Шпаргалка для родителей при обучении дошкольников грамоте
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Забадыкина Елена Валентиновна

Родители часто испытывают трудности при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Не хватает теоретических знаний, не знают как проще и доступнее объяснить материал, чтобы не утомить ребёнка, не снизить интерес к познанию, не наделать ошибок. Надеюсь, моя шпаргалка поможет вам в индивидуальной работе с ребёнком!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shpargalka_v_pechat.docx22.09 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             Учитель-логопед

Забадыкина Елена Валентиновна

Шпаргалка для родителей

при обучении дошкольников грамоте

Родители часто испытывают трудности при подготовке дошкольников к обучению грамоте. Не хватает теоретических знаний, не знают как проще и доступнее объяснить материал, чтобы не утомить ребёнка, не снизить интерес к познанию, не наделать ошибок. Надеюсь, моя шпаргалка поможет вам в индивидуальной работе с ребёнком!

Разучите с ребёнком стихотворение:

Ухо звук определит,

Язычок проговорит,

Глаз запомнить букву сможет

И руке писать поможет.

Звуки мы слышим, произносим. Буквы видим, пишем, читаем.

Пояснить ребенку, что речь бывает устная – когда мы говорим и слышим и письменная – когда читаем и пишем.

Слова состоят из звуков. Звуки делятся на гласные (воздух выходит свободно, не встречая препятствий - мы их поём) и согласные (при произнесении воздух на пути встречает преграду - губы, зубы, язык). Гласные состоят из голоса, поэтому они все - звонкие.

«Голос» - называли «глас»,

Вот и гласные у нас.

Гласных звуков шесть (не путать с буквами!) – А О У Э Ы И! Согласных тридцать шесть (их больше, чем букв за счёт твёрдых и мягких). Всего в русском языке сорок два звука, а букв тридцать три. Буквы Е, Ё, Ю, Я называют йотированные. Если они стоят после согласных, то дают один звук: Я – [а], Ё - [о], Е - [э], Ю - [у] (мяч, мёд, мел, мюсли). Если эти буквы стоят в начале слова, после гласной или после разделительных Ъ или Ь знаков, то дают два звука: Я - [йа], Ё - [йо], Е - [йэ], Ю - [йу] (яма, ёлка, енот, юла, моет, льёт).

Мёд [м`од] – 3 буквы, 3 звука;

Юла [йула] – 3 буквы, 4 звука;

Моет [мойет] – 4 буквы, 5 звуков;

Льёт [л`йот] – 4 буквы, 4 звука.

Гласные нижнего и верхнего ряда

Звуки тянутся, поют,

Без преград они живут.

Эти звуки - гласные,

А буквы цветом - красные.

Гласные верхнего ряда делают впереди стоящую согласную твёрдой, гласные нижнего ряда смягчают согласную.

А

О

У

Э

Ы

Я

Ё

Ю

Е

И

Всегда твёрдые согласные – твёрдые командиры!

(Обозначаются синим цветом): 

  Ш

  Ж

  Ц

Всегда мягкие согласные – мягкие командиры!

(Обозначаются зелёным цветом):                                                                                                                                       

  Й

  Ч

  Щ

ТИМ и ТОМ, а также Короли Твердыш и Мякиш помогут детям лучше запомнить, как отличить мягкий звук от твёрдого.

Звонкость и глухость согласных определяем по работе горла.

Если горлышко дрожит,

Согласный звонкий говорит.

Если горлышко молчит.

Глухой согласный говорит.

Надо положить пальцы тыльной стороной ладони на горло. Если чувствуется вибрация – горлышко дрожит – звонкий согласный, нет – глухой. Второй способ определения – закрыть уши ладонями, если в ушах звенит (ребёнок чётко слышит звонкий звук) – звонкий согласный, если нет –глухой. Персонаж – Колокольчик Коля – лучший помощник для детей при определении звонких и глухих звуков.

Парные согласные (звонкие и глухие):

Б

В

Г

Д

З

Ж

П

Ф

К

Т

С

Ш

Следует помнить, что звонкие согласные звуки оглушаются в конце слов (дуб, лев, нож) и перед глухими согласными (ложка, лодка).

Непарные звонкие:                                                      

  Й

  Л

  М

  Н

  Р

Непарные глухие:              

  Х

  Ц

  Ч

  Щ

Слоги

Слова делятся на слоги. Слоги бывают прямые и обратные, закрытые и открытые.

Прямые слоги начинаются с согласной (ма, са, ба), обратные - с гласной (ам, ас, аб).

Открытые (как и прямые) заканчиваются на гласную (па, ма, го), закрытые - на согласную (мок, сум, бол). Учитываем это при делении слов на слоги - две согласных в середине не дружат - делим их в разные слоги (сум-ка, клуб-ни-ка). Для того чтобы слово разделить на слоги, надо поставить ладошку под подбородок тыльной стороной и произнести слово, широко открывая рот: сколько раз откроется рот (при произнесении гласных), столько в слове и слогов.

Помним! Сколько гласных столько и слогов!

Гласные зачем нужны?

Для чего они важны?

Нету гласных - нет слогов,

 Без слогов не будет слов!

Ударение

В каждом слове мы голосом выделяем какую-либо гласную. Если ребёнку сложно это правильно сделать, нужно это слово чётко и громко «позвать» (котик! диван!) или попробовать поставить ударение неправильно. Либо произнести его во множественном числе (котики, диваны).

Предлоги

Не задать вопрос предлогу.

Просто выйдет на подмогу,

Свяжет грамотно слова,

Служба в дружбу такова

 (Елена Кравченко)

Предлоги (маленькие слова) связывают слова в предложении, их нельзя терять! Пишутся предлоги всегда раздельно!

Предложения

Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов, связанных между собой по смыслу. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В конце предложения обязательно ставится знак. Знак учитывает интонацию: побудительную, вопросительную, восклицательную (.?!).

Учимся произносить одно и то же предложение с разной интонацией.

Искренне желаю вам удачи и творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте»....

Проект по обучению дошкольников грамоте с применением метода наглядного моделирования.

Данная тема проекта актуальна, в связи с тем, что основной задачей логопедической работы с детьми с ОНР является качественная подготовка к  овладению элементами грамоты....

Креативный подход к изготовлению наглядного материала для обучения дошкольников грамоте.

"Грамота - к мудрости ступенька", - гласит народная русская пословица. Чтобы помочь дошкольникам полнее усвоить учебный материал, а значит, постичь волшебную музыку родного языка, я предлагаю свои под...

Обучение дошкольников грамоте в национальном детском саду.

Обучение дошкольников грамоте на своем родном языке наиболее эффективно. Усвоив материал, ребенок может легко применить свои знания при обученииграмоте русского языка....

Этапы обучения дошкольников грамоте

В дошкольные годы происходит  развитие ребенка, он овладевает речью, знакомится со  звуковым, лексическим и грамматическим составом языка. Это период дошкольник знакомится со словом - его см...

Шпаргалка для родителей «Обучение детей грамоте» старший дошкольный возраст

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ:·  Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).·...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...