Звуки [м], [м’] Буквы М, м
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 67»
156008 Российская Федерация, город Кострома, улица Шагова,207.
Тел. (4942) 42-73-33
Конспект занятия по обучению грамоте
Звуки [м], [м’]
Буквы М, м
Разработала и провела 25.10.17:
учитель-логопед
Киселькова Татьяна Сергеевна
Кострома 2017
Задачи:
закрепить артикуляционную и акустическую характеристику звуков [м], [м’];
познакомить с графическим обозначением звуков [м], [м’];
сформировать умение читать обратный и прямой слог;
обучать звуко-буквенному анализу;
обучать чтению слов и предложений по схеме, продолжать учить правилам написания предложения;
развивать интонационную выразительность речи, зрительное восприятие, пространственную ориентировку.
Оборудование и материалы:
зеркала, схема анализа звука, пособие для чтения, картинки: мальчики, играющие с мячом; мама моет сына; чудесный мешочек, листья с написанными на них слогами.
Деятельность логопеда | Деятельность детей | |||||||
Цель: организация детей. | 1 часть – организационная. | |||||||
Создание образовательной ситуации, мотивация детей (2 мин.) Игра «Чудесный мешочек» | - Здравствуйте ребята. В «Чудесном мешочке» предметы: матрешка, мухомор, мышка, медведь, муравей, мяч, мандарин, морковь, помидор… - Какие звуки встречаются в этих словах? | - Здравствуйте! Дети достают предметы из мешочка и называют. - [м] или [м’]. | ||||||
Формулирование цели (0.5 мин.) | - Сегодня на занятии мы познакомимся с новой буквой. | |||||||
Цель: приобретение новых знаний; закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми ранее. | 2 часть – основная | |||||||
Характеристика звука артикуляционная и акустическая (3 мин.) | - Произнесите эти звуки и понаблюдайте за артикуляцией в зеркале. - Звуки [м] и [м’] какие? | Дети наблюдают за артикуляцией в зеркале. Дети по схеме делают анализ артикуляции и характеризуют звуки.. - Воздуху мешают выходить изо рта губы, воздух выходит через нос. - Звук [М] – согласный, твердый, обозначается синим кружком. - Звук [М’] – согласный, мягкий, обозначается зеленым кружком. | ||||||
Задание «Разложи слог на ладошках». (2 мин.) | - Когда гласный звук встречается с согласным, то получается слог. Поиграем в игру: «Разложи слог на ладошках». Руки в замке, логопед называет слоги: ам, им, мо, ми… | Ребенок анализирует слог: ам — [а], [м]; ма — [м], [а], размыкая замок и «укладывая» звуки на ладошки. | ||||||
Знакомство с буквами М, м. (3 мин.) | - Звуки [м] и [м’] на письме обозначаются буквой М. Палочка и палочка, между ними галочка, И понятно сразу всем – получилась буква М. - Буква М – заглавная, большая, буква м – маленькая или строчная. — Сколько элементов у буквы М? Какие это элементы? Чем буквы похожи? Чем отличаются? Нарисуйте букву М правой рукой, носом. Т.к. буква М обозначает согласные звуки мы поселим ее в синий вагон. | - У буквы М две вертикальные палочки и две наклонные. Буквы похожи формой, а отличаются размером. Дети выполняют. | ||||||
Чтение слогов, придумывание слов. (3 мин.) | - «Подружите» букву М с гласными буквами, получатся слоги. На листочках написаны слоги. - Придумайте слово на слог МА, МО, МУ, МИ. | Дети читают слоги по пособию вместе. Дети подбирают листики с «земли» и читают слоги. Дети придумывают слова. | ||||||
Фонетическая ритмика. (2 мин.) | Логопед показывает движения и произносит слоги. | Дети выполняют движения и произносят слоги. | ||||||
Чтение слов и объяснение их значения. (3 мин.) | Дети читают слова: УМ, МЫ, Э-МУ, МА-МА. | УМ - способность думать, способность находить решение жизненных задач, Противоположность ума – глупость. МЫ – это несколько человек. ЭМУ – это страус. МАМА – самый любимый, родной человек | ||||||
Развитие интонационной выразительности речи. (2 мин.) | Каждый день и каждый час мы твердим упрямо: Нет на свете никого лучше нашей... (мамы). Разделите слово мама на слоги. Назовите первый слог, второй. Сколько гласных в слове. Разные слоги или одинаковые. Мама! Мама... Мама? Мама. | - МА – МА. В слове мама два слога, два гласных, они одинаковые. Руки подняты. Руки слегка разведены в стороны. На лице выражение растерянности. Руки опущены вниз. Подняв плечи, руки развести в стороны Руки перед грудью. | ||||||
Составление предложений по схеме. (2 мин.) | — Найдите картинку, где изображены мальчики, играющие с мячом. Прочитайте слово под картинкой (Мы.) Это первое слово в предложении. Оно всегда пишется с большой буквы. Подберите второе слово. Прочитайте все предложение. (Логопед обращает внимание на интонационную законченность предложения.) - Найдите следующее предложение. Прочитайте первое слово. С какой буквы оно написано? Сколько всего слов в предложении? Рассмотрите картинку и закончите предложение. | Дети читают, составляют предложения. Мы играем. Мама моет сына. | ||||||
Цель: Подведение итогов. Педагогическая оценка результатов деятельности детей, переход к самостоятельной игровой деятельности. | 3 часть - заключительная | |||||||
(1 мин.) | — Какую букву мы сегодня изучали? В каком вагоне она едет? Почему? - Сегодня вечером с воспитателями выложите буквы М из фасоли, гороха по контуру. | Ответы детей. Характеристика звуков. |
УМ МЫ
Э-МУ
МА-МА
Мама!
Мама…
Мама?
Мама.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...