягоды. Буква М.
1. Беседа по теме. Какие ягоды ты знаешь? Где и как растут ягоды? (В саду, поле, лесу, болоте; на дереве, кусте, земле, гроздьями, по одному). Перечисли садовые, лесные ягоды. Знаешь ли ты самую большую ягоду? Что можно приготовить из ягод? В чем польза ягод? Какие ягоды ядовиты? (Вороний глаз, волчье лыко).
Какие грибы ты знаешь? Какие грибы являются ядовитыми? Как правильно нужно собирать грибы? Назови части гриба (шляпка, ножка, грибница).
2. Игра «Объясни выражения, пословицы».
Грибной год. Грибной дождь.
Бояться волков – жить без грибков.
3. «Назови варенье»
Варенье из малины (какое?) - …
Варенье из смородины - …
Варене из облепихи - …
Варенье из брусники - …
Варенье из черники - …
Варенье из земляники - …
Варенье из вишни - …
Варенье из рябины - …
4. Учимся рассуждать «Почему так называется?»
Подосиновик, сыроежка, поганка, подберезовик, мухомор, рыжик, лисички, опята, ложные опята, волнушки, подосиновик, маслята.
5. Игра «Звуки подружились». Взрослый называет звуки раздельно
М, А, ребенок соединяет в слог – ма. Задание выполняется на слух, без зрительной опоры.
А, М – ам. М, О – мо. Э, М – эм. М, У – му.
М, Э – мэ. М, А – ма. М, Ы – мы. У, М – ум.
Октябрь, 4 неделя.
Тема № 5. Деревья, кусты. Буквы Ы,Э.
1. Беседа по теме. Какие лиственные деревья ты знаешь? Перечисли хвойные деревья. В чем разница между хвойными и лиственными деревьями? Чем отличаются кустарники от деревьев? Назови кустарники. Какую пользу приносят деревья? Как изменяются деревья в разное время года (осень, весна, лето, зима)? Назови части дерева (корни, ствол, ветки, листья, крона). Почему говорят «Лес – легкие планеты»?
2. «Назови листья» (образование относит. прил.)
Лист ивы (какой?) - …
Лист клена - …
Шишка сосны - …
Шишка ели - …
Пух тополя - …
Ветка рябины - …
Куст смородины - …
Роща из берез - …
3. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.
ЛЕС ОСЕНЬЮ.
Летом лес был зеленый. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют.
Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тихо-тихо на землю опускаются.
Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
По Г.Скребицкому и В.Чаплиной
1. О каком времени года говорится в рассказе?
2. Какого цвета лес был летом?
3. Какого цвета стали березки и клены осенью?
4. Какие деревья не изменили своего цвета?
5. Как кружатся листья в воздухе?
Октябрь, 5 неделя.
Тема № 6. Одежда, обувь, головные уборы. Буква Н.
1. Игра с мячом «Лови и отвечай». Взрослый задает вопрос и кидает мяч, ребенок отвечает и бросает мяч обратно.
Что можно связать? Что можно завязывать? Что можно надеть? Что можно обуть? Что можно застегнуть? Где продают одежду? Кто работает в магазине? Где шьют одежду? Кто шьет одежду? Кто покупает одежду?
2. « Назови ласково»
Куртка – курточка.
Носки - … Платье - … Шуба - … Пиджак - …
Пижама - … Сапоги - …Шляпа - … Туфли - …
3. «Из чего – какой?»
Пиджак сшили из шерсти. Он …
Платье сшили из шелка. Оно…
Футболку сшили из трикотажа. Она…
Плащ сшили из кожи. Он…
Шубу сшили из меха. Она …
4. Подумай! Игра «Четвертый лишний». Назови предмет, который не подходит, объясни свой выбор.
Куртка, плащ, валенки, шуба.
Тапочки, кроссовки, туфли, шляпа.
Кепка, носки, шапка, берет.
Шуба, платье, футболка, шорты.
5. «Расскажи-ка». Составь рассказ на тему «Какую одежду мы носим осенью» по следующему плану:
1. Почему мы осенью одеваемся теплее, чем летом?
2. Что надеваем на тело?
3. Что носим на голове, шее, руках?
4. Что мы носим на ногах? (в сухую погоду и в дождь)
5. Когда берем с собой зонт?
Ноябрь,1 неделя.
Тема № 7. Перелетные птицы. Буквы К,Г.
1. Беседа теме. Каких перелетных птиц ты знаешь? Почему их так называют? Когда они улетают? Куда и почему улетают? Когда возвращаются? Как улетают птицы? (Гуси, утки, лебеди — вереницей, цепочкой; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — стаей; кукушки — поодиночке).
2. Игровое упражнение «Новые слова»У утки короткий хвост – значит, это короткохвостая утка.
У грача острый клюв – значит, это …
У гуся красные лапы – значит, это …
У цапли длинные ноги – значит, это …
У грача черные крылья – значит, это …
У аиста тонкая шея – значит, это …
3. Игра «Объясни поговорку, пословицу».
Гуси летят – зимушку на хвосте тащат.
Лебедь несет на носу снег.
4. Упражнение ««Кто как кричит?»
Ласточка – …щебечет.
Соловей – …заливается, свистит, щелкает.
Кукушка – …кукует.
Журавль – …курлычет.
Жаворонок – …звенит.
5. Упражнение «Расскажи-ка». Послушай рассказы, перескажи один из них.
ПЕРВЫМИ ТРОНУЛИСЬ В ПУТЬ.
Первыми улетают от нас быстрокрылые стрижи. Почему они улетают так рано, уже в августе, когда в воздухе еще достаточно комаров и мошек? Вот ласточки еще не тронулись в путь, а ведь они тоже питаются летающими насекомыми.
В августе воздух около земли еще теплый, но чем выше, тем он холоднее. Высоко в воздухе насекомые уже не летают, поэтому для стрижей уже не достаточно добычи. Они и улетают от нас раньше ласточек.
По Г. Скребицкому
УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ.
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружили над рекой, над родным болотом. Собрались в стройные косяки, потянулись в теплые страны.
Через леса, через поля, через шумные города высоко в небе летели журавли. В глухом лесу на краю болота остановились на отдых. Еще до рассвета проснулись журавли. Чуть светилась над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Снова поднялись журавли высоко в небо. С высокого ясного неба слышали мы их прощальные клики.
- До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною.
По И. Соколову-Микитову
6. Игра «Узнай по силуэту».
Ноябрь,2 неделя.
Тема № 8. Домашние животные и птицы. Буквы П,Б.
1. Беседа по теме. Каких домашних животных ты знаешь? Каких домашних птиц ты знаешь? Какие животные живут на ферме, какие - в квартире человека (домашние питомцы)? Как нужно ухаживать за домашними животными? Какую пользу приносят домашние животные и птицы (корова, овца, лошадь, свинья, курица, утка, кошка, собака)?
2. «Назови детенышей».
У свиньи - … У коровы - … У лошади - … У козы - …
У овцы - … У кошки - … У собаки - … У курицы - …
У утки - … У гусыни - …
3. Игра «Кто как голос подает?».
Пример: Взрослый произносит: «Мяу-мяу, хрю-хрю», а ребенок комментирует: «Кошка мяукает, а свинья хрюкает».
«Гав-гав, мяу-мяу»
«Му-му, хрю-хрю»
«Хрю-хрю, гав-гав»
«Га-га-га, ко-ко-ко» (гогочет, кудахчет)
«Бе-бе, иго-го» (блеет, ржет)
4. Подумай! Догадайся, каким будет 4-е слово, и объясни, почему ты так решил(а).
Собака – щенок, гусь - …
Рыба – чешуя, курица - …
Кошка – молоко, овца - …
Корова – бык, курица - …
Свинья – свинарник, лошадь - …
5. Игры со звуками. Замени звук [П] на звук [Б]. Какие новые слова получились?
Почка – бочка, пар - …, пой - …, папа - …, пашня - …, пас - …, правый - …, палка - … .
Ноябрь,3 неделя.
Тема № 9. Дикие животные. Буква Х.
1. Беседа по теме. Какие дикие животные живут в наших лесах? Почему их называют дикими? Чем питаются дикие животные (хищные и травоядные)? Как называется жилище лисы (медведя, волка, белки, ежа)? Как дикие животные готовятся к зиме? Кто впадает в спячку? Кого называют санитаром леса?
2. Игровое упражнение «Назови семью».Папа – волк, мама – …, детеныши – …, семья – волчья.
Папа – медведь, мама - …, детеныши - …, семья - …
Папа – заяц, мама - …, детеныши - …, семья - …
Папа – лось, мама - …, детеныши - …, семья - …
Папа – кабан, мама - …, детеныши – поросята, семья - …
Папа – еж, мама - …, детеныши - …, семья - …
3. Игра «Подбирай, называй». Назови как можно больше слов-признаков.
Медведь (какой?) – бурый, огромный, лохматый, неуклюжий, косолапый, сильный…
Лиса (какая?) - …
Заяц (какой?) - …
Белка (какая?) - …
4. Загадки.
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. __________
Симпатичен, сер, усат, хвост — шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт — моет всё в воде_____________
Есть в реке работники, не столяры, не плотники.
А выстроят плотину, хоть пиши картину______________
5. Игра со звуками. «Звук [Х] потерялся». Договори слова со звуком [Х]:
Пету..., пасту..., отды..., запа..., лопу..., горо..., шоро..., стра...
Ноябрь,4 неделя.
Тема № 10. Осень (обобщение). Буквы Т, Д.
1. Беседа по теме. Когда наступает осень? Назови осенние месяцы. Вспомни приметы ранней и поздней осени в природе (солнце, небо, земля, деревья). Что делают птицы и животные осенью? Труд человека в осенний период. Осенняя одежда. Любишь ли ты осень? Почему?
2. Игровое упражнение «Назови, какая погода».
Какая погода бывает осенью, если идет дождь? – дождливая.
Если дует ветер – …, если на улице холодно, какая погода? - …, если пасмурно – …, если сыро – …, если хмуро – …, если солнечно – …, если ясно – … .
3. Игра «Составь предложение». Работа с деформированными предложениями.
Дует, осень, ветер, холодный. – Осенью дует холодный ветер.
Желтеет, на, листья, деревья.
Земля, трава, увядает, на.
Улетают, юг, на птицы.
Мелкий, осень, моросит, дождь.
4. «Объясни пословицу». Почему так говорят?
1. Холоден сентябрь, да сыт. 2. Сентябрь птиц в дорогу погнал.
3. Плачет октябрь холодными слезами. 4. Ноябрь — ворота зимы.
5. Составь рассказ по мнемотаблице «Осень»
1 – солнце меньше светит и греет; 2 – стало больше пасмурных дней; 3 – часто идут дожди; 4 – дуют холодные ветры; 5 – температура воздуха понижается; 6 – на огородах, в садах, в лесу, на полях созрел урожай; 7 – люди делают на зиму заготовки, а звери запасы; 8 – люди надевают теплую одежду; 9 – перелетные птицы улетают на юг; 10 – листья на деревьях становятся разноцветными, начинается листопад; 11 – насекомые прячутся на зиму; 12 – день становится короче, а ночь длиннее.
Декабрь,1 неделя.
Тема № 11. Дом, в котором я живу.
1. Беседа по теме. Как называется страна, город, в котором мы живем. Назови свой адрес. Почему нужно знать свой адрес? Кому можно говорить свой адрес, а кому – нет?
2. Игровое упражнение «Какой дом?» Дом из кирпича – кирпичный
Дом из дерева - ...
Дом из камня - …
Дом из бумаги - …
Дом из картона - …
Дом из соломы – …
Дом из снега - …
Дом из панелей - …
3. Игра «Гномик и великан»
Дом: у гномика – домик, а у великана – домище
Город: у гномика - …., а у великана - …
Мост: у гномика - …, а у великана - …
Комната: у гномика - …, а у великана - …
4. Игровое упражнение «Многоэтажные дома»
1 этаж – одноэтажный дом
2 этажа - …
3 этажа - …
4 этажа - …
много этажей –
1 комната - …
2 комнаты - …
5 комнат - …
6 комнат - …
5. Игры со звуками.
«Скажи наоборот». Замени звук [Д] на [Т], [Т] на [Д].та – да
ты - …
тэ - …
ту - …
Декабрь, 2-3 неделя.
Тема № 12-13. Приметы зимы. Зима в жизни людей. Буква С.
1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Вспомни названия зимних месяцев. Назови приметы (признаки) зимы. Какие зимние природные явления ты знаешь? (Снегопад, мороз, иней, метель и т.д.). Какие зимние праздники ты знаешь? В какие игры дети любят играть зимой? Назови зимние виды спорта.
2. Игровое упражнение «Каким бывает?» Подбери подходящие слова-определения.
Снег (какой?) – белый, мягкий, легкий, пушистый, липкий, холодный, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий.
Зима (какая) - …
Снежинки (какие?) - …
Лед (какой?) - …
3. Игра с мячом «Назови спортсмена». Образование сложных слов.
Бегает на коньках - … конькобежец
Катается на санках - …
Катается на лыжах - …
Играет в хоккей - …
Занимается фигурным катанием - …
Катается на сноуборде - …
4. Игровое упражнение «Слова поссорились». Помири слова, чтоб получилось связное предложение.
Дети, снеговик, слепили.
Мальчики, на, санки, и, катаются, девочки.
Снежки, играют, в, мальчики.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
5. Игры со звуками. «Слово рассыпалось».
С, У, П – суп
С, О, К - …
С, У, К - …
С, О, М - …
Январь, 3 неделя.
Тема № 15. Игрушки. Буква З.
1. Побеседуйте с ребенком по теме. Спросите: Какие игрушки ты знаешь? С какими игрушками тебе больше нравится играть? Из каких материалов изготавливают игрушки? Какие игрушки были у детей 100 лет назад? Подумай, чем могут быть полезны игрушки для детей? Как нужно ухаживать за своими игрушками?
2. Игровое задание «Из чего - какой?»
Автобус из металла – …
Мишка из плюша – …
Дом из пластмассы – …
Ослик из резины – …
Пирамидка из дерева – …
Ведро из железа –
3. Игровое упражнение «Посчитай-ка». Нарисуй слева один большой мяч, а справа – пять маленьких мячиков. Посчитай мячи: один мяч, два мяча, три ...
4. Упражнение «Расскажи-ка». Нарисуй свою любимую игрушку. Составь рассказ о ней по плану.
Январь, 3 неделя.
Тема № 16. Зимующие птицы. Буква Ц.
1. Беседа по теме. Каких зимующих птиц ты знаешь? Почему их так называют? Как помочь птицам зимой? Какой корм можно насыпать в кормушку? Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест). Какие птицы спят под снегом? (тетерева, куропатки, рябчики, глухари).
2. Игра «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому ее называют …. (белобокая).
У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…
У синицы грудка желтая, поэтому ее называют …
У вороны черные крылья, поэтому ее называют…
У дятла длинный клюв, поэтому его называют…
3. Игровое задание «Кто как голос подает?»
Голубь – воркует.
Сорока - … стрекочет.
Ворона - …
Воробей - …
4. Игровое упражнение «Предлог потерялся».
Птицы летают …. кормушкой.
Три синички подлетели… кормушке.
Воробьи отлетели … кормушки.
Маленький бойкий воробышек облетел … кормушки.
Шустрый воробышек залетел … кормушку.
Воробышек схватил зернышко и улетел … кормушки.
Ворона села …. ветку.
5. Подумай! Что общего у этих птиц?
Воробей, сорока, синица, снегирь - …
Ласточка, грач, скворец, лебедь - …
Курица, индюк, гусь, утка - …
Страус, пингвин, курица - …
Январь, 4 неделя.
Тема № 17. Мой город Санкт-Петербург. Буква Ш.
1. Беседа по теме. Как называется наша страна? Назови столицу. Как называется город, в котором ты живешь? Назови своей адрес. Какие еще названия имел наш город? (Петроград, Ленинград). Кто основал город? Как называется главная река Санкт-Петербурга?
2. Игра «Объяснялки». Постарайся ответить полными предложениями.
Почему Санкт-Петербург называют город на Неве?
Почему Санкт-Петербург называют северная столица?
Почему Санкт-Петербург называют культурная столица?
Почему Санкт-Петербург называют Город-герой, город непокоренных?
3. Игра «Семейка слов». Давайте образуем слова из одной семейки (однокоренные слова) со словом Петербург.
Как называют жителей Петербурга? – Петербуржцы.
Какие улицы в Петербурге? – Петербургские.
Как называют жительницу? – …
Как называют жителя Петербурга? – …
4. Игровое задание «Сравни». Составь предложения по образцу.
Улица длинная, а шоссе еще … (длиннее).
Бульвар широкий, а проспект еще …
Старое здание прочное, а новое еще …
На улице шумно, а на площади еще…
Дерево высокое, а дом еще…
Сквер чистый, а двор еще …
В сквере тихо, а в парке еще …
В цирке интересно, а в театре еще … (Возможны два варианта интереснее и интересней, но -ей носит разговорный оттенок).
5. «Выбери слова». Выбери из трех слов те, где есть звук [Ш] (на слух, без зрительной опоры):
Мышка – весна – ружье
Вещи – лягушка – машина
Желуди – шапка – клещи
Февраль, 1 неделя.
Тема № 18. Мой город Санкт-Петербург. Буква Ж.
1. Беседа по теме. Назови достопримечательности Санкт-Петербурга. Почему Петербург можно назвать музеем под открытым небом? Какие театры и музеи ты знаешь? Какой петербургский писатель придумал доктора Айболита? (К.И.Чуковский). Что такое Дорога жизни? Как ты относишься к своему городу?
2. Игра «Где можно…?». Постарайся ответить полными предложениями.
Сделать прививку - …
Отправить посылку - …
Подстричься - …
Посмотреть спектакль - …
Посмотреть цирковое представление - …
Увидеть животных из разных стран - …
Увидеть спортивные соревнования - …
Увидеть, где взлетают самолеты - …
Временно жить гостям города - …
Посмотреть выставку - …
3. Послушай рассказ о Санкт-Петербурге, перескажи.
«Город музеев».
В нашем городе есть бесценные сокровища, которые помогают людям становиться умнее, добрее, красивее, делают их жизнь интереснее.
В Санкт-Петербурге много музеев – зданий, где собраны картины, редкие книги, изделия ювелиров. Да и сами городские здания, ограды и мосты настолько красивы и неповторимы, что этот город часто называют музеем под открытым небом.
Л.Ермолаева, И.Лебедева
4. Игры со звуками.
«Измени слово». Замени первый звук в словах на звук [Ж]. Какие слова получились?
Лук – жук, баба - …, мир - …, мало - …, пакет - …,
билет - …, пучок - …, Веня - … .
Февраль, 2 неделя.
Тема № 19. «Транспорт».
1. Беседа по теме. Как называется транспорт, который плавает по воде? Движется по железной дороге? Передвигается по земле? Под землей? Летает по воздуху?
Как называется дом для машины, самолета, поезда? (Гараж, ангар, депо). Какие профессии на транспорте ты знаешь? Что помогает транспорту и пешеходам правильно и безопасно передвигаться по дороге? (ПДД, дорожные знаки, дорожная разметка, светофоры…) Каким должен быть водитель, шофер, машинист, капитан и т.д.? (внимательным, вежливым, обходительным, аккуратным, строгим…).
2. Игра «Назови одним словом».
Катер, корабль, лодка, пароход - …
Скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина - …
Бульдозер, подъемный кран, экскаватор, бетономешалка - …
Автобус, троллейбус, трамвай, поезд - …
Каток, снегоуборочная машина, поливальная машина - …
3. Игровое упражнение «Закончи предложения».
Машинист – это тот, кто …
Регулировщик – это тот, кто …
Шофер – это тот, кто …
Летчик – это тот, кто …
Пешеход – это тот, кто …
Пассажир – это тот, кто …
Кондуктор – это тот, кто …
4. Игра «Подружи слова». Составление предложений по опорным словам.
Автомобиль, по, ехать, дорога.
Лодка, река, по, деревянная, плыть.
Магазин, около, велосипед, остановиться.
Пассажиры, электричка, из, выходить.
В, самолет, небо, лететь, высоко.
Подъехать, остановка, к, трамвай.
Мост, выехать, автобус, из-под.
Февраль, 3 неделя.
Тема № 20. Защитники Отечества. Буквы Ч, Щ.
1. Беседа по теме. Какой праздник отмечается в нашей стране 23 февраля? Как ты понимаешь слово Отечество? («Земля отцов», Родина, Отчизна…). Для чего нужна армия в мирное время? Какие рода войск ты знаешь? Какие военные звания ты знаешь? Вспомни и расскажи, как называли защитников Отечества в древние времена на Руси (богатыри). Каких русских богатырей ты знаешь? Расскажите ребенку, кто из членов вашей семьи служил в армии, в каких войсках.
2. Игра «Подбери словечко». Какими должны быть солдаты, защищающие нашу Родину?
Солдат (какой?) – храбрый, мужественный, отважный, смелый, выносливый, доблестный…
Солдат (что делает?) – защищает, сражается, стреляет…
Вспомни и расскажи, как называли защитников Отечества в древние времена (богатыри).
Каких русских богатырей ты знаешь?
3. Игровое упражнение «Назови военную профессию».
Артиллерия – артиллерист
Разведка -...
Пехота - ...
Пулемет - ...
Танк - …
Десант - ...
Граница - ...
Море - ...
Парашют - ...
Ракета - ...
Подводная лодка - ...
4. «Составь предложение из слов».
На, истребитель, военный, пилот, летать.
Граница, на, Родина, пограничники, наша, служат.
Цель, ракета, в, попала.
Дорога, танк, по, большой, едет.
Получил, за смелость, разведчик, орден.
Цветы, дети, подарили, ветераны, война.
Март, 1 неделя.
Тема № 21. Семья, 8 марта. Буква Л.
1. Беседа по теме. Какой праздник отмечается в нашей стране 8 марта? Кого принято поздравлять в этот день?
2. Игра «Подбери словечко».
Мама (какая?) – ласковая, добрая, нежная, заботливая…
Папа (какой?) – смелый, сильный, строгий, веселый, выносливый...
Бабушка (какая?) - добрая, ласковая, хозяйственная, аккуратная…
Дедушка (какой?) - трудолюбивый, заботливый, внимательный...
Семья (какая?) - дружная, крепкая, сплоченная, спортивная…
3. Игровое упражнение «Кто кем приходится?»
Кто девочка для мамы? (дочка)
Кто мальчик для мамы? (сын)
Кто мальчик для девочки? (брат)
Кто девочка для дедушки? (внучка)
Кто мальчик для бабушки? (внук)
Кто мама для бабушки? (дочь)
4. Игра «Сравни, кто старше/младше»:
Папа – сын (папа старше, а сын младше).
Папа – дедушка ….
Дядя – племянник …
Внучка – бабушка …
5. «Расскажи-ка». Нарисуй свою семью или приклей фотографию. Расскажи о своей семье по плану:
Сколько в твоей семье человек?
Где вы живете? (домашний адрес)
Как зовут родителей, братьев, сестер (имя, отчество)
Кем работают родители?
Сколько лет брату (сестре)? В каком классе учится брат (сестра)?
Чем вы любите заниматься в выходные дни?
К кому вы любите ходить в гости? Почему?
Какая у тебя семья (дружная, добрая, трудолюбивая…). Любишь ли ты своих родных?
Март, 2 неделя.
Тема № 22. Ранняя весна. Звук и буква Р.
1. Беседа по теме. Какое сейчас время года? Назови весенние месяцы. Про какой месяц говорят «То снегом сеет, то солнцем греет»? Почему? Как меняется погода в марте? Что происходит в марте месяце с лесными обитателями? Как ведут себя птицы в марте? Кого называют вестником весны? Что такое первоцветы? Назови их.
2. Игра «Когда это бывает?» Ранняя весна или поздняя весна?
Увеличивается день - …
распускаются цветы - …
начались весенне-полевые работы - …
пригревает солнышко - …
снег потемнел и начал таять - …
появились проталины - …
3. Игровое упражнение «Подбери слова».
Весной солнце … (греет, припекает, ласкает…)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят…)
Весной сосульки под солнцем… Весной сугробы от солнечного тепла… Весной на деревьях почки… Весной птицы… Весной птицы гнёзда… Весной лёд на реке…Весной на проталинах первые цветы…
Весной травка…
4. «Расскажи-ка». Послушай рассказ и запомни рассказ, постарайся пересказать.
Март.
Март – первый месяц весны. На земле еще лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее-синее, и по нему раскинулись пушистые облака.
Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны. (По Г.Скребицкому)
Март, 3 неделя.
Тема № 23. Профессии. Звук и буква Й.
1. Беседа по теме. Что такое профессия? (Дело, работа, занятие). Назови профессии своих родителей. Для чего нужны профессии? Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Для чего надо учиться профессиям? Где им обучаются?
2. Игра «Кто что делает?» Придумай предложения со словами:
Например, Учитель учит детей в школе.
Врач, учитель, продавец, фотограф, почтальон, строитель, портной, крановщик, библиотекарь, доярка, водитель, тракторист, экскаваторщик, дирижер, тренер, пилот, писатель.
3. Игровое упражнение «Прохлопай слова». Раздели слова на слоги и скажи, сколько слогов в каждом слове.
Пожарник – по-жар-ный, 3 слога
Носильщик, стекольщик, сварщик, слесарь, электрик, часовщик, сапожник, парикмахер, маляр, писатель, художник, комбайнер, птичница, ткачиха, летчик, композитор, пианист, переводчик, проводник.
4. Игра «Кому что нужно для работы?»
Парикмахеру — ножницы, расческа, фен, бигуди…
Врачу — лекарство, белый халат, градусник…
Художнику — ... , учителю — ... , портному — ... , маляру — ... ,
Рыболову — ... , продавцу — ... , садовнику — ... , плотнику — ... ,
Доярке — ... , трактористу — ... .
5. «Расскажи-ка». Придумай и расскажи, кем ты хочешь стать, когда вырастешь «Моя будущая профессия».
1. Название профессии.
2. Место работы.
3. Что делает человек данной профессии?
4. Что нужно для работы? (инструменты или оборудование)
5. Чем тебе нравится эта профессия?
Март, 4 неделя.
Тема № 24. Посуда, бытовая техника. Буква Я.
1. Беседа по теме. Из какого материала изготавливают посуду? Назови части посуды (чайник – носик, ручка, донышко, стенки…).
Какие ты знаешь электроприборы? Какие электроприборы находятся у вас на кухне, в спальне, в зале? Что служит питанием для электроприборов? Откуда поступает электричество в дома? (С электростанций.)
2. Игра «Назови одним словом». Какая это посуда?
Кастрюля, сковорода, дуршлаг, терка - … (кухонная посуда)
Чашки с блюдцами, кружки, сливочники, сухарницы, вазочки для варенья, пиалы, чайники заварные - … (чайная и кофейная посуда)
Тарелки мелкие и глубокие, ложки, ножи, блюдечки, салатники, бульонницы - … (столовая посуда)
Ложки, вилки, ножи - … (столовые приборы)
3. Игровое упражнение «Где живут продукты?»
Сахар живет в … (сахарнице). Соль живет в … (солонке). Сухари живут в … (сухарнице). Масло живет в … (масленке). Перец живет в … (перечнице). Чай живет в … (чайнике). Кофе живет в … (кофейнике). Конфеты живут в … (конфетнице). Салат живет в … (салатнице).
4. Игра «Подумай!» Догадайся по аналогии, какое слово пропущено.
Каша – ложка, макароны – …
Борщ – кастрюля, блины – …
Кастрюля – металл, ваза – …
Чай – чайник, кофе – …
Хлеб – хлебница, масло – …
5. Игровое упражнение «Закончи предложение».
Мама стирает белье в ... (стиральной машине). Папа чистит ковер ... (пылесосом). Дочь гладит одежду ... Мама взбивает крем для торта ... Дедушка достает на кухне молоко из ... Даша варит щи на
Апрель, 1 неделя.
Тема № 25. Рыбы и морские обитатели. Буквы Е,Ё.
1. Беседа по теме. Какие водоемы ты знаешь? (реки, озера, моря, океаны…). Чем отличается вода в море и в озере? Кто населяет моря? Какие рыбы живут в реке? Почему нельзя загрязнять моря и реки?
2. Игра «Я знаю 5 …».
Я знаю 5морских обитателей: кит, акула, осьминог, дельфин, мурена…
Я знаю 5 пресноводных рыб: карась, окунь, щука, ёрш, сом…
Я знаю 5 аквариумных рыб: гуппи, золотаря рыбка, скалярия, гурами, сомики, петушки…
3. Игровое упражнение «Чей? Чья? Чьи?»
У акулы голова - ... акулья
У щуки плавники - ...
У лягушки лапки - ..
У рыбы глаза - ...
У черепахи панцирь - ..
У дельфина глаза - ...
4. Дидактическое упражнение «Дружная семейка» (подбор родственных однокоренных слов):
Рыба – … рыбка, рыбёшка, рыбный, рыбачить, рыбалка, рыбак…
Море – …моря, морской, моряк…
Дельфин – … дельфинчик, дельфиний, дельфинарий …
5. «Расскажи-ка». Составить описательный рассказ о любом обитателе морей и океанов по плану:
Название животного/рыбы
Размер (крупная – мелкая)
Строение и окраска (части)
Место обитания
Питание
Детёныши
Польза/ вред для человека
Апрель, 2 неделя.
Тема № 26. Космос. Буква Ю.
1. Загадки.
- Светит, сверкает, всех согревает. ________________________
- Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка.__________
- Крыльев нет, но эта птица полетит и прилуниться. _________
- Из какого ковша, не пьют, не едят, а только на него глядят? __
- Планета голубая, любимая, родная.
Она твоя, она моя, а называется _________________________
2. Игра «Объясни словечко».
Взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, спутник, созвездие, луноход, космонавт, невесомость.
3. Игровое упражнение «Сосчитай до пяти».
Один искусственный спутник, два искусственных спутника, три…, четыре…, пять…
Одна большая звезда …
Одна космическая станция…
4. Игра «Собери предложения».
Луна, это, Земля, спутник.
Луна, Земля, меньше.
Луна, вращаться, Земля, вокруг.
Ракета, космос, полететь, в.
Апрель, 3 неделя.
Тема № 27. Перелетные птицы. Буква ь.
1. Игра «Самый внимательный!»
- Чего больше – птиц или крыльев? Крыльев или перьев?
- Журавли прилетают раньше стрижей. Какие птицы прилетают первыми? А какие птицы прилетают позже?
- Что общего и чем отличаются – бабочка и ласточка?
- Исправь предложения: Птица высидела птенцов и отложила яйца.
Птенцы свили гнездо, и к ним прилетела мама.
2. Игра «Назови детеныша».
Скворец – скворчонок – скворчата.
Стриж – стриженок – …
Лебедь – … – ...
Журавль –…– …
Утка –… – ...
3. Игровое упражнение «Чей клюв?».
Клюв журавля – журавлиный
Клюв ласточки – ласточкин
Клюв утки - …
Клюв гуся - …
Клюв соловья - …
4. Кроссворд. Какие перелетные птицы спрятались в кроссворде?
А | С | ||||||||||
К | К | К | |||||||||
Ж | В | ||||||||||
И | О | ||||||||||
Ж | Р | Ь | |||||||||
С | Л | Е | |||||||||
Ц |
Апрель, 4 неделя.
Тема № 28. Лес, растительность, насекомые. Буква Ъ.
1. Игра «Четвертый лишний» (назови лишний предмет,
объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.
Бабочка, таракан, муха, комар.
2. Игровое упражнение «Сосчитай»
Один комар, три комара, пять комаров…
Одна оса …
Один кузнечик…
Одина муха…
Один жук …
3. Игра «Насекомые - великаны»
Не паук, а ... паучище
Не муравей, а …
Не таракан, а …
Не жук, а …
4. «Составь предложение из слов»
Цветок, села, на, бабочка.
По, ветка, ползает, гусеница.
Листок, под, жук, спрятался.
Червяк, из, выползает, земля.
Через, перепрыгнул, кузнечик, кочка.
Паутина, муха, в, попалась.
Май, 1 неделя.
Тема № 29. Моя Родина. День Победы.
1. Беседа по теме. В какой стране мы живём? Назови столицу нашей страны. Какой праздник мы отмечаем 9 мая? Что такое граница? Почему нужно охранять Родину? Почему День Победы отмечают 9 мая?
Почему в этот день поздравляют ветеранов?
2. «Объясни пословицу».
Мир строит, а война разрушает.
3. Упражнение «Вставь пропущенный предлог» .
Военные лётчики защищали нашу Родину … небе.
Моряки воевали … врагом … море.
Танкисты сражались …танке.
Пограничники охраняли нашу Родину … границе.
Артиллеристы стреляли из пушек … фашистским танкам.
4. «Слова-родственники». Подбери однокоренные слова:
Герой – геройский, …
Защита - …
Победа - …
Война - …
5. «Продолжи предложения». Придумай окончание предложению и повтори его полностью.
Прошло много лет после этой войны, но люди помнят о героях, …
Этому событию посвящено много фильмов, … (чего ещё)
Не все герои остались живы, очень многие …
Им поставлены …
В их честь горит …
К Вечному огню люди возлагают …
В этот день проходит военный …
Май, 3 неделя.
Тема № 30. Школа. Школьные принадлежности.
1. Беседа по теме. Чему ты научился в детском саду? Когда ты пойдешь в школу? Почему нужно учиться в школе? Какие школьные принадлежности тебе понадобятся? Какие школьные предметы ты будешь изучать в школе?
2. Упражнение «Из чего какой?» Закончи предложения по образцу. Карандаш из дерева (какой?) — деревянный.
Ножницы из металла (какие?) — ....
Линейка из пластмассы (какая?) — ....
Портфель из кожи (какой?) — ....
Ластик из резины (какой?) — ....
3. Упражнение «Скажи наоборот». Составь предложения по образцу. Образец: Таня оставила ножницы в стакане. — Таня достала ножницы из стакана.
Таня положила линейку под букварь
Таня оставила альбом на столе.
Таня спрятала ластик за стакан.
Таня поставила портфель под стол.
4. Игра со звуками «Подбери пару». Придумай слово, которое начинается на последний звук первого слова (принцип игры «Города»).
Букварь – резинка.
Ручка – …
Фломастер – …
Дневник – …
Глобус — …
Кисть – …
Циркуль —…
(Альбом, ранец, карандаш, скрепки, тетрадь, линейка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подборка игровых упражнений по лексическим темам, направленных на развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики, а так же речевого дыхания
Предложенный материал разделен по лексическим темам: посуда, пища, бытовая техника и инструменты, весна, дикие животные жарких стран, дикие животные, дом, домашние животные, домашние птицы, зима, овощ...
Методическая разработка по формированию лексико-грамматического строя и связной речи (картотека игр и игровых упражнений по лексическим темам).
Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Дети с...
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) подготовительной к школе группы.Динамические паузы,хороводные, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия
Картотека динамических пауз, хороводных, подвижных игр, игровых упражнений по лексическим темам 2 полугодия для дошкольников 7 года жизни....
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия.
Картотека по развитию общей моторики у дошкольников с ТНР(ОНР) младшей группы.Динамические паузы, подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 1 полугодия....
Развитие общей моторики у дошкольников с ТНР (ОНР)младшей группы.Динамические паузы,подвижные игры, игровые упражнения по лексическим темам 2 полугодия.
Автор составил картотеку подвижных игр по развитию общей моторики и координации речи с движением по лексическим темем 2 полугодия младшей логопедической группы.Материал будет полезен как у...
Игровые упражнения по лексическим темам для занятий с детьми 5-6 лет
Игровые упражнения по лексическим темам для домашних занятий...