Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Л
методическая разработка по логопедии
Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_na_l.docx | 16.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л
1. «Наказать непослушный язычок»
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя… Удерживать широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти.
Внимание! 1.Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. 2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух. Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке направленной воздушной струи.
2. «Вкусное варенье». (Чашечка)
Цель. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Внимание! 1.Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх - она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). 2.Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. 3.Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению "Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным, нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
3. «Пароход гудит»
Цель. Вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).
Внимание! Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к небу.
4. «Индюк» производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не пос лышится бл-бл (как индюк болбочет).
Внимание! 1.Следить, чтобы язык был широк им и не сужался. 2.Чтобы движения языком были вперед-назад, а не из стороны в сторону. 3.Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала
5. «Качели»
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.
Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.
6. «Лошадка» (Пощелкаем язычком)
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание! 1.Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. 2.Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык. 3.Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. «Лошадка едет тихо»
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при произнесении звука л.
Описание. Ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание! 1.Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет только язык. 2.Кончик языка не должен загибаться внутрь. 3.Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
8. «Дует ветерок»
Цель. Вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
9. Описание правильной артикуляции звук Л
При произнесении звука Л:
- зубы не сжаты, между ними — небольшое расстояние;
- кончик языка — в тонусе, касается десен у верхних резцов, в середине и по бокам язык опущен, а у основания слегка приподнят;
- воздушная струя проходит между языком и щеками с обеих сторон;
- голосовые связки создают звучание голоса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука Р
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артику...
Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука Л
Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артику...
Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука С
Комплекс упражнений для правильного произнесения звука С...
Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Ш
Комплекс упражнений для правильного роизнесения звука Ш...
Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Р
Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Р...
Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»
Применение игровой терапии при выполнении артикуляционной гимнастики с детьми....
Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л]
Комплекс артикуляционной гимнастики поможет подготовить язык ребенка для постановки звука Л, укрепит мышцы языка....