Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Ш
методическая разработка по логопедии

Лаптева Елена Михайловна

Комплекс упражнений для правильного роизнесения звука Ш

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_na_sh.docx16.2 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс упражнений для правильного произнесение звука Ш

  1. Улыбнуться (без напряжения) закрытым ртом.
  2. «Заборчик». 

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать губы в таком положении под счёт от 1 до 10 (Следите, чтобы при улыбке ребёнок не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю губу).

  1.  «Наказать непослушный язычок».

Цель. Выработать умение расслаблять мышцы языка. Удерживать его широким и распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя – пя – пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти – десяти.

Обратить внимание! 1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта. 3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Проконтролировать это можно так: поднести ватку ко рту ребёнка, если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.

  1.  «Сделать язык широким».

Цель. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном положении.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от одного до пяти – десяти.

Обратить внимание! 1.Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта.

  1.   «Приклей конфетку».

Цель. Укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх.

Описание. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

Обратить внимание! 1. Работает только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. 2. Рот открывать не шире, чем на 1,5 – 2 см. 3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). 4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.

6.  «Грибок».

Цель. Выработать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей полостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – ножку.)

Обратить внимание! 1.Чтобы губы были в положении улыбки.2. Боковые края должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться.

7.  «Кто дальше загонит мяч?»  

Цель. Выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.

Обратить внимание! 1. Нельзя надувать щёки.

8.  «Вкусное варенье».

Цель. Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Обратить внимание! 1. Работает только язык, а нижняя челюсть не помогает – она должна быть неподвижной.2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

9.  «Фокус».

Цель. Выработка подъёма языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда ватка полетит вверх.

10. Описание правильной артикуляции звук Ш.

При произнесении звука Ш:

- губы округляются и выдвигаются слегка вперед;

-зубки сближаются, оставляя небольшую щель (заборчик);

зык принимает форму чашечки, его кончик приподнимается к передней части неба, но не прижимается к нему;

ока язычка прикасаются к зубам;

вук Ш образуется в потоке воздушной струи, пускаемой по средней части языка;

олос в артикуляции участия не принимает, поскольку Ш глухой;

ля произношения звонкого звука Ж язык занимает такое же положение, но необходимо участие голосовых связок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука Р

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артику...

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука Л

Многих родителей волнует проблема правильного произношения звуков речи ребенка. Для того, чтобы детская речь была внятной, четкой и понятной другим людям, необходимо работать над развитием мышц артику...

Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука С

Комплекс упражнений для правильного произнесения звука С...

Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Л

Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Л...

Артикуляционная гимнастика для правильного произнесения звука Р

Комплекс упражнений для правильного произнесения звука Р...

Мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика – основа правильного произношения звуков»

Применение игровой терапии при выполнении  артикуляционной гимнастики с детьми....

Комплекс артикуляционной гимнастики для правильной артикуляции звука [Л]

Комплекс артикуляционной гимнастики поможет подготовить язык ребенка для постановки звука Л, укрепит мышцы языка....