Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте"
методическая разработка по теме

Ковалёва Марина Алексеевна

Творческий отчет на тему: «Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskiy_otchet_na_temu.docx19.04 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий отчет на тему:

«Использование игровых приемов в обучении дошкольников грамоте».

Обучение грамоте — ответственный период в жизни ребёнка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от нас, нашего терпения, доброжелательности, ласки. Обучение грамоте детей дошкольников обеспечивает возможность на более раннем возрастном этапе сформировать различные учебные умения: умение воспринимать речь окружающих; говорить перед товарищами; отвечать на вопросы; спрашивать; пересказывать прочитанное взрослым; рассказывать содержание просмотренных фильмов, детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций, картин. Знания и умения, полученные детьми в процессе занятия по обучению грамоте, необходимы для уроков развития речи в школьный период.        

Работая с детьми логопатами, приходится постоянно искать новые, более эффективные формы работы. Проверка детей, выпущенных из речевых групп, на протяжении многих лет показала хорошее их общеречевое развитие и успешное обучение в школе. Будучи в речевых группах, дети овладели правильной речью: имеют богатый словарный запас, умеют логически мыслить, правильно строить предложения, рассказывать, объяснять. Хочу поделиться опытом работы по обучению грамоте детей с ОНР. В старшей группе я несколько изменила порядок прохождения специальной «Программы» в целях более качественной подготовки детей к обучению в школе, развитию у них фонематического восприятия и предупреждения дисграфии. Одним из нововведений было обследование детей параллельно с обучением, а не поочерёдно. Это даёт мне большой запас времени. Другим важным начинанием было совмещение работы над звуком и буквой. Познакомив детей со звуком, я даю сразу же его графическое изображение - букву. И третье отличие состояло в том, что вместе с воспитателем упражняли детей в написании буквы печатным шрифтом, т. е. разрешали детям поупражняться в печатном изображении букв мелом на доске и авторучкой в  тетради. Это вызывало у них большой интерес к занятиям. Дети с большим удовольствием знакомятся с буквами, упражняются в их написании. Знакомство с буквами проводится в игровой форме, поэтому буквы легко запоминаются. Для того, чтобы лучше запомнить букву используются такие игры: «На что похожа эта буква», «Волшебные буквы», и т.д. Для ознакомления детей с новой буквой отводится часть фронтального занятия логопеда. Покажу на примере, как проходит знакомство детей с буквой М. На занятии дети выделяют заданный звук из слов. Для выделения звука из слов используют такие игры как: «Определи первый звук в слове», «Найди место звука в слове», «Кто в домике живёт», «Собери букет», «Как их зовут», «Поезд» и т.д. Чтобы дети лучше ориентировались в таких понятиях, как начало, середина и конец слова, я использовала следующий приём: мелом делим доску на три части, показывая, где начало, где середина и где конец слова. Затем логопед называет слово и просит определить место какого-либо звука в этом слове. Расположение слова на доске даём слева на право. Ребёнок с соответствующей буквой выходит к доске и становится на то место, где находится названный звук в данном слове. Таким образом, доска разделённая на части, становится ориентиром для расположения звуков. Если кто-то из детей ошибается, другие его поправляют. Дети определяют звук и дают его характеристику. На занятиях по обучению грамоте я широко использую игру «Живые звуки». Её можно проводить в различных вариантах. Звуки могут «двигаться», «меняться местами», отчего получается новое слово. Слово может преобразовываться в игре - одни звуки «уходят», другие становятся на их место: СОМ-СОК-СУП, КОТ-ТОК-ТУК. В игровой образной форме я знакомлю детей с мягкими и твёрдыми звуками. Смягчение согласных также усваивается в игре, если подать их образно, например так: «Согласные буквы стоят смирно, вытянувшисьпрямо и твёрдо, если за ними становятся гласные-^, У, О, Ы, Э (МА). а когда за согласными буквами становятся гласные-Я, Е, Ё, Ю, ^(которые смягчают все согласные буквы), то они сразу становятся мягкими и стоят чуть согнувшись, наклонив голову, опустив плечи (Мф.Работа по словообразованию, по изменению слов и превращению одного слова в другое путём замены или добавления букв к имеющемуся слову проводится мной на протяжении всего учебного года. Для этого использую такие игры: «Найди пару», «Составь пары», «Составь пары из картинок» и т.д. Я знакомлю детей со всеми буквами алфавита. Благодаря тому, что в процессе занятия различные виды работы многократно сменяют друг друга, интерес и внимание детей к занятию не ослабевает до конца.

Большое значение придаю насыщенности упражнений на занятии, большому охвату детей. С этой целью так организую работу на занятии, чтобы несколько детей одновременно выполняли разные задания. Это увеличивает количество упражнений и способствует более прочному усвоению материала. Одновременное выполнение несколькими детьми разных заданий является новой формой работы на занятиях с детьми дошкольного возраста. Покажу это на примере. Дети познакомились с новым звуком и буквой. Один ребёнок получает задание дать полную характеристику этому звуку, другому же в это время даётся задание-найти соответствующую букву в большой кассе, третьему-выложить эту букву из палочек. При использовании такой формы работы каждый ребёнок активно трудится, логически мыслит и не только слушает, выделяет, определяет место звука в слоге и слове на слух,но и воспринимается это слово и все входящие в него буквы зрительно, соотнося их со звуками, тренируется в их написании. Логопед получает возможность проверить одновременно нескольких детей.

Затем проводится работа по делению слов на слоги. Для этого применяю разные игровые приёмы: хлопаем, топаем, прыгаем, шагаем, а после простого переходим к более сложному, начинаем играть в игры: «Цветочный магазин», «Поезд», «Найди у меня ошибку», «У кого дорожка длиннее?», «Подбери слово к схеме».На следующем этапе ведётся работа по формированию лексико-грамматических конструкций предложений. Приёмы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу- от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагают составлять предложения по набору слов или по опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Созданию оживлённой и творческой обстановки способствуют задания, в которых в «нескладушках-неладушках» нужно исправить смысловые ошибки, намеренно допущенные логопедом. После составления предложения нужно приступить к анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях, даются задания, в которых дети исправляют ошибки логопеда. Для более прочного и образного запоминания буквы используется приём, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурках, наложенных друг на друга. Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, и таким образом, чтобы у детей формировалось осознанное восприятие составляемых и прочитываемых слогов и слов. Кроме того, составляются и прочитываются слова из известных «рассыпанных» букв или слогов. Более сложные задания для детей- кроссворды, ребусы и игры типа «Поле чудес».

Решение задачи-научить детей писать печатным шрифтом изучаемую букву-осуществляется в основном при выполнении домашних заданий.

В результате такой работы дисграфия у наших выпускников исключается.

На заключительной стадии занятия подводятся итоги, т.е. определяется его результативность. Здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: «Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами». Обязательное условие-передача положительных эмоций. В неменьшей степени важно узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: «Что вам понравилось в нашем занятии?». В заключительном «аккорде» занятия должна звучать положительная оценка и уверенность, что завтра получится еще лучше. Важно закончить занятие так, чтобы дети ждали следующей встречи с логопедом. Но главное, о чём необходимо помнить,-занятие от начала до конца должно быть добрым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад На тему: «Использование игровых Приемов при обучении детей по ФЭМП»

Доклад  На тему: «Использование игровыхПриемов при обучении детей по ФЭМП»...

Отчет по самообразованию на тему: «Использование игровых приемов при ФЭМП дошкольников» за 2017-2018 г.

Отчет по самообразованиюна тему:«Использование игровых приемов при ФЭМП дошкольников»за 2017-2018 г....

Консультация на тему: " Использование игровых приемов при обучении грамоте»

В консультации размещен опыт работы по использованию игровых приемов при обучении грамоте старших дошкольников...

Консультация для родителей «Использование дидактических игр, игровых методов и приемов в обучении дошкольников грамоте»

Вашим детям скоро в школу, и вы хотите как можно лучше подготовить их к этому? Что же, к вашим услугам большое количество методов, которые позволят успешно справиться с этой задачей. Если ребенок буде...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...