Шпаргалка для родителей при обучении дошкольников грамоте
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Родители часто испытывают трудности при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Не хватает теоретических знаний, не знают как проще и доступнее объяснить материал, чтобы не утомить ребёнка, не снизить интерес к познанию, не наделать ошибок. Надеюсь, моя шпаргалка поможет вам в индивидуальной работе с ребёнком!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shpargalka_v_pechat.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед
Забадыкина Елена Валентиновна
Шпаргалка для родителей
при обучении дошкольников грамоте
Родители часто испытывают трудности при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Не хватает теоретических знаний, не знают как проще и доступнее объяснить материал, чтобы не утомить ребёнка, не снизить интерес к познанию, не наделать ошибок. Надеюсь, моя шпаргалка поможет вам в индивидуальной работе с ребёнком!
Разучите с ребёнком стихотворение:
Ухо звук определит,
Язычок проговорит,
Глаз запомнить букву сможет
И руке писать поможет.
Звуки мы слышим, произносим. Буквы видим, пишем, читаем.
Пояснить ребенку, что речь бывает устная – когда мы говорим и слышим и письменная – когда читаем и пишем.
Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные (воздух выходит свободно, не встречая препятствий - мы их поём) и согласные (при произнесении воздух на пути встречает преграду - губы, зубы, язык). Гласные состоят из голоса, поэтому они все - звонкие.
«Голос» - называли «глас»,
Вот и гласные у нас.
Гласных звуков шесть (не путать с буквами!) – А О У Э Ы И! Согласных тридцать шесть (их больше, чем букв за счёт твёрдых и мягких). Всего в русском языке сорок два звука, а букв тридцать три. Буквы Е, Ё, Ю, Я называют йотированные. Если они стоят после согласных, то дают один звук: Я – [а], Ё - [о], Е - [э], Ю - [у] (мяч, мёд, мел, мюсли). Если эти буквы стоят в начале слова, после гласной или после разделительных Ъ или Ь знаков, то дают два звука: Я - [йа], Ё - [йо], Е - [йэ], Ю - [йу] (яма, ёлка, енот, юла, моет, льёт).
Мёд [м`од] – 3 буквы, 3 звука;
Юла [йула] – 3 буквы, 4 звука;
Моет [мойет] – 4 буквы, 5 звуков;
Льёт [л`йот] – 4 буквы, 4 звука.
Гласные нижнего и верхнего ряда
Звуки тянутся, поют,
Без преград они живут.
Эти звуки - гласные,
А буквы цветом - красные.
Гласные верхнего ряда делают впереди стоящую согласную твёрдой, гласные нижнего ряда смягчают согласную.
А | О | У | Э | Ы |
Я | Ё | Ю | Е | И |
Всегда твёрдые согласные – твёрдые командиры!
(Обозначаются синим цветом):
Ш | Ж | Ц |
Всегда мягкие согласные – мягкие командиры!
(Обозначаются зелёным цветом):
Й | Ч | Щ |
ТИМ и ТОМ, а также Короли Твердыш и Мякиш помогут детям лучше запомнить, как отличить мягкий звук от твёрдого.
Звонкость и глухость согласных определяем по работе горла.
Если горлышко дрожит,
Согласный звонкий говорит.
Если горлышко молчит.
Глухой согласный говорит.
Надо положить пальцы тыльной стороной ладони на горло. Если чувствуется вибрация – горлышко дрожит – звонкий согласный, нет – глухой. Второй способ определения – закрыть уши ладонями, если в ушах звенит (ребёнок чётко слышит звонкий звук) – звонкий согласный, если нет –глухой. Персонаж – Колокольчик Коля – лучший помощник для детей при определении звонких и глухих звуков.
Парные согласные (звонкие и глухие):
Б | В | Г | Д | З | Ж |
П | Ф | К | Т | С | Ш |
Следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (дуб, лев, нож) и перед глухими согласными (ложка, лодка).
Непарные звонкие:
Й | Л | М | Н | Р |
Непарные глухие:
Х | Ц | Ч | Щ |
Слоги
Слова делятся на слоги. Слоги бывают прямые и обратные, закрытые и открытые.
Прямые слоги начинаются с согласной (ма, са, ба), обратные - с гласной (ам, ас, аб).
Открытые (как и прямые) заканчиваются на гласную (па, ма, го), закрытые - на согласную (мок, сум, бол). Учитываем это при делении слов на слоги - две согласных в середине не дружат - делим их в разные слоги (сум-ка, клуб-ни-ка). Для того чтобы слово разделить на слоги, надо поставить ладошку под подбородок тыльной стороной и произнести слово, широко открывая рот: сколько раз откроется рот (при произнесении гласных), столько в слове и слогов.
Помним! Сколько гласных столько и слогов!
Гласные зачем нужны?
Для чего они важны?
Нету гласных - нет слогов,
Без слогов не будет слов!
Ударение
В каждом слове мы голосом выделяем какую-либо гласную. Если ребёнку сложно это правильно сделать, нужно это слово чётко и громко «позвать» (котик! диван!) или попробовать поставить ударение неправильно. Либо произнести его во множественном числе (котики, диваны).
Предлоги
Не задать вопрос предлогу.
Просто выйдет на подмогу,
Свяжет грамотно слова,
Служба в дружбу такова
(Елена Кравченко)
Предлоги (маленькие слова) связывают слова в предложении, их нельзя терять! Пишутся предлоги всегда раздельно!
Предложения
Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов, связанных между собой по смыслу. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В конце предложения обязательно ставится знак. Знак учитывает интонацию: побудительную, вопросительную, восклицательную (.?!).
Учимся произносить одно и то же предложение с разной интонацией.
Искренне желаю вам удачи и творческих успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"
Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте»....
Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.
Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к овладению элементами грамоты....
Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте.
"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит народная русская пословица. Чтобы помочь дошкольникам полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я предлагаю свои под...
Обучение дошкольников грамоте в национальном детском саду.
Обучение дошкольников грамоте на своем родном языке наиболее эффективно. Усвоив материал, ребенок может легко применить свои знания при обученииграмоте русского языка....
Этапы обучения дошкольников грамоте
В дошкольные годы происходит развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится со звуковым, лексическим и грамматическим составом языка. Это период дошкольник знакомится со словом - его см...
Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:· Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).·...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская
Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с: Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...