Дифференциация Р-Л
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КОСТРОМЫ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 67»
156008 Российская Федерация, город Кострома, улица Шагова,207.
Тел. (4942) 42-73-33
Конспект занятия по обучению грамоте
Дифференциация
звуков [р], [р’] - [л], [л’], букв Р - Л
Разработала и провела: 21.03.16
учитель-логопед
Киселькова Татьяна Сергеевна
Кострома 2016
Цель: учить дифференцировать звуки [р], [р’] - [л], [л’] на слух и в произношении.
Задачи:
- учить дифференцировать буквы Р – Л при чтении и на письме;
- упражнять в изменении существительных и прилагательных по падежам;
- закреплять умение пользоваться вводными словами: я думаю, наверное, по моему мнению..
- развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;
- развивать навыки самоконтроля за правильным произношением;
- развивать диалогическую форму речи;
- развивать познавательные процессы, общую моторику;
- воспитывать чувство товарищества.
Методы и приёмы:
- Словестный (объяснение, указание, поощрение)
- Наглядный (картинки, карта)
- Игровой (игра «Самолет-ракета», игра «Путешествие»)
- Практический (показ действий, письмо букв, чтение)
Материалы и оборудование:
- Картинки ракеты и самолета (большие и маленькие)
- Схема анализа звуков
- Карта России
- Изображения героев сказок
- Простые карандаши, раздаточный материал для чтения
- Ребус
Деятельность логопеда | Деятельность детей | ||||
Цель: организация детей. | 1 часть – организационная. | ||||
Создание образовательной ситуации, мотивация детей (1 мин.) Игра «Ракета – Самолет» | Логопед показывает большую ракету, дети произносят: р-р-р…, вращательные движения руками перед грудью, маленькую – рь-рь-рь…, большой самолет – л-л-л…, руки в стороны, как крылья самолета, маленький самолет – ль-ль-ль… | Дети проговаривают звуки: [р], [р’], [л], [л’]. | |||
Формулирование цели (0.5 мин.) | - Сегодня мы будем учиться различать звуки [р], [р’] - [л], [л’]. | ||||
Цель: закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных детьми ранее. | 2 часть – основная | ||||
| - Как гудит большой самолет? Какой это звук? - Как гудит маленький самолет? Какой это звук? - Как работает двигатель большой ракеты? Какой это звук? - Как работает двигатель маленькой ракеты? Какой это звук? - Чем похожи и чем отличаются звуки? - Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются буквой Р. Звуки [л] и [л’] на письме обозначаются буквой Л. - В какой стране мы живем? Наша стана очень большая, чтобы ее увидеть нужно много времени. Если мы полетим на ракете, то увидим реки, леса, города? А на самолете? - Решили, летим на самолете. Сели в кресла, пристегнули ремни, летим. Путешествуем с друзьями над таежными лесами, Пролетая над лесами мы сыграем в «Эхо». Слоги дружно повторим, чисто без помехи. ЛА – РА – РА – ЛА РО – ЛО – РО – ЛО РУ – ЛО – РУ – ЛО На слог со звуком [р] – хлопок, на слог со звуком [л] – удар ладонями по столу. Пролетаем мы с друзьями над большими городами. - В городе карнавал. Пришли герои сказок, в имени которых есть звуки [л], [л’], [р], [р’].. Кто из них пойдет по улице Р, а кто по улице Л? Какие герои останутся на площади Р – Л? Пролетаем мы с друзьями над высокими горами… - На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое новое слово получится? - На второй горе в словах есть буквы Р и Л. Произнесите каждое слово отчетливо 3 раза. - На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова? Пролетаем мы с друзьями над широкою рекой… - Какая река протекает в нашем городе? - Закончите предложения словами «широкая река Волга». Видим… Видим берега … Мы наблюдаем за … Мы подлетаем к … Мы расскажем маме о … | - [л] – согласный, звонкий, твердый. - [л’] - согласный, звонкий, мягкий. - [р] – согласный, звонкий, твердый. - [р’] - согласный, звонкий, мягкий. - Оба согласные, звонкие, могут быть твердые и мягкие. При произнесении звуков [л], [л’] – кончик языка упирается в верхние зубы, а при произнесении звуков [р], [р’] кончик языка вибрирует за верхними зубами. Дети находят буквы в настенной азбуке («поезде»). Рисуют в воздухе буквы пальцем глазами, носом. Дети рассуждают. ЛА – РА – РА – ЛА РО – ЛО – РО – ЛО РУ – ЛО – РУ – ЛО Дети расставляют героев сказок. - Я думаю, что Буратино пойдет по улице Р. Дети выполняют задания. - Река Волга. широкую реку Волгу широкой реки Волги. широкой рекой Волгой широкой реке Волге широкой реке Волге | |||
Цель: Подведение итогов. Педагогическая оценка результатов деятельности детей, переход к самостоятельной игровой деятельности. | 3 часть - заключительная | ||||
(1 мин.) | Славно мы летали с вами над лесами, городами, Над горами, над рекой… И вернулись мы домой. - Над входом в детский сад нас ожидает ребус. Отгадайте его. - Когда говорят БРАВО? - Вы хорошо потрудились, научились различать звуки, браво! | - Браво. |
Путешествуем с друзьями над таежными лесами,
Пролетая над лесами мы сыграем в «Эхо».
Слоги дружно повторим, чисто без помехи.
ЛА – РА – РА – ЛА
РО – ЛО – РО – ЛО
РУ – ЛО – РУ – ЛО
Пролетаем мы с друзьями над большими городами.
Пролетаем мы с друзьями над высокими горами…
- На первой горе прочитайте слова и замените букву Л на Р. Какое новое слово получится?
- На второй горе в словах есть буквы Р и Л. Произнесите каждое слово отчетливо 3 раза.
- На третьей горе в словах пропущены буквы Р и Л. Вставьте их в слова. Какие это слова?
Пролетаем мы с друзьями над широкою рекой…
- Какая река протекает в нашем городе?
- Закончите предложения словами «широкая река Волга».
Видим…
Видим берега …
Мы наблюдаем за …
Мы подлетаем к …
Мы расскажем маме о …
Славно мы летали с вами над лесами, городами,
Над горами, над рекой…
И вернулись мы домой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».
Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....
Презентация "Дифференциация звуков К-Г"
В данной презентации показаны все этапы работы по дифферециации звуков "К"-"Г"....
дифференциация звуков Л-ЛЬ
презентация с материалом для дифференциации звуков Л-ЛЬ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитие речи III уровня...
"Полёт на звездолёте". Конспект занятия в подготовительной группе (ОНР) на дифференциацию звуков "с" - "з"
Цели занятия:1. Различение и правильное произнесение звуков "с" - "з". 2. Закрепление навыка чтения слов. 3. Повторение считалок, скороговорок. 4. Развитие фонематического слуха. 5. Развитие памяти, в...
Дифференциация звуков "с"- "ш"
Данная презентация предназначена для учителей- логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Презентация представляет собой разработку занятия по дифференциации звуков "с"- "ш". Занят...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...
Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».
Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...